Модуль III Бизнес – этика и социальная ответственность предпринимателей
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ТЕМА 13. Имидж и репутация бизнеса

Цель лекции. Ознакомить студентов с незыблемыми принципами предпринимательской этики, которыми обязан руководствоваться каждый уважающий себя и других предприниматель.

Ключевые слова: мораль, этика, культура поведения, имидж

предпринимателя, совесть, честь, «честный бизнес», морально-этический кодекс.

 

План:

1. Взаимное влияние бизнеса и общества.

2. Основные подходы к этике бизнеса

3. Деловая этика как элемент экономической культуры.

4. Социальная ответственность бизнеса

Вопрос 1

В современном обществе роль бизнеса и предпринимательства уже не ограничивается лишь созданием рабочих мест, материальных ценностей и извлечением прибыли. Достигнув в своем развитии определенного уровня, бизнес должен ставить перед собой новые задачи.

 

Что такое имидж? Этому понятию можно дать различные определения. Имидж, от слова image – образ, изображение. Соответственно, имидж компании – это некий ее образ, который она передает обществу: потребителям, поставщикам, конкурентам, инвесторам, государству. Имидж – образ, существующий в сознании стейкхолдеров в виде потока информации, вызывающего какие-либо эмоции.

Понятия «мораль», «этика», «культура поведения» принято относить к области внеэкономических отношений между людьми. В какой-то степени их связывают со служебными отношениями, привязывая обычно к службе в государственных организациях.

Этика – система норм нравственного поведения и обязанностей людей по отношению друг к другу и обществу в целом.

Этика деловых отношений – это система универсальных и специфических нравственных требований и норм поведения, реализуемых в профессиональной деятельности. В нее входят:

- этическая оценка внутренней и внешней политики организации;

- моральные принципы членов организации;

- моральный климат в организации;

- нормы делового этикета.

Предпринимательские, коммерческие виды деятельности плохо увязываются в сознании казахстанских людей с честью, моралью, этикой, культурой. В лучшем случае принято считать, что отдельные предприниматели поступают, руководствуясь принципами морали, когда они выступают в роли благотворителей и спонсоров.

Культура – это совокупность производственных, общественных и духовных потребностей людей, или высокий уровень чего-либо, высокое развитие, умение[60]. Существует еще множество определений, однако, по сути, они сводятся к тому, что культура – это понятие, интегрирующее различные аспекты жизни, деятельности, поведения людей, их объединений, общества в целом на определенном историческом этапе своего развития.

Между тем, именно предпринимателю необходим имидж честного, глубоко порядочного человека, руководствующегося принципами высокой морали. И это должен быть не показной, не наигранный, а реальный образ, подтверждаемый строгим соблюдением норм человеческой, религиозной, общественной морали и чувства гражданского долга.

К сожалению, в предпринимательской пене, которую подняли на поверхность первые рыночные волны, принципы высокой культуры и морали часто не в чести. Современный тип предпринимателя чаще всего отличает прагматизм, агрессивность, отказ разговаривать с другим человеком, отвечать на его вопросы. Новоиспеченные предприниматели еще не усвоили, что морально-этические принципы поведения в бизнесе и высокая культура предпринимательства – залог постоянного долговременного успеха, который намного важнее радости от обманно ухваченной прибыли. Сегодня репутация циркулирует и разрушается гораздо быстрее, чем когда – либо. К тому же она стоит очень дорого не только в денежном, но и в социальном и психологическом измерении.

Правовой статус предпринимателя предусматривает не только широкие его права, но и обязанности в различных сферах хозяйственной деятельности.

Эти обязанности можно разделить на четыре группы: перед органами государственного управления; перед партнерами по хозяйственным договорам; в области трудовых отношений при привлечении работников по найму; перед собственником имущества предприятия за невыполнение обязательств, предусмотренных уставом предприятий.

Существуют незыблемые принципы предпринимательской этики, которыми обязан руководствоваться каждый уважающий себя и других предприниматель. Они и составляют Морально-этический кодекс цивилизованного бизнесмена, достойного уважения и почитания. Соблюдение этих принципов – святое дело в предпринимательстве.

Морально выдержанный бизнес означает не только знакомство с моральными правилами и нормами предпринимательского поведения. Не менее важно соблюдать моральные устои бизнеса, твердо придерживаться морально-этических канонов.

Морально-этический кодекс предпринимателя возник как продукт исторического развития представлений о достойном моральном облике бизнесмена и сопутствующих ему чертах и признаках честного, добросовестного предпринимательства. Еще в начале двадцатого века российские предприниматели выработали следующие принципы ведения предпринимательского дела: уважай власть, будь честен и правдив, уважай право частной собственности, люби и уважай человека, будь верен слову, живи по средствам, будь целеустремленным.

 Думается, что эти принципы не только не устарели, но заслуживают полного воспроизведения в современном морально-этическом кодексе казахстанского предпринимательства.

Общество, оценивая деятельность предпринимательской организации, рассматривает не только производственные и финансовые показатели, но и то, как организация ведет свою деятельность, заботится о собственных работниках, насколько ее деятельность соответствует интересам других участников рынка, жителей территорий ее присутствия, а также общества в целом.

Как свидетельствует опыт наиболее успешных предпринимателей и компаний, рынок вознаграждает ткачество, честность и этичное поведение. Социальная ответственность представляет собой реализацию не только своих экономических интересов, но и воздействия деловой активности на собственный персонал, потребителей и организации, совместно с которыми осуществляется та или иная деятельность.

 

 

Вопросы для закрепления темы

1. Что такое деловая этика?

2.Какие проблемы морального плана тормозят развитие предпринимательства в РК?

3. Каковы основные принципы делового этикета?

4.Что такое социальная ответственность бизнеса?

5.В чем заключается культура предпринимательства?

 

Литература:

  1. А.Н.Асаул, М.П.Войнаренко, П.Ю.Ерофеев Организация предпринимательской деятельности. Учебник / Под ред. д э.н., проф. А.Н. Асаула. – СПб.: «Гуманистика», 2004. - 448с.
  2. Шевченко И.К. Организация предпринимательской деятельности. Учебное пособие. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2004
  3. Войтоловский Н.В., Горшков Р.К. Основы экономики и управления предпринимательством: Учеб.пособие. – М.: Экслибрис – Пресс, 2005
  4. Минько Э.В. Кричевский М.Л. Качество и конкурентоспособность – СПб: Питер, 2004
  5. Портер М. Конкурентная стратегия – М.: Альпина, 2005
  6. Баринов Ю.В. Управление изменениями бизнес-процессов в интегрированных экономических системах // Российское предпринимательство. — 2007. — № 8-2 (96). — с. 9-14. — URL: http://bgscience.ru/lib/2453/

 

 

Дата: 2018-12-28, просмотров: 237.