Готика – это расцвет монументальной живописи и витража. (Витраж – картина, выполненная из кусков прозрачного цветного стекла, вставленного в свинцовые рамы). Особенно славилась Шартрская мастерская (Франция). В Шартрском соборе в XIII в. витражи занимали 2.600 кв.м. В старых витражах применялись основные цвета: красный, синий, желтый. Свинцовая обводка играла роль контура. XIII век – это золотой век витража. С середины XIII века колорит усложняется, появляются сложные цвета: красный + синий = лиловый. XIV век – угасание искусства витража, его заменяет живопись по стеклу.
ИСКУССТВО ВОЗРОЖДЕНИЯ
ИТАЛЬЯНСКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ
«Возрождение» (по-французски - «ренессанс», по-итальянски - «ринашименто») – это термин, введенный Джорджо Вазари (архитектором, живописцем и историком искусств XVI века) для определения исторической эпохи раннего капитализма.
Культура Возрождения, связанная с появлением класса буржуазии, родилась в Италии. Сам термин не случаен. В Италии, на родине античности, вновь возрождается античный идеал прекрасного, гармоничного человека. ЧЕЛОВЕК вновь становится главной темой искусства. Поэтому деятелей новой культуры называли ГУМАНИСТАМИ (от латинского «гуманус» - человеческий). Гуманисты проявляли большой интерес к культуре Древней Греции и Рима.
Об эстетическом идеале Эпохи Возрождения
«Я создал тебя существом не небесным, но и не только земным, не смертным, но и не бессмертным, чтобы ты, чуждый стеснения, сам себе сделался творцом и сам выковал окончательно свой образ. Тебе дана возможность пасть до степени животного, но также и возможность подняться до степени существа богоподобного – исключительно благодаря внутренней воле»... Так говорит бог Адаму в трактате итальянского гуманиста Пико делла Мирандола «О достоинстве человека».
И эпоха Возрождения создала этот образ волевого, интеллектуального человека, творца своей судьбы, творца самого себя. Эта эпоха, по словам Энгельса, «нуждалась в титанах и породила титанов по силе мысли, страстности и характеру, по многосторонности и учености».
Хронологические рамки итальянского Возрождения – вторая
половина ХШ – первая половина XVI века.
Эта эпоха делится на периоды:
.Проторенессанс (от греч. «протос»- «первый») – II пол. ХШ – 1У
века.
. Раннее Возрождение – XV век.
. Высокое Возрождение – конец XV, начало XVI в.
. Позднее Возрождение – последние 2/3 XVI в.
Проторенессанс
Подлинное начало новой эпохи связывают с именем живописца ДЖОТТО ди БОНДОНЕ (1266?-1337). Еще Данте в «Божественной комедии» назвал Джотто лучшим художником своего времени. Фрески Джотто изучали и копировали Рафаэль, Микеланджело. Джотто гениально предугадал главное нововведение искусства Возрождения, наметил путь, по которому пошло развитие живописи.
Из работ Джотто лучше всего сохранились фрески Капеллы дели Арена в г. Падуя (1303-1306). Сюжеты фресок взяты из жизни Марии и Христа, тема традиционная, но Джотто впервые сумел выразить индивидуальное отношение к этим сюжетам. Джотто лишает персонажей средневековой не материальности, «возвращает» их на землю. Живопись Джотто проста, строга по сравнению с изяществом готики. Благодаря этому она обретает силу и монументальность. Его художественный язык близок литературному стилю священного писания.
Одна из самых известных росписей падуанского цикла - «Поцелуй Иуды» - рассказывает о поединке добра и зла, благородстве и низости. На фоне синего неба среди взметнувшихся копий и факелов Христос и обнимающий его Иуда изображены в профиль. Спасителю с лицом безупречной красоты противопоставлен уродливый низколобый Иуда. Джотто достигает здесь неведомой до сих пор психологической глубины. Джотто был и прекрасным архитектором. В своей родной Флоренции он возвел колокольню главного собора.
Примечание: Имя Джотто было в 1986 г. присвоено космическому аппарату, пролетевшему недалеко от кометы Галлея (т.к. Джотто изобразил на своих фресках эту комету), и вся программа Европейского космического агентства получила название «Джотто». К этому событию выпущены марки.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 433.