Экономические факторы международного маркетинга
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Поиску фирмой новых рынков в иных государствах должны предшествовать изучение и анализ экономической среды страны-партнера по бизнесу.

Для характеристики экономической среды целесообразно использовать три блока:

- общая характеристика типа экономической системы и модели рыночной экономики;

- результаты функционирования экономики страны по бизнесу;

- основные рыночные показатели.

Первый блок. Общая характеристика типа экономической системы модели рыночной экономики.

Тип экономической системы определяется в зависимости от способа ответа на вопросы: что, как, для кого и сколько производить? В результате выделяется традиционная, рыночная, командная экономика.

В соответствии с состоянием развития производительных сил и производственных отношений экономические системы делятся на натуральную форму хозяйства и товарную (рыночную) экономику. Современное рыночное хозяйство делится на социальное рыночное хозяйство, смешанную экономику, корпоративную экономику. Это деление осуществляется по следующим критериям: целевая направленность государственных программ, учет принципов регулирования экономики, размер доли государственного сектора в экономике.

Уровень развития экономики и ее отраслевая структура определяют важнейшую рыночную характеристику покупательную способность населения.

Ф. Котлер для характеристики экономической среды рекомендует рассматривать 4 типа экономических систем в зависимости от отраслевой структуры

- экономические системы, обеспечивающие существование. В них подавляющее большинство занято примитивным сельским хозяйством, основная часть продукции потребляется, а излишки обмениваются на основные, товары и услуги. В подобных экономических условиях возможности для торговли ограничены;

- экономические системы, экспортирующие природные ресурсы. Такая страна обычно богата отдельными видами природных ресурсов, экспорт которых является основной статьей дохода;

- экономические системы, для которых характерна развивающая промышленность. В таких странах доля промышленного производства составляет 1О—20 % валового внутреннего продукта (Индия, Египет, Филиппины). В них рост производства увеличивает импорт сырья и машиностроительного оборудования и сокращает ввоз готовой продукции (одежды, бумаги, продуктов питания);

- индустриальные экономические системы. Страны с индустриальной экономикой — основные экспортеры готовой продукции и капитала. Они покупают друг у друга промышленные товары, а также экспортируют их в обмен на сырье и полуфабрикаты.

Второй блок характеризует результаты функционирования экономики страны-партнера по бизнесу (или интересующей страны), так как они позволяют проанализировать экономические условия для бизнеса. Для этого необходимо рассмотреть динамику и последние данные об уровне основных макроэкономических показателей. Чем выше уровень развития иностранного государства, тем более развита конкуренция, больше барьеров на выход и хуже экономические перспективы фирмы, входящей на рынок.

Основным обобщающим показателем уровня развития страны и уровня благосостояния является валовой национальный продукт. Этот показатель, определенный по секторам, отраслям, экономическим регионам, дает представление о развитии элементов экономики, а также позволяет определить возможность, необходимость и даже затраты на проникновение в эти сферы.

Другим показателем является национальный доход. Он характеризует все совокупные доходы нации и их долю в общем объеме дохода (зарплату, прибыль, процент). Чем выше доходы, тем выше уровень потребления домашних хозяйств больше их претензии к качеству товаров, их разнообразию и пр. Уровень доходов характеризует и общие возможности для развития национальной экономики (за счет роста сбережений и инвестиций). Для оценки уровня доходов отдельных групп необходимо анализировать не только номинальные показатели, но и реальные. Уровень жизни включается в показатель качества жизни, который учитывает и условия труда, его безопасность, возможность интеллектуального развития, культурный уровень, физическое развитие и т. п. Отдельно изучаются показатели численности и плотности населения, уровня занятости и безработицы, структура и динамика оплаты труда в интересующем регионе.

К макроэкономическим показателям относятся уровень и темпы инфляции, ее характер, антиинфляционные меры, применяемые правительством.

Инфляция — это один из показателей экономической нестабильности. Она, обесценив вложенный капитал и получаемый доход, искажает структуру экономики, ухудшается качество товаров, обедняется ассортимент продукции. Инфляция тесно связана с валютным курсом, т. е. ценой единицы национальной валюты, выраженной в единицах иностранной валюты. Например, если инфляция увеличивается теми же темпами, какими падает валютный курс, то цена, которую платят иностранцы за экспорт из страны, при прочих равных условиях не изменится. Если же обменный курс не меняется в такой же мере, в какой инфляция заставляет фирмы повышать цены, то местные компании не смогут конкурировать на международных рынках. В целом же инфляция ослабляет курс валют и дестабилизирует страну в политическом отношении.

