Структурное развитие мозга и развитие психических процессов у детей
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В пренатальном периоде у человека выделяют четыре характерных стадии развития нервной деятельности мозга

· Первичная генерализация рефлексов в форме быстрых рефлекторных реакций головы, туловища и конечностей.

· Вторичная генерализация рефлексов в виде медленных тонических движений всей мускулатуры тела.

· Специализация рефлексов, выражающаяся в координированных движениях отдельных частей тела.

В постнатальном онтогенезе также отчетливо выступают четыре последовательных стадии развития нервной деятельности.

· Безусловно-рефлекторная адаптация.

· Первичная условно-рефлекторная адаптация (формирование суммационных рефлексов и доминантных приобретенных реакций).

· Первичная условно-рефлекторная адаптация (формирование суммационных рефлексов и доминантных приобретенных реакций).

· Формирование индивидуальных и типологических особенностей нервной системы.

Дети рождаются с очень незрелым мозгом. Новорожденный шимпанзе сперва развивается умственно быстрее, чем ребенок. Затем ребенок около двух лет ребенок обгоняет детеныша шимпанзе в развитии. Пластичность незрелого мозга интерпретируют как предпосылку для обучения в противоположность реализации жестких, врожденных форм поведения. Это расширяет возможности адаптации, однако делает развивающийся мозг более уязвимым.

На третьей неделе внутриутробного развития формируется нервная трубка, интенсивное деление клеток, образуется 250 тыс. кл. в минуту, в конце 6 месяца интенсивное деление клеток завершается, сменяясь процессами интенсивного синапсогенеза. За первые месяцы жизни число нейронов возрастает с 50 до 1000 триллионов.

Развитие коры включает 2 процесса - рост коры и дифференцировку ее элементов.Самый интенсивный рост идет в первый год жизни, к 3-м годам перестает расти проекционная кора, а к 7-ми – ассоциативная. Рост коры происходит за счет расширения межнейронального пространства (разрежение клеток) и увеличения волокнистого компонента (рост и разветвление дендритов и аксонов) и развития клеток глии.

Дифференцировка. Первыми созревают афферентные и эфферентные пирамиды нижних слоев коры, затем – более поверхностных слоев. Постепенно дифференцируются разные типы вставочных нейронов. Самая интенсивная дифференцировка идет от трех до шести лет. Аксоны, по которым в кору идет афферентная импульсация, в течение первых трех месяцев покрываются миелиновой оболочкой, что очень ускоряет поступление в проекционную кору сенсорных импульсов (и младенец начинает действовать - например, следить глазами за движущимся предметом - гораздо быстрее). Итак, вставочные нейроны объединяют по горизонтали клетки, а вертикально ориентировальные апикальные дендриты растут вверх и объединяют по вертикали разные слои коры. И главное – идет формирование ансамблей неронов. В 1-й год жизни выделяется ансамбль как структурная единица, окуженная тонкими сосудистыми разветвлениями. В 3 года развиваются гнездные групировки, которые включают разные типы неронов. В 9-10 лет – формируются широкие горизонтальные группировки, они включают и объединяют вертикальные колонки. И к 18 годам ансамблевая организация достигает уровня взрослого.

У новорожденного ребенка наблюдаются лишь атавистические и необходимые рефлексы. В основном он спит. На ЭЭГ прослеживаются только группы медленных волн из подлкорки. Кратковременные пробуждения сопровождаются низкоамплитудной полиморфной (без синхронизации) электрической активностью ("плоская" ЭЭГ). С первых дней жизни есть глазодвигательные движения, слежение за объектом, сперва хаотичные, к месяцу происходит синхронизация двух глаз. Регулирует этот процесс пока подкорка. Отмечено раннее узнавание лица матери. В целом, дети долго смотрят именно на лица, отличая их от прочих объектов среды.

С 2-х мес. происходит лавинообразный синапсогенез в зрительной коре (максимальный – с 2-х до 4-х мес.) С 3-х мес. совершенствуются процессы выделения признаков, 3-4 мес. – созревает система цветоразличения (желто-синий). к 4-5-ти – красно-зеленый. С 3-х -4-х месяцев жизни дети уже могут различать предметы по размеру.

