На культуру римлян большое влияние оказала высокая культура Эллады. «Греция, взятая в плен, победителей диких пленила, в Лаций суровый внеся искусства», - писал поэт. (Лаций – земли латинов). На основе греческого был составлен латинский алфавит. Римляне увозили из Греции статуи и картины. Греческие архитекторы и скульпторы работали по заказам богатых римлян. Были построены театры по образцу греческих. Богатые юноши ездили учиться в знаменитые школы Эллады. Римляне поклонялись «олимпийским богам», хотя называли их другими именами. (Зевса называли Юпитером и т.д.). Но: учась у греков, римляне сами создали много нового.
Римская архитектура
Римские постройки должны были показать миру мощь и богатство Римской империи. Римляне использовали достижения греческой архитектуры, но и сами внесли много нового. Они изобрели БЕТОН, что позволило сооружать арки и своды.
АРКА – перекрытие в виде дуги (от лат. «аркус» - лук). На улицах и площадях в честь императоров сооружались ТРИУМФАЛЬНЫЕ арки. Через эти арки проходили полководцы со своими воинами, а впереди везли завоеванные сокровища и пленников. Когда триумф устраивал Помпей – процессия шла 2 дня, триумф Цезаря длился 4 дня.
Император Траян поставил себе колонну высотой 30 м, на ней спиралью в 200 м тянется барельеф, изображающий поход Траяна против даков. В рельефах – 2500 фигур, 90 раз изображен Траян.
Арки широко применялись при строительстве мостов, водопроводов, зданий. Римское искусство, в отличие от греческого, всегда было УТИЛИТАРНЫМ, т.е. применялось практически. Римляне строили прекрасные дороги, длинные акведуки (водопроводы), действующие до наших дней.
СВОД – это дугообразный потолок. Выдающимся образцом сводной постройки является ПАНТЕОН – храм всех богов в Риме, сохранившийся до наших дней. Он построен из камня, кирпича, бетона в 118 – 125 г. н.э. Круглое в плане здание, высота – 42, 7 м, перекрыто куполом диаметром 43, 2 м. В куполе имеется отверстие - «глаз Пантеона» 9 м в диаметре. В Пантеоне были поставлены статуи 12-ти олимпийским богам. С IV века Пантеон превращен в христианский храм, в одной из его ниш находится могила Рафаэля.
КОЛИЗЕЙ (от лат. «колоссеум» - колоссальный) – колоссальный амфитеатр, построенный в I веке н.э. для гладиаторских боев. Высота – 50 м. Весь I этаж состоит из 80-ти входов и выходов для зрителей, количество которых достигало 50 тыс. Арена – в виде эллипса (длина 188 м, ширина – 156 м) позволяла одновременно сражаться 3.000 парам гладиаторов. Ее можно было быстро залить водой и разыгрывать морские бои. В конце XIII в. Колизей был превращен в каменоломню, из него строили дома для знати, мосты, церкви. Но и в руинах Колизей поражает своим величием.
Римская скульптура
Римский СКУЛЬПТУРНЫЙ ПОРТРЕТ – одно из высших достижений римского искусства. В отличие от греческой скульптуры, ставившей своей задачей создание идеально-прекрасного образа гражданина греческого полиса, римский портрет передает неповторимую индивидуальность модели. Истоки римского портрета лежат в этрусском погребальном портрете (этруски – одни из предков древних римлян) и в древних обычаях самих римлян ставить в домах портретные изображения предков хозяина дома. Восковые отливки этих портретов-масок (или гипсовые слепки) хранили дома, этот обычай научил скульпторов точной передаче черт человеческого лица. Трезвый, объективный, рациональный ум римлян способствовал именно развитию портретного жанра. Материал – бронза, позднее – мрамор.
Скульпторы не только изображали лица, но и раскрывали характер человека. Так, в скульптурном портрете оратора Цицерона мы видим умного человека, в изображении Юлия Цезаря – решительность, отвагу, в портрете ростовщика – скупость.
В статуе в полный рост римляне решили другую проблему – образ делового человека, оратора, гражданина республики.
Императоров скульпторы нередко возвеличивали и обожествляли. (Скульптура императора Августа в полный рост).
Около 170 г. была отлита конная статуя императора Марка Аврелия, послужившая образцом для последующих европейских монументов. В XVI в. Микеланджело поставил ее в центре площади на Капитолии. «Философ на троне», стоик, Марк Аврелий изображен как бы в глубоком раздумье. В своем дневнике он писал: «Время человеческой жизни – миг, ее сущность – вечное теченье, ощущение – смертно. Строение всего тела – бренно, душа – неустойчива, судьба – загадочна, слава – недостоверна».
Римская культура получила широкое распространение не только в Италии, но и во всей Римской империи.
ИСКУССТВО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ (У-Х І V века)
Возникновение христианства. Раннехристианское искусство
Мостом между искусством средневековья и античным явилось раннехристианское искусство. Оно возникло под влиянием новой религии - христианской в I веке н.э. На смену многочисленным языческим богам приходит единый бог – Иисус Христос. Согласно новой религии страдающие на земле получали вечный рай на небесах. Первые христиане в основном были бедняками и подвергались жестоким преследованиям со стороны официальных властей Римской империи. Для своих тайных молитв, совершения похоронных обрядов, они собирались в подземных галереях Рима – катакомбах (по имени местности Катакумб). Стены катакомб сохранили фрагменты фресок, в которых еще использовались античные мотивы, но уже в соответствии с духом новой религии. Например, Орфей отождествлялся с библейским царем Давидом-псалмопевцем, Персей – со св. Георгием, Одиссей – устоявший перед сиренами, - с христианином, стойким перед мирскими соблазнами. Христос изображался в виде юноши – пастуха с ягненком на плече. Так слагалась роспись, понятная лишь посвященному.
В 313 г. при императоре Константине христианство становится официальной религией и появляются первые христианские храмы –БАЗИЛИКИ (прямоугольное здание, вытянутое по оси восток-запад). В 395г. Римская империя распадается на Восточную и Западную. В 476 г. Западная империя пала. Рим был захвачен варварами.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 368.