Методы оценки инвестиционных проектов
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 Методы оценки эффективности инвестиционных проектов разделяют на статические и динамические.

Статические методы

 Статические методы оценки инвестиционных проектов включают показатели отражающие эффективность проекта в данный момент, или усредненную оценку за период вложений инвестиций. Они составляют группу показателей:

 P — рентабельность инвестиций.

PP — срок окупаемости инвестиций.

ARR — коэффициент эффективности инвестиций.

Показатель эффективности инвестиций

Рентабельность инвестиций показывает отношение всей полученной прибыли за период действия проекта к размеру инвестиций вложенных в него. Этот показатель отражает уровень отдачи вложенных средств в виде процента прибыли на 1 рубль вложений. Например, Р равно 25%, это означает, что каждый рубль инвестиций обеспечил 25 копеек прибыли.

Срок окупаемости инвестиций показывает момент, когда сумма полученных доходов от деятельности предприятия равна сумме вложенных в него инвестиций. Этот показатель измеряется в месяцах и годах. То есть:

PP= min t, при котором P(CF)=I,

 где:

 P(CF) — сальдо накопленного денежного потока от деятельности предприятия;

I — размер первоначальных инвестиций в проект.

Его можно также рассчитать как:

 PP= I/YNB,

где,

YNB (Yealy net benefit) — годовая чистая прибыль.

Коэффициент эффективности инвестиций или коэффициент рентабельности инвестиций показывает отношение среднегодовой прибыли полученной от реализации инвестиций к средней величине инвестиций. Он рассчитывается по формуле:

 ARR = P(ср)/ (1/2)I(ср);

где:

P(ср) — среднегодовая величина прибыли;

I(ср) — средняя величина первоначальных инвестиций. Если по окончании проекта он прекращает свое существование, то формула расчета ARR приобретает следующий вид: ARR = P(ср)/(1/2)((I(о) -I(л)) ,

где:

I(о) — размер начальных инвестиций в проект;

 I(л) — ликвидационная стоимость первоначальных инвестиций.

Статические методы оценки не учитывают особенности оценки инвестиционных проектов во времени, что существенно сужает область их использования. Тем не менее простота расчетов и наглядность этих показателей практически всегда дополняет анализ эффективности инвестиционных проектов.

Динамические методы оценки

Методика оценки эффективности инвестиционных проектов с учетом фактора времени включает группу таких показателей:

· PI — коэффициент рентабельности инвестиций;

·  NPV — чистый дисконтированный доход;

· IRR — внутренняя норма рентабельности проекта;

· DPP — дисконтированный срок окупаемости.

Коэффициент рентабельности инвестиций отражает отношение чистого дисконтированного дохода (NPV) к размеру инвестиций в проект (I). То есть:

 PI = NPV / I,

где:

 I – начальные инвестиции в проект.

Методы анализа инвестиционных проектов по данному показателю достаточно просты:

· если PI>1 — проект рентабелен и может быть реализован;

· если PI<1 — проект не рентабелен и отвергается;

· если PI=1 — проект требует дополнительного рассмотрения по другим показателям эффективности.

Чистый дисконтированный доход отражает суммарный доход от инвестиций с учетом изменения цены денег во времени. NPV = — I+ ∑nt=1CFt/(1+r)t,

где:

CFt – денежный поток от реализации вложенных средств в t-й год;

 r – ставка дисконтирования;

n – время жизни проекта в годах от t=1 до n.

 Ставка дисконтирования при расчетах NPV берется в зависимости о того какой капитал использует инвестор, заемный или собственный. Если инвестор кредитуется в банке то ставка дисконтирования должна быть не меньше ставки кредита на проект. Если инвестор вкладывает собственные средства, то ставка дисконтирования должна быть не меньше отдачи действующего капитала инвестора.

