Тенденции и критерии общественного развития
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

3.1. Проблема направленности общественного развития. Социальная и научно-техническая революция: их содержание и последствия.

3.2. Общественный прогресс и его критерии

 

 

Раздел 6. Методические рекомендации преподавателю

Дисциплина «Философия» играет важную мировоззренческую и методологическую роль в системе подготовки специалиста. Она является одной из основополагающих дисциплин базовой части программы бакалавриата. Она преподается студентам первого курса, не имеющим опыта обучения в высших учебных заведениях, поэтому преподаватель, помимо обучения теоретическим основам дисциплины, должен помочь студентам овладеть новыми для них навыками (работа с учебной литературой, конспектирование лекционного материала и первоисточников, оформление докладов на практических занятиях как презентаций).

При проведении первых лекций необходимо обратить особое внимание на доступность материала и темп его изложения (возможность конспектирования), дать рекомендации по организации самостоятельной работы и обеспечить контроль над усвоением пройденного материала. Лекции можно организовать как в традиционной форме, так и в форме лекции-собеседования, лекции-дискуссии. В последнем случае студенты должны получить заранее электронный вариант текста лекции с предлагаемыми для дискуссии вопросами. Возможно проведение лекции-фильма с использованием информационных технологий.

При поведении практических занятий преподаватель должен четко формулировать цель занятия и основные проблемные вопросы. После заслушивания докладов или ответов студентов необходимо подчеркнуть положительные аспекты их работы, обратить внимание на имеющиеся неточности (ошибки), дать рекомендации по подготовке к следующим занятиям. При подведении итогов обсуждения намеченных вопросов преподаватель оценивает каждого выступавшего студента, выделяя наиболее активных.

В целях контроля уровня подготовленности студентов и привития им навыков мыслительной активности по предложенной тематике преподаватель в ходе практических занятий может проводить контрольные работы в форме тестирования.

Практическое занятие может включать в себя элементы индивидуального собеседования. Преподаватель должен осуществлять индивидуальный контроль над работой студентов, давать соответствующие рекомендации, в случае необходимости помочь студенту составить индивидуальный план работы по изучению данной учебной дисциплины.

Серьезное внимание необходимо уделить первому вводному занятию, которое должно раскрыть содержание пяти составных элементов: ознакомительного, организационного, методического, информационного и заключительного.

В ознакомительной части преподаватель представляет себя, свои фамилию, имя и отчество, место основной работы и должность, кратко сообщает об области своей научной деятельности (называет и показывает основные монографии и научные статьи), в каких научных сообществах (академиях, ассоциациях и т.e.) он принимает участие, какой вклад вносит в разработку или совершенствование философии, а также учебных и учебно-методических материалов, что может быть эффективно использовано для преподавания дисциплины. Затем преподаватель знакомится со студентами по заранее подготовленному в деканате поименному списку, со старостами групп.

В организационной части преподаватель доводит до студентов следующее:

a) о тенденциях развития учебной дисциплины и особенностях его изучения;

b) напоминает о необходимости строгого соблюдения установленного в вузе учебного распорядка, правил поведения на занятиях и вне аудиторий, об уважительном отношении к преподавателям и вспомогательному персоналу, о бережном отношении к имуществу академии; 

c) кратко знакомит с основными разделами дисциплины и формами промежуточного и основного контроля знаний по итогам проведенных занятий;

г) сообщает о формах проведения лекционных и практических занятий, об особенностях подготовки студентов к ним, а также о формах отчетности к ним.

В методической части основное внимание преподавателя обращается на:

a) ознакомление студентов с содержанием программы и учебно-методических материалов дисциплины: с примерными вопросами (заданиями) для самостоятельной работы и вопросами для подготовки к экзамену;

b) знакомство студентов с особенностями методического решения учебных задач;

c) обращение внимания студентов на наиболее типичные ошибки, которые совершали их предшественники при работе на практических занятиях (например, при заимствовании материалов для доклада из Интернета), при сдаче экзамена;

г) необходимость повторения тех разделов фундаментальных дисциплин (история, логика, обществознание), знание которых является важным для успешного усвоения курса.

