Правовые факторы международного маркетинга
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Правовые факторы международной среды показывают влияние на маркетинговую деятельность за рубежом, во-первых, через правовое регулирование контрактов, во-вторых, через защищенность отдельных аспектов международного предпринимательства. Анализ правовых факторов внешней среды позволяет сравнить правовое обеспечение и правовую защищенность бизнеса различных стран ( в том числе и своей страны). В то же время фирма может спрогнозировать часть ожидаемых трансакционных издержек. Анализ правовых факторов позволяет выбрать страну, наиболее привлекательную для внешнеэкономической деятельности.

В практике регулирования внешнеэкономической деятельности используется один из двух правовых режимов: режим наибольшего благоприятствования и национальный режим.

Режим наибольшего благоприятствования. В силу режима наибольшего благоприятствования иностранному государству, с которым заключается договор, предоставляются такие же права, преимущества и льготы, какие будут предоставляться в будущем юридическим и физическим лицам любой третьей страны, т. е. данный режим создает равные условия всем иностранным государствам, их организациям и фирмам в отношении тех вопросов торговли, которые предусмотрены торговым такой режим используется в рамках торговых или таможенных союзов.

При применении национального режима иностранным гражданам и юридическим лицам предоставляется такой же режим, что и отечественным физическим и юридическим лицам. Такой режим может использоваться при заключении договоров о вывозе капитала. Россия использует этот режим редко, в основном в области авторского права, прав на изобретения и товарные знаки. Национальный режим применяется и в договорах о правовой помощи, социальном обеспечении. Правовая основа взаимоотношений  между государствами  предусматривает обеспечение равноправия, для этого используются так называемые принципы взаимности и реторсии.

Соблюдение принципа взаимности состоит в предоставлении иностранным фирмам и гражданам таких прав и возможностей, какие предоставит другое государство для национальных интересов.

Принцип реторсии означает применение ответных ограничений при условии, что другое государство приняло меры дискриминационного характера в отношении физических и юридических лиц, что принесло ущерб интересам последних. Реторсия применяется с целью достижения отмены выданных ограничений. Применение принципа взаимности в отношениях России с иностранными государствами затруднено из-за различий правовых систем отдельных стран.

В правовой практике принято выделять три, типа правовых систем:

- обычного права (США и Великобритания), которая базируется на традициях, нравах и обычаях, при этом важнейшая роль в истолковании закона принадлежит судам;

- гражданского права, именуемая также кодифицированной право вой системой (Германия, Франция, Япония, Россия). Она базируется на детально разработанном комплексе законов, которые сведены в кодекс. Эти статусы, или кодексы, являются основой ведения бизнеса;

- теократического права. Она основывается на религиозных заповедях (лучшим примером является мусульманское право).

Правовые основы международных отношений в сфере бизнеса регулирует международное частное право. Нормы международного права формируются в значительной степени каждым государством самостоятельно. В тоже время происходит унификация норм права. Это связано с развитием мирового рынка и интернационализацией экономических процессов, результатом которой является интеграция государств.

В современных условиях существуют три уровня права: национальное, наднациональное, международное.

Национальное право — это правовые нормы отдельного государства. Национальные законы оказывают воздействие на способ реализации основных элементов системы управления. Эти законы могут относиться к ведению бизнеса внутри страны или к деловым отношениям между странами

К важнейшим сферам правового воздействия первого уровня относятся:

- коммерческое или договорное право — защита патентов торговых знаков и авторских прав, стандартные формы бухгалтерского учета

- общеправовая среда — законы об охране окружающей среды, санитарно-гигиенические нормы и правила техники безопасности;

- создание нового бизнеса;

- трудовое законодательство;

- антитрестовское (антимонопольное) законодательство;

- ценообразование;

- налогообложение и др.

В процессе планирования международной деятельности руководители компаний должны иметь представление о национальных законах той страны, с которой они собираются работать, чтобы правильно применять их на практике.

При заключении международного контракта стороны должны решить, чьим национальным правом они будут руководствоваться при разрешении споров. Вопрос об использовании национального права может решаться или соглашением сторон, или через арбитраж. Арбитраж это суд, избранный сторонами для разрешения спора между ними; чаще всего используется третейский суд, т. е. изолированный суд, созданный специально для рассмотрения конкретного спора (при этом порядок со здания суда и правила рассмотрения дела определяют сами стороны), или постоянно действующий третейский суд (при торгово-промышленных палатах, ассоциациях, международных организациях).