 Рассмотрение проекта на основе этого показателя аналогично оценке коэффициента рентабельности:

· если NPV>1 — проект прибыльный, а капитал инвестора увеличивается на размер NPV;

· если NPV<1 — проект убыточный и снимается с рассмотрения;

· если NPV=1 — проект требует дополнительного рассмотрения по другим показателям эффективности.

Внутренняя норма рентабельности IRR, показатель используемый при равной оценке предыдущих показателей, и при сравнении нескольких инвестиционных проектов. Одновременно он показывает предельно допустимый уровень нормы доходности проекта при использовании заемного капитала, т.е. IRR не может быть меньше ставки кредита из банка для инвестора. Для большинства инвесторов методы анализа эффективности инвестиционных проектов с помощью IRR оказываются достаточными при принятии решения об инвестировании в тот или иной проект.

Вопрос 4

Виды налогов, сборов и элементы налогообложения. Упрощенная система налогообложения организаций и индивидуальных предпринимателей

Налоги - это обязательные платежи, установленные государством, взимаемые в определенных размерах и в установленные сроки.

Экономическая сущность налогов заключается в том что, налоги представляют собой часть экономических отношений по изъятию определенной доли дохода и имущества хозяйствующих субъектов и граждан, которая аккумулируется у государства для осуществления своих функций и задач.

Налоги являются исходной категорией финансов.

Налоги возникают с появлением государства и являются основным источником доходов. На протяжении всей истории развития человечества налоговые формы и методы изменялись, отрабатывались, приспособлялись к потребностям и запросам государства. Наибольшего развития налоги достигли в развитых системах товарно-денежных отношений, оказывая влияние на их состояние.

Налоги можно классифицировать по различным признакам. В зависимости от объекта обложения и взаимоотношений плательщика и государства налоги подразделяются на прямые и косвенные.

К прямым относятся налоги, устанавливаемые непосредственно на
доход или имущество {подоходный налог, налог на прибыль, налог на дивиденды, землю, имущество).

Косвенные налоги взимаются опосредованно - через цены товаров, услуг (налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенные пошлины).
По признаку использования налоги подразделяются на общие и специальные.
Общие налоги поступают в бюджет и при этом обезличиваются, могут использоваться на различные цели.

Специальные налоги имеют определенные назначения, т.е. используются по строго целевому назначению (например, социальный налог, используемый для формирования пенсионных выплат).

В зависимости от органа, взимающего налоги и распоряжающегося ими, различаются общегосударственные и местные налоги.

Общегосударственные налоги поступают в республиканский бюджет.

Местные налоги формируют бюджеты на местном уровне.

По экономическим признакам объекта налоги подразделяются на налоги на доходы и налоги на потребление.

Налоги на доходы взимаются с доходов, получаемых плательщиком.

Налоги на потребление - это налоги на расходы, которые уплачиваются при потреблении товаров, услуг.

В зависимости от степени оценки объекта обложения налоги подразделяются на реальные и личные.

Реальными налогами облагается имущество по внешним признакам, то есть при налогообложении принимается во внимание объект налога, а неэффективность его использования, с точки зрения финансовой выгоды.

К реальным налогам относятся земельный, имущественный, на транспортные средства.

В личных налогах учитывается не только доход, но и финансовое положение плательщика. Например, подоходный налог, налог с наследства и дарения.

В соответствии с Налоговым Кодексом РК разберём режимы налогообложения субъектов малого бизнеса в Казахстане.  Раздел 3. Основные положения ст.55 Виды налогов, других обязательный платежей в бюджет. Глава 7- 95 Режим доступа: kgd.gov.kz/ru/content/nalogovyy-kodeks-rk

Предприниматели вправе самостоятельно выбрать 1 из 4 порядков исчисления и уплаты налогов:

· общеустановленный порядок

· специальный налоговый режим на основе разового талона

· специальный налоговый режим на основе патента

· специальный налоговый режим на основе упрощенной декларации.