Информационная часть вводного занятия должна содержать сведения:

a) касающиеся обязательной и дополнительной учебной, научной и учебно-методической литературы, информационных баз и периодических изданий, об их наличии в фондах библиотеки академии;

b) об особенностях работы в электронных библиотечных системах;

c) о порядке поиска зарубежных источников информации по дисциплине.

Заключительная часть вводного занятия должна включать:

a) подведение итогов доведенной до студентов информации и дополнительное акцентирование внимания студентов на наиболее важных моментах освоения дисциплины;

b) доведение до студентов домашнего задания на очередное по расписанию занятие;

c) заслушивание и обсуждение пожеланий студентов по формам и структуре проведения лекционных и практических занятий, по применению технических средств обучения, по формам выявления знаний и т.д.

При изложении материала дисциплины преподаватель должен обратить внимание на овладение студентами профессиональным понятийным аппаратом, в связи с чем уделить в течение лекции время для записи новых терминов и их значения. На практических занятиях следует уделить внимание формированию навыков работы с научной литературой по философии. Целесообразно заранее на предшествующем занятии рекомендовать студентам перечень источников, с текстами которых они должны будут ознакомиться самостоятельно и проанализировать по вопросам практического занятия.

В ходе изучения дисциплины возможно применение активных и интерактивных методов обучения: проведение внутри- и межвузовских научных конференций, в том числе с использованием информационных технологий; организация «круглых столов» по проблемам философии конкурсов и др. Данные методы обучения в первую очередь можно применять при проведении практических занятий, в ходе которых, разделив студентов на группы, дать задание подготовить презентацию по определенной теме или использовать ролевые игры для лучшего усвоения пройденного материала. Можно привлечь студентов к составлению новых ситуационных задач по философской проблематике.

Самостоятельная работа заключается в подготовке к практическим занятиям и экзамену.

Дисциплина Философия решает следующие задачи:

1. Усвоение категориального аппарата философии, ознакомление с основополагающими понятиями, терминами и категориями изучаемой дисциплины;

2. Формирование навыков и умений правильного понимания и толкования философских проблем;

3. Развитие представлений о тенденциях и особенностях развития философии в современных условиях;

4. Воспитание учащихся путем формирования у них духовных, нравственных ценностей и патриотических убеждений на основе анализа философских учений, обеспечивших в дальнейшем гарантии защиты права личности на самореализацию в обществе.

Интегрированным результатом изучения курса должно стать приобретение студентами необходимых компетенций.

При этом понятие «компетентность» рассматривается не как сумма знаний, умений и навыков, а как совокупность личных качеств студента (ценностно-смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и способностей), и определяется, как способность решать проблемы, самостоятельно находить ответы на вопросы, возникающие в его повседневной жизни, средствами, предоставляемыми учебным курсом.

Освоение дисциплины предполагает следующие формы работы: лекции, практические занятия, самостоятельная работа студентов.

Отбор материала для лекционных занятий, его организацию рекомендуется производить всоответствии со следующими принципами:

1. содержательные принципы обучения: 

- гражданственности;

- научности;

- воспитывающего обучения;

- фундаментальности и прикладной направленности обучения;

2. организационно-методические принципы обучения:

- преемственности, последовательности и систематичности;

- единства группового и индивидуального обучения;

- соответствия обучения возрастным и индивидуальным особенностям обучаемых;

- сознательности и творческой активности;

- доступности при достаточном уровне трудности;

- наглядности;

- продуктивности и надежности.

На практических занятиях рекомендуется использовать следующие виды работы:

- проблемные семинары;

- тематические семинары;

- практикумы.

Рекомендуется использовать следующие виды самостоятельной работы студентов:

- самостоятельная работа во время основных аудиторных занятий (лекций, практических занятий);

– самостоятельная работа под контролем преподавателя в форме плановых консультаций, творческих контактов и аттестации;

- внеаудиторная самостоятельная работа при выполнении студентом домашних заданий учебного и творческого характера.

Для освоения дисциплины рекомендуется использовать следующие методы обучения: мозговой штурм, решение проблемной ситуации, дискуссия, тренинг, средства обучения: помещения, оборудование, мебель, учебники, раздаточный материал, наглядные пособия, компьютеры, локальные и глобальные компьютерные сети, модели, мультимедийные презентации.

