- зона, в которой потери не ожидаются, называется безрисковой, ей соответствуют нулевые потери или отрицательные (превышение прибыли).
- под зоной допустимого риска понимают область, в пределах которой данный вид предпринимательской деятельности сохраняет свою экономическую целесообразность, то есть потери есть, но они меньше ожидаемой прибыли. Границы зоны допустимого риска соответствуют уровню потерь, равному расчетной прибыли от предпринимательской деятельности.
- следующая, более опасная область называется зоной критического риска. Эта область, характеризуемая возможностью потерь в размере свыше величины полной расчетной, ожидаемой выручки от предпринимательства. Иначе говоря, зона критического риска характеризуется опасностью потерь, которые заведомо превышают ожидаемую прибыль и в пределе могут привести к невозмещенной утере всех средств, вложенных предпринимателем в дело. В последнем случае предприниматель не только не получает от сделки никакого дохода, но и несет убытки в сумме всех бесплодных затрат.
- кроме критического, целесообразно рассматривать еще более устрашающий катастрофический риск. Зона катастрофического риска представляет собой область потерь, которые по своей величине превосходят критический уровень и в пределе могут достичь величины, равной имущественному состоянию предпринимателя. Катастрофический риск способен привести к краху, банкротству, полному крушению предприятия, его закрытию и распродаже имущества. К категории катастрофического следует относить (вне зависимости от имущественного или денежного ущерба) риск, связанный с прямой опасностью для жизни людей или с возникновением экологических катастроф.
При оценке потерь можно ориентироваться на следующие предельные значения показателей риска КДОП=0,1 или 10 %, ККРИТ=0,01 или 1 %, ККАТАСТ=0,001 или 0,1 %. Это означает, что следует идти на предпринимательскую сделку, если в десяти случаях из ста можно потерять прибыль, в одном случае из ста – выручку и хотя бы в одном случае из тысячи – имущество.
Для определения риска используют следующие методы: 1) статистический; 2) экспертный и 3) комбинации.
Суть статистического метода заключается в том, что изучается статистика потерь и прибылей, имевших место на данном (или аналогичном) производстве, устанавливается величина и частотность получения той или иной экономической отдачи, и на этой основе составляется наиболее вероятный прогноз на будущее. Под «отдачей» понимается экономическая рентабельность (или эффективность затрат), которая рассчитывается как отношение прибыли к затратам (или инвестициям), необходимым для получения прибыли.
Вопрос 4. Способы уменьшения и страхования риска в предпринимательской деятельности
Насколько многообразны разновидности риска и методы его оценки, столь велико и количество способов защиты от него.
Вопрос 4 Основные способы уменьшения риска:
· поиск партнеров среди тех предприятий, которые располагают дополнительной рабочей силой, информацией о рынке, достаточными финансовыми средствами;
· услуги внешних консультантов – экспертов в этой узкой области, где риск наиболее вероятен;
· глубокая предпроектная проработка сопутствующих проблем;
· прогнозирование тенденций развития рыночной конъюнктуры, спроса на данную продукцию или услуги;
· прогноз возможности риска, выявить «узкие места» и источники риска, трезво оценить возможности предприятия, разработать альтернативные варианты осуществления программы;
· распределение риска между участниками проекта, его соисполнителями;
· образование специального резервного фонда для самострахования, на покрытие непредвиденных расходов;
· страхование рисков.
Страхование предпринимательских рисков:
Страхование – это создание за счет денежных средств предприятий, организаций, граждан специальных резервных фондов (страховых фондов), предназначенных для возмещения ущерба, потерь, вызванных неблагоприятными событиями, несчастными случаями.
При наступлении страхового случая (стихийное бедствие, несчастный случай и т. п.), при котором страхователю нанесен ущерб (экономический или здоровью), страховщик, в соответствии с условиями договора, выплачивает страховку (страховое возмещение).
Страховой (денежный) фонд – это сумма денежных средств, которая образуется у страховщика за счет взносов страхователей.
При государственном страховании, созданием и использованием этого фонда занимается государственная система страховых органов. Этот фонд является одним из централизованных денежных резервов государства. При альтернативном страховании созданием и использованием страхового фонда ведает страховая компания.
Из рассматриваемых определений следует, что страховщик и страхователь регулируют страховое экономическое отношение специальным договором. В мировой практике он называется страховой полис. Это документ (именной или на предъявителя), удостоверяющий заключение страхового договора и содержащий обязательство страховщика заплатить страхователю при наступлении страхового случая определенную сумму денег.
Таким образом, страхование представляет собой экономическое отношение, в которое его субъекты – страховщик и страхователи – выступают по поводу установленной суммы денег (объект страхового возмещения), выплачиваемой страховщиком страхователю при определенных условиях. При этом следует заметить, что экономическое страхование юридических и частных лиц, как государством, так и страховыми компаниями является важнейшей составной частью социального обеспечения работающего и неработающего (в том числе и безработного) населения.
