В 6 часов и 15 минут, сняв лагерь, опять с недостатком в верблюдах отправились далее.
Южная часть горы Кулакачи соединяется с бугристыми песками Яркумак, кои остались у нас также в правой руке вместе с длиною глинистою гороюУлубика, а за нею простирающиеся пески соединяются уже с песками Барсуки.
Отсюда, с пути нашего в правой стороне, видны были верстах в 80, горы под названием Гусиные камни. Они, состоя все из огромных и отрывистых скал, по отдаленности таковой от нас казались быть очень высокими. Около них в летнее время кочуют чиклинцы, чрез коих проходит прямой путь из Оренбурга в Бухарию; между же скалами водятся в большом количестве особливого рода гуси, имеющие серые перья, и кои называются по-киргизски кубан.
Пройдя пополудни 8 верст, в 8 часов на берегу реки Иргиза остановясь, имели лагерь неподалеку от аула одного из почетных вожаков наших бия Дюнанчи, оказавшего в пути большее к нам усердие.
Здесь река Иргиз имеет мелкое течение в песчаных берегах, возвышающихся над водою до 2 сажен.
Со стана сего возвратились от нас многие киргизцы, бывшие с верблюдами из Каракубекова аула, сделав при оном в лагере нашем многие шалости и, между прочим, один из них в глазах всех нас, схватив у сотника казачьего кафтан и уехав, скрылся за горами. Хотя после того в удовлетворение жалобы нашей Каракубек и посылал от себя для возвращения украденного, но не получа ничего, поехал сам и отнял своею силою.
Каракубек сам провожал нас до сего места, чем более за нами следовал, тем сильнее увеличивалось в нем желание иметь обещанное ему седло; когда же оное дано ему было, то он, не удовольствуясь еще тем, просил и узды, но не получа последнего, без всякого тогда уехал в свои аулы. Сие служить может ясным примером сильного корыстолюбия и неблагодарности всех почти киргизцев.
Назначенные от Каракубека люди для препровождения, начинали уже собираться, а султан Ширгази, предоставшись в аулах своих для собрания от киргизцев скота к удовлетворению бухарцев, дал обещание быть прямо в Бухарии.
Комментарии
30. Тауке (Тявка) (не позднее 30-х гг. XVII – начало 1715) – старший казахский хан (1680-1715), сын хана Жангира, внук хана Есыма. Согласно народным преданиям казахов, получил ханский титул за совершенные им «геройские подвиги» на поле брани в ходе военных походов против джунгар, кыргызов и каракалпаков, а также за проявленное искусство примирять спорящих и пленять сердца даром красноречия. Однако в дальнейшем свое многолетнее и относительно благополучное пребывание на ханском престоле он обеспечивал не только, и даже не столько, за счет военной силы, а главным образом благодаря природному уму и дипломатическим способностям, удачно сочетавшимся в его характере с солидными практическими познаниями в области народных традиций, обычного права и специфики судопроизводства казахов, а также с большим личным опытом разрешения межродовых споров и навыками ораторского искусства. Но, несмотря на эти очевидные личные достоинства, Тауке, как следует из тех же казахских преданий, «не имел полной власти над народом своим» и в своей практической деятельности был ограничен постановлениями ханского совета и съезда народных представителей и знатных биев. С именем Тауке устная народная традиция связывает объединение семи малочисленных и слабых родов Младшего жуза в одно поколение жетыру, а уаков и кереев Среднего жуза – в одно племя уак-керей. В исторических преданиях казахов утверждается, что эти новации позволили повысить боеспособность казахского ополчения, учитывая, что только крупные племена и роды могли поставлять сильные и хорошо вооруженные отряды на борьбу с неприятелем.
Кроме того, согласно народной версии, по инициативе Тауке для устранения межгрупповых разногласий и конфликтов по поводу земли и воды, советом биев и старейшин будто бы были более четко распределены места кочевания родов и племен, упорядочено использование родовых тамг внутри родоплеменных подразделений, осуществлены ревизия и частичная кодификация исторически сложившихся в казахском обществе норм обычного права.
