Осматривая пополудни окружности Тюгошкана, при знаменитых кладбищах, встретили мы киргизское воспоминание их умершему батырю, которое сопровождаемо было некоторыми увеселениями.
Обыкновение киргизцев воздавать почести умершим героям описано уже выше при Чидеркаткане августа 5-го числа и при перекочевке их 11-го дня, но здесь особенно еще заметить должно и о поминках, которые принадлежат к числу главных народных обрядов.
Киргизцы по смерти знаменитого какого-либо батыря, или героя, или родоначальника целым родом назначают время к его воспоминанию, и сие определение, переходя изустно от отца к сыну, постепенно исполняется завсегда с большою точностью, а чрез сие сохраняется в народе о героях тех память и история их времен.
Виденные нами здесь поминки состояли в следующем. Многие из почетных киргизцев его рода и приглашенные из других были уже собравшимися около могилы славного Джанбей-батыря (Батырь сей, известный по его достоинствам и силе в киргизцах, описан и в «Оренбургской истории» на странице 429), так что стечение сие простиралось до 300 человек, иногда же бывает оное и более тысячи.
Начальник семьи, происходящий в прямом колене от покойника, доставил сюда некоторое количество скота, из которого и приуготовляли для угощения общества пищу; особенно же убитая белая лошадь в честь покойника была варена пред его могилой, чем совершалась жертва их. Волхвы в сие время производили их беснования, вызывая тень умершего к посещению празднества их; потом, после исступления, вылив на могилу кровь, выпущенную из жертвенной лошади, подавали знак, что герой внимает просьбе их.
Не упустили некоторые из киргизцев с чебызгою (Инструмент сей похож на деревенский рожок длиною до 3 футов; будучи составлен из двух выжелобленных половин, перевивается камышом; широкий конец его прикладывают они к зубам и дуют прямо в отверстие. Играют они всегда печальные песни высокими тонами, которые и составляли бы довольно приятную гармонию, но, будучи сопровождаемы всегда октавным припевом гортанью играющего, делают оную отвратительною. Разность тонов происходит от перевирания пальцами по находящимся шести отверстиям в боку, а выигрываемые песни состоят из описания дел всегда их героя) выхвалить в песнях и все отменные подвиги его, что прочие киргизцы выслушивали с великим благоговением.
Иные из приехавших гостей упражнялись в скачке, другие – в борьбе, иные же – в стрелянии из луков в цель, где присообщались и женщины, а наипаче девки. Всякий победитель получал от потомков покойного соразмерную награду, состоявшую в различном скоте и прочих вещах, судя по отличиям.
Когда же кушанье было приуготовлено и игры кончились, то последовал общественный сытный обед, продолжавшийся до полуночи. При сем случае киргизцы и начальники разных родов имели советы о народных делах и в обидах друг против друга делали взаимные разделы и удовлетворения, так что съезд сей, как и подобные ему обращаются в общественные суждения, каковых без того никогда бы у киргизцев не было.
Приятно бы было смотреть на все сии их увеселения, ежели бы невоздержанность их не доводила иногда до дерзостных поступков.
Могила Джанбей-батыря находилась на левом берегу реки Иргиза; она обнесена четвероугольною, из серого песчаного камня, стеною, сажени в три с половиною в поперечнике и до полутора сажени вышины; на углах поставлены небольшие глиняные башенки, а в средине возвышался конусный земляной бугор, на коем лежат набросанные кварцевые, известковые и другие каменья; в стене с южной стороны сделано небольшое отверстие, в коем лежали лоскутки и некоторая посуда; с севера же растет высокое тополевое дерево, осеняющее весь бок могилы, что видно и в прилагаем на карте, под литерою G, виду.
Разные виды могил
Прочие находящиеся здесь могилы (ибо киргизцы имеют обыкновение древних похоронять покойников своих у главных кладбищ) также обнесены оградами различных фигур из песчаного камня, глины и дерна; некоторые же складены были из жженых и простых кирпичей (Кирпичи сии наших гораздо были длиннее и шире, но тоньше). Иные, представляли из них род пирамид, холмов и кучи каменьев.
По всем могилам лежали лоскутки, кои киргизцы в проезд их мимо, а особливо однородцы отрезывают от своих платьев и оставляют на оных, как жертву их почтения; нарочито приносят посуду и некоторые вещи от лошадиной сбруи, а наипаче части лошадиных хвостов и грив для сохранения по их суеверию скота от падения.
С северной стороны, куда обращаются покойники головою, воткнуты были колья, копья, небольшие значки и другое оружие или находилось внутрь отверстие для приносимой новой жертвы.
Могилы знаменитых людей особенно обсаживаются деревьями, привозимыми из дальних мест, и ежели оное где принимается, то похороненного в той могиле почитают уже святым (Сие предпочтение происходит может быть от того, что древесная тень в голых и жарких степях сих будучи для киргизцев приятною и делая влияние на их чувства, вкореняет в них оное, а чрез то и служит началом ко мнению о святости героя; посему как могилы, так и деревья потомками тщательно сохраняются, ибо нередко доставляют они им преимущество пред прочими).
Дата: 2018-12-28, просмотров: 253.