ФИЛОСОФИЯ
Специальность 40.03.01 юриспруденция
(УРОВЕНь БАКАЛАВРИАТА)
кафедра ТЕОРИИ, ИСТОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА И ФИЛОСОФИИ
Москва 2018
Автор-составитель:
В. Г. Чернякин, кандидат философских наук, доцент,
доцент кафедры теории, истории государства и права и философии
ВГУЮ (РПА Минюста России)
Рецензенты:
внутренний – Д . А. Григорьев, кандидат философских наук, доцент,
доцент кафедры теории, истории государства и права и философии
ВГУЮ (РПА Минюста России)
внешний – Д.М. Носов, профессор школы философии
факультета гуманитарных наук
Национального исследовательского университета
«Высшая школа экономики», доцент
Рабочая программа по учебной дисциплине «Философия» подготовлена по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция (уровень бакалавриата).
Рабочая программа включает в себя содержание учебной дисциплины, тематический план, учебно-методическое обеспечение дисциплины, планы семинарских занятий, фонды оценочных средств. Рассчитана на студентов юридического факультета.
Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры теории, истории государства и права и философии (протокол № 11 от «15» июня 2017 г.) и рекомендована для внедрения в учебный процесс.
Зав. кафедрой теории, истории государства и права и философии
О.Ю. Рыбаков
© ВГУЮ (РПА Минюста России), 2017
Раздел 1. Общая характеристика дисциплины (модуля)
Дисциплина «Философия» входит в базовую часть Блока 1 программы бакалавриата по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция (уровень бакалавриата). Имеет общеметодологическое значение для всех отраслей знаний о праве и государстве.
Целями преподавания дисциплины «Философия» являются:
- формирование культуры мышления, способности к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения;
- формирование способности использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач;
- формирование способности анализировать социально значимые проблемы и процессы;
Задачами преподавания дисциплины «Философия» являются:
- формирование представления о специфике философии как способе познания и духовного освоения мира, основных разделах современного философского знания, философских проблемах и методах их исследования;
- овладение базовыми принципами и приемами философского познания;
- введение студентов в круг философских проблем, связанных с областью будущей профессиональной деятельности;
- выработка навыков работы с оригинальными и адаптированными философскими текстами.
- обеспечение усвоения студентами понятий, категорий и терминов, используемых в юриспруденции;
Раздел 2. Планируемые результатыобучения по дисциплине (модулю), соотнесенные с планируемыми результатами освоения образовательной программы
После освоения дисциплины студент должен приобрести следующие знания, умения и навыки, соответствующие компетенциям ООП по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция (уровень бакалавриата).
В результате освоения дисциплины «Философия» студент должен приобрести компетенции, характеризующие его как бакалавра, способного эффективно осуществлять профессиональную деятельность, а также определенную степень личной осведомленности и опыта, соответствующих данным компетенциям. Комплекс компетентностей выпускника, его знаний, умений, навыков в своей совокупности определяет профессиональную ценность выпускника и позволяет ему самостоятельно совершенствовать профессиональные качества в условиях развивающейся юриспруденции.
Под компетенцией понимается способность и готовность обучаемого выполнять определенную необходимую функцию в процессе постановки и решения задач профессиональной деятельности.
Студент должен обладать следующими общекультурными компетенциями: обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):
- способностью использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции (ОК-1);
- способностью работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-6);
- способностью к самоорганизации и самообразованию (ОК-7).
В результате изучения дисциплины «Философия» в соответсвии с планируемыми результатами освоения ООП по направлению подготовки (40.03.01) Юриспруденция (квалификация: бакалавр) студенты должны:
знать:
· об основных этапах развития мировой философской мысли;
· о важнейших школах и учениях выдающихся философов;
· об основных отраслях философского знания – онтологии, теории познания, социальной философии, философской антропологии;
● об основных проблемах, теориях и методах философии, о содержании современных философских дискуссий по проблемам общественного развития;
уметь:
● самостоятельно анализировать философскую литературу;
●искать информацию по философским проблемам через библиотечные фонды, периодическую печать;
●составлять обзоры и рефераты по проблемам философии
· использовать философский понятийно-категориальный аппарат, основные принципы философии в анализе и оценке социальных проблем и процессов, тенденций, фактов, явлений в их возможном прогнозировании;
· применять методы и средства познания для интеллектуального развития, повышения культурного уровня, профессиональной компетентности;
● формировать и аргументированно отстаивать собственную позицию по различным проблемам философии;
владеть:
· навыками применения принципов, законов и категорий философии, необходимых для оценки и понимания природных явлений, социальных и культурных событий, и в изучении профессиональных циклов;
· навыками ведения дискуссии и полемики по мировоззренческой проблематике, изложения собственной позиции;
· навыками публичныхвыступлений и письменного аргументированного изложения собственной точки зрения по философским проблемам;
● навыками восприятия и анализа текста, имеющего философское содержание
В результате освоения дисциплины «Философия» у обучающихся формируются следующие компетенции и должны быть достигнуты следующие результаты обучения как этап формирования соответствующих компетенций:
Код компетенции | В результате освоения образовательной программы обучающийся должен обладать | Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине |
ОК-1 | способностью использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции | Знать роль, значение способности использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции |
Уметь оценивать значимость способности использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции | ||
Владеть методами повышения способности использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции | ||
ОК-6 | способностью работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия | Знать роль, значение способности работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия |
Уметь обосновывать необходимость сспособности работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия | ||
Владеть навыками работы в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия | ||
ОК-7 | способностью к самоорганизации и самообразованию | Знать значение способности к самоорганизации и самообразованию |
Уметь использовать способность к самоорганизации и самообразованию | ||
Владеть навыками самоорганизации и самообразования |
Перечень последующих учебных дисциплин, для которых необходимы знания умения и владения навыками, формируемые данной учебной дисциплиной:
Социология и политология
Профессиональная этика
Раздел 3. Место дисциплины (модуля) в структуре образовательной программы
Дисциплина «Философия» входит в базовую часть Блока 1 программы бакалавриата по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция (уровень бакалавриата). Имеетобщеметодологическое значение для всех отраслей знаний о праве и государстве.