Все известные сегодня устные предания казахского народа, относящиеся ко времени правления Тауке, единодушно констатируют усиление роли степного законодательства в практике регулирования социальных отношений у казахского населения в первой четверти XVIII в. Между тем историкам известен только один законодательный памятник казахского общества дореволюционной эпохи – «Жеты жаргы», или «Семь установлений». Совокупность правовых обычаев и норм, зафиксированных в «Жеты жаргы», предстает в народных преданиях как законодательная инициатива Тауке-хана и его ближайшего окружения.
В некоторых из них излагается версия о том, что хан Тауке будто бы опирался в своей политической деятельности на нескольких влиятельных биев: в Старшем жузе – Толе-бия (Тюля) Алибекулы (1663-1756) из рода жаныс племени дулат; в Среднем жузе – бия Казыбека (Казбек) Кельдибекулы (1667-1763) из рода каракесек племени аргын; в Младшем жузе – алимулинца Айтеке-бия (Итка) Байбекулы (1682-1766), внука знаменитого самаркандского эмира Жалантос-батыра и т.д. Согласно этим историческим преданиям казахов, ежегодно осенью самые авторитетные представители трех жузов собирались на один-два месяца для совещания возле ставки хана Тауке на холме Культобе, расположенном на левом берегу р. Ангрен в 40 верстах от г. Ташкента. Но политическое лидерство принадлежало в тот период хану Тауке, занимавшему наиболее высокое социальное положение в кочевом обществе и выполнявшему роль официального патрона-протектора по отношению к другим казахским ханам и султанам.
Приблизительно с начала 90-х гг. XVII в. он имел в Степи номинальный статус старшего казахского хана. Вел многолетнюю упорную борьбу с джунгарами. Наладил относительно регулярные посольские связи с Россией. Умер в начале 1715 г. в Туркестане и там похоронен. Из его детей известны двое – ханы Болат и Семеке (Ерофеева И. В. Казахские ханы и ханские династии в XVIII – середине XIX вв. С. 74, 102-103; Султанов Т. И. Поднятые на белой кошме. Потомки Чинигиз-хана. Алматы, 2001. С. 225-247).
31. Абулхаир (ок. 1680-1748) – хан Младшего жуза, а приблизительно с 1719 г. – старший хан казахов. Был средним сыном султана Кажи, кочевавшего в Северо-Восточном Приаралье и на северо-западе Казахстана. Рано остался без родителей и при неизвестных обстоятельствах попал в плен к хану волжских калмыков Аюке, в ставке которого провел несколько лет, а затем возвратился в западноказахстанские степи. Согласно народным преданиям казахов, смог возвыситься в Младшем жузе благодаря поддержке авторитетного и влиятельного в Степи казахского батыра Джанибека Кошкарулы, сохранившего свою глубокую преданность Абулхаиру до конца жизни.
В 1709 г. по призыву башкирских повстанцев откочевал в Восточную Башкирию, где по инициативе их предводителя знатного башкирского тархана Алдара Исянгельдина был провозглашен башкирским ханом. В начале 1710 г. вследствие военного наступления джунгар на южные кочевья казахов Абулхаир спешно покинул Башкирию и прибыл в приаральские степи, где в том же году на курултае народных представителей и знати Младшего и Среднего жузов в Каракумах был избран ханом Младшего жуза. В течение восьми лет он почти постоянно кочевал на северо-западе Казахстана, а после смерти хана Каипа в конце 1718 г., заслужив статус старшего казахского хана, стал проживать в г. Туркестане.