Упрощенная декларация

Юридические лица в Казахстане, как правило, применяют налоговый режим на основе упрощенной декларации. Основные требования законодательства:

Упрощенная декларация представляется в налоговый орган ежеквартально не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным налоговым периодом.

Вопросы для самопроверки:

1. Дайте определение финансов фирмы.

2. Из чего слагаются финансовые ресурсы?

3. Дайте определение «инвестиции»

4. Какие виды инвестиций Вы знаете?

5. За счет каких источников может осуществляться инвестиционная деятельность?

 

Литература

1. Курманбаев С.К., Адильбеков М.Т., Мурзатаева Г.К. Предпринимательство. Учебник. (2-е изд., переработанное и дополненное). Под редакцией профессора Курманбаева С.К. Астана, 2010. – 264 с.

2. Токсанова А.Н. Основы предпринимательской деятельности: учебник. – Астана: PRINT-S, 2007. – 479 с.

3. Лапуста М.Г. Предпринимательство: основы предпринимательской деятельности: учебное пособие. – М.: РИОР, 2005 – 159 с.

4. В. Глумаков, В.Я. Горфинкель, М.М. Максимцов и др. Менеджмент малого бизнеса: учебник. – М.: Вузовский учебник: ВЗФЭИ, 2007. – 283 с.

5. Сейдахметов А.С. Рынок технологий: учебное пособие. – Алматы: Экономика, 2011. – 261 с.

 

ТЕМА 12. Процесс коммерциализации инновационного продукта

Цель лекции: Раскрыть сущность, роль и значение инноваций для предпринимательской деятельности. Изучить процесс коммерциализации инновационного продукта.

Ключевые слова: инновации, интеллектуальная собственность, лицензирование, инновационный продукт

План:

1. Сущность инновационного предпринимательства

2. Классификация инноваций. Основные задачи и принципы государственной инновационной политики

3.Основные задачи и принципы государственной инновационной политики

4.Понятие «Стартап». Способы финансирования стартап.

5.Пути коммерциализации инновационного продукта

Вопрос 1

Анализ предпринимательской деятельности в странах с развитой рыночной системой хозяйствования показывает, что существуют две модели предпринимательства:

- классическое предпринимательство

- инновационное предпринимательство.

Первое - это традиционное, консервативное предпринимательство, направленное на максимальную отдачу ресурсов, управление объемами производства, где задействованы внешние и внутренние факторы по выявлению резервов предприятия для повышения рентабельности, обновления номенклатуры выпускаемой продукции.

Второе - модель предпринимательской деятельности, связанная с такой важной функцией в деятельности предпринимателя как создание новшеств, продуктов, не известных ранее, посредством использования традиционных факторов экономики (труда, земли и капитала), путем нового их сочетания.

Что же понимать под инновациями, новшествами? На этот непростой вопрос ответ дан в Законе Республики Казахстан “Об инновационной деятельности” от 3 июля 2002

· Инновация – результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде новой или усовершенствованной продукции, нового или усовершенствованного технологического процесса, а также организационно-технические, финансово-экономические и другие решения в различных сферах общественных отношений, оказывающие прогрессивное влияние на различные области производства и сферы управления обществом.

Инновационная деятельность - деятельность, направленная на внедрение новых идей, научных знаний, технологий и видов продукции в различные области производства и сферы управления обществом, результаты которой используются для экономического роста и конкурентоспособности.

Определений инновации много, но анализ многочисленных определений показывает, что в них присутствуют как бы два момента: во-первых, это новая идея, продукт, услуга, во-вторых, это внедрение нового в производственную систему, в результате чего меняется сама производственная система, она переходит в новое качественное состояние.

И. Шумпетер под инновациями понимает переход из одного уровня качества на другой, производственная система переходит в иную плоскость с новыми более качественными параметрами. По Шумпетеру, “производить” означает не комбинировать имеющиеся ресурсы, а создавать нечто иное (и это касается не только самого производства, но и рынка). Он выделяет пять типичных изменений:

· изменения вследствие использования новой техники, новых технологических процессов и нового рыночного обеспечения производства;

· изменения вследствие использования нового сырья;

· изменения вследствие внедрения продукции с новыми свойствами;

· изменения в организации производства и способов его материально-технического обеспечения;

· изменения вследствие появления новых рычагов сбыта.