К началу изучения дисциплины «Философия» студенты должны обладают соответствующими знаниями по обществознанию набазовом уровне, а именно:
Знать/понимать
основные формы и виды мировоззренческих подходов к пониманию общественных отношений, сущность научного мировоззрения, механизмов развития природы, общества и мышления;
уметь:
осуществлять поиск философской информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд);
извлекать из неадаптированных оригинальных философских текстов знания по заданным темам;
систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную философскую информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации с точки зрения основных философских школ и направлений;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной философской информации;
лучшей ориентации в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;
предвидения возможных последствий определенных социальных действий;
оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;
реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей.
В ходе изучения дисциплины необходимы знания, умения и владения навыками, формируемыми в тесном взаимодействии со следующими дисциплинами: История, Логика, Социология и политология, Профессиональная этика.
Раздел 4. Объем дисциплины (модуля) в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся
Распределение трудоемкости дисциплины по видам работ
по семестрам для студентов очной формы обучения
Вид учебной работы | Трудоемкость | |||
зач. Ед. | Час. | По семестрам | ||
1 | 2 | |||
Общая трудоемкость дисциплины по учебному плану | 3 | 108 | ||
Контактная работа с преподавателем: | 54 | |||
в том числе: | ||||
Лекции (Л) | 18 | |||
Практические занятия (ПЗ) | 36 | |||
Семинары (С) | ||||
Лабораторные работы (ЛР) | ||||
Самостоятельная работа (СРС) | 18 | |||
в том числе: | ||||
курсовая работа | ||||
контрольные работы (по учебному плану) | ||||
Зачет | ||||
Экзамен | 36 |
Распределение трудоемкости дисциплины по видам работ
по семестрам для студентов очно-заочной формы обучения
Вид учебной работы | Трудоемкость | |||
зач. ед. | час. | по семестрам | ||
1 | 2 | |||
Общая трудоемкость дисциплины по учебному плану | 3 | 108 | ||
Контактная работа с преподавателем: | 28 | |||
в том числе; | ||||
Лекции (Л) | 16 | |||
Практические занятия (ПЗ) | 12 | |||
Семинары (С) | ||||
Лабораторные работы (ЛР) | ||||
Самостоятельная работа (СРС) | 71 | |||
в том числе: | ||||
курсовая работа | ||||
контрольные работы (по учебному плану) | ||||
Зачет | ||||
Экзамен | 9 |
Распределение трудоемкости дисциплины по видам работ
по семестрам для студентов заочной формы обучения
Вид учебной работы | Трудоемкость | |||
зач. ед. | час. | по семестрам | ||
1 | 2 | |||
Общая трудоемкость дисциплины по учебному плану | 3 | 108 | ||
Контактная работа с преподавателем: | 10 | |||
в том числе; | ||||
Лекции (Л) | 4 | |||
Практические занятия (ПЗ) | 6 | |||
Семинары (С) | ||||
Лабораторные работы (ЛР) | ||||
Самостоятельная работа (СРС) | 89 | |||
в том числе: | ||||
курсовая работа | ||||
контрольные работы (по учебному плану) | ||||
зачет | ||||
экзамен | 9 |
Раздел 5. Содержание дисциплины (модуля), структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий
Тематический план для студентов очной формы обучения
№ п/п | Раздел (тема) учебной дисциплины | Всего | Виды учебной деятельности (в часах) | Образовательныетехнологии | Формы текущего контроля | ||||
Лекции | Семинары (практические занятия) | СРС | |||||||
Семестр
40
10
6
2
7
2
7
2
6
2
7
2
5
32
8
5
2
5
2
4
5
2
3
6
2
4
36
108
18
Семестр
45
2
8
2
7
7
7
2
9
2
7
54
2
8
2
7
2
7
9
2
9
7
2
7
9
108
16
Семестр
45
2
8
2
7
7
7
9
7
54
2
8
2
7
7
9
9
7
7
9
108
4
Содержание модуля 1 « Историко-философское введение».
Лекции
Лекция 6. Русская философия
Специфика русской философии: онтологизм, гносеологический реализм, метафизичность, конкретизм, идеал цельности познания, религиозность, панморализм, антропоцентризм, «литературоцентризм», публицистичность, социальный идеал служения, метаисторические построения, внушаемость русского мышления и философии от европейских влияний.
Философские идеи в трудах мыслителей Киевской Руси (митрополит Иларион, Климент Смолятич, Кирилл Туровский) и Московского Царства (Иосиф Волоцкий, Нил Сорский, Максим Грек).
Философская мысль в Российской империи (Г.С. Сковорода, Ф. Прокопович, В.Н. Татищев, М.В. Ломоносов, М.М. Щербатов, А.Н. Радищев).
Развитие философской мысли в России XIX в.Философский кружок «Общество любомудров» (кн. В.Ф. Одоевский, Д.В. Веневитинов и др.). Противостояние западников (П.Я. Чаадаев, А.И. Герцен, В.Г. Белинский, К.Д. Кавелин, Б.Н. Чичерин) и славянофилов
(А.С. Хомяков, И. В. Киреевский, Ю.Ф. Самарин, братья Аксаковы и др.). Радикализм в русской философии (Н.Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов, Д.И. Писарев). Почвенничество (Ф.М. Достоевский) Философские воззрения Л.Н. Толстого.Философия В.С. Соловьева.
«Серебряный век» начала ХХ в. Русская религиозная философия (Д.С. Мережковский, З.Н. Гиппиус, В.В. Розанов). Философия марксизма в России (Г.В. Плеханов, А.А. Богданов, В.И. Ленин). Философия «русского космизма» (Н.Ф. Федоров, К.Э. Циолковский, В.И. Вернадский). Философские идеи П.А. Флоровского. Философия «русского Зарубежья» (Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, С.Л. Франк, Н.О. Лосский, Л.И. Шестов, Л.П. Карсавин, И.А. Ильин).
