Расчет рентабельности бизнеса
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Рентабельность фирмы представляет собой относительный показатель экономической эффективности. Данный показатель измеряют в процентах.

Расчет производится посредством деления прибыли на сумму использованных ресурсов. Другими словами рентабельность иллюстрирует эффективность использования компанией имущественных активов. Расчет этого показателя позволяет оценить количество прибыли, полученной на каждый потраченный тенге.

Уровень рентабельности определяется совокупным воздействием ряда факторов, среди которых источники и структура капитала, структура активов, использование производственных ресурсов, цена оборотных средств, объем выручки, величина затрат на отчетный период и так далее.

КАК РАССЧИТАТЬ ПОКАЗАТЕЛЬ?

Чтобы произвести точный расчет, используется следующая формула:

Р = П/(ОПФ + ОА), где П – балансовая прибыль, ОПФ – усредненная цена основного производственного фонда, ОА – усредненная цена оборотных активов.

Балансовая прибыль – это прибыль до налогообложения, совокупная прибыль, которую предприятие получило по итогу за данный период.

Чтобы рассчитать эту величину, требуется из выручки, полученной от предоставления услуг и продажи продукции вычесть следующие показатели:

1.    себестоимость товаров;

2.    управленческие расходы;

3.    коммерческие расходы.

Кроме того, важно не забыть прибавить доход от внереализационной деятельности. Показатели для расчета ОА и ОПФ берутся из формы первой «Бухгалтерского баланса». Величина стоимости ОПФ расположена в разделе «Основные средства», стоимость активов находится во втором разделе в итоговой строке.

Также в процессе анализа эффективности осуществляется расчет коэффициентов:

1.    Рентабельность реализации – прибыль от реализации, поделенная на сумму выручки от реализации.

- прибыль от реализации;

- сумма себестоимости;

- сумма выручки.

Норматив для промышленности составляет 0-0,4, для торговли – 0-0,3.

Анализируя коэффициент рентабельности, требуется оценить структуру выручки и себестоимости.

Величина выручки определяется объективными и субъективными факторами. Объективные факторы делят на внешние и внутренние.

Внешние – качество в сравнении с предложениями конкурентов, ситуация на рынке материалов, сырья, полуфабрикатов, ритмичность поставок, соблюдение всех условий договора и так далее.

Внутренние – уровень издержек, объем производства, ритмичность выпуска, качество продукции, ассортимент и прочее.

Субъективные факторы включают политическую обстановку в стране, особенности сферы деятельности, антирекламу и рекламу, факторы морального плана.

2.    Рентабельность активов – чистая прибыль, разделенная на величину активов.

Для вычисления используются следующие показатели:

- совокупные активы;

- чистая прибыль.

Этот показатель отражает способность активов предприятия генерировать прибыль, а также показывает эффективность применения имущества. Снижение эффективности отражает падение спроса и перенакопление активов. Норматив для промышленной компании – 0-0,1, для торговли – 0-0,05.

3.    Рентабельность инвестиций – чистая прибыль, поделенная на собственные средства и долгосрочные пассивы.

Чтобы рассчитать показатель, потребуются следующие данные:

- средний уровень долгосрочных пассивов;

- средний уровень собственных средств.

Норматив для промышленного предприятия – 0-0,16, для торговой фирмы – 0-0,07.

Рентабельность оборотных активов – чистая прибыль, деленная на оборотные активы. Она показывает эффективность распределения ОА и отражает, какой размер прибыли будет получен с каждого тенге, который был инвестирован в активы. А также демонстрирует возможности организации в обеспечении необходимых объемов прибыли по отношению к оборотным средствам. Чем выше уровень, тем более эффективным считается использование оборотных средств.

Норма для промышленной компании – 0-0,2, для торговой фирмы – 0-0,08.

4.    Рентабельность собственного капитала (собственных средств) – чистая прибыль, деленная на объем собственных средств. Показатель отражает отдачу инвестиций акционеров предприятия со стороны учетной прибыли.

Норматив для промышленности – 0-0,2, для торговли – 0,06.

РАСЧЕТ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ НА ПРИМЕРЕ

Рассмотрим, как выглядит расчет рентабельности предприятия на конкретном примере.

Допустим, предприятие планирует получить совокупную величину стоимости оборотных активов в размере 50 000 у.е. и производственных фондов в размере 150 100 у.е. Увеличивать внеоборотные активы не планируется.

Вопрос 4

Расчет условий достижения безубыточности. Расчет достижения безубыточности осуществляется по формуле:

К = УПЗ/ (Ц – УПРЗ), где:                                      

К – количество произведенных товаров (обслуженных клиентов), при котором будет достигнута безубыточность проекта, шт., (ед.).

УПЗ – сумма условно-постоянных затрат, необходимых для реализации данного проекта, тенге.

Ц – цена за единицу товара (услугу), тенге.

УПРЗ – сумма условно-переменных затрат, необходимых для изготовления единицы товара (оказания одной услуги), тенге.