С 2-3-х мес. начинается эмоционально сопровождение восприятия. Появляется так называемый комплекс оживления при виде матери, в свою очередь мать в ответ начинает проявлять эмоциональное внимание к ребенку, устанавливается глубокий контакт. Многие характеристики зрительного поведения в младенчестве коррелируют со способностями и уменями в дошкольном возрасте! Различение признаков в 3 мес. положительно связано с уровнем умственного развития в 2 года; длительность фиксации взгляда (зрит. внимание) в 5-7 мес. –с уровнем интеллектуального развития в 5-7 лет. Депривация зрительная приводит к отставанию в психомоторном и социальном развитии, либо страхам и избеганию, либо к агрессивности и расторможенности

С 3 мес. в зрительную функцию вовлекаются непроекционные области – вызванные потенциалы начинает регистрироваться в моторной и ассоциативной зоне. После 3 мес. созревает теменная кора, с ней связано "скрытое внимание" (уже не связанное с фиксируемыми движениями глаз). Нарастает метаболизм в теменной коре.

С 2-х мес. отмечается гуление, его расцвет - в 4-6 мес., затем оно плавно переходит в лепет. Вновь очень важен опыт - ребенок должен слышать речь.

В 4-5 мес. ребенок начинает опознавать измененное лицо матери (разные выражения, прическа) - значит, созревает способность выделять ключевые признаки объектов, отфильтровывать изменяющиеся, незначимые.

В 6 мес-8 мес. ребенок сидит, добирается до предметов, к этому момент уже формируются длинные ассоциативные связи между областями коры – происходит синтез ощущений. Соединяются тактильные и визуальные признаки предметов. В 8 мес. у ребенка в мозге больше синапсов, чем у взрослого.

Во втором полугодии жизни активно развивается лобная кора,там наиболее интенсивный синапсогенез.

В 3-4 года дети еще нуждаются в том, чтобы пощупать предмет для его опознания. В 6-7 лет этого уже не требуется.

В 7 лет лобные области коры начинают вовлекаться в процесс восприятия объекта, в 9-10 лет активно участвуют (это оценка значимости предмета и его классификация).

В 7-8 лет при начале школьного обучения отмечаются следующие трудности, которые связаны с физиологическими особенностями созревания психических процессов:

1. еще сохраняется недифференцированное восприятие визуальных смысловых стимулов при инвариатности в перцептивной сфере (дети путают несимметричные буквы и цифры, для быстрейшего формирования их зрительного распознавания нужно давать их щупать);

2. категоризация незрелая – правое полушарие, которое целостно мыслит, работает как у взрослых, а вот левое пока не разлагает на составлные части и не анализирует, а действует подобно правому;

3. внимание, произвольное и непроизвольное, пока незрелое (в ответ на новый стимул (непроизвольное внимание) в ЭЭГ у ребенка 7-8 лет наблюдается усиление тета-активности, сигнализирующей об эмоциональных реакциях, и лишь кратко и с большим латентными периодом десинхронизируется альфа-ритм; у взрослого – длительно и генерализованно десихронизируется альфа-ритм, т.е. распадается сложившаяся в состоянии покоя система функциональных объединений и складывается новая, что обеспечивает анализ стимула в коре);

4. точная моторика рук тоже интенсивно созревает к 9-10 годам.

В 7-8 лет еще нет четкой полушарной специализации. В действия вовлечены обе руки, и при решении вербальных задач участвуют и правое, и левое. В 9-10 лобные доли начинают активно вовлекаться в речевые процессы и происходит левостороняя латерализация.

9-10 лет –очень хороший период для когнитивного развития. В подростковом возрасте резко повышается активность гипоталамо-гипофизарной ситсемы, связанная с началом полового созревания, резко усиливаются эмоции, мотивация. В 12-14 лет (максимум – 13 у девочек и 14 у мальчиков) ЭЭГ "ухудшается". Альфа-ритм замедляется, появляются генерализованные комплексы высокочастотных колебаний, увеличивается представленность медленных волн и высокочастотной активности. При непроизвольном внимании снова появляются выраженные тета-волны: опять интерес к новому стимулу, а не его анализ. При организации произвольного внимания – тоже регресс (снова генерализованные, а не избирательные связи при предъявлении стимула и регистрации ВП). Причина данных изменений - это мощная эндокринная перстройка. Потом пртекание психических процессов нормализуется, примерно через год. Снова увеличивается альфа-ритм и параметры ЭЭГ стабилизируются.

От 13-14 лет к 17-18 вызревает способность опознавать предмет с помощью левого полушария, вычленяя один его ключевой признак.

По оценкам разных авторов, психические процессы и структурные элементы мозга достигают полной (как у взрослого) уровня зрелости к 18-25-ти годам.

Дата: 2018-12-28, просмотров: 260.