С самых первых месяцев трагической ойрато-казахской войны 1723-1730 гг. Абулхаир фактически возглавил народное сопротивление, направленное против завоевателей. В результате на состоявшемся в местности Ордабасы в 1726 г. объединительном съезде командиров ополченских отрядов казахские ханы, султаны и батыры избрали его главнокомандующим объединенным народным ополчением казахов трех жузов. В последующие годы казахи под верховным командованием Абулхаира одержали крупные победы над войсками джунгар в сражении при р. Буланты (1727 г.) и Анракайской битве на юго-восточном побережье озера Балхаш (конец 1729 – начало 1730 г.).
Весной 1730 г. при получении известий о внезапном вторжении воинских дружин башкирских батыров в северные кочевья Младшего и Среднего жузов ханы Абулхаир и Семеке в срочном порядке заключили перемирие с джунгарским ханом Галдан-Цэреном, который сам был остро заинтересован в этом мире в связи с началом на южных границах Джунгарии очередной ойрато-цинской войной (1729-1734).
В мае 1730 г. на собрании народных представителей Младшего и Среднего жузов в летней ставке Абулхаира казахские старшины приняли о заключении мирного договора с царским правительством с целью прекращения набегов волжских калмыков и башкир на пограничные кочевья казахских родов и предоставления казахам право беспрепятственного кочевания по берегам Яика и Тобола. Выполнение этой дипломатической миссии старшины поручили непосредственно хану Абулхаиру, «присоветовав» ему отправить специальных посланников в Уфу с официальным письмом о мире на имя русской императрицы.
Однако по совету своего старого сподвижника башкирского тархана Алдара Исянгельдина Абулхаир решил в нарушение постановления майского съезда представителей двух жузов просить русскую императрицу не о заключении мирного договора с Россией, а о принятии казахов в российское подданство. Тем самым он рассчитывал побудить царское правительство разрешить спорные вопросы, возникшие между башкирами и казахами по поводу использования водных источников и пастбищ в бассейнах рек Яика и Тобола, содействовать казахским ханам и султанам в возвращении под их контроль захваченных джунгарами присырдарьинских городов, и в первую очередь г. Туркестана; а также усилить верховную власть в Степи за счет определенных военно-технических, организационных и прочих преобразований. С этой целью в июле 1730 г. Абулхаир отправил в Москву к императрице Анне Иоанновне свое посольство в количестве 11 человек во главе с батыром из рода шекты Младшего жуза Сеиткулом Койдагуловым и бием из племени керей Среднего жуза Котлумбетом Коштаевым. 28 сентября 1730 г. его посольство прибыло к императорскому двору, а 19 февраля 1731 г. императрица Анна Иоанновна подписала две грамоты – Абулхаиру и казахским старшинам, в которых выражала согласие принять казахов в российское подданство на условиях, предложенных ханом.
Для приведения Абулхаира к присяге царское правительство отправило в Степь специальное посольство во главе с переводчиком Коллегии иностранных дел мурза А. И. Тевкелевым, который прибыл в ставку хана Абулхаира, располагавшуюся в урочище Манитюбе на правом берегу р. Иргиз, 5 октября 1731 г. Пять дней спустя, 10 октября 1731 г., на курултае казахской знати и старшин Младшего жуза в обстановке острого противоборства сторон состоялось подписание Абулхаиром присяги на верность российскому престолу. Вместе с ним присяжные листы аналогичного содержания подписали 30 знатных старшин. С этого юридического акта начался длительный и сложный процесс присоединения казахских земель к Российской империи и постепенного утверждения российского колониального присутствия в Казахстане.
15 или 17 августа 1748 г. Абулхаир был убит в местности между реками Улькояк и Тургай в неравной схватке со своим главным политическим противником султаном Среднего жуза Бараком (Ерофеева И. В. Символы казахской государственности. С. 107-114; Ерофеева И. В. Хан Абулхаир: полководец, правитель и политик. Алматы, 1999; Журналы и служебные записки дипломата А. И. Тевкелева по истории и этнографии Казахстана (1731-1759 гг.) // История Казахстана в русских источниках ХVI-ХХ веков. Т. III. 2005. С. 399-401, коммент. 1).