Образовательная технология преподавания дисциплины

Реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков студентов. Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью программы, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин.

Модуль предусматривает сочетание различных образовательных технологий, направленных на лучшее усвоение материала. Классическое лекционное обучение включает в себя обучение с помощью аудиовизуальных технических средств, что позволяет достигать более высоких результатов освоения и запоминания материала.

В модуле реализована личностно ориентированная технология образования, сочетающая два равноправных аспекта этого процесса: обучение и учение. С учетом этого учебные материалы модуля включают информацию нескольких типов:

· информацию, отражающую мировой, постоянно обновляющийся опыт в области философии;

· информацию справочного характера, излагающую факты и связи между ключевыми положениями изучаемой дисциплины и естественно-научными и общепрофессиональными дисциплинами;

· информацию, помогающую самообразованию. Это - имеющиеся в лекционном разделе модуля текстовые пояснения, указания, примечания, комментарии, смысловые таблицы, приложения, облегчающие самостоятельную обработку текста, его понимание.

Деятельностный подход при освоении дисциплиныреализуется через анализ и решение учебных задач, примеры которых приведены в рабочей программе.

Виды образовательных технологий, используемых при преподавании учебной дисциплины:

1.Традиционные образовательные технологии ориентируются наорганизацию образовательного процесса, предполагающую прямую трансляцию знаний от преподавателя к студенту (преимущественно на основе объяснительно-иллюстративных методов обучения). Учебная деятельность студента носит в таких условиях, как правило, репродуктивный характер (например, информационная лекция – последовательное изложение материала в дисциплинарной логике, осуществляемое преимущественно вербальными средствами (монолог преподавателя), практическое занятие – занятие, посвященное освоению конкретных умений и навыков по предложенному алгоритму).

2.Технологии проблемного обучения – организация образовательного процесса, которая предполагает постановку проблемных вопросов, создание учебных проблемных ситуаций для стимулирование активной познавательной деятельности студентов (например, проблемная лекция – изложение материала, предполагающее постановку проблемных и дискуссионных вопросов, освещение различных научных подходов, авторские комментарии, связанные с различными моделями интерпретации изучаемого материала, лекция «вдвоем» (бинарная лекция) – изложение материала в форме диалогического общения двух преподавателей (например, реконструкция диалогапредставителей различных научных школ, «ученого» и «практика» и т.п.), практическое занятие в форме практикума – организация учебной работы, направленная на решение комплексной учебно-познавательной задачи, требующей от студента применения как научно-теоретических знаний, так и практических навыков, практическое занятие на основе кейс-метода («метод кейсов», «кейс-стади») – обучение в контексте моделируемой ситуации, воспроизводящей реальные условия научной, производственной, общественной деятельности. Обучающиеся должны проанализировать ситуацию, разобраться в сути проблем, предложить возможные решения и выбрать лучшее из них. Кейсы базируются на реальном фактическом материале или же приближены к реальной ситуации).

3. Игровые технологии – организация образовательного процесса, основанная на реконструкции моделей поведения в рамках предложенных сценарных условий (например, деловая игра – моделирование различных ситуаций, связанных с выработкой и принятием совместных решений, обсуждением вопросов в режиме «мозгового штурма», реконструкцией функционального взаимодействия в коллективе и т.п.).

4. Технологии проектного обучения – организация образовательного процесса в соответствии с алгоритмом поэтапного решения проблемной задачи или выполнения учебного задания. Проект предполагает совместную учебно-познавательную деятельность группы студентов, направленную на выработку концепции, установление целей и задач, формулировку ожидаемых результатов, определение принципов и методик решения поставленных задач, планирование хода работы, поиск доступных и оптимальных ресурсов, поэтапную реализацию плана работы, презентацию результатов работы, их осмысление и рефлексию.

Основные типы осуществляемых проектов:

Исследовательский проект – структура приближена к формату научного исследования (доказательство актуальности темы, определение научной проблемы, предмета и объекта исследования, целей и задач, методов, источников, выдвижение гипотезы, обобщение результатов, выводы, обозначение новых проблем).

Информационный проект – учебно-познавательная деятельность с ярко выраженной эвристической направленностью (поиск, отбор и систематизация информации о каком-то объекте, ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение для презентации более широкой аудитории).