Наднациональное право — совокупность единообразных материальных (или коллизионных) норм гражданского, семейного и трудового права в определенном регионе (внутри экономического союза, например внутри ЕС), созданная отдельными государствами.

Международное (мировое) право — это перечень единых норм частного права в мировом экономическом пространстве.

Унификация правовых норм осуществляется специальными международными организациями, прежде всего Гаагскими конференциями по международному частному праву, Международной торговой палатой (МТП), Всемирной торговой организацией (ВТО), Комиссией ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ), Международным институтом по унификации частного права в Риме (УНИДРУА), Конференцией ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), Международным бюро интеллектуальной собственности и пр. Эти организации координируют деятельность деловых кругов, создают организационное, техническое и правовое обеспечение международного бизнеса, оказывают помощь при первичном выходе на рынки зарубежных стран. Так, МТП выпустила сборник унифицированных обычаев, правил, традиций, который является настольной книгой для бизнесменов всего мира. Унификация норм международного частного права позволит единообразно вести правоприменительную практику и устранить различия в правовом регулировании.

Международное право регулирует взаимоотношения суверенных государств. Оно может охватывать любые законы, влияющие на международные сделки, либо может относиться только к договорам, регулирующим отношения между странами по вопросам товаропотоков, движения капиталов и факторов производства, т. е. к области международных соглашений.

Соглашения могут классифицироваться по кругу участников на:

- двухсторонние (либо два государства, либо одно государство и группа государств),

- многосторонние.

К многосторонним соглашениям относятся: универсальные (общие), рассчитанные на участие всех государств (Венская конвенция), и соглашения с ограниченным числом участников (например, Римский договор 1957 г.).

Международные Соглашения можно подразделить на открытые и закрытые. В открытых могут участвовать любые государства независимо от согласия других сторон данного договора. Закрытыми являются такие, в которых участие одного государства зависит от согласия других государств-участников соглашения.

Ключевыми характеристиками международных соглашений являются принятие согласованных и унифицированных правил торговли, обмен концессиями, стимулирование экономического развития всех стран-участников соглашения.

Правовое регулирование товара осуществляется через установление законов безопасности, стандартов качества, определение необходимых атрибутов упаковки, маркировки, первичной информации (на упаковке) и т. п.

Продвижение товаров также может регулироваться правовыми документами. Так, одна из важнейших функций государства — обеспечение равных возможностей для осуществления хозяйственной деятельности фирмам любой формы собственности. Поэтому к числу основных законов относятся законы о рекламе, о конкуренции, антимонопольный закон, которые регулируют, с одной стороны, продвижение товаров, а с другой стороны, устанавливают запретительные меры при проведении недобросовестной конкуренции, ограничивают монопольное давление на рынок. Законодательно регулироваться может так же эксклюзивный сбыт (так как ограничивает конкуренцию и приводит к нарушению рыночных условий) и навязывание дополнительных условий продажи или дополнительных товаров (во Франции, Германии и других странах).

В большинстве стран рыночной экономики разрабатывается и принимается законодательство по защите прав потребителей: право на безопасность, право быть информированным (знать, что они покупают, условия продажи и гарантии, вероятный риск при потреблении), право выбора, право быть услышанным. Обычно законодательство включает не один, а несколько законов, например о рекламе, о качестве продовольствия, о безопасности промышленных товаров и пр.

Предприятия, ведущие внешнеэкономическую деятельность, должны учитывать правовые особенности, существующие в различных странах, так как они оказывают влияние на результаты этой деятельности. К таким особенностям относятся: способы, характер, традиции ведения переговоров, уровень надежности их результатов (в США, например, где дороже всего ценится время, условия договора можно обговорить по телефону и заключить письменный договор в то время, как стороны уже приступили к его выполнению. В других странах процесс переговоров может вестись долго с бесконечными согласованиями, в процессе которых стороны приглядываются друг к другу и вырабатывается компромисс). Существуют особенности и в способах заключения сделок, составления, оформления договоров и т. п.

 

 

Дата: 2018-12-28, просмотров: 257.