Страхователи осуществляют такие виды страхового обслуживания:
· страхование имуществ (движимого и недвижимого);
· страхование домашних животных;
· страхование коммерческих операции (коммерческого риска);
· страхование граждан (частных лиц).
Система страхования должна быть простой, понятной и максимально выгодной как для страхователя, так и для страховщика. В этом главный критерий экономических, юридических и организационных условий по формированию эффективного страхового механизма и страхового рынка, соответствующего мировым стандартам страхового дела.
Риски, которые целесообразно страховать:
· пожар, другие стихийные бедствия;
· автомобильные аварии;
· риск уничтожения или порчи груза при транспортировке;
· риск от небрежности работников предприятия;
· риск от вероятной нечестности служащих, что может нанести моральный и материальный ущерб предприятию;
· риск невыполнения обязательств одним из работников или группой работников, от чего зависит выполнение всего проекта;
· риск приостановки деловой активности предприятия;
· риск от возможной смерти или заболевания руководителя, от деятельности которого зависит успех предприятия.
Вопросы для контроля:
1. В чем заключается сущность предпринимательского риска?
2. Какие функции выполняет риск в предпринимательской деятельности?
3. Охарактеризуйте виды рисков в предпринимательстве
4. Какие потери от риска в предпринимательской деятельности вы знаете?
5. Какие потери в производственном предпринимательстве?
6. Какие потери в коммерческом предпринимательстве?
7. Какие потери в финансовом предпринимательстве?
8. Какие способы снижения степени финансового риска?
9. Какие причины обуславливают возникновение предпринимательских потерь?
10. Охарактеризуйте зоны предпринимательского риска
11. Какие методы определения предпринимательского риска вы знаете?
12. Перечислите основные способы уменьшения риска в предпринимательской деятельности
13. Что такое страхование предпринимательских рисков?
Литература:
1. Курманбаев С.К., Адильбеков М.Т., Мурзатаева Г.К. Предпринимательство. Учебник. (2-е изд., переработанное и дополненное). Под редакцией профессора Курманбаева С.К. Астана, 2010. – 264 с.
2. Токсанова А.Н. Основы предпринимательской деятельности: учебник. – Астана: PRINT-S, 2007. – 479 с.
3. Лапуста М.Г. Предпринимательство: основы предпринимательской деятельности: учебное пособие. – М.: РИОР, 2005 – 159 с.
4. В. Глумаков, В.Я. Горфинкель, М.М. Максимцов и др. Менеджмент малого бизнеса: учебник. – М.: Вузовский учебник: ВЗФЭИ, 2007. – 283 с.
5. Сейдахметов А.С. Рынок технологий: учебное пособие. – Алматы: Экономика, 2011. – 261 с.
ТЕМА 7. Маркетинговая деятельность в предпринимательстве
Цель лекции: Изучить формы реализации маркетинговой деятельности предпринимательских организаций
Ключевые слова: стратегии в предпринимательстве, маркетинг, потребитель
План:
1. Сущность и механизм маркетинговой деятельности
2. Управление маркетингом в предпринимательстве
3. Планирование товарных стратегий
Вопрос 1
Маркетинг ориентирован на рыночную экономику и рассматривается как основа бизнеса.
1. Маркетинг – это целесообразная ориентация деятельности предприятия и всех его сотрудников на своего потребителя, его потребности с учетом тенденций рынка и имеющихся ресурсов. Это целая наука по обмену ценностями между потребителями, предприятием и обществом в целом.
Маркетинг – философия успешного предпринимательства и базовая функция управления предприятием. Отсюда и определение: «маркетинг — это социальный и управленческий процесс, с помощью которого одни лица или группы лиц (организации) — удовлетворяют потребности и желания других лиц (организаций) — покупателей (рынка), — создавая товары (продукцию и услуги), обладающие потребительской ценностью, путем обмена их на деньги (или другие товары)».
Целями маркетинга являются формирование и стимулирование спроса, обеспечение обоснованности принимаемых управленческих решений и планов работы фирмы (предприятия), а также расширение объема продаж, рыночной доли и прибылей.
Иными словами, прежде чем производить, предприятие должно провести тщательное изучение потребностей конкретных потребителей, в соответствии с полученными данными доработать и усовершенствовать товар и только затем выйти с этим товаром на рынок.
Бизнес-идея
Все начинается с бизнес-идеи. Бизнес-идея – это Ваше представление о будущем бизнесе. Все, что сегодня производится и все, что на сегодняшний день продают – плоды чьих-то идей. Мы уверены, что Вы уже примерно знаете какое дело Вам по плечу, и каким делом Вы хотели бы заниматься. Но этого недостаточно.
Очень важно иметь ответ на несколько крайне важных вопросов. Предлагаем Вам ответить сейчас на эти вопросы.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 240.