5. Интерактивные технологии – организация образовательного процесса, которая предполагает активное и нелинейное взаимодействие всех участников, достижение на этой основе личностно значимого для них образовательного результата. Наряду со специализированными технологиями такого рода принцип интерактивности прослеживается в большинстве современных образовательных технологий. Интерактивность подразумевает субъект-субъектные отношения в ходе образовательного процесса и, как следствие, формирование саморазвивающейся информационно-ресурсной среды.

Примеры форм учебных занятий с использованием специализированных интерактивных технологий:

Лекция «обратной связи» – лекция–провокация (изложение материала с заранее запланированными ошибками), лекция-беседа, лекция-дискуссия.

Семинар-дискуссия – коллективное обсуждение какого-либо спорного вопроса, проблемы, выявление мнений в группе.

6.Информационно-коммуникационные образовательные технологии – организация образовательного процесса, основанная на применении специализированных программных сред и технических средств работы с информацией.

Примеры форм учебных занятий с использованием информационно-коммуникационных технологий:

Лекция-визуализация – изложение содержания сопровождается презентацией (демонстрацией учебных материалов, представленных в различных знаковых системах, в т.ч. иллюстративных, графических, аудио- и видеоматериалов).

Практическое занятие в форме презентации – представление результатов проектной или исследовательской деятельности с использованием специализированных программных сред.

При изучении модуля предусмотрены следующие активные формы проведения занятий:

1. Просмотр и обсуждение видео фрагментов лекционного раздела модуля.

2. Работа в команде при подготовке аналитических обзоров и презентаций по полученным результатам.

3. Активное обсуждение презентаций студентов по материалам рефератов на семинарских занятиях.

4. Интерактивные методы обучения: кейс-стади, метод проектов;

4. Методы проблемного обучения, решение ситуативных задач;

5. . Проведение деловых игр, круглых столов на базе современных информационных технологий.

Инновационные методы основаны на использовании современных достижений науки и информационных технологий в образовании. Они направлены на повышение качества подготовки путем развития у студентов творческих способностей и самостоятельности. Они предполагают применение информационных образовательных технологий, а также учебно-методических материалов, соответствующих современному мировому уровню, в процессе преподавания дисциплины. Применяются следующие инновационные методы:

- использование медиаресурсов, энциклопедий, электронных библиотек и Интернет;

- проведение электронных презентаций рефератов, курсовых и выпускных квалификационных работ;

- решение юридических задач с применением справочных систем «Гарант», «Консультант +»;

- консультирование студентов с использованием электронной почты;

- использование программно-педагогических тестовых заданий для проверки знаний студентов и т.д.

Раздел 7. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю)

Самостоятельная работа студента должна носить творческий и планомерный характер. Нельзя надеяться только на тот материал, который был озвучен в ходе лекций или практических занятий, необходимо закрепить его и расширить в ходе самостоятельной работы. Наибольший эффект достигается при использовании «системы опережающего чтения», то есть предварительного самостоятельного изучения материала следующей лекции.

Ошибку совершают те студенты, которые надеются освоить весь материал только за время подготовки к зачету или к экзамену. Опыт показывает, что уровень знаний у таких студентов, как правило, является низким, а главное – недолговечным.

В процессе организации самостоятельной работы большое значение имеют консультации преподавателя. Они могут быть как индивидуальные, так и в составе учебной группы. С графиком консультаций преподавателей можно ознакомиться на кафедре.

Самостоятельная работа являетсяодним из основных видов работы по изучению дисциплины. Она включает изучение материала установочных занятий и рекомендованной литературы, выполнение заданий преподавателя.

Самостоятельную работу по изучению дисциплины целесообразно начинать с изучения установленных требований к знаниям, умениям и навыкам, ознакомления с разделами и темами дисциплины в порядке, предусмотренном учебной программой. Получив представление об основном содержании раздела, темы, необходимо изучить данную тему по учебнику, придерживаясь рекомендаций преподавателя по методике работы над учебным материалом, данных в ходе установочных занятий.

Затем полезно ознакомиться с первоисточниками (или извлечениями из них), то есть работами выдающихся философов, историков и правоведов. При желании или по рекомендации преподавателя можно составить их краткий конспект.

