I . Вегетативно-инстинктивная сфера, ее отражение в психических процессах.
1. Установление ритма «сон—бодрствование»:
1) Сроки формирования:а) норма; б) задержан. 2) Характеристика ритма: а) норма; б) особый ритм(«совы», «жаворонка» и др.); в) отсутствие ритма; г) динамика ритма.
2. Сон, его характеристика и нарушения: а) норма; б) гипосомния; в) гиперсомния; г) инверсия (днем больше спит, ночью — бодрствует); д) ритм «совы»; е) ритм «жаворонка»; ж) нарушение засыпания (описать, какие); з) поверхностный сон с частыми побуждениями;и) стереотипии во сне; к) пароксизмальные состояния во сне; л) ритуальность сна.
Динамика сна.
3. Формирование самоощущения.
1) Реакция на голод: а) норма; б) отсутствие реакции; в)гиперчувствительность, г) амбивалентное отношение (хочет есть, но не ест, могут быть рвотные движения).
2) Реакция на мокрое белье: а) норма; б) отсутствие реакции; в) гиперчувствительность; г) извращенная реакция.
3) Реакция на манипуляции с ребенком (пеленание, гимнастика, одевание, купание): а) норма; б) отсутствие реакции; в) гиперчувствительность.
Динамика формирования самоощущения.
4. Формирование функции «питание- выделение».
1)Сосательный рефлекс: а) норма; б) снижен. Динамика рефлекса а) норма, б)задержан (долго не может научиться сосать, в дальнейшем — жевать, кусать, долго сохраняются сосательные движения); в) регрессивное появление рефлекса.
2) Процесс кормления: а) норма (сосет активно, наевшись сам бросает грудь, бутылочку, насильно кормить не удается); б) анорексия (сосет, но быстро перестает есть, насильно накормить не удается); в) булимия (нет чувства насыщения, продолжает сосать даже тогда, когда еда вытекает из рта и носа); г) еда во сне; д) инверсия дифференцировки съедобных и несъедобных предметов; е) привычная рвота; ж) избирательность в пище. Динамика процесса кормление.
3) Диспепсические расстройства: а) запоры, б) поносы, в) срыгивания; г) рвоты, д) руминации. Динамика диспепсических расстройств. 4) Становление навыков опрятности: (инстинктивных период): а)сигнализирует о своих потребностях; б) не сигнализирует.
5. Характеристика первичного вегетативно – инстинктивного уровня системы «мать—дитя»: а) успокаивается на руках у матери, б) принимает удобную позу, в) поисковый рефлекс.
6. Характеристика инстинкта самосохранения: а) норма, б) снижен (отсутствует страх перед посторонними с 9 до 12 мес, нет чувства «края», «высоты», «опасности» в отношении животных, темноты и т.д., не использует опыт знакомства с горячим, острым и т.д.); в)повышен (выраженные недифференцированные реакции на любые раздражители). Динамика формирования инстинкта.
7. Сфера влечений: а) агрессивность; б) аутоагрессия; в)онанизм; г) другие (трихотилломания, онихография и т.д.Динамика появления и течения.
II . Внимание.
1) Непроизвольное внимание: а) способен к длительной фиксации взора, б) не способен к длительной фиксации взора; в) элементы полевого поведения (хаотичное передвижение с невозможностью сосредоточиться).
2) Произвольное внимание (полсе 2- лет).
3) Сверхизбирательность внимания. Динамика функции.
III . Моторное развитие.
1. Сроки формирования. 1) Удерживание головы (2-3 мес). 2) Перевороты (4-5 мес.). 3) Сидение: а)пассивное (к 6 мес.), б) активное (6-7 мес.) 4) Ползание (до 8 мес.). 5) Вставание (в 8 мес.) 6) Ходьба (9-12 мес, не позднее 1 года 2 мес). 7) Развитие зрительно-моторных координаций: а)тянет ручки к игрушке (2-3,5 мес), б) дотрагивается до игрушки (3,5-4,5 мес); в) захватывает игрушку (4мес); г) удерживает игрушку (3,5-4,5 мес.)