Чем отличается предприниматель от обычного производственника? Прежде всего, тем, что ищет новое во всех сферах, где он прикладывает свой труд и свою энергию. У него должен быть “инновационный тип мышления” (по определению П. Друкера).

Под инновационным предпринимательством понимается процесс создания и коммерческого использования новшеств, нововведений в различных сферах.

Инновационное предпринимательство имеет дело с созданием, освоением и коммерческим использованием нового продукта или услуги. Этот процесс включает в себя ряд этапов:

· поиск новой идеи, ее оценку, составление бизнес-плана;

· поиск необходимых ресурсов, создание опытного образца и испытания;

· изучение рынка сбыта и продвижение товара на рынок.

Основные этапы разработки товара-новинки располагаются в следующей последовательности:

· поиск инновационных идей;

· отбор наиболее перспективных путей;

· тщательная разработка замысла;

· экспертная оценка;

· разработка бизнес- плана;

· изготовление опытных образцов;

· испытание;

· маркетинговые исследования;

· продвижение товара на рынок;

·  завоевание рыночных ниш;

· массовое изготовление товара.

Вопрос 2

Классификация инноваций

Новизна инноваций оценивается по технологическим параметрам, а также с рыночных позиций. С учетом этого строится классификация инноваций.

В зависимости от технологических параметров инновации подразделяются на продуктовые и процессные.

Продуктовые инновации включают применение новых материалов, новых полуфабрикатов и комплектующих; получение новых продуктов.

Процессные инновации означают новые методы организации производства (новые технологии). Процессные инновации могут быть связаны с созданием новых организационных структур в составе предприятия (фирмы).

По типу новизны для рынка инновации делятся на:

· новые для отрасли в мире;

· новые для отрасли в стране;

· новые для данного предприятия (группы предприятий)

       В зависимости от глубины вносимых изменений выделяют инновации:

· радикальные (базовые)

· улучшающие;

· модификационные (частные)

       В зависимости от сфер деятельности предприятия выделяют инновации:

· технологические;

· производственные;

· экономические;

· торговые;

· социальные;

· в области управления.

Организационными структурами инновационного предпринимательства являются научные организации, венчурные фирмы, фирмы-эксклеренты, фирмы-патиенты, фирмы-виоленты, фирмы-коммутанты, технопарки, бизнес-инкубаторы.

Американская практика организации поисковых исследований породила своеобразную форму предпринимательства - рисковый (венчурный) бизнес.

Венчурные фирмы представлены самостоятельными небольшими фирмами, специализирующимися на исследованиях, разработках, производстве новой продукции. Их создают ученые -исследователи, инженеры, новаторы. Они широко распространены в США, Западной Европе, Японии.

Венчурные фирмы работают на этапах роста и насыщения изобретательской активности и еще сохраняющейся, но уже падающей активности научных изысканий и, как правило, передают результаты своих исследований другим фирмам - эксклерентам, патиентам, коммутантам.

Фирма-эксклерент - это пионерская фирма, “снимающая сливки” - повышенную долю прибыли и сверхприбыли на этапе максимума цикла изобретательской активности и с самых первых партий выпуска новой продукции. Она занимается продвижением новшеств на рынок.

Фирма-патиент работает на узкий сегмент рынка и удовлетворяют потребности, сформированные под действием моды, рекламы и других средств. Она действуют на этапах роста выпуска продукции и одновременно на стадии падения изобретательской активности.

В сфере крупного стандартного бизнеса действуют фирмы-виаленты.