Складывание советской философии, 1920–1940 гг. Индоктринация: большевизация высшего образования. Временная теоретическая самоликвидация марксистской философии, превращение ее в служанку политики. Советская философия 1950–1980 гг., основные фракции: критический марксизм, методологизм, «эпистемология» или «философия науки», онтологизм, историко-философская фракция, культурология. Кризис идентичности и формирование нового поля внимания российской философии. Рецепция 1990-х гг.: возвращение российской философской классики и переводы западных мыслителей ХХ в. Структура современного поля философского внимания: «неомарксисты»: «возвращение к истокам», современная теория эмансипации от неоимпериализма. Когнитивисты: теория познания, методологическая рефлексия и рационально-критическая установка. Русский постмодернизм: анализ текстов и «языковых игр», деконструкция. «Неославянофилы»:сохранить ценности и воспитать нового субъекта.
Вопросы практического занятия
Объект и предмет философии
Вопросы практического занятия
1. Древнеиндийская философия. Веды и Упанишады. Ортодоксальные и неортодоксальные школы древнеиндийской философии
Древнекитайская философия.
2.1.Конфуцианство (Конфуций).
2.2. Даосизм (ЛаоЦзы).
2.3. Легизм (Шан Ян).
Вопросы практического занятия
Средневековая философия.
1.1. Патристика (ранняя, зрелая, западная, восточная)
1.1.1. Ранняя патристика (Тертуллиан, Ориген, Климент Александрийский)
1.1.2. Зрелая патристика (Иоанн Златоуст, Василий Великий, Григорий Нисский и др.)
1.1.3. АврелийАвгустин Блаженный
Вопросы практического занятия
Вопросы практического занятия
1. Прагматизм(Чарлз Пирс, Уильям Джеймс, Джон Дьюи)
2. Неопозитивизм(Бертран Рассел, МорицШлик, Рудольф Карнап). Принцип верификации
3. Постпозитивизм (Карл Поппер, Томас Кун, ИмреЛакатос, Пол Фейерабенд). Принцип конвенционализма. Понятие парадигмы.
4. Феноменология(Эдмунд Гуссерль)
5. Психоанализ З. Фрейда. Неофрейдизм (К. Юнг, Э.Фромм)
6. Экзистенциализм (Мартин Хайдеггер, Карл Ясперс, Жан-Поль Сартр, Альбер Камю)
7. Герменевтика (Х.-Г.Гадамер)
8. Философская антропология (М. Шелер, А. Гелен)
9. Философия постмодернизма (М. Фуко, Ж. Деррида, Ж.-Ф. Лиотар, Ж. Делёз, Ф. Гваттари)
Время – 4 часа
Вопросы практического занятия
Русская философия в XIX в.
2.1. Западничество (Чаадаев П.Я, Герцен А.И., Белинский В.Г., Кавелин К.Д., Чичерин Б.Н.) и славянофильство (Хомяков А.С., Киреевский И.В., Аксаков К.С., Леонтьев К.Н.)
2.2. Философские взгляды Ф.М. Достоевского. Почвенничество.
2.3. Философские идеи Л. Н. Толстого. «Толстовство».
2.4. В.С. Соловьев и его философия всеединства
Русская философия в XX в.
3.1. «Серебряный век» русской философии (1901-1917 гг.) (В. Розанов, Д. Мережковский, З. Гиппиус)
3.2. Русский космизм (Федоров Н.Ф., Циолковский К.Э., Вернадский В.И.)
3.3. Философия русского зарубежья (Бердяев Н.А., Франк С.Л., Шестов Л.И.,
Ильин И.А.)
Вопросы практического занятия
1. Прагматизм(Чарлз Пирс, Уильям Джеймс, Джон Дьюи)
2. Неопозитивизм(Бертран Рассел, МорицШлик, Рудольф Карнап). Принцип верификации
3. Постпозитивизм (Карл Поппер, Томас Кун, ИмреЛакатос, Пол Фейерабенд). Принцип конвенционализма. Понятие парадигмы.
4. Феноменология(Эдмунд Гуссерль)
5. Психоанализ З. Фрейда. Неофрейдизм (К. Юнг, Э.Фромм)
6. Экзистенциализм (Мартин Хайдеггер, Карл Ясперс, Жан-Поль Сартр, Альбер Камю)
7. Герменевтика (Х.-Г.Гадамер)
8. Философская антропология (М. Шелер, А. Гелен)
9. Философия постмодернизма (М. Фуко, Ж. Деррида, Ж.-Ф. Лиотар, Ж. Делёз, Ф. Гваттари)
Содержание модуля 2. Систематическая философия
Лекции
Лекция 7. Онтология
Приоритетность онтологии. Типы онтологий: по критерию «состава мира», критерию качества основы мира, по критерию субъект-объекта. Категория «бытия» в истории человеческой мысли: сущность, существование, глагол-связка «есть» в индоевропейских языках. Категория «реальности»: субъек-объектная реальность; функция социокультурного состояния сознания.
Категория «материи» – фундаментальное понятие, введенное для абстрактного обозначения причиняюще-субстратной основы мира. «Субстратный» подход к пониманиюматерии, ее исторические версии: (а) субстратно-вещественная; б) субстратно-элементная; в) субстратно-реляционная. «Субстанциалистский» подход к пониманию материи.Пространство и время как атрибуты материи. Субстанциальная, релятивистская и априористская теории пространства и времени. Движение как способ существования материи.
Категория «духа», два подхода: субстанциалистский и личностный. Идеальное. Субъективная реальность, форма социальной деятельности, объективно существующее природно-социальное совершенствов виде «эталонных объектов».
«Сознание» как междисциплинарное понятие. Философские подходы к сознанию: гносеологический; онтологический; социальный; философско-антропологический Структура сознания: самосознание, память, воля, эмоции,чувства, представления, интересы, мышление, интуиция, вера и т.п.Волящее самосознание и память как главные элементы сознания. Структура «я»: эмпирическое «я», социальное «я», культурное «я», чистое «я».