Для приобретения навыков исследовательской деятельности по дисциплине предусмотрена подготовка студентами рефератов. Работа над рефератом активизирует развитие самостоятельного, творческого мышления, учит применять полученные знания при анализе тех или иных социальных и правовых проблем.

Студент имеет право принимать участие в обсуждении организационно-методических форм преподавания дисциплины на вводном занятии. Студент обязан добросовестно учиться и овладевать знаниями, выполнять в установленные преподавателем сроки все виды заданий, предусмотренных настоящей «Программой и учебно-методическими материалами». Поскольку лекционное занятие готовится преподавателем с учетов разнообразной учебной, научной и публицистической литературы, с использованием междисциплинарных связей, полноценное знание дисциплины, возможно только при посещении занятий и конспектировании основного содержания лекции. Так как лекция пишется в быстром темпе, и некоторые слова сокращаются или недостаточно осмысливаются, необходимо по возвращении домой вдумчиво прочитать ее, а еще лучше – выучить. Практика показывает, что данный метод является эффективным средством крепкого запоминания пройденного накануне лекционного материала. Более основательное запоминание лекции достигается при повторном изучении материала накануне практического занятия, опрос на котором является обязательным элементом учебного процесса. По результатам опросов, а также по активности участия студентов в решении учебных дел (задач) ведется накопительная ведомость, по итогам которой будет выставлена семестровая оценка, оказывающая наряду с показателем посещаемости занятий серьезное влияние на итоговую оценку. В эту же ведомость будут заноситься оценки за знания, выставленные по результатам за другие виды форм контроля знаний, которые также будут учитываться при итоговой сессионной оценке знаний студента. На обращение лектора к студентам в конце занятия «Есть ли вопросы по представленной лекции?» при необходимости следует задать вопросы и получить разъяснения.

Оценочные средства для контроля самостоятельной работы студентов

1. Текущая аттестация проводится по результатам работы на практических занятиях.

2. Условием аттестации является присутствие студента на всех практических занятиях семестра и получение студентом зачетных баллов, свидетельствующих об освоении темы, более чем за половину практических занятий каждого семестра.

3. Студенты, не аттестованные по результатам практических занятий, выполняют письменную работу по тематике практических занятий в форма и зазания которой определяются преподавателем.

4. Форму аттестации выбирает преподаватель, ведущий практические занятия.

5. Информация о форме аттестации доводится преподавателем до сведения студентов на первом практическом занятии семестра.

6. Критерии оценки:

 

Критерии оценки (позитивные и/или негативные квалификационные требования) Результат аттестации
- Задание выполнено полностью и без ошибок как в содержательном, так и в графическом исполнении (для схемы) Аттестован(а)
- Задание выполнено не менее чем наполовину либо - Задание выполнено с 1–2 фактическими ошибками, либо - Задание выполнено с незначительными погрешностями в графическом исполнении (для схемы) Аттестован(а)
- Задание выполнено менее чем наполовину либо - Задание выполнено с тремя или более фактическими ошибками, либо - Задание выполнено со значительными погрешностями в графическом исполнении (для схемы) Не аттестован(а)
- Задание не выполнено Не аттестован(а)

В модуле 1 «Историко-философское введение» предусмотрена самостоятельная проработка материала лекций и практических занятий.

Объем предлагаемых часов лекционных занятий в силу объективных обстоятельств является ограниченным и рассчитан на то, что студенты уже обладают соответствующими базовыми знаниями по обществознанию. Поэтому к началу изучения дисциплины «Философия» студенты обязаны повторить следующие разделы этой дисциплины: возникновение знаний о природе, обществе и познании в Древнем мире; развитие знаний о природе, обществе и познании в период Средневековья; философские воззрения в Новом времени; современные знания о природе, обществе и познании.

 

При осуществлении самостоятельной работы по Модулю 1 необходимо обратить особое внимание на следующие вопросы:

· Природа философского знания

· Философия Древнего Востока. Античная философия

· Средневековая философия. Философия Нового времени

· Классическаянемецкаяфилософия XIX в.

