На современную международную маркетинговую деятельность и ее развитие в ХХI в. огромное влияние оказывают те революционные изменения, которые произошли в электронике и информационных технологиях в конце ХХ столетия. Устанавливается общемировое информационное пространство - основа глобального маркетинга. Изменился и состав пользователей Интернета. Если в начале, как уже указывалось, ими были университеты и научные организации, то сегодня к ним присоединились практически все крупные и средние фирмы, правительственные учреждения, общественные организации и частные лица различных профессий, этнической и социальной принадлежности в разных странах мира. Развитие глобальной сети Iпtеnеt привело к крушению идеологических и информационных границ между странами. Любой человек здесь может свободно высказать свое мнение по любым политическим и экономическим вопросам, даже самым горячим и спорным, а также направить в сеть свою информацию.
Такое бурное развитие глобальной электронной коммуникации открывает принципиально новые и поистине ошеломляющие возможности для международной коммерческой деятельности и международного, уже в полном смысле слова глобального, маркетинга. Реализация этих возможностей идет в настоящее время по следующим направлениям:
1) развитии электронной коммерции (трансакций и сделок на глобальном «электронном рынке»);
2) развитие собственно международного маркетинга (всех его основных функций, начиная с маркетинговых исследований и заканчивая деятельностью по управлению каналами товародвижения).
Развитие электронной коммерции состоит в поиске партнеров, товаров и услуг, а также заключении сделок (актов купли-продажи). Теперь любая фирма или организация, а также частное лицо в любой стране мира может на «электронных рынках» Интернета найти описание продукции и услуг, предлагаемых различными продавцами, осуществить поиск дополнительной информации, уточнить свои потребности и желания и, в конечном итоге, сделать заказы с помощью кредитных карт, электронных чеков, электронных наличных средств или других расчетных инструментов, которые в настоящее время активно разрабатываются и внедряются на данном рынке,
С развитием онлайновой коммерции люди, живущие в разных странах, могут также, не выходя из дома или офиса, участвовать в биржевых торгах на ведущих биржах мира и более того при помощи домашнего компьютера продавать и покупать товары на глобальном электронном рынке.
По сравнению с традиционной торговлей электронная коммерция предоставляет много преимуществ, как покупателям, так и продавцам товаров и услуг.
Для покупателей эти преимущества состоят в следующем:
- большие возможности для выбора товаров и услуг на глобальном рынке;
- экономия времени при выборе и покупке товаров и услуг;
- большое удобство при совершении сделок (возможность делать покупки не выходя из дома или офиса);
- достижение большей обоснованности выбора товаров и услуг за счет возможности получения более полной информации и, в том числе, консультаций в глобальной компьютерной сети.
Для продавцов товаров и услуг основные преимущества электронной коммерции таковы:
- возможность увеличения продаж своих товаров и услуг за счет открытого доступа к клиентам, находящимся в разных странах мира; - экономия времени и снижение затрат на поиск покупателей, демонстрацию товаров, обслуживание клиентов, и т. п. мероприятия как в своей, так и в других странах;
- появление новых возможностей осуществления международного маркетинга, включая возможность перехода к прямому маркетингу в глобальном масштабе.
Итак, развитие глобальной информационной сети Интернет открывает принципиально новые возможности для поиска новых клиентов, находящихся в различных странах мира, формирования обширной и надежной базы данных о своих покупателях и проведения по ней маркетинговых исследований, а также для продвижения товаров и услуг.
Перед фирмой открывается возможность достижения преимуществ перед своими конкурентами за счет осуществления прямого международного маркетинга по принципу «один к одному». Отличие данного принципа от концепции «массового маркетинга» состоит в том, что компания, зная каждого своего покупателя, имеет возможность лучше изучить и сегментировать рынок, полнее учесть требования каждого целевого сегмента при проектировании новых товаров и· услуг, разработать индивидуальные рекламные обращения и предложения, а также стимулы для своих клиентов, определить и осуществить оптимальные способы платежей и доставки товаров, чтобы максимально удовлетворить требования каждого покупателя.
Благодаря Интернету для маркетологов сегодня стало возможным формировать базы данных о своих клиентах, находящихся в разных странах мира. Такие базы данных содержат огромный объем информации. Например, по товарам промышленного назначения у торгового представителя международной компании имеются следующие сведения о покупателях: товары и услуги, ранее приобретенные данной фирмой, объемы и цены промышленных закупок, характеристика (портрет) контактного лица (включая возраст, день рождения, хобби и любимое блюдо человека), сведения о конкурентах и поставщиках, состояние исполнения текущих договоров (контрактов), ожидаемые расходы данной фирмы-покупателя в ближайшие годы, а также качественная оценка ее конкурентных преимуществ и слабых сторон. Что касается продажи товаров народного потребления, то в базе данных о покупателях содержатся: демографические характеристики каждого клиента (его возраст, образование, место жительства, доход, размер семьи, имена членов семьи, дни рождения), психографические (мотивы выбора товаров, интересы и мнения), сведения о прошлых покупках и другая полезная информация.
Для маркетологов использование глобальной сети Интернет дает следующие явные преимущества по сравнению с другими источниками и каналами поступления маркетинговой информации:
1. Быстрота получения необходимых данных и оперативность проведения маркетинговых мероприятий. По итогам поступающей в онлайновом режиме аналитической информации можно оперативно менять цены, предложение товаров, рекламные послания и т. д.
2. Полнота и доступность получаемой информации о рынке и конкурентах.
3. Возможность интерактивного взаимодействия с имеющимися и потенциальными клиентами. Так, маркетологи могут в режиме реального времени анализировать запросы покупателей, поступающие на сайт фирмы в Интернете, получать о них дополнительную информацию, проводя опросы и покупательские конференции, давать своим клиентам полезные советы, предлагать бесплатные демоверсии своих компьютерных программ, рекламные материалы и т. п.
4. Широкий международный охват аудитории и возможность контроля за эффективностью онлайнового маркетинга. Как уже указывалось, Интернет предоставляет возможность доступа в глобальную информационную сеть для неограниченного числа людей и организаций.
5. Отсутствие пространственно-временных ограничений в использовании электронной рекламы и низкая ее стоимость по сравнению с другими средствами рекламного воздействия.
6. Возможность быстрого и эффективного поиска бизнес - партнеров (поставщиков сырья, оборудования, дилеров, дистрибьютеров, агентов и др.) в разных странах мира и установления контактов с ними.
Помимо Интернет, в компьютерном сетевом (онлайновом) маркетинге имеются четыре основных канала: электронные магазины; форумы; конференции и BBS (доски объявлений); электронная почта Интернет.
Контрольные вопросы:
1 Выделите этапы процесса исследования среды международного маркетинга.
2 Охарактеризуйте контролируемые факторы внешней маркетинговой среды.
3 Какие факторы отечественной и зарубежной среды относятся к неконтролируемым?
4 Охарактеризуйте экономические факторы международного маркетинга.
5 Охарактеризуйте политические факторы международного маркетинга.
6 Определите формы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности.
7 Какие правовые факторы международной среды влияют на маркетинговую деятельность за рубежом?
8 Раскройте сущность социально – культурных факторов международного маркетинга.
9 Разъясните влияние информационно – технической среды в глобальном маркетинге.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 342.