32. Аблай (1711-1780) – султан Среднего жуза, с 1771 г. – хан Среднего и большей части Старшего жузов и одновременно старший хан казахов. Происходил из династической линии султана Жадика.
Детские и отчасти юношеские годы провел в изгнании, лишившись в 13 лет отца, которого убили в междоусобной борьбе соперники. Согласно казахским народным преданиям, Аблай в сопровождении слуги своих родителей Оразак-аталыка бежал в г. Туркестан, но знатные родственники отвергли его, и он вынужден был поступить в услужение к богатым кочевникам: сначала работал пастухом у знатного бия Толе Алибекулы, а затем у Даулеткельды-бая – пастухом, а позднее табунщиком.
Выдвинулся в число военных и политических деятелей в конце 20-х – начале 30-х гг. XVIII в. в ходе наступательных боевых операций казахского ополчения против джунгарских войск. Благодаря своим выдающимся воинским и организаторским способностям Аблай при поддержке некоторых влиятельных батыров и троюродного дяди султана Абулмамбета был избран казахскими старшинами правителем в сильном и многочисленном роде атагай, одном из наиболее крупных подразделений племени аргын. 28 августа 1740 г. принял в Орской крепости российское подданство вместе с ханом Абулмамбетом. Весной 1741 г. во время ойрато-казахской войны убил в одном из первых сражений знатного джунгарского нойона, входившего в состав ближайшего окружения хана Галдан-Цэрена. Несколько недель спустя был захвачен в плен в своих кочевьях наступавшими на Средний жуз, отрядами ойратов. До весны 1743 г. находился в джунгарском плену, освобожден в результате российской дипломатической миссии во главе с майором К. Миллером, направленной осенью 1742 г. из Орска в Джунгарию к Галдан-Цэрену.
В 1743-1752 гг. поддерживал взаимовыгодные дипломатические контакты с правящим джунгарским домом и русскими пограничными властями в Оренбурге и Сибири. В 1752-1755 гг. принимал участие в междоусобных распрях джунгарских князей за ханский престол на стороне мятежных нойонов Даваци и Амурсаны. В 1756-1757 гг. оказывал военную поддержку второму из них в освободительной войне против Цинского Китая, но после поражения и бегства Амурсаны заключил с Цинами мирный договор и в 1757 г. принял наряду с российским китайское подданство. В 1757-1759 гг. установил непосредственные дипломатические контакты с Пекином, положив тем самым начало становлению и развитию прямых казахско-китайских отношений.
В 50-х гг. XVIII в. приобрел большое политическое влияние во многих родах Среднего жуза и частично в Старшем жузе. В 1771 г. в связи со смертью хана Абулмамбета был официально избран ханом старшинами многих казахских родов в г. Туркестане, в мечети Ходжа Ахмеда Ясави. В 1772 г. получил утверждение в «ханском достоинстве» от цинского императора Хунли, а 2 февраля 1776 г. через капитана Матвея Брехова, обратился к русскому правительству с прошением об официальном признании за ним титула главного казахского хана. Указом императрицы Екатерины II от 24 мая 1778 г. был утвержден только в звании хана Среднего жуза. В 1779 г. совершил удачный военный поход против кыргызов и Кокандского владения, но осенью 1780, возвращаясь из Ферганы, умер по дороге под Ташкентом. Похоронен в г. Туркестане, в мавзолее Ходжа Ахмеда Ясави (Ерофеева И. В. Символы казахской государственности. С. 123-128).
33. Бязь (араб.) – плотная хлопчатобумажная ткань.
34. Суса – персидская шелковая и полушелковая полосатая ткань.
35. Фунт – единица массы в системе русских мер, равная 1/40 пуда, что соответствует 0,453 кг.