· Современная западная философия

· Русская философия

 

Изучая Модуль 1, студент познакомится с историей возникновения и развития философии

 

Контроль по модулю 1 проводится в форме тестирования, опроса, собеседования на практическом занятии.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Зачем человеку нужно мировоззрение? Возможно ли существование общества или человека без мировоззрения?

2. В какой мере философ является «сыном своей эпохи» и в какой мере его мысли принадлежат всему человечеству? Есть ли прогресс в философии?

3. Назовите основные концепции, объясняющие происхождение философии.

4. Каковы особенности исторических типов мировоззрения?

5. Назовите исторические типы философских учений.

6. Назовите основные функции философии в системе культуры.

7. Каковы основные черты древнеиндийской философии?

8. В чем различие философского и религиозного буддизма?

9. Какие основные школы Древнего Китая разрабатывали философскую проблематику?

10. Как объясняется мироустройство в даосизме?

11. Какие философские идеи сформулировал Конфуций?

12. Какие основные периоды можно выделить в развитии древнегреческой и античной философии?

13. Как развивались идеи субстанционального подхода у представителей Милетской школы?

14. Как понимал «бытие» Парменид?В чем смысл апорий Зенона Элейского?

15. Какова суть атомистической философииДемокрита?

16. В чем заключается суть философских воззрений Сократа?

17. В чем различие приоритетов и ценностей философов классического периода (Платон, Аристотель)?

18. Какие философские школы эллинистического периода вы знаете?

19. Охарактеризуйте основные отличия античного и средневекового представлений о мире и человеке.

20. Как интерпретировалось соотношение веры и разума в разные периоды развития средневековой философии?

21. В чем заключается концепция креационизма Августина Блаженного?

22. Каковы основные доказательства бытия Бога, предложенные средневековыми теологами (Ансельм Кентерберийский, Фома Аквинский)?

23. Каковы основные доводы теодицеи – оправдания Бога за то зло, что присутствует в мире?

24. Какова роль средневековой философии в последующем развитии философской мысли?

25. Каковы особенности философии эпохи Возрождения?

26. В чем суть философской концепции Н. Кузанского?

27. Основные положения социально-политического направления философии эпохи Возрождения.

28. Каковы основные различия средневекового и новоевропейского мышления, чем они обусловлены?

29. В чем суть философских воззрений Ф. Бэкона?

30. В чем суть философских воззрений Р. Декарта?

31. В чем суть философских воззрений Б. Спинозы?

32. В чем суть философских воззрений Т. Гоббса?

33. В чем суть философских воззрений Дж. Локка?

34. Назовите основные идеи просветительской философииХVII в.

35. Какова была основная тематика Французского Просвещения
ХVIII в.?

36. Какие были представления о природе у представителей французского материализма ХVIII в.?

37. Каков вклад в философию классической немецкой философии?

38. В чем суть философских воззрений И. Канта?

39. В чем суть философских воззрений И. Фихте?

40. В чем суть философских воззрений Ф. Шеллинга?

41. В чем суть и каково содержание философской системы Г. Гегеля?

42. В чем суть философских воззрений Л. Фейербаха?

43. Назовите основные этапы в развитии позитивистской философии.

44. В чем суть философии иррационализма?

45. В чем суть философии марксизма?

46. В чем суть философии прагматизма?

47. В чем суть феноменологической философии?

48. В чем суть философии постпозитивизма?

49. В чем суть философии экзистенциализма?

50. В чем суть герменевтической философии?

51. В чем особенности влияния православия на развитие русской философии?

52. Какова была философская проблематика в трудах мыслителей Киевской Руси?

53. Какова была философская проблематика в трудах мыслителей Московского Царства?

54. Какие идеи были выработаны русской философией ХVIII в.?

55. В чем суть разногласий между славянофилами и западниками?

56. Какие идеи, выработанные русской философией ХХ в., можно признать оригинальными?

 

В модуле 2 « Систематическая философия» предусмотрена самостоятельная проработка материала лекций и семинаров.

