Схема исследования детей раннего возраста
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

I . Вегетативно-инстинктивная сфера, ее отражение в психических процессах.

1. Установление ритма «сон—бодрст­вование»:

1) Сроки формирования:а) норма; б) задержан. 2) Характерис­тика ритма: а) норма; б) особый ритм(«совы», «жаворонка» и др.); в) отсут­ствие ритма; г) динамика ритма.

2. Сон, его характеристика и нарушения: а) норма; б) гипосомния; в) гиперсомния; г) инверсия (днем больше спит, ночью — бодрствует); д) ритм «совы»; е) ритм «жаворонка»; ж) нарушение за­сыпания (описать, какие); з) поверхно­стный сон с частыми побуждениями;и) стереотипии во сне; к) пароксизмальные состояния во сне; л) ритуаль­ность сна.

Динамика сна.

3. Формирование самоощущения.

1) Ре­акция на голод: а) норма; б) отсутствие реакции; в)гиперчувствительность, г) амбивалентное отношение (хочет есть, но не ест, могут быть рвотные движения).

2) Реакция на мокрое белье: а) норма; б) отсутствие реакции; в) гиперчувствительность; г) извращенная реакция.

3) Реакция на манипуляции с ребенком (пеленание, гимнастика, одевание, купание): а) норма; б) отсутствие реакции; в) гиперчувствитель­ность.

Динамика формирования само­ощущения.

4.  Формирование функции «питание- выделение».

 1)Сосательный рефлекс: а) норма; б) снижен. Динамика рефлекса а) норма, б)задержан (долго не может научиться сосать, в дальнейшем — жевать, кусать, долго сохраняются сосательные движения); в) регрессивное появление рефлекса.

2) Процесс кормления: а) норма (сосет активно, наевшись сам бросает грудь, бутылочку, насильно кормить не удается); б) анорексия (сосет, но быстро перестает есть, насильно накормить не удается); в) булимия (нет чувства насыщения, продолжает сосать даже тогда, когда еда вытекает из рта и носа); г) еда во сне; д) инверсия дифференцировки съедобных и несъедобных предметов; е) привычная рвота; ж) избирательность в пище. Динамика процесса кормление.

3) Диспепсические расстройства: а) запоры, б) поносы, в) срыгивания; г) рвоты, д) руминации. Динамика диспепсических расстройств. 4) Становление навыков опрятности: (инстинктивных период): а)сигнализирует о своих потребностях; б) не сигнализирует.

5. Характеристика первичного вегетативно – инстинктивного уровня системы «мать—дитя»: а) успокаивается на руках у матери, б) принимает удобную позу, в) поисковый рефлекс.

6. Характеристика инстинкта самосохранения: а) норма, б) снижен (отсутствует страх перед посторонними с 9 до 12 мес, нет чувства «края», «высоты», «опасности» в отношении животных, темноты и т.д., не использует опыт знакомства с горячим, острым и т.д.); в)повышен (выраженные недифференцированные реакции на любые раздражители). Динамика формирования инстинкта.

7. Сфера влечений: а) агрессивность; б) аутоагрессия; в)онанизм; г) другие (трихотилломания, онихография и т.д.Динамика появления и течения.

II . Внимание.

1) Непроизвольное внимание: а) способен к длительной фиксации взора, б) не способен к длительной фиксации взора; в) элементы полевого поведения (хаотичное передвижение с невозможностью сосредоточиться).

2) Произвольное внимание (полсе 2- лет).

3) Сверхизбирательность внимания. Динамика функции.

III . Моторное развитие.

1. Сроки формирования. 1) Удерживание головы (2-3 мес). 2) Перевороты (4-5 мес.). 3) Сидение: а)пассивное (к 6 мес.), б) активное (6-7 мес.) 4) Ползание (до 8 мес.). 5) Вставание (в 8 мес.) 6) Ходьба (9-12 мес, не позднее 1 года 2 мес). 7) Развитие зрительно-моторных координаций: а)тянет ручки к игрушке (2-3,5 мес), б) дотрагивается до игрушки (3,5-4,5 мес); в) захватывает игрушку (4мес); г) удерживает игрушку (3,5-4,5 мес.)

2. Характеристика моторики. 1) Моторная координация: а) ловкий; б) неловкий. 2) Тонкая моторика: а) удовлетворительная; б) недостаточная. 3) Наличие двигательных стереотипов: а) движения туловища, б)движение конечностями (в том числе хореоатетоидные движения пальцами); в) лицевые паракинезии. 4) Двигательное беспокойство (описать, какое). 5) Двигательная заторможенность (описать какая). 6) Другие расстройства, в том числе кататонические. Динамика моторного развития: а) норма, б) задержка, в) опережение, г) «переслаивание», д) регресс.

Кардинальные моменты развития моторики детей в возрасте от 1 до 3,5 лет:

1 год: 1) ходит самостоятельно; 2) при падении встает самостоятельно; 3) собирает мелкие предметы, используя большие и указательные пальцы.

1 год 3 мес: 1) бегает на «заплетающихся ногах» 2) может переворачивать страницы в книге; 3) пытается есть ложкой.

1 год 6 мес: 1) забирается на стул; 2) пользуется ложкой во время еды.

1 год 9 мес: 1) ходит по лестнице вверх самостоятельно; 2) пытается надевать бо­тинки.

2 года: 1) подпрыгивает на одном мес­те; 2) складывает бумагу вдвое.

2 года 6 мес: 1) балансирует на одной ноге 3-5 с; 2) складывает бумагу вчетверо.

3 года: 1) перепрыгивает через линию, начерченную на полу; 2) удерживает рав­новесие, стоя на одной ноге в течение 7-10 с; 3) застегивает пуговицы.

3 года 6 мес: 1) ходит по узкой дощеч­ке; 2) складывает бумагу по диагонали.

IV. Сенсорное развитие.

1. Сроки формирования. 1) Фикса­ция взгляда (до 2 мес). 2) Прослеживание игрушки: а)горизонтальное (до 3,5 мес); б) вертикальное (до3,5 мес); г) круговое (до 4,5 мес). 3) Прослеживание взглядом невидимой траектории (3-4 мес). 4) Локализация звука (до 3,5 мес). 5) Реакция на звуки: а) норма (прислушивается, вздрагива­ет, ищет источник звука); б) отсутствие реакции; в) гиперчувствительность; г) парадоксальность. 6) Узнавание на­комых лиц (до 6 мес). 7) Дифференци­рование тона говорящих (до 8 мес). 8) Узнавание формы предметов (к 1,5 годам). 9) Различение цветов (к 2,5 годам).

2. Патологические феномены. 1) Наруше­ние узнавания знакомых людей, предметов. 2) Иллюзии (зрительные, слухо­вые). 3) Галлюцинации. 4) Дереализа­ция, деперсонализация.

V. Эмоциональная сфера.

1. Комплекс оживления. 1) Сроки появле­ния: а) норма (3-3,5 мес); б) появляет­ся с задержкой; в) отсутствует; г) реду­цирован. 2) Характеристика: а) содер­жит 3 компонента (двигательный, эмо­циональный, голосовой); б) отсутству­ет двигательный компонент (может от­сутствовать в норме); в) отсутству­ет голосовой компонент; г)отсутству­ет улыбка; д) все элементы слабо выра­жены. Динамика комплекса оживления (от 3 до 6 мес усиливается голосовой и эмоциональный