Лекция 8. Гносеология
Теория познания: природа и возможности знания, его границы и условия достоверности. Основные проблемы традиционной гносеологии: иллюзии и реальности, мнения и знания, обоснования знания, источника всеобщего и необходимого в опыте, существования внешнего мира и сознания других людей. Современные проблемы: неявного знания, социокультурной относительности познания, соотношения научного и вненаучного, обыденного знания.
Типизация учений о познании: гносеологический идеализм (субъективный идеализм и объективный идеализм). Реалистская гносеология – независимость объекта от познающего субъекта и процесса познания. Типы: сенсуализм, эмпиризм, критический реализм, диалектический материализм. Познание как репрезентация – «отражение», «воспроизведение» в мысли, полностью или частично, внешних независимых объектов. Активность познания и независимость познаваемого. Гнеосеология прагматизма. Феноменологические и аналитические гносеологии о природе познания, механизмахконституирования гносеологических значений в опыте и условиях их адекватного употребления.
Определения истины в истории философии: восточная и западная стратегии. Основные концепции истины: корреспонденции, когерентности. Понятие соответствия как центральный концепт, описывающий истину. Уровень в субъекте, где фиксируется соответствие: чувства, интеллект, вера, интуиция, здравый смысл, практика.Многообразие критериев истины.
Вопросы практического занятия
1. Бытие и его основные формы
1.1. Основания возникновения мира в предфилософии (Космос и Хаос, понятия «космология», «космогония», «космогенез»)
1.2. Понятие бытия. Бытие и сущее
1.3. Характеристики первоначал бытия по их количеству (монизм, дуализм, плюрализм) и по их качеству (материализм, идеализм, объективный идеализм, субъективный идеализм), проблемы классификации.
1.4. Бытие человека, духовности и социальности.
2. Материальное и духовное бытие
2.1. Пространство и время как свойства бытия
2.2. Материя: понятие, виды материи, уровни организации (неживая природа, живая природа, общество),
2.3. Дух, душа и сознание. Философские подходы к природе сознания (материализм, идеализм, дуализм, гилозоизм)
2.4. Основные характеристики сознания: свойствасознания (идеальность, направленность, активность), формы сознания (индивидуальное, общественное), уровни сознания (обыденное, теоретическое)
Вопросы практического занятия
1. Философские взгляды на познаваемость мира (гностицизм, агностицизм, скептицизм, релятивизм) и на средства познания (рационализм, иррационализм, сенсуализм, эмпиризм).
2. Проблема и процесс познания мира
2.1. Знание, познание, истина
2.2. Субъект, объект и предмет познания
3. Уровни познания
3.1. Чувственный уровень познания и его формы.
3.2. Рациональный уровень познания и его формы.
4. Виды познания (обыденно-практическое, религиозное, научное, художественное, философское познание).
5. Сущность и понятие науки. Научное знание и критерии научности
6. Этапы развития науки и их характеристика
6.1. Преднаука в Древнем мире и Средневековье.
6.2. Классическая наука.
6.3. Неклассическая наука.
6.4. Постнеклассическая наука
7. Формы научного познания(научный факт, научная проблема, гипотеза, теория).
Вопросы практического занятия
Методы научного познания
2.1. Понятие научного метода. Классификация методов. Философские методы научного познания
2.2. Общенаучные методы познания. Методы-подходы и методы-приемы.Эмпирические и теоретические методынаучного познания
2.3. Частнонаучные (специальные) методы познания
Формы научного познания
3.1. Научный факт
3.2. Научная проблема
3.3. Гипотеза
3.4. Теория
Вопросы практического занятия
Основныеподсистемы общества
2.1. Основные подходы к выделению подсистем общества(субъектный, организационный, деятельностный подходы)
2.2. Понятие и структура сферы общественной жизни
2.3. Социальная сфера и ее основные подструктуры
2.4. Экономическая сфераобщественной жизни
2.5. Политическая сфераобщественной жизни. Характеристика ее структурных элементов
2.6. Духовная сфера общественной жизни: ее структура, место и роль в развитии общества.
Вопросы практического занятия
Вопросы практического занятия
Вопросы практического занятия
Вопросы практического занятия
Основныеподсистемы общества
2.1. Основные подходы к выделению подсистем общества(субъектный, организационный, деятельностный подходы)
2.2. Понятие и структура сферы общественной жизни
2.3. Социальная сфера и ее основные подструктуры
2.4. Экономическая сфераобщественной жизни
2.5. Политическая сфераобщественной жизни. Характеристика ее структурных элементов
2.6. Духовная сфера общественной жизни: ее структура, место и роль в развитии общества.
Вопросы практического занятия
Вопросы для самоконтроля
1. Зачем человеку нужно мировоззрение? Возможно ли существование общества или человека без мировоззрения?
2. В какой мере философ является «сыном своей эпохи» и в какой мере его мысли принадлежат всему человечеству? Есть ли прогресс в философии?
3. Назовите основные концепции, объясняющие происхождение философии.
4. Каковы особенности исторических типов мировоззрения?
5. Назовите исторические типы философских учений.
6. Назовите основные функции философии в системе культуры.
7. Каковы основные черты древнеиндийской философии?
8. В чем различие философского и религиозного буддизма?
9. Какие основные школы Древнего Китая разрабатывали философскую проблематику?
10. Как объясняется мироустройство в даосизме?
11. Какие философские идеи сформулировал Конфуций?
12. Какие основные периоды можно выделить в развитии древнегреческой и античной философии?
13. Как развивались идеи субстанционального подхода у представителей Милетской школы?
14. Как понимал «бытие» Парменид?В чем смысл апорий Зенона Элейского?
15. Какова суть атомистической философииДемокрита?
16. В чем заключается суть философских воззрений Сократа?
17. В чем различие приоритетов и ценностей философов классического периода (Платон, Аристотель)?