Фирмы-виоленты - это фирмы с “силовой” стратегией. Они обладают крупным капиталом, высоким уровнем освоения технологии. Виоленты занимаются крупносерийными и массовым выпуском продукции для широкого круга потребностей, предъявляющих “средние запросы” к качеству и удовлетворяющихся средним уровнем цен.

Как и фирмы патиенты, виоленты прибыльны. Прибыльность - непременное условие деятельности фирм.

Средним и мелким бизнесом, ориентированным на удовлетворение местно-национальных потребностей, занимаются фирмы-коммутанты.

Фирмы-коммутанты действуют на этапе падения цикла выпуска продукции, нацелены на удовлетворение местных, национальных потребностей, адаптирует инновации к конкретным местным условиям, вносят изменения на разных стадиях производственного цикла - от постановки продукции на производство до изменений в технологии уже выпускаемого продукта.

Организационно-территориальной формой инновационного предпринимательства являются научно-технологические парки (технопарки).

Научно-технологический парк - это самостоятельная организационная структура, создаваемая в сфере науки и научного обслуживания с целью поддержания малого предпринимательства и формировании среды для освоения производства и реализации на рынке инновационной продукции.

Основные задачи технопарков:

· превращение открытий и изобретений в технологии;

· превращение технологий в коммерческий продукт;

· передача в массовое производство технологий изготовления продукта через малое предпринимательство;

· формирование и рыночное становление наукоемких фирм;

· поддержка предприятий в сфере наукоемкого бизнеса.

Бизнес-инкубатор - это структура, специализирующаяся на создании благоприятных условий для возникновения эффективной деятельности малых инновационных фирм, реализующих оригинальные научно-технические идеи. Цель их - реализация любого сулящего прибыль проекта.

Бизнес-инкубаторы выполняют ряд функций:

· обеспечение поддержки фирмам путем предоставления им на льготных условиях оборудования для опытного производства, оказания консультационных услуг, ввода неизвестных фирм в круг бизнеса, правовой информационной помощи;

· достижение успешной стратегии коммерциализации рисковой технологии;

· осуществление образовательной функции.

Бизнес-инкубаторы обычно патронирует банк готовый инвестировать в некоторые проекты инкубатора рисковый капитал.

Таким образом, инновация требует материальных и финансовых ресурсов на каждой из стадий своего существования (научные исследования - опытные разработки - массовое производство), поэтому экспертиза инновационных проектов - обязательная процедура их реализации.

Необходим расчет экономической эффективности вариантов инновационных проектов - важный этап в процессе принятия решения о реализации инновационных проектов.

В Казахстане формирование и размещение государственного заказа на создание инноваций осуществляются в рамках программ, утвержденных в соответствии с приоритетами государственной инновационной политики и законодательством Республики Казахстан о государственных закупках.

 

Вопрос 3

Основные задачи и принципы государственной инновационной политики

Как определено в Законе РК “Об инновационной деятельности”, целью государственной инновационной политики является сбалансированная производственная инфраструктура, обеспечивающая преобладание в различных областях производства и сферах управления обществом конкурентоспособной, высокотехнологичной продукции (работ, услуг).

Все чаще научно-технический прогресс связывают с инновационным процессом. Это единственный процесс, объединяющий науку, технику, экономику, предпринимательство и управление. Он состоит в получении новшества и простирается от зарождения идеи до ее коммерческой реализации, охватывая, таким образом, весь комплекс отношений: производство, обмен, потребление.

       Экономическая политика неодинакова в разных странах, но подчинена единой цели: стимулированию инновационной активности и развитию научно-технического потенциала.

       Государственная инновационная политика Казахстана направлена на решение следующих задач:

· определение форм и методов по государственной поддержке инновационной деятельности и создание условий, обеспечивающих социально-экономическое развитие преимущественно на основе достижений науки и техники;

· формирование нормативной правовой базы, обеспечивающей развитие инновационной деятельности и защиту интересов субъектов инновационной деятельности;

· государственная поддержка субъектов инновационной деятельности и формирование инновационной инфраструктуры;

· формирование новых высокотехнологичных секторов экономики, проведение модернизации и создание экспортоориентированных производств;

· привлечение к инновационной деятельности субъектов малого и среднего бизнеса;

· обеспечение взаимодействий науки, образования, производства и финансово-кредитной сферы;

· содействие международному сотрудничеству в сфере инновационной деятельности, защита национальных интересов и интеллектуальной собственности.

