ТЕМА 13. Имидж и репутация бизнеса
Цель лекции. Ознакомить студентов с незыблемыми принципами предпринимательской этики, которыми обязан руководствоваться каждый уважающий себя и других предприниматель.
Ключевые слова: мораль, этика, культура поведения, имидж
предпринимателя, совесть, честь, «честный бизнес», морально-этический кодекс.
План:
1. Взаимное влияние бизнеса и общества.
2. Основные подходы к этике бизнеса
3. Деловая этика как элемент экономической культуры.
4. Социальная ответственность бизнеса
Вопрос 1
В современном обществе роль бизнеса и предпринимательства уже не ограничивается лишь созданием рабочих мест, материальных ценностей и извлечением прибыли. Достигнув в своем развитии определенного уровня, бизнес должен ставить перед собой новые задачи.
Что такое имидж? Этому понятию можно дать различные определения. Имидж, от слова image – образ, изображение. Соответственно, имидж компании – это некий ее образ, который она передает обществу: потребителям, поставщикам, конкурентам, инвесторам, государству. Имидж – образ, существующий в сознании стейкхолдеров в виде потока информации, вызывающего какие-либо эмоции.
Понятия «мораль», «этика», «культура поведения» принято относить к области внеэкономических отношений между людьми. В какой-то степени их связывают со служебными отношениями, привязывая обычно к службе в государственных организациях.
Этика – система норм нравственного поведения и обязанностей людей по отношению друг к другу и обществу в целом.
Этика деловых отношений – это система универсальных и специфических нравственных требований и норм поведения, реализуемых в профессиональной деятельности. В нее входят:
- этическая оценка внутренней и внешней политики организации;
- моральные принципы членов организации;
- моральный климат в организации;
- нормы делового этикета.
Предпринимательские, коммерческие виды деятельности плохо увязываются в сознании казахстанских людей с честью, моралью, этикой, культурой. В лучшем случае принято считать, что отдельные предприниматели поступают, руководствуясь принципами морали, когда они выступают в роли благотворителей и спонсоров.
Культура – это совокупность производственных, общественных и духовных потребностей людей, или высокий уровень чего-либо, высокое развитие, умение[60]. Существует еще множество определений, однако, по сути, они сводятся к тому, что культура – это понятие, интегрирующее различные аспекты жизни, деятельности, поведения людей, их объединений, общества в целом на определенном историческом этапе своего развития.
Между тем, именно предпринимателю необходим имидж честного, глубоко порядочного человека, руководствующегося принципами высокой морали. И это должен быть не показной, не наигранный, а реальный образ, подтверждаемый строгим соблюдением норм человеческой, религиозной, общественной морали и чувства гражданского долга.
К сожалению, в предпринимательской пене, которую подняли на поверхность первые рыночные волны, принципы высокой культуры и морали часто не в чести. Современный тип предпринимателя чаще всего отличает прагматизм, агрессивность, отказ разговаривать с другим человеком, отвечать на его вопросы. Новоиспеченные предприниматели еще не усвоили, что морально-этические принципы поведения в бизнесе и высокая культура предпринимательства – залог постоянного долговременного успеха, который намного важнее радости от обманно ухваченной прибыли. Сегодня репутация циркулирует и разрушается гораздо быстрее, чем когда – либо. К тому же она стоит очень дорого не только в денежном, но и в социальном и психологическом измерении.
Правовой статус предпринимателя предусматривает не только широкие его права, но и обязанности в различных сферах хозяйственной деятельности.
Эти обязанности можно разделить на четыре группы: перед органами государственного управления; перед партнерами по хозяйственным договорам; в области трудовых отношений при привлечении работников по найму; перед собственником имущества предприятия за невыполнение обязательств, предусмотренных уставом предприятий.
Существуют незыблемые принципы предпринимательской этики, которыми обязан руководствоваться каждый уважающий себя и других предприниматель. Они и составляют Морально-этический кодекс цивилизованного бизнесмена, достойного уважения и почитания. Соблюдение этих принципов – святое дело в предпринимательстве.
Морально выдержанный бизнес означает не только знакомство с моральными правилами и нормами предпринимательского поведения. Не менее важно соблюдать моральные устои бизнеса, твердо придерживаться морально-этических канонов.
Морально-этический кодекс предпринимателя возник как продукт исторического развития представлений о достойном моральном облике бизнесмена и сопутствующих ему чертах и признаках честного, добросовестного предпринимательства. Еще в начале двадцатого века российские предприниматели выработали следующие принципы ведения предпринимательского дела: уважай власть, будь честен и правдив, уважай право частной собственности, люби и уважай человека, будь верен слову, живи по средствам, будь целеустремленным.
Думается, что эти принципы не только не устарели, но заслуживают полного воспроизведения в современном морально-этическом кодексе казахстанского предпринимательства.
Общество, оценивая деятельность предпринимательской организации, рассматривает не только производственные и финансовые показатели, но и то, как организация ведет свою деятельность, заботится о собственных работниках, насколько ее деятельность соответствует интересам других участников рынка, жителей территорий ее присутствия, а также общества в целом.
Как свидетельствует опыт наиболее успешных предпринимателей и компаний, рынок вознаграждает ткачество, честность и этичное поведение. Социальная ответственность представляет собой реализацию не только своих экономических интересов, но и воздействия деловой активности на собственный персонал, потребителей и организации, совместно с которыми осуществляется та или иная деятельность.
Вопросы для закрепления темы
1. Что такое деловая этика?
2.Какие проблемы морального плана тормозят развитие предпринимательства в РК?
3. Каковы основные принципы делового этикета?
4.Что такое социальная ответственность бизнеса?
5.В чем заключается культура предпринимательства?
Литература:
Дата: 2018-12-28, просмотров: 276.