18. Какие философские школы эллинистического периода вы знаете?
19. Охарактеризуйте основные отличия античного и средневекового представлений о мире и человеке.
20. Как интерпретировалось соотношение веры и разума в разные периоды развития средневековой философии?
21. В чем заключается концепция креационизма Августина Блаженного?
22. Каковы основные доказательства бытия Бога, предложенные средневековыми теологами (Ансельм Кентерберийский, Фома Аквинский)?
23. Каковы основные доводы теодицеи – оправдания Бога за то зло, что присутствует в мире?
24. Какова роль средневековой философии в последующем развитии философской мысли?
25. Каковы особенности философии эпохи Возрождения?
26. В чем суть философской концепции Н. Кузанского?
27. Основные положения социально-политического направления философии эпохи Возрождения.
28. Каковы основные различия средневекового и новоевропейского мышления, чем они обусловлены?
29. В чем суть философских воззрений Ф. Бэкона?
30. В чем суть философских воззрений Р. Декарта?
31. В чем суть философских воззрений Б. Спинозы?
32. В чем суть философских воззрений Т. Гоббса?
33. В чем суть философских воззрений Дж. Локка?
34. Назовите основные идеи просветительской философииХVII в.
35. Какова была основная тематика Французского Просвещения
ХVIII в.?
36. Какие были представления о природе у представителей французского материализма ХVIII в.?
37. Каков вклад в философию классической немецкой философии?
38. В чем суть философских воззрений И. Канта?
39. В чем суть философских воззрений И. Фихте?
40. В чем суть философских воззрений Ф. Шеллинга?
41. В чем суть и каково содержание философской системы Г. Гегеля?
42. В чем суть философских воззрений Л. Фейербаха?
43. Назовите основные этапы в развитии позитивистской философии.
44. В чем суть философии иррационализма?
45. В чем суть философии марксизма?
46. В чем суть философии прагматизма?
47. В чем суть феноменологической философии?
48. В чем суть философии постпозитивизма?
49. В чем суть философии экзистенциализма?
50. В чем суть герменевтической философии?
51. В чем особенности влияния православия на развитие русской философии?
52. Какова была философская проблематика в трудах мыслителей Киевской Руси?
53. Какова была философская проблематика в трудах мыслителей Московского Царства?
54. Какие идеи были выработаны русской философией ХVIII в.?
55. В чем суть разногласий между славянофилами и западниками?
56. Какие идеи, выработанные русской философией ХХ в., можно признать оригинальными?
В модуле 2 « Систематическая философия» предусмотрена самостоятельная проработка материала лекций и семинаров.
Объем предлагаемых часов лекционных занятий в силу объективных обстоятельств является ограниченным и рассчитан на то, что студенты уже обладают соответствующими базовыми знаниями по обществознанию. Поэтому к началу изучения дисциплины «Философия» студенты обязаны повторить следующие разделы этой дисциплины:
Общество как сложная динамическая система. Деятельность как способ существования общества. Ступени человеческой истории. Многообразие путей и форм общественного развития. Эволюция и революция. Революция и реформы. Возможность альтернативности общественного развития. Проблема общественного прогресса и его критериев. Противоречивость прогресса. Цена прогресса. Проблема смысла и направленности исторического процесса.
При осуществлении самостоятельной работы по Модулю 2 необходимо обратить особое внимание на следующие вопросы:
· Понятия и категории онтологии.
· Категория «материи» – фундаментальное понятие, введенное для абстрактного обозначения причиняюще-субстратной основы мира.
· Категория «духа», два подхода: субстанциалистский и личностный.
· Философские подходы к сознанию.
· Теория познания: природа и возможности знания, его границы и условия достоверности.
· Методология.
· Социальная философия.
· Философия истории.
· Философская антропология.
· Аксиология
Изучая Модуль 2, студент познакомится с общей характеристикой основных структурных элементов современной философии.
Контроль по модулю 2 проводится в форме тестирования, опроса, собеседования на практическом занятии.
Вопросы для самоконтроля
1. Что такое "бытие"? Существует ли «небытие»?
2. Что такое субстанция?
3. В чем различие философского и естественно-научного определения материи?
4. Как вы понимаете движение материи?
5. Чем можно считать «жизнь»?
6. Как можно сопоставить понятия «объективной», «субъективной» и «виртуальной» реальностей?
7. Каковы основные представления о сознании в истории философии?
8. Какова структура сознания человека?
9. Согласны ли вы с высказыванием: «В нашем разуме нет ничего, чего бы ранее не содержалось в наших чувствах»?
10. Есть ли «истины», которые никогда не изменятся, «абсолютные» или «вечные» и как это можно доказать?
11. В чем заключается специфика объекта и субъекта познания? Что такое познавательная активность?
12. Назовите формы чувственного и рационального познания.
13. Что такое интуиция и какова ее роль в познании?
14. Каково соотношение веры и знания в процессе познания?
15. Каковы современные критерии истины?
16. Какие смыслы включены в понятия «метод» и «методология»?
17. В чем специфика структурного и системного методов?
18. Чем характеризуется герменевтика как метод?
19. Каковы функции теории, гипотезы и метатеории?
20. Как проявляется методологическая функция философии?
21. Что такое философское основание науки?
22. Как влияет природа на возникновение общества?
23. Может ли великая личность изменить направление общественного развития?
24. Как влияет на отдельного человека изоляция от общества и насколько она переносима?
25. В чем суть социальных связей и отношений?
26. В чем отличие законов природы от законов общества?
27. Почему противоречия между обществом, природой и человеком приобрели глобальные масштабы только в современную эпоху?
28. Какой смысл в классификации глобальных проблем современности?
29. В чем противоположность понятий «природа» и «культура»?
30. Каковы основные характеристики человеческого существования?
31. Какие из факторов антропосоциогенеза явились решающими в эволюции?
32. Чем отличаются понятия «индивид», «человек», «личность»?
33. Что означает выражение «уровень развития личности»?
34. Соотношение биологического и социального в человеке.