       Государственная инновационная политика формируется и реализуется исходя из признания приоритетности инновационной деятельности для повышения конкурентоспособности отечественной продукции, обеспечения экономического развития и безопасности страны, повышения уровня жизни населения.

       Принципами государственной инновационной политики являются:

· стратегическая ориентация Республики Казахстан на инновационный путь развития;

· государственная поддержка инновационных программ и проектов, направленных на реализацию государственной инновационной политики;

· подготовка высококвалифицированных кадров для инновационной деятельности.

       Государственная поддержка инновационной деятельности осуществляется в следующих основных формах:

· определение приоритетов инновационного развития и разработка инновационных программ;

· создание необходимых организационных и экономических условий, обеспечивающих привлечение инвестиций для реализации государственной инновационной политики;

· формирование инновационной инфраструктуры;

· целевое финансирование из государственного бюджета;

· участие государства в создании конкурентоспособных производств;

· обеспечение гарантированных рынков сбыта инноваций, созданных по государственному заказу;

· продвижение отечественных инноваций на внешние рынки.

       К инновационной деятельности относятся следующие виды деятельности:

· внедрение новых идей и научных знаний в сферы управления обществом;

· выполнение и обслуживание научно-исследовательских, проектных, изыскательских, опытно-конструкторских и технологических работ, направленных на создание новой или усовершенствованной продукции (работы, услуги), нового или усовершенствованного технологического процесса, реализуемых в экономическом обороте;

· организация рынков сбыта инновационных товаров (работ, услуг);

· осуществление технологического переоснащения и подготовки производства;

· проведение испытаний с целью сертификации и стандартизации новых технологических процессов, товаров (работ, услуг);

· производство новой или усовершенствованной продукции (работы, услуги) и (или) применение новой или усовершенствованной технологии в начальный период до достижения нормативного срока окупаемости инновационного проекта;

· создание и развитие инновационной инфраструктуры;

· пропаганда результатов инновационной деятельности и распространение инноваций;

· охрана, передача и приобретение прав на объекты интеллектуальной собственности с целью их освоения и реализации.

Объектами инновационной деятельности являются:

· инновационные проекты и программы;

· результаты интеллектуальной творческой деятельности;

· технологии, оборудование и процессы;

· инфраструктура производства и предпринимательства;

· иные новые организационно-технические, финансово-экономические решения, существенно улучшающие качество и эффективность производственного, коммерческого или иного процесса.

 

Вопрос 4

Понятие «Стартап». Способы финансирования стартап.

Стартап (от англ. startup company, startup, букв. «начало процесса») — термин, впервые использованный Forbes в августе 1976 года и Business Week в сентябре 1977 года для обозначения компаний с короткой историей операционной деятельности. Понятие закрепилось в языке в 1990-е годы и получило широкое распространение во время бума доткомов.

Создатель методики развития клиентов (англ. customer development) американский предприниматель Стивен Бланк определил стартапы как временные структуры, существующие для поиска воспроизводимой и масштабируемой бизнес-модели. Автор книги «Бережливый стартап» и идеолог итеративного подхода в предпринимательстве Эрик Рис отмечает, что стартапом может быть названа организация, создающая новый продукт или услугу в условиях высокой неопределённости.

Предприниматель, венчурный капиталист и эссеист, основатель бизнес-акселератора Y Combinator Пол Грэм считает быстрый рост главной характеристикой стартапов (4%-7% в неделю по ключевому показателю). Ему вторит сооснователь PayPal, первый инвестор Facebook Питер Тиль[7].

