Романское искусство принадлежит эпохе феодальной раздробленности, и само распадается на много самостоятельных художественных школ, среди которых ведущими были французская и немецкая. Государства тогда представляли собой конгломераты отдельных, замкнутых, вечно враждующих между собой феодов (поместий). Набеги и сражения составляли стихию жизни, поэтому романское искусство прони зывает дух воинственности и постоянной потребности самозащиты. Главное, что создало романское искусство – это замок-крепость и храм-крепость. Замок – крепость рыцаря, храм – крепость бога; бог тоже мыслился в образе высшего феодала. Тип феодального замка окончательно складывается именно и эту эпоху.
Романские храмы также были похожи на крепость – суровые с виду, с толстыми стенами, узкими окнами, полным отсутствием внешнего декора.
На развитие европейского искусства большое влияние оказали паломничества и крестовые походы Х1-ХШ в. В местностях, где проходили основные пути паломничества, строятся храмы, дороги, мосты, гостиницы. Х1-ХШ века – время расцвета монументального искусства, как живописи, так и скульптуры. Стены и своды храмов покрываются фресками, украшаются рельефами и скульптурой.
По мысли церкви, искусство должно было не только наставлять в вере, но и устрашать. Отсюда новые сюжеты в искусстве: обязательный «страшный суд», картины апокалипсиса, история страданий и смерти Христа («Страсти Христовы»), жития святых – мучеников за веру. Сцены страданий соседствовали с фантастическими. В скульптуре возникает устрашающее изображение черта. Борьба за человеческую душу между ангелами и сатаной становится излюбленным мотивом романского искусства. Но в народе продолжала жить и языческая религия.
И для живописи, и для скульптуры характерен символический характер, аскетизм образов; утрировка жеста, бесплотность фигур, отсутствие перспективы, вытянутость фигур по вертикали.
В средневековой культуре и вообще в духовной жизни Европы ведущая роль принадлежала ФРАНЦИИ. В романский период во Франции зародилась монументальная живопись, сложился законченный стиль романской архитектуры. Самые величественные храмы были расположены в Нормандии и Бургундии. Например, церковь аббатства Клюни, самая большая в Европе тех времен (длина 127 м, ширина 40 м, высота центрального нефа 30 м). Под влиянием этой церкви построен собор Сен Лазар в Оттоне (1112-1132 г.). В этом соборе интересен рельеф «Страшный суд». Фигура Христа огромна, величественна и статична. А вокруг него идет борьба за души человеческие между ангелами и чертями и маленькие дрожащие человечки с подкосившимися ногами – жалкие человеческие души – ожидают решения судьбы.
ГЕРМАНИЯ в Х1-ХП в. страдала от жестоких феодальных усобиц. В городах Германии строятся романские соборы, похожие на крепости, суровые, неприступные на вид. Скульптура внутри храмов аскетична по духу, статична по форме, с полным пренебрежением анатомии. (Собор Св. Петра и Св. Георгия в Бамберге).
В романском искусстве ИТАЛИИ ощущалась связь с Древним Римом. Здесь сильнее выражены светские тенденции, т.к. главной силой исторического развития в Италии были города, а не церковь. Связь с античностью проявилась в чувстве меры и соразмерности, не случайно Италия станет родиной Ренессанса.
На романском зодчестве ИСПАНИИ отразилась эпоха постоянных войн. Поэтому испанские сооружения этого времени имеют вид крепости.
XII век – золотой век романского искусства, распространившегося по всей Европе. Но в нем уже зарождались черты готического искусства.
ГОТИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО (ХП І-ХІУ века)
Общая характеристика
На ХІП-ХІУ в. приходится наивысший расцвет средневековой культуры: светской литературы и поэзии, театрального искусства, музыки. Главной идеологической силой остается церковь, но жизнь городов вызывает рост антифеодальной и антицерковной оппозиции. В Болонье, Парме, Солермо, Оксфорде в ХП-ХШ в. возникают первые европейские университеты.
Готическое искусство целиком связано с городом. Городская жизнь порождает новые типы здания гражданского назначения; биржа, таможня, суд, больница, рынки...
Готический храм
В отличие от романского, готические соборы кажутся легкими и прозрачными от множества огромных окон. Они словно сотканы из каменных кружев. Крутые скаты крыш, стрельчатые арки, высокие башни, увенчанные тонкими шпилями – все это создает впечатление стремительного порыва ввысь. Высота башен самых больших храмов достигала 150 м, превышая египетские пирамиды. В огромном соборе верующие должны были чувствовать себя слабыми и ничтожными перед могуществом бога и церкви. Готические соборы строились десятки и более лет.
Соборы Франции
Франция считается колыбелью готики. Самым большим храмом периода ранней готики считается Собор Парижской богоматери или Нотр-Дам де Пари (1163-1208 г. постройки). Он вмещал 9.000 человек, всех жителей города. Высота центрального нефа – 35 м. Колокольни собора были одновременно и дозорными башнями Парижа. Этот собор великолепно описан В.Гюго в одноименном романе.
Шартрский собор (1194-1260) и собор в Реймсе (1212-1311) – это примеры зрелой готики. Самый высокий готический собор Франции –Амьенский (1218-1258). Строился 40 лет, высота – 42м, длина 145 м. Его часто называют «готическим Парфеноном».
Немецкие соборы
Они проще в плане, здания сильнее вытянуты по вертикали, характерна одна башня, увенчанная высоким шпилем. Строились несколько столетий, применялся и кирпич.
Знаменитый Кельнский собор был начат в 1248 г., строился до XVI века, башни возведены в XIX в. Высота центрального нефа – 46 м, а башен – 160 м. Великий Гете отправился в Кельн, чтобы «изучить сказку о вавилонской башне на берегах Рейна» - так поэтично сказал Гете о Кельнском соборе.
Английские соборы
Они связаны не с городами, а с монастырями, более «растянуты» в ширину, менее высоки, имеют много пристроек и главную башню – донжон.
2 Собор в Солбери (1220-1270) – образец ранней готики. Его башня самая высокая в Англии – 135 м. Этот собор воспет в пейзажах художника Констебла.
3 Кентерберийский собор (ХП-ХУ века) – главный готический собор Англии, резиденция архиепископа Кентерберийского, национальная
святыня Англии.
- Собор Вестминстерского аббатства в Лондоне – место коронации и погребения английских королей, впоследствии усыпальница великих людей Англии.
Соборы Италии
В Италии получили воплощение лишь отдельные элементы готики: стрельчатые арки, «розы». Основа оставалась чисто романской: широкие приземистые храмы, гладкие стены. Пример поздней итальянской готики – это огромный, вмещающий в себя до 40.000 человек Милан ский собор, самый большой храм Европы (1378 – XV век, заканчивался в XIX в). Его строили не только итальянские, но немецкие и французские зодчие. Весь собор покрыт скульптурной резьбой.
Готическая скульптура
Готика – период расцвета монументальной скульптуры. Вырабатываются определенные каноны (правила), в какой части здания что изображать. Так, в алтарной части изображались сцены из жизни Христа, на Западном фасаде – картины «страшного суда». Со 11 половины ХIII в. фигуры становятся более подвижными, тела – более объемными (статуи Марии и Елизаветы западного портала собора в Реймсе). Декор Реймского собора является высшей точкой расцвета готической скульптуры. Количество статуй в готических храмах доходило до 10.000.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 345.