35. Мышление и язык: какова связь этих явлений?
36. Какие факторы определяют «образ истории» в ту или иную эпоху?
37. Каковы достоинства и слабости идеи «прогресса»?
38. Что такое «историческое время» и «историческое сознание»?
39. В чем различие понятий «ценность» и «ценностные ориентации»?
40. Каковы основные различия традиционного, индустриального и постиндустриального (информационного) обществ?
41. Почему человек ищет смысл жизни, какие обстоятельства устройства его сознания подвигают его на эти поиски?
42. Что имел в виду Гегель, когда определял счастье как умение устроить свое существование в соответствии с особенностями своего характера?
Раздел 8. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю)
1.1 Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы
В процессе освоения образовательной программы необходимые компетенции, в том числе их отдельные компоненты, формируются на начальном этапе (1 курс – 1 и 2 семестр) в ходе освоения обучающимися дисциплин, практик в соответствии с учебным планом и календарным графиком учебного процесса[1].
Компетенции
Распределение по курсам/семестрам обучения, дисциплинам, модулям, практикам
Курс
Курс
Курс
Курс
Начальный
Основной
Итоговой
Компетенции
Показатели оценивания
Высокий
(верно и в полном объеме)
Оценка 5 (отлично)
Средний
(с незначительными замечаниями)
Оценка 4 (хорошо)
Низкий
(с ошибками)
Сайты и порталы
- http://school-collection.edu.ru/ - федеральное хранилище Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов;
- http://www.edu.ru/ - федеральный портал Российское образование;
- http://www.igumo.ru/ - интернет-портал Института гуманитарного образования и информационных технологий;
- http://elibrary.ru/defaultx.asp - научная электронная библиотека «Elibrary»;
- www.gumer.info – библиотека Гумер;
- www.koob.ru – электронная библиотека Куб;
- www.diss.rsl.ru – электронная библиотека диссертаций;
- http://fictionbook.ru – электронная библиотека;
- http://hum.offlink.ru - "Российское гуманистическое общество";
- http://svitk.ru – электронная библиотека;
- http://anthropology.ru – электронный журнал «Философская антропология»;
- http://www.iqlib.ru – электронная библиотека образовательных и просветительных изданий;
- http://www.integro.ru - Центр Системных Исследований «Интегро»;
- http://biblioteka.org.ua – электронная библиотека;
- http://iph.ras.ru - Философский журнал Института Философии Российской Академии Наук;
- http://phenomen.ru - философия онлайн;
- http://vphil.ru/ - Журнал «Вопросы философии»;
- http://www.vuzlib.net/ - экономико-правовая библиотека;
- http://ezoteric.polbu.ru/ - Библиотека "Полка букиниста".
Раздел 11. Методические указания обучающихся по освоению дисциплины (модуля)
Основными видами аудиторной работы студентов, обучающихся по программе подготовки бакалавриата, являются лекции, практические занятия, самостоятельная работа.
Раздел 12.Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине (модулю), включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем (при необходимости)
1. Полнотекстовые электронно-библиотечные системы, сформированные на основании прямых договоров с правообладателями, отвечающие последним требованиям Минобрнауки в части обеспечения учебного процесса информационными ресурсами:
– IPRbooks: http://www.iprbookshop.ru (договор № 1227/15 от 14.09.2015, срок действия: до 01.11.2016);
– Юрайт http://www.biblio-online.ru/ (договор № 44-08/16 от 18.08.2016, срок действия: 12 месяцев, договор № 46/15 от 30 12.2015, срок действия: по 10 января 2017).
– Book.ru: http://www.book.ru/ (договор № 35-08/16 от 09.08.2016, срок действия: до 31.12.2017).
Доступ к указанным электронно-библиотечным системам круглосуточный по паролю из любой точки, в которой имеется выход в сеть Интернет.
2. Электронная библиотека ВГУЮ (РПА Минюста России), созданная на базе программного обеспечения «Либэр», удовлетворяющего требованиям безопасности, охраны авторского права, позволяющего хранить в структурированном виде полнотекстовые файлы, вести поиск и т.д. Предоставляет обучающимся доступ к учебной, учебно-методической, научной и иной литературе, подготовленной профессорско-преподавательским составом ВГУЮ (РПА Минюста России) и его институтов:
– Либэр: http://liber.rpa-mjust.ru (собственность ВГУЮ (РПА Минюста России), государственный контракт о приобретении программного комплекса № К-08/2010 от 11 мая 2010). Круглосуточный доступ по паролю из любой точки, в которой имеется выход в сеть Интернет.
3. Информационно-справочные системы, к которым обучающимся обеспечен доступ с компьютеров читального зала библиотеки и компьютерных классов Средне-Волжского института (филиала) ВГУЮ (РПА Минюста России), в том числе:
– Консультант Плюс: http://www.consultantPlus.ru (договор № 1107/2015 от 01.12.2015, срок действия: по 31 декабря 2016 г.
Раздел 13. Описание материально-технической базы необходимой дляосуществления образовательного процесса по дисциплине
Используемое оборудование
¾ аудитории для проведения лекций, семинарских и практических занятий, оборудованные видеопроекционным оборудованием для презентаций, интерактивными досками, средствами звуковоспроизведения, экраном.
¾ компьютерный класс с комплектом программного обеспечения;
¾ собственную общую и специальную библиотеку;
¾ электронный читальный зал.
