Государственное регулирование — это форма участия государства в экономической жизни, целенаправленный координирующий процесс прямого и косвенного воздействия государства на определенные сегменты экономики с помощью перераспределения ресурсов в целях достижения экономического и социального развития.
Государственное регулирование осуществляется в трёх формах:
- свободы торговли, когда государство минимально вмешивается во внешнюю политику, поддерживая лишь баланс спроса и предложения;
- протекционизма т. е. политики защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции;
В международной практике существует понятие «количественные ограничения» — форма регулирования товарного обращения, которая определяет количество и номенклатуру товаров, разрешенных к экспорту (импорту). К прямым инструментам относятся квотирование, лицензирование, требования о содержании местных компонентов, условия безопасности товаров, стандарты и пр.
Косвенные инструменты — это налоги, цены, тарифы (пошлины), государственные закупки, денежно-кредитная и фискальная политика и др.
Обычно государство использует не один, а несколько инструментов, и которые дополняют и усиливают действие друг круга. Поэтому в международном маркетинге следует учитывать факторы государственного регулирования, которые включают:
- регулирование предпринимательской деятельности;
-регулирование внешнеэкономической деятельности.
Регулирование предпринимательской деятельности основано на законах как национальных, так и страны-партнера. К таким законам относятся основные законы, определяющие предпринимательство (законы об акционерных обществах и других формах организации предприятий, антимонопольные законы, законы о ценах, конкуренции, рекламе).
В мировой практике выделяются три способа регулирования внешнеэкономической деятельности:
- регулирование цен;
- регулирование потоков товаров;
- валютное регулирование.
Для регулирования цен и потоков товаров государством используются так называемые тарифные и нетарифные барьеры. При этом тарифные влияют на цены, а нетарифные либо на цены, либо непосредственно на потоки товаров.
К тарифным барьерам относятся тариф (пошлина) и таможенные платежи
Тариф (пошлина) — обязательный платеж, установленный государством на товары, пересекающие границы страны.
Пошлины в зависимости от объекта обложения подразделяются на:
а) вывозные (экспортные) — платежи, уплачиваемые вывозящими фирмами на экспортируемые товары при выпуске их за пределы территории государства. Такие пошлины применяются только на отдельные товары, вывоз которых государство стремится сократить, или на товары, цены на которые на мировом рынке значительно превышают внутренние цены (обычно регулируемые в стране), на сырьевые товары, по которым страна занимает монопольное положение на мировом рынке (например, рис в Таиланде, какао-бобы в Гане); Экспортные пошлины могут использоваться и в чисто фискальных целях для увеличения дохода государства;
б) транзитные — пошлины, которые накладываются на товары, перевозимые через территорию страны транзитом. Они применяются обычно как форма торговой войны и поэтому используются редко;
в) ввозные импортные пошлины, устанавливаемые на импортные товары при допуске их на внутренний рынок для свободной продажи.
Ввозные пошлины наиболее распространены и в основном используются как средство повышения цен на импортируемые товары, чтобы конкурентные отечественные товары получили относительное ценовое преимущество, или как средство получения государственных доходов. Причем чем менее развита страна, тем большая часть доходов бюджета формируется за счет ввозных пошлин.
По характеру пошлины делятся на сезонные, антидемпинговые, компенсационные. Сезонные вводятся на товары сезонного характера (например, продукция сельского хозяйства). Их действие ограничено по времени. Антидемпинговые применяются, когда ввозятся товары по ценам значительно более низким, чем действующие в стране. Демпинг приводит к вытеснению с рынка национального производителя или к ухудшению условий для расширения производства продукции внутри страны. При этом ставка пошлины может быть чрезмерной.
Компенсационные — пошлины на ввозимые в страну товары, при производстве которых использовались субсидии. Обычно применяются тогда, когда их импорт наносит ущерб национальным товаропроизводителям.
По способу установления пошлины подразделяются на:
- специфические, которые устанавливаются в расчете на единицу то вара;
- стоимостные, устанавливаемые в виде процента от стоимости продукции;
- смешанные, сочетающие в себе два предыдущих принципа установления
Обычно в периоды подъема цены специфические пошлины будут составлять (если их не менять) меньший процент от стоимости единицы товара и поэтому в меньшей степени ограничивать импорт.
Ставки тарифов могут быть постоянными и переменными. Постоянные ставки устанавливаются правительством на длительный срок. Переменные ставки изменяются при изменении условий на мировом или национальном рынке (при изменении цен или соотношения цен внутри страны и за рубежом, при применении субсидий, дотаций и т. д.). Переменные ставки применяют страны Европейского Союза на продукцию сельскохозяйственного и связанных с ним производств.