Объем предлагаемых часов лекционных занятий в силу объективных обстоятельств является ограниченным и рассчитан на то, что студенты уже обладают соответствующими базовыми знаниями по обществознанию. Поэтому к началу изучения дисциплины «Философия» студенты обязаны повторить следующие разделы этой дисциплины:

Общество как сложная динамическая система. Деятельность как способ существования общества. Ступени человеческой истории. Много­образие путей и форм общественного развития. Эволюция и революция. Ре­волюция и реформы. Возможность альтернативности общественного разви­тия. Проблема общественного прогресса и его критериев. Противоречивость прогресса. Цена прогресса. Проблема смысла и направленности историческо­го процесса.

 При осуществлении самостоятельной работы по Модулю 2 необходимо обратить особое внимание на следующие вопросы:

· Понятия и категории онтологии.

· Категория «материи» – фундаментальное понятие, введенное для абстрактного обозначения причиняюще-субстратной основы мира.

· Категория «духа», два подхода: субстанциалистский и личностный.

· Философские подходы к сознанию.

· Теория познания: природа и возможности знания, его границы и условия достоверности.

· Методология.

· Социальная философия.

· Философия истории.

· Философская антропология.

· Аксиология

 

Изучая Модуль 2, студент познакомится с общей характеристикой основных структурных элементов современной философии.

Контроль по модулю 2 проводится в форме тестирования, опроса, собеседования на практическом занятии.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое "бытие"? Существует ли «небытие»?

2. Что такое субстанция?

3. В чем различие философского и естественно-научного определения материи?

4. Как вы понимаете движение материи?

5. Чем можно считать «жизнь»?

6. Как можно сопоставить понятия «объективной», «субъективной» и «виртуальной» реальностей?

7. Каковы основные представления о сознании в истории философии?

8. Какова структура сознания человека?

9. Согласны ли вы с высказыванием: «В нашем разуме нет ничего, чего бы ранее не содержалось в наших чувствах»?

10. Есть ли «истины», которые никогда не изменятся, «абсолютные» или «вечные» и как это можно доказать?

11. В чем заключается специфика объекта и субъекта познания? Что такое познавательная активность?

12. Назовите формы чувственного и рационального познания.

13. Что такое интуиция и какова ее роль в познании?

14. Каково соотношение веры и знания в процессе познания?

15. Каковы современные критерии истины?

16. Какие смыслы включены в понятия «метод» и «методология»?

17. В чем специфика структурного и системного методов?

18. Чем характеризуется герменевтика как метод?

19. Каковы функции теории, гипотезы и метатеории?

20. Как проявляется методологическая функция философии?

21. Что такое философское основание науки?

22. Как влияет природа на возникновение общества?

23. Может ли великая личность изменить направление общественного развития?

24. Как влияет на отдельного человека изоляция от общества и насколько она переносима?

25. В чем суть социальных связей и отношений?

26. В чем отличие законов природы от законов общества?

27. Почему противоречия между обществом, природой и человеком приобрели глобальные масштабы только в современную эпоху?

28. Какой смысл в классификации глобальных проблем современности?

29. В чем противоположность понятий «природа» и «культура»?

30. Каковы основные характеристики человеческого существования?

31. Какие из факторов антропосоциогенеза явились решающими в эволюции?

32. Чем отличаются понятия «индивид», «человек», «личность»?

33. Что означает выражение «уровень развития личности»?

34. Соотношение биологического и социального в человеке.

35. Мышление и язык: какова связь этих явлений?

36. Какие факторы определяют «образ истории» в ту или иную эпоху?

37. Каковы достоинства и слабости идеи «прогресса»?

38. Что такое «историческое время» и «историческое сознание»?

39. В чем различие понятий «ценность» и «ценностные ориентации»?

40. Каковы основные различия традиционного, индустриального и постиндустриального (информационного) обществ?

41. Почему человек ищет смысл жизни, какие обстоятельства устройства его сознания подвигают его на эти поиски?

42. Что имел в виду Гегель, когда определял счастье как умение устроить свое существование в соответствии с особенностями своего характера?

Раздел 8. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю)

 

1.1 Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы

В процессе освоения образовательной программы необходимые компетенции, в том числе их отдельные компоненты, формируются на начальном этапе (1 курс – 1 и 2 семестр) в ходе освоения обучающимися дисциплин, практик в соответствии с учебным планом и календарным графиком учебного процесса[1].

 


Дата: 2018-12-28, просмотров: 251.