СОДЕРЖАНИЕ
Раздел 1. | Общая характеристика дисциплины (модуля) | 3 |
Раздел 2. | Планируемые результаты обучения по дисциплине (модулю), соотнесенные с планируемыми результатами освоения образовательной программы | 4 |
Раздел 3. | Место дисциплины (модуля) в структуре образовательной программы | 5 |
Раздел 4. | Объем дисциплины (модуля) в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся | 15 |
Раздел 5. | Содержание дисциплины (модуля), структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий | 20 |
Раздел 6. | Методические рекомендации преподавателю | 26 |
Раздел 7. | Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю) | 28 |
Раздел 8. | Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю) | 30 |
Раздел 9. | Перечень основной и дополнительной учебной литературы необходимый для освоения дисциплины (модуля) | 33 |
Раздел 10. | Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» необходимых для освоения дисциплины (модуля) | 36 |
Раздел 11. | Методические указания обучающихся по освоению дисциплины (модуля) | 37 |
Раздел 12. | Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине | 38 |
Раздел 13. | Описание материально-технической базы необходимой дляосуществления образовательного процесса по дисциплине | 38 |
[1]Описание этапов формирования у обучающихся компетенций в процессе освоения образовательной программы находятся в Основной образовательной программе Приложение X.
ФИЛОСОФИЯ
Специальность 40.03.01 юриспруденция
(УРОВЕНь БАКАЛАВРИАТА)
кафедра ТЕОРИИ, ИСТОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА И ФИЛОСОФИИ
Москва 2018
Автор-составитель:
В. Г. Чернякин, кандидат философских наук, доцент,
доцент кафедры теории, истории государства и права и философии
ВГУЮ (РПА Минюста России)
Рецензенты:
внутренний – Д . А. Григорьев, кандидат философских наук, доцент,
доцент кафедры теории, истории государства и права и философии
ВГУЮ (РПА Минюста России)
внешний – Д.М. Носов, профессор школы философии
факультета гуманитарных наук
Национального исследовательского университета
«Высшая школа экономики», доцент
Рабочая программа по учебной дисциплине «Философия» подготовлена по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция (уровень бакалавриата).
Рабочая программа включает в себя содержание учебной дисциплины, тематический план, учебно-методическое обеспечение дисциплины, планы семинарских занятий, фонды оценочных средств. Рассчитана на студентов юридического факультета.
Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры теории, истории государства и права и философии (протокол № 11 от «15» июня 2017 г.) и рекомендована для внедрения в учебный процесс.
Зав. кафедрой теории, истории государства и права и философии
О.Ю. Рыбаков
© ВГУЮ (РПА Минюста России), 2017
Раздел 1. Общая характеристика дисциплины (модуля)
Дисциплина «Философия» входит в базовую часть Блока 1 программы бакалавриата по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция (уровень бакалавриата). Имеет общеметодологическое значение для всех отраслей знаний о праве и государстве.
Целями преподавания дисциплины «Философия» являются:
- формирование культуры мышления, способности к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения;
- формирование способности использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач;
- формирование способности анализировать социально значимые проблемы и процессы;
Задачами преподавания дисциплины «Философия» являются:
- формирование представления о специфике философии как способе познания и духовного освоения мира, основных разделах современного философского знания, философских проблемах и методах их исследования;
- овладение базовыми принципами и приемами философского познания;
- введение студентов в круг философских проблем, связанных с областью будущей профессиональной деятельности;
- выработка навыков работы с оригинальными и адаптированными философскими текстами.
- обеспечение усвоения студентами понятий, категорий и терминов, используемых в юриспруденции;
Раздел 2. Планируемые результатыобучения по дисциплине (модулю), соотнесенные с планируемыми результатами освоения образовательной программы
После освоения дисциплины студент должен приобрести следующие знания, умения и навыки, соответствующие компетенциям ООП по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция (уровень бакалавриата).
В результате освоения дисциплины «Философия» студент должен приобрести компетенции, характеризующие его как бакалавра, способного эффективно осуществлять профессиональную деятельность, а также определенную степень личной осведомленности и опыта, соответствующих данным компетенциям. Комплекс компетентностей выпускника, его знаний, умений, навыков в своей совокупности определяет профессиональную ценность выпускника и позволяет ему самостоятельно совершенствовать профессиональные качества в условиях развивающейся юриспруденции.
Под компетенцией понимается способность и готовность обучаемого выполнять определенную необходимую функцию в процессе постановки и решения задач профессиональной деятельности.
Студент должен обладать следующими общекультурными компетенциями: обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):
- способностью использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции (ОК-1);
- способностью работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-6);
- способностью к самоорганизации и самообразованию (ОК-7).
В результате изучения дисциплины «Философия» в соответсвии с планируемыми результатами освоения ООП по направлению подготовки (40.03.01) Юриспруденция (квалификация: бакалавр) студенты должны:
знать:
· об основных этапах развития мировой философской мысли;
· о важнейших школах и учениях выдающихся философов;
· об основных отраслях философского знания – онтологии, теории познания, социальной философии, философской антропологии;
● об основных проблемах, теориях и методах философии, о содержании современных философских дискуссий по проблемам общественного развития;
уметь:
● самостоятельно анализировать философскую литературу;
●искать информацию по философским проблемам через библиотечные фонды, периодическую печать;
●составлять обзоры и рефераты по проблемам философии
· использовать философский понятийно-категориальный аппарат, основные принципы философии в анализе и оценке социальных проблем и процессов, тенденций, фактов, явлений в их возможном прогнозировании;
· применять методы и средства познания для интеллектуального развития, повышения культурного уровня, профессиональной компетентности;
● формировать и аргументированно отстаивать собственную позицию по различным проблемам философии;
владеть:
· навыками применения принципов, законов и категорий философии, необходимых для оценки и понимания природных явлений, социальных и культурных событий, и в изучении профессиональных циклов;
· навыками ведения дискуссии и полемики по мировоззренческой проблематике, изложения собственной позиции;
· навыками публичныхвыступлений и письменного аргументированного изложения собственной точки зрения по философским проблемам;
● навыками восприятия и анализа текста, имеющего философское содержание
В результате освоения дисциплины «Философия» у обучающихся формируются следующие компетенции и должны быть достигнуты следующие результаты обучения как этап формирования соответствующих компетенций:
Код компетенции | В результате освоения образовательной программы обучающийся должен обладать | Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине |
ОК-1 | способностью использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции | Знать роль, значение способности использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции |
Уметь оценивать значимость способности использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции | ||
Владеть методами повышения способности использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции | ||
ОК-6 | способностью работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия | Знать роль, значение способности работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия |
Уметь обосновывать необходимость сспособности работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия | ||
Владеть навыками работы в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия | ||
ОК-7 | способностью к самоорганизации и самообразованию | Знать значение способности к самоорганизации и самообразованию |
Уметь использовать способность к самоорганизации и самообразованию | ||
Владеть навыками самоорганизации и самообразования |
Перечень последующих учебных дисциплин, для которых необходимы знания умения и владения навыками, формируемые данной учебной дисциплиной:
Социология и политология
Профессиональная этика
Раздел 3. Место дисциплины (модуля) в структуре образовательной программы
Дисциплина «Философия» входит в базовую часть Блока 1 программы бакалавриата по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция (уровень бакалавриата). Имеетобщеметодологическое значение для всех отраслей знаний о праве и государстве.