 

 
Линия УПЗ
Объем тыс.тенге    Сумма тыс.тнг продаж,шт.
Линия выручки
линия
Линия затрат
    Точка безубыточности

График достижения безубыточности

Для справки:

Внеоборотные активы предприятия — это основные средства — все то, что непосредственно в процессе производства не участвует, но без чего его ход невозможен. Например, здание, в котором располагается множество производственных цехов.

Внеоборотные активы:

- здания, сооружения, производственные объекты, цеха, склады и т. д;

- машины, агрегаты, силовые установки, станки, транспорт, парк техники в целом;

- долговременные вложения капитала, отражающиеся на кредитовом счете предприятия;

- недостроенные здания и сооружения;

- животные и многолетние насаждения;

- прочие (нематериальные) активы, которые представляют собой интеллектуальную ценность. Упрощенно говоря, это знания и умения, а на бизнес-языке сюда можно отнести различные патенты и ноу-хау (новинки в технике и в технологиях, на внедрение и продажу которых компания имеет эксклюзивное право).

Оборотные активы - они полностью «оборачиваются» за один (максимум, два) цикл производства.

Самый простой пример оборотных активов — это все материалы, идущие на конвейер: их жизнь коротка.

Оборотные активы:

– материалы – основной оборотный актив;

– денежные средства;

– средства на дебиторских счетах (то, что сторонние предприятия и организации должны данному);

– товары, уже произведенные и хранящиеся на складах;

– товары уже произведенные и поставленные заказчику, но еще не оплаченные (когда он их оплатит, это будут денежные средства);

– услуги, уже предоставленные, но еще не оплаченные.

       Внеоборотные активы показываются в 1-ом разделе баланса, а оборотные во 2-ом разделе баланса, вместе они составляют Актив Баланса. Оборотные активы также представлены на целом ряде счетов бухгалтерского учета. Это очень структурированная система, по которой удобно отслеживать движение материальных и нематериальных средств.

Продолжение примера: В результате суммарная стоимость активов по плану должна составить 200 100 у.е. Величина запланированной чистой прибыли должна составить 20 000 у.е. При этом за расчетный период была получена прибыль в размере 20 200 у.е. То есть в сравнении с планом увеличение прибыли достигло 2 000 у.е.

Фактическая стоимость ОА составила 53 000 у.е., внеоборотных активов 1 000 у.е., основных производственных средств – 154 300 у.е.

Расчет суммарной фактической величины активов осуществляется по следующей формуле:

А = ОА+ВА+ОПФ = 53 100 + 1 000 + 154 300 = 208 400 у.е..

Прибавка составила 8 300 у.е.

В результате рентабельность бизнеса можно рассчитать следующим образом:

Р = Пб/ВА = 20 200 / 208 400 = 9,7 %

Рекомендуемое значение рентабельности продаж составляет от 10 до 40 %. Расчет эффективности заслуживает особенного внимания со стороны отечественных бизнесменов. Это в первую очередь связано с высоким уровнем налогообложения, кроме того, прибыль может быть увеличена за счет необоснованного роста цен на продукцию.

Чтобы оценить доходность организации, целесообразно обратить внимание на следующее:

1. оценить динамику соотношения себестоимости и выручки;

2. проследить, за счет какого вида доходов получена чистая прибыль (основной деятельности или от прочих доходов);

3. оценить структуру коммерческих, внереализационных, операционных и управленческих расходов;

4. для расчета рентабельности от реализации вычесть из выручки долю взаимозачетов;

5. сопоставить выручку и кредитный оборот;

6. проанализировать, какие факторы влияют на рост или снижение эффективности продаж. увеличение рентабельности может произойти вследствие необоснованного повышения цены. уменьшение свидетельствует об уменьшении цены при неизменном уровне затрат или об увеличении затрат при неизменной цене.

ФАКТОРЫ, КОТОРЫЕ ОПРЕДЕЛЯЮТ ЭФФЕКТИВНОСТЬ БИЗНЕСА

Рентабельность представляет собой обобщающий показатель деятельности компании при анализе соотношения уровня затрат и результата. Конечный результат определяется двумя главными составляющими: внешними рыночными условиями и внутренними организационно-экономическими факторами.

Внешние условия, с одной стороны, включают стоимость ресурсов, которые необходимы для производства товаров, а с другой – стоимость реализуемого продукта, которая может меняться в зависимости от соотношения предложения и спроса.

Вторая составляющая включает следующие показатели:

1. производительность труда;

2. технические характеристики производства;

3. способ организации производства;

4. другие факторы, которые зависят непосредственно от предприятия.

Анализируя стоимость продукции нужно учесть не только изменение объема производства, но и изменение цены, а также ассортимента.

В затратах необходимо учесть следующие факторы:

1. изменение цены на ресурсы;

2. изменение объемов производства;

3. изменение ассортимента продукции;

4. изменение норм расхода ресурсов для производства единицы товара.