Формальными критериями для участников рейтингов стартапов обычно выступают возраст компании, число сотрудников, прибыль и её рост, наукоёмкий характерпродукта, контроль основателей над компанией и оценка потенциала компании экспертным жюри. Однако, Пол Грэм утверждает, что наличие технологической инновации и венчурного финансирования не имеет значения, а малый возраст не делает компанию стартапом[6]. Частое использование понятия в контексте технологических компаний характеризует роль технологий в обеспечении устойчивого роста — но не подразумевает технологический характер как обязательную характеристику стартапа.

Некоторые стартаперы рассматривают стартапы как культурный феномен — общие ценности всех членов команды и ощущение значимости вклада каждого сотрудника. Они утверждают, что сохранение этой культуры позволяет считать команду стартапом вне зависимости от размера и контроля основателей над компанией.

Различные модели разделяют этапы роста на основе принимаемых основателями решений, целей, к которым стремится компания, или привлечения внешнего финансирования.

Customer development

Разработанная и представленная Стивеном Бланком в книге «Четыре шага к озарению» модель основана на понимании потребностей клиентов компании. Эта модель описывает четыре этапа, на протяжении которых стартап преобразуется в стабильную компанию:

· «Выявление потребителей», в течение которого стартап строит гипотезы о том, как его продукт решает проблемы потенциальных клиентов.

· «Верификация потребителей», этап проверки гипотез и подготовки плана продаж, маркетинговой стратегии, поиска ранних последователей компании. В случае неудачи на этом этапе стартап возвращается к выявлению своих потребителей.

· «Привлечение потребителей» после подтверждения полезности продукта компании. Стартап переходит к продажам продукта и инвестициям в маркетинг.

· «Создание компании» — конечная цель стартапа, создание формальной структуры компании и бизнес-процессов для дальнейшего развития.

Этот подход предполагает бережливое расходование средств и постепенное развитие стартапа. Процесс «развития потребителей» в противовес развитию продукта,сформулированный Бланком, стал краеугольным камнем философии бережливого стартапа Эрика Риса.

Финансирование

Сложившаяся практика венчурных инвестиций предполагает несколько этапов финансирования стартапов, на каждом из которых компания привлекает достаточно средств для поддержания роста и достижения следующего раунда инвестиций. Поскольку инвестор получает доход от увеличения стоимости его капитале компании, предполагается кратный рост компании между инвестиционными раундами (англ.)русск., делающий стартап привлекательным для нового инвестора.

Большинство подходов к описанию этапов финансирования, с некоторыми вариациями, аналогичны представленному в эссе Пола Грэма «Как профинансировать стартап»:

Посевные инвестиции — первый этап привлечения средств, на котором инвесторами зачастую выступают основатели стартапа, их родственники или друзья. В английском языке закрепилось сокращение 3 F, описывающее первых инвесторов большинства стартапов — friends, family and fools (с англ. — «друзья, семья и дураки»).. Первоначальные средства покрывают расходы команды на проживание, разработку бизнес-плана и прототипа будущего продукта. В исключительных случаях посевным инвестором выступает венчурный фонд — а сумма инвестиций увеличивается на порядок.

Ангельские инвестиции предоставляют частные инвесторы, заинтересованные в участии в развитии компаний. Входящий в капитал компании бизнес-ангел обычно получает место в совете директоров и возможность блокировать решения основателей, которые сочтёт неразумными. На этом этапе стартап получает возможность расширить штат, закончить работу над первой версией продукта, привлечь первых клиентов — «ранних последователей» (англ.)русск..

Раунд «А» – привлечение средств венчурного фонда в компанию с работоспособным продуктом, клиентами и планами развития. Сумма инвестиций значительно превышает полученные прежде, и стартап начинает строить формальную структуру и расширяться. За раундом «А» могут последовать раунды «B», «C» и последующие — они обозначаются буквами латинского алфавита.

Дата: 2018-12-28, просмотров: 265.