2. Характеристика моторики. 1) Моторная координация: а) ловкий; б) неловкий. 2) Тонкая моторика: а) удовлетворительная; б) недостаточная. 3) Наличие двигательных стереотипов: а) движения туловища, б)движение конечностями (в том числе хореоатетоидные движения пальцами); в) лицевые паракинезии. 4) Двигательное беспокойство (описать, какое). 5) Двигательная заторможенность (описать какая). 6) Другие расстройства, в том числе кататонические. Динамика моторного развития: а) норма, б) задержка, в) опережение, г) «переслаивание», д) регресс.
Кардинальные моменты развития моторики детей в возрасте от 1 до 3,5 лет:
1 год: 1) ходит самостоятельно; 2) при падении встает самостоятельно; 3) собирает мелкие предметы, используя большие и указательные пальцы.
1 год 3 мес: 1) бегает на «заплетающихся ногах» 2) может переворачивать страницы в книге; 3) пытается есть ложкой.
1 год 6 мес: 1) забирается на стул; 2) пользуется ложкой во время еды.
1 год 9 мес: 1) ходит по лестнице вверх самостоятельно; 2) пытается надевать ботинки.
2 года: 1) подпрыгивает на одном месте; 2) складывает бумагу вдвое.
2 года 6 мес: 1) балансирует на одной ноге 3-5 с; 2) складывает бумагу вчетверо.
3 года: 1) перепрыгивает через линию, начерченную на полу; 2) удерживает равновесие, стоя на одной ноге в течение 7-10 с; 3) застегивает пуговицы.
3 года 6 мес: 1) ходит по узкой дощечке; 2) складывает бумагу по диагонали.
IV. Сенсорное развитие.
1. Сроки формирования. 1) Фиксация взгляда (до 2 мес). 2) Прослеживание игрушки: а)горизонтальное (до 3,5 мес); б) вертикальное (до3,5 мес); г) круговое (до 4,5 мес). 3) Прослеживание взглядом невидимой траектории (3-4 мес). 4) Локализация звука (до 3,5 мес). 5) Реакция на звуки: а) норма (прислушивается, вздрагивает, ищет источник звука); б) отсутствие реакции; в) гиперчувствительность; г) парадоксальность. 6) Узнавание накомых лиц (до 6 мес). 7) Дифференцирование тона говорящих (до 8 мес). 8) Узнавание формы предметов (к 1,5 годам). 9) Различение цветов (к 2,5 годам).
2. Патологические феномены. 1) Нарушение узнавания знакомых людей, предметов. 2) Иллюзии (зрительные, слуховые). 3) Галлюцинации. 4) Дереализация, деперсонализация.
V. Эмоциональная сфера.
1. Комплекс оживления. 1) Сроки появления: а) норма (3-3,5 мес); б) появляется с задержкой; в) отсутствует; г) редуцирован. 2) Характеристика: а) содержит 3 компонента (двигательный, эмоциональный, голосовой); б) отсутствует двигательный компонент (может отсутствовать в норме); в) отсутствует голосовой компонент; г)отсутствует улыбка; д) все элементы слабо выражены. Динамика комплекса оживления (от 3 до 6 мес усиливается голосовой и эмоциональный компонент и постепенно исчезает двигательный).
2. Мимика как отражение эмоционального состояния: а) живая; б) бедная; в) парамимии; г) вычурная.
3. Общая характеристика эмоций. 1) Контроль отрицательных эмоций (4,5 мес).
2) Становление сложных эмоций — обида, гнев, удивление (8-9 мес).
3) Полярность эмоциональных реакций: а) преобладание положительного полюса; б) преобладание отрицательного полюса; в) биполярность эмоций; г) общая «несформированность» внешнего проявления эмоций. 4) Трудность вызывания эмоциональных реакций. 5) Трудность переключения эмоций. 6) Эмоциональная лабильность (для детей — норма). 7) «Истощаемость» (эмоциональная реакция возникает, но тут же исчезает). 8) Синтонность (способность к сопереживанию). 9) Адекватность. 10) Парадоксальность. 11) Диссоциированность.
4. Суточный ритм настроения: а) ровный; б) повышенное беспокойство: утром — в вечернее время — при пробуждении и засыпании («эндогенный» суточный ритм для детей раннего возраста — беспокойство особенно выражено после дневного сна) — ночью.