Рост рентабельности может достигаться благодаря следующим действиям: ускорение товарооборота, увеличение цен и уменьшение издержек.

Западные специалисты полагают, что на этот показатель в долгосрочной перспективе влияют более 30 факторов, характеризующих текущую экономическую конъюнктуру, ситуацию на рынке, конкурентную ситуацию и так далее.

По этой причине, осуществляя расчет и анализируя плановые показатели, необходимо учесть и такие важные факторы, как доля предприятия на рынке, капиталоемкость, производительность труда, относительное качество реализуемой продукции.

 

      Вопрос 5 Анализ издержек производства

 

Издержки производства представляют собой затраты на про­изводство товаров. Они бывают явными и неявными.

Издержи производства

Явные Неявные
Явные издер­жки (называемые также внешними) - это денежные выплаты за ресурсы, полученные со стороны (зарплата наемных работников, оплата поставок сырья и материалов, транспортных, финансовых, юридических и других услуг). Именно эти издержки учитываются бухгалтерией, поэтому их называют бухгалтерскими издержками. Неявные издержки (или внутренние) - это издержки, связан­ные с использованием фирмой своих собственных (внутренних) ресурсов. В отличие от явных, эти издержки не оплачиваются и не отражаются в бухгалтерской отчетности.

Сумму явных (бухгалтерских) и неявных (вмененных) издер­жек производства называют экономическими издержками

зависящие не зави­сящие от объема производимой товарной продукции.

 

Они носят скрытый ха­рактер, выступая как вмененные издержки собственных ресурсов фирмы, применяемых ею в производстве. Величина этих издержек определяется тем доходом, который могли бы принести данные ре­сурсы при их наиболее выгодном альтернативном использовании.

 

Доход и прибыль фирмы

Сумма денег, вырученная фирмой в результате реализации про­изведенной ею продукции, называется валовым доходом фирмы.

Средний доход - это доход на единицу продукции, который равен частному от деления валового дохода на количество продан­ного блага, т.е. он равен рыночной цене самого блага.

Предельный доход — прирост дохода, связанный с выпуском каждой дополнительной единицы продукции. Предельный про­дукт - добавочный продукт или выпуск продукции, созданной добавочной единицей какого-либо фактора производства при ус­ловии, что другие факторы производства остаются постоянными.

Бухгалтерская прибыль представляет собой общую выручку фирмы за вычетом внешних издержек.

ПРИБЫЛЬ ТR-ТС

Бухгалтерская прибыль= совокупный доход - явные затраты.

Экономическая прибыль= совокупный доход – экономические издержки (явные+ неявные)

Нормальная прибыль используется для обозначения альтернативных (вмененных) издержек капитала фирмы. Например, семья использует 200тыс. тенге капитала для начала собственного дела. А могли бы положить в банк под 10% и получить доход 20000тенге. Это относим к альтернативным издержкам, которые получают название нормальной прибыли.

Прибыль фирмы определяется как разность ее валового дохо­да и совокупных издержек.

Чтобы быть заинтересованным в ведении собственного биз­неса, предприниматель должен получать от него минимум опре­деленного дохода. Этот необходимый минимальный доход и есть нормальная прибыль. Нормальная прибыль должна возместить предпринимателю те упущенные доходы, которые бы он получил от альтернативного использования собственных ресурсов. Нор­мальная прибыль есть элемент издержек производства.

Доход, полученный сверх нормальной прибыли, представ­ляется как экономическая, или чистая, прибыль.   Экономической прибылью выступает разница между общей выручкой и полными издержками (внешними и внутренними, явными и вмененными).

Бухгалтерская прибыль отражает разность между полной вы­ручкой и внешними (бухгалтерскими) издержками фирмы.

Вопросы для закрепления темы:

1. Назовите основные цели анализа эффективности предпринимательской деятельности

2. Принципы и методы оценки эффективности предпринимательской деятельности, расчет рентабельности бизнеса: краткая характеристика

3. Какие виды издержек вы знаете? Дайте краткую характеристику каждому виду издержек.

4. Что представляет собой точка безубыточности? Как ее рассчитать?

5. Как найти точку безубыточности на графике? Чему равны ее координаты?

Литература:

  1. А.Н. Асаул., Е.А. Владимирский, Д.А. Гордеев, Е.Г. Гужва, А.А. Петров, Р.А. Фалтинский. Закономерности и тенденции развития современного предпринимательства / Под ред. д.э.н., проф. А.Н. Асаула. СПб.: АНО ИПЭВ, 2008. – 280 с.
  2. Шевченко И.К. Организация предпринимательской деятельности. Учебное пособие. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2004
  3. Войтоловский Н.В., Горшков Р.К. Основы экономики и управления предпринимательством: Учеб.пособие. – М.: Экслибрис – Пресс, 2005
  4. Дональд Ф.Куратко Предпринимательство: теория, процесс, практика, 2018

    

Дата: 2018-12-28, просмотров: 231.