Описанная в эссе Пола Грэма последовательность условна и служит примером. Работы других авторов дополняют эту модель.
Например, профессор финансов в предпринимательстве калифорнийского колледжа Вестмонт и писатель Дэвид Ньютон отдельно отмечает этап привлечения заёмных средств, в том числе промежуточного кредита (также называемого бридж-кредитом) для погашения текущих обязательств стартапа. Ещё одним этапом привлечения финансирования является первичное публичное предложение, IPO — размещение акций компании на бирже.
Выход на IPO обычно становится основной целью стартапа на поздних этапах развития.
Вопрос 5
Пути коммерциализации инновационного продукта
Инновационная деятельность в мире в настоящее время очень важна. Поэтому руководители развитых и развивающихся стран создают все условия для их развития.
Коммерциализация инноваций – это привлечение инвесторов для финансирования деятельности по реализации этого новшества из расчета участия в будущей прибыли в случае успеха. В тоже время процесс выведения инновационного проекта на рынок является ключевым этапом инновационной деятельности после чего (выведения на рынок) происходит возмещение затрат разработчика (или владельца) инновационного продукта и получение им прибыли от своей деятельности.
Процесс выведения инновационного проекта на рынок содержит несколько этапов:
1. Если у предприятия есть несколько проектов, то для выхода на рынок необходимо отобрать проекты, которые обладают коммерческим потенциалом и высокой степенью готовности к освоению. Кроме того немаловажными оценками проектов являются: востребованность на рынке, потенциальный срок окупаемости, рентабельность, риски.
2. Формирование финансовых средств. Обычно у предприятия нет или недостаточно собственных средств. В таком случае необходимо привлечь инвесторов.
3. Закрепление прав на проект и распределение между участниками.
4. Внедрение новшества в производственный процесс или организация производства инновации с последующей ее доработкой, если потребуется.
В процессе коммерциализации очень важно выбрать метод. На рисунке 8 представлены основные способы коммерциализации инноваций.
У предприятия есть выбор: самостоятельно коммерциализировать проект и пройти все перечисленные выше этапы, либо можно продать лицензию, либо полностью все права. Каждый метод предоставляет разработчикам широкие возможности по реализации. Варианты получения прибыли от проекта так же зависят от самого проекта. Если вы создали оборудование, то его можно продавать, если вы придумали управленческие или технологические инновации, то предприятие может оказывать инжиниринговые услуги. Можно просто продать лицензию на свою инновацию или сдать ее в «аренду». Для этих целей, если это нужно, предприятие может отправить своего сотрудника на помощь партнёру для передачи секретов.
Иногда возможно применение сразу нескольких методов коммерциализации инноваций.
Перед выбором метода коммерциализации, нужно рассмотреть каждый и выбрать тот, который лучше всего подходит для данной ситуации и для данного проекта.
Рисунок 7 – Участники процесса коммерциализации инноваций
В таблице 4 приведены основные достоинства и недостатки каждого метода.
Рисунок 8 – Способы коммерциализации инноваций
Таблица 4. Достоинства и недостатки способов коммерциализации инноваций
Способы коммерциализации | Достоинства | Недостатки |
Самостоятельное использование | При успешной организации производства и «захвате» ниши на рынке, очень высокие доходы; Постоянный контроль предприятия и производства; полное распоряжение правами на интеллектуальную собственность (инновации). | Высокие риски; Большой срок окупаемости; Требуется наличие значительных финансовых ресурсов. |
Переуступка части прав на инновацию | Минимальные риски; Небольшие затраты; Достаточно короткий срок окупаемости; Выход на новые рынки за счет других компаний; Возможность формирования собственного товарного знака; Получение финансирования от заказчика при заключении подрядного договора. | Значительно меньше доходы по сравнению с другими способами коммерциализации; Риск нарушения лицензии патентных прав; Риск появления контрафактной продукции. |
Полная передача прав на инновацию | Минимальные риски; Небольшие затраты; Минимальный срок окупаемости; Возможность получения очень высокого дохода, в зависимости от значимости разработанной инновации. | Риск недополучения потенциального дохода; Из-за усиления позиций конкурентов вероятна вынужденная смена области деятельности. |
Для реализации первого метода потребуются существенные трудовые, временные и финансовые ресурсы. Завоевание рынка и окупаемость, скорее всего, станут возможны в средне- или долгосрочной перспективе. Но даже если все хорошо организовано, остается риск, что спроса на продукцию не будет.
При выборе второго или третьего метода инвестиции в проект можно вернуть в краткосрочном периоде. Если предприятие продает лицензию, то вместе с ней и часть рынка переходит к лицензиату, но предприятие также может приобрести часть рынка лицензиата. В случае продажи лицензии разработчик получает стабильный доход в виде роялти. При продаже прав предприятие теряет все свои права на разработку, но зато получает значительный доход (в зависимости от значимости инновации).
Существует несколько вариантов классификации лицензий, они могут быть: патентные и беспатентные, исключительные и неисключительные, ограниченные и неограниченные. Еще одной проблемой для предприятия может стать определение стоимости нематериального актива.
Контрольные вопросы:
1. Раскройте сущность инновационного предпринимательства
2. Классификация инноваций: кратко охарактеризуйте виды инноваций
3. В чем состоят основные задачи и принципы государственной инновационной политики?
4.Раскройте понятие «Стартап» и опишите способы финансирования стартап.
5.Перечислите возможные пути коммерциализации инновационного продукта
6.Перечислите преимущества создания спин-ап компаний на базе университетов
Литература:
Дата: 2018-12-28, просмотров: 335.