К началу изучения дисциплины «Философия» студенты должны обладают соответствующими знаниями по обществознанию набазовом уровне, а именно:
Знать/понимать
основные формы и виды мировоззренческих подходов к пониманию общественных отношений, сущность научного мировоззрения, механизмов развития природы, общества и мышления;
уметь:
осуществлять поиск философской информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд);
извлекать из неадаптированных оригинальных философских текстов знания по заданным темам;
систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную философскую информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации с точки зрения основных философских школ и направлений;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной философской информации;
лучшей ориентации в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;
предвидения возможных последствий определенных социальных действий;
оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;
реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей.
В ходе изучения дисциплины необходимы знания, умения и владения навыками, формируемыми в тесном взаимодействии со следующими дисциплинами: История, Логика, Социология и политология, Профессиональная этика.
Раздел 4. Объем дисциплины (модуля) в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся
Распределение трудоемкости дисциплины по видам работ
по семестрам для студентов очной формы обучения
Вид учебной работы | Трудоемкость | |||
зач. Ед. | Час. | По семестрам | ||
1 | 2 | |||
Общая трудоемкость дисциплины по учебному плану | 3 | 108 | ||
Контактная работа с преподавателем: | 54 | |||
в том числе: | ||||
Лекции (Л) | 18 | |||
Практические занятия (ПЗ) | 36 | |||
Семинары (С) | ||||
Лабораторные работы (ЛР) | ||||
Самостоятельная работа (СРС) | 18 | |||
в том числе: | ||||
курсовая работа | ||||
контрольные работы (по учебному плану) | ||||
Зачет | ||||
Экзамен | 36 |
Распределение трудоемкости дисциплины по видам работ
по семестрам для студентов очно-заочной формы обучения
Вид учебной работы | Трудоемкость | |||
зач. ед. | час. | по семестрам | ||
1 | 2 | |||
Общая трудоемкость дисциплины по учебному плану | 3 | 108 | ||
Контактная работа с преподавателем: | 28 | |||
в том числе; | ||||
Лекции (Л) | 16 | |||
Практические занятия (ПЗ) | 12 | |||
Семинары (С) | ||||
Лабораторные работы (ЛР) | ||||
Самостоятельная работа (СРС) | 71 | |||
в том числе: | ||||
курсовая работа | ||||
контрольные работы (по учебному плану) | ||||
Зачет | ||||
Экзамен | 9 |
Распределение трудоемкости дисциплины по видам работ
по семестрам для студентов заочной формы обучения
Вид учебной работы | Трудоемкость | |||
зач. ед. | час. | по семестрам | ||
1 | 2 | |||
Общая трудоемкость дисциплины по учебному плану | 3 | 108 | ||
Контактная работа с преподавателем: | 10 | |||
в том числе; | ||||
Лекции (Л) | 4 | |||
Практические занятия (ПЗ) | 6 | |||
Семинары (С) | ||||
Лабораторные работы (ЛР) | ||||
Самостоятельная работа (СРС) | 89 | |||
в том числе: | ||||
курсовая работа | ||||
контрольные работы (по учебному плану) | ||||
зачет | ||||
экзамен | 9 |
Раздел 5. Содержание дисциплины (модуля), структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий
Тематический план для студентов очной формы обучения
№ п/п | Раздел (тема) учебной дисциплины | Всего | Виды учебной деятельности (в часах) | Образовательныетехнологии | Формы текущего контроля | ||||
Лекции | Семинары (практические занятия) | СРС | |||||||
Семестр
40
10
6
2
7
2
7
2
6
2
7
2
5
32
8
5
2
5
2
4
5
2
3
6
2
4
36
108
18
Занятия в интерактивных формах по очной форме обучения
Темы учебной дисциплины | Общий объем (по РУП) 54час. | |
Модуль 1. | 32 | |
1. | Тема 1. Природа философского знания | 4 |
2. | Тема 2. Философия Древнего Востока. Античная философия | 6 |
3. | Тема 3. Средневековая философия. Философия Нового времени | 8 |
4. | Тема 4. Классическая немецкая философия XIX в. | 4 |
5. | Тема 5.Современная западная философия | 6 |
6. | Тема 6. Русская философия | 4 |
Модуль 2. | 22 | |
7. | Тема 7. Онтология | 4 |
8. | Тема 8. Гносеология | 4 |
9. | Тема 9. Методология | 2 |
10. | Тема 10. Социальная философия | 4 |
11. | Тема 11. Философия истории | 4 |
12. | Тема 12. Философская антропология | 2 |
13. | Тема 13. Аксиология | 2 |
Итого: | 54(100 %) |
Тематический план для студентов заочной формы обучения
№ п/п | Раздел (тема) учебной дисциплины | Всего | Виды учебной деятельности (в часах) | Образовательные технологии | Формы текущего контроля | ||||
Лекции | Семинары (практические занятия) | СРС | |||||||
Семестр
45
2
8
2
7
7
7
2
9
2
7
54
2
8
2
7
2
7
9
2
9
7
2
7
9
108
16
Дата: 2018-12-28, просмотров: 232.