Таможенные пошлины меняются в зависимости от наличия и вида договорно-политических отношений между странами.
Помимо пошлин в качестве тарифных барьеров применяются таможенные платежи, которые включают пошлины, налог на добавленную стоимость акцизы, сборы за таможенное оформление, таможенное сопровождение, сборы за хранение на таможенных складах или складах временного хранения, сборы за выдачу лицензий и за консультирование.
Таможенные платежи увеличивают цену товара, что может стимулировать его производство (или увеличение предложения) внутри страны или ограничивать ввоз товара в страну. Чрезмерный размер этих платежей может привести к потерям общества: уменьшение импорта сокращает потребление продукта или увеличивает внутреннее производство (менее эффективное по сравнению с импортным). Поэтому перед любой страной стоит проблема определения оптимальной ставки тарифа, т. е. такой ставки, которая обеспечивала бы максимальный уровень благосостояния и привлечение капитала в страну (прежде всего в форме прямых вложений). Выбор оптимальной ставки требует осуществления сложного экономического анализа и математического расчета.
Тарифные барьеры — наиболее эффективные методы регулирования внешнеэкономической деятельности. В то же время для воздействия на цены государство использует нетарифные барьеры, которые включают: субсидии, таможенную оценку, специальные сборы.
Экспортные субсидии — это безвозмездная помощь государства предприятиям, вывозящим часть своей продукции на экспорт. В этом случае государство берет на себя часть издержек производства, тем самым способствуя снижению цены. Субсидии могут применяться, с одной стороны, для стимулирования расширения производства и увеличения реализации товара внутри страны (выступая в форме дотаций или льгот по налогообложению), что делает невыгодным импорт товара в страну. С другой стороны, экспортные субсидии могут компенсировать убытки, понесенные при сбыте товаров за рубежом, и в этом случае импортер может продолжить пребывание на зарубежном рынке.
Субсидии могут не иметь денежной формы, например при предоставлении бесплатной информации, поиске партнера и др., но и в этом случае производитель получает чистый выигрыш за счет экономии на затратах.
В качестве нетаможенных барьеров используется тарифная оценка. Она применяется тогда, когда таможенной службе сложно определить, насколько точно указаны цены в счетах-фактурах. В этом случае, применяя методы оценки аналогичных товаров, идентичных товаров, базовых издержек, таможня увеличивает размер пошлины.
Воздействие на цену оказывает и взимание консульского сбора, сбора за таможенную очистку, за оформление документов и т. п.
Установлено, что в результате применения нетарифных барьеров происходит повышение цены в 4 раза большее, чем при тарифном обложении
К нетарифным барьерам, воздействующим на потоки товаров, относятся:
- квоты;
- самоограничение экспорта;
- лицензирование;
- государственная монополия внешней торговли;
- стандарты
- административное ограничение услуг;
-взаимные требования
Квотирование является наиболее распространенным типом ограничения импорта или экспорта в количественном выражении. В отношении импорта квота чаще всего: ограничивает количество продукции, разрешенной для ввоза в определенном году, чтобы отечественным производителям в этом году была гарантирована определенная доля отечественного рынка. Квотирование также может распределять количество товара по странам. Экспортные квоты устанавливаются для обеспечения отечественных потребителей достаточными запасами товаров по низким ценам, для предупреждения истощения природных ресурсов или для повышения цен на экспорт путем ограничения поставок на зарубежные рынки.
Государство применяет выборочные меры протекционизма и произвольно устанавливая различные стандарты: качества, санитарные условия, условия безопасности, экологические характеристики оборудования и т. п. -
И наконец, государство может использовать дискриминационные меры для создания благоприятных условий национальным производителям, представляющим услуги (по страхованию, банковским операциям, транспортировке и пр.).
Лицензирование это система письменных разрешений государственных органов на импорт (экспорт) товаров. Разрешение выдается на определенный срок. Лицензии могут быть генеральными (выдаются на длительный с определенной организации для осуществления ввоза (вывоза) товаров из всех стран или из отдельных стран), индивидуальными — выдаются конкретной фирме (для ввоза или вывоза определенной продукции) автоматическими — когда государство контролирует импорт отдельно продукции.
Лицензирование осуществляется различными методами:
- методом проведения открытого конкурса;
- методом явных предпочтений;
- затратным методом.
Государственная монополия внешней торговли это осуществление экспортно-импортных операций через специальные государственные службы — в результате осуществляется полный контроль за этими операциями.
Одним из важнейших аспектов регулирования внешнеэкономической деятельности является валютное регулирование. Валютное регулирование осуществляется путем построения валютно-финансовой системы основными элементами, которой являются:
- национальная валюта;
- конвертируемость валюты;
-валютный курс;
- международные расчеты;
- международное финансирование.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 326.