36. Тафта (от перс. тафте) – плотная хлопчатобумажная или шелковая ткань с мелкими поперечными рубчиками или узорами на матовом фоне.
37. Марьяны – алые крупные смолистые бусы.
38. Королек – коралловый шарик.
39. Камлот – суровая шерстяная ткань.
40. Бердо – принадлежность ткацкого станка, род гребня, для прибоя утока, для чего каждая нить основы продевается в зубья берда.
41. Букенбай (Буканбай) Караулы (последняя треть XVII в. – 1741/1742) – казахский батыр, полководец, один из организаторов всенародного сопротивления казахов агрессии Джунгарского ханства. Происходил из рода табын поколения жетыру Младшего жуза, проживал до середины 20-х гг. XVIII в. преимущественно в Приаральском регионе, а последние 20 лет – на северо-западе Казахстана, в пределах современных Западно-Казахстанской и отчасти Актюбинской областей. С юных лет активно включился в борьбу казахского народа с джунгарами, в ходе которой за непродолжительное время потерял на поле брани четырех старших братьев. За проявленные смелость и мужество уже в молодые годы был удостоен от своих соплеменников почетного звания «батыр», а приблизительно в начале XVIII в. избран старшиной рода табын Младшего жуза. В 1710 г. – участник курултая знатных представителей Младшего и Среднего жузов в Приаральских Каракумах, где выступил с инициативой объединения всех разрозненных казахских отрядов для отпора джунгарам. Избран казахскими старшинами командующим единого общеказахского ополчения, созданного на том же курултае. В течение последующих 20 лет почти беспрерывно воевал с джунгарами вместе с ханом Абулхаиром, где командовал крупными воинскими силами. В 1726 г. принимал активное участие в военных кампаниях ханов Абулхаира и Семеке против волжских калмыков и затем более года (до середины 1728 г.) находился в качестве аманата в ставке наместника Калмыцкого ханства Цэрен-Дондука.
Благодаря успешной полководческой деятельности и незаурядным интеллектуальным способностям приобрел к началу 30-х гг. XVIII в. значительное политическое влияние среди казахов и большую известность за пределами Казахстана. В это время под управлением Букенбая и его ближайших родственников насчитывалось более 7000 семей казахов Младшего жуза. Кроме того, он имел тесные дружественные отношения с некоторыми знатными башкирскими батырами.
Являлся одним из ближайших соратников хана Абулхаира и сознательным сторонником его идеи централизации структур ханской власти в степи, а потому в октябре 1731 г. поддержал инициативу правителя младшего жуза о вступлении казахов под государственный протекторат России. 10 октября 1731 г. первым из казахских старшин официально принял российское подданство и этим решительным поступком побудил группу других казахских родоправителей Младшего жуза последовать своему примеру. Стремился посредством российского подданства добиться беспрепятственного кочевания подвластных ему казахских аулов по берегам Яика и Тобола и получить свободный доступ к крупным рынкам в Среднем Поволжье и Западной Сибири. Эти планы Букенбая в целом осуществились, в результате чего 29 августа 1740 г. он вторично принес присягу в Орской крепости на верность российскому престолу. В знак признания больших заслуг Букенбая в деле сближения Младшего казахского жуза с Россией императрица Анна Иоанновна наградила его в том же году именной саблей с серебряной насечкой.
В 1741 – начале 1742 г. возглавил военный поход дружины казахских джигитов в количестве 500 человек в кочевья мангышлакских туркмен «для взятья полону и отгону скота», где встретил ожесточенное сопротивление и погиб в кровопролитном бою вместе с сотней других воинов Младшего жуза (КРО-1. С. 51-92, 94-97, 99, 156-158, 164, 205, 211; Журналы и служебные записки дипломата А. И. Тевкелева по истории и этнографии Казахстана (1731-1759 гг.). С. 404-406, коммент. 8).
_________________________________________________________
Дата: 2018-12-28, просмотров: 314.