5. Улыбка. 1) Сроки формирования: а) на комплексное воздействие: лицо взрослого плюс тактильное воздействие (1-1,5 мес); б) на «говорящее лицо» (1,5-2,5 мес); в) на «неговорящее лицо» (3-3,5 мес); г) на игрушку (3,5-4 мес). 2) Характеристика: а) норма; б) отсутствие улыбки; в) несформированность улыбки; г) редкость появления.
6. Психопатологические феномены. 1) Дистимии (перемежающиеся состояния капризности, недовольства, плача, «нытья», часто с отталкиванием и избеганием взрослых). 2) Дисфории (неожиданно возникающие состояния плохого настроения, сопровождающиеся агрессивными тенденциями в виде агрессии, направленной на окружающих или аутоагрессии, чаще всего со стремлением укусить, ущипнуть, оцарапать, плюнуть или больно удариться). 3) Гипомании (нехарактерное для ребенка в обычное время появление положительного эмоционального полюса с повышенной отвлекаемостью, переключаемостью, часто усилением речевой активности; у детей старше 2 лет – с дурашливостью, клоунадой, навязчивостью и отсутствием чувства дистанции в общении со взрослым) 4) Депрессия (более или менее устойчивая двигательная заторможенность, неулыбчивость, плач, иногда тревога, ажитация). 5) Тревога (иногда сопровождается акатизией, неспособностью сколько-нибудь продолжительное время находиться в неизменном положении, у маленьких детей часто сопровождается желанием собирать всех близких около себя). 6. Страхи (описать особенности). 7) Другие эмоциональные состояния. Динамика эмоционального состояния на протяжении жизни.
VI . Сфера общения
1. Сроки формирования. 1) Фиксация взора на взрослом (1-2 мес). 2) Предпочтение фиксации на человеческим лице (2 мес). 3) Откликаемость (со 2-месяца). 4) Прислушивание к речи (с 3-го месяца). 5) Поворачивает голову на человеческий голос (3-4 мес.) 6) Требует внимания (1-3 мес). 7) Отрицательная реакция на маску, динамика «формального» общения (3-6 мес). 8) Контроль отрицательных эмоий (4,5 мес). 9) Появление страха перед посторонними (к 9-12 мес).
2. Характеристика общения. 1) Избегание человеческого взгляда. 2) Феномены «псевдоглухоты» и «псевдослепоты». 3) Протодиакризис (отношение к людям как к неодушевленным предметам). 4) Отношение к матери: а) узнает и выделяет мать среди других людей (к 5 мес.) б) симбиотическая привязанность; в) отвергает мать; г) относится индифферентно. Динамика функции. 5) Отношение к другим членам семьи (описать особенности). 6) Дифференциация окружающих. 7) Отношение к пребыванию в одиночестве: а) предпочитает; б) не переносит; в) острый страх; г) реакция отсутствует; д) как может находиться один. 8) Отношение к посторонним детям. 9) Отношение к посторонним взрослым. 10)»Уходы в себя». 11) Отсутствие дистанции в отношениях со взрослыми. 12) Сверхобщительность. 13) Плохо переносит коррекцию извне.
3. Динамика общения. Описать все особенности, периоды регресса.
VII . Речь
1. Сроки появления. 1) Появление первых звуков (2 мес). 2) Ответные звуки (до 3,5 мес). 3) Гуление (3 мес). 4) Разнообразные звуки (6-8 мес). 5) «Период молчания» (5-6 мес, может не быть). 6) Первые слоги (8 мес). 7) Вокализация при манипуляциях (7-8 мес). 8) Первые слова (до 1 года). 9) Фразовая речь (к 2 годам).
2. Характеристика речи. 1) Наличие импрессивной речи (понимания обращенной к ребенку речи). 2) Наличие экспрессивной речи (пользование речью с коммуникативной функцией включая вокализации). 3) Словотворчество: слова- метки или сокращения; неологизмы; в) рифмование. 4) Модулированная речь. 5) Немодулированная речь. 6) Вычурные интонации. 7) Тахилалия. 8) Брадилалия. 9) Шепотная речь. 10) Излишне громкая речь. 11) Эхолалия. 12) Заикание и запинки (описать особенности). 13) «Взрослая» речь с употреблением фраз-штампов. 14) Мутизм: а) элективный; б) тотальный. Динамика развития: а) соответствующая возрастным нормам; б) асинхронная; в)регрессивная.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 282.