Особому изучению и тщательному анализу в области международного маркетинга подлежит валютная система страны как один из важнейших факторов, влияющих на результаты деятельности компании на внешнем рынке.

Валютная система — это совокупность денежно-кредитных отношений, сложившихся в результате развития мирового рынка и интернационализации хозяйственной жизни и закрепленных в международном праве.

В международном бизнесе необходим тщательный анализ двух основных элементов валютной системы: обменного или валютного курса и конвертируемости валюты.

Валютный курс оказывает существенное влияние на все основные направления деятельности фирмы, занимающейся внешнеэкономической деятельностью, и прежде всего на рыночную деятельность. Валютный курс влияет на величину спроса на продукцию фирмы как в своей стране, так и за рубежом. Снижение курса национальной валюты приводит к удорожанию импортных товаров и делает экспорт более

Что касается конвертируемости валюты, то этот показатель в международном маркетинге определяет затруднения, которые могут возникнуть при обмене одной валюты на другую. Неконвертируемость иностранной валюты может стать огромной проблемой для фирмы, действующей за рубежом. Полная конвертируемость означает, что правительство позволяет как гражданам страны (резидентам), так и нерезидентам приобретать неограниченные суммы любой иностранной валюты за внутреннюю валюту. Каждое правительство может само определять ограничения, влияющие на доступность или стоимость валютного обмена либо приводящие к необоснованным задержкам, т. е. само определять конвертируемость своих денег.

Для осуществления международных операций необходимо, чтобы валютный курс был единым и стабильным. На практике такие ситуации возникают редко. Обычно страны поддерживают режим нескольких валютных курсов. Следовательно, изменение валютного курса приводит к появлению валютных рисков, последствия которых могут характеризоваться:

- вероятностью потерь из-за изменения валютного курса;

- неопределенностью перспектив ведения внешнеэкономических операций;

- неопределенностью размеров прибыли и возможностей ее пере движения;

- вероятностью обесценивания капитала (инвестиций).

Важнейшим показателем внешнеэкономической деятельности является платежный баланс. Платежный баланс — это учет всех поступивших из-за границы и произведенных субъектами национальной экономики за границей платежей за определенный период. Наиболее важной частью платежного баланса является текущий платежный баланс, т. е. экспорт товаров минус импорт товаров и услуг. Превышение импорта над экспортом характеризует дефицит платежного баланса. Напротив, превышение экспорта над импортом формирует активное сальдо баланса. В развитых странах наблюдается дефицит платежного баланса; для ликвидации дисбаланса внешнеторговых платежей эти страны вынуждены увеличивать экспорт и ликвидировать основные экономические диспропорции.

Существенное влияние на деятельность компании на внешнем рынке оказывает высокая государственная задолженность. В условиях высокого государственного долга страны ищут различные способы его погашения, в том числе и за счет снижения темпов экономического роста, что может оказать отрицательное воздействие, на сбытовые возможности фирм.

При рассмотрении экономических факторов внешней среды следует проанализировать интересующую сферу бизнеса, ее уровень развития, особенности и перспективы. Это предполагает исследовать:

- наличие ресурсов (сырья, материалов, энергии, трудовых ресурсов и т. п.) для развития производства;

- уровень развития инфраструктуры, обеспечивающей данную сферу, в том числе транспорт, сбытовую сеть, коммуникации информационную обеспеченность;

- наличие консультационных фирм в области экономического анализа, маркетинга, научно-экономической области и пр.

Третий блок факторов включает основные рыночные показатели, характеризующие:

- состояние спроса и предложения;

- емкость рынка;

- доступность рынка;

- потенциал рынка;

- уровень цен;

- состояние и структуру конкуренции, в том числе анализ конкурентных преимуществ на различных уровнях;

- состав возможных поставщиков, потребителей, посредников;

- требования к качеству, безопасности, рекламе, упаковке, маркировке;

- циклические и долгосрочные колебания спроса и предложения и др.

Эти показатели позволяют определить стратегию и тактику фирмы, выходящей на зарубежный рынок.

 

Дата: 2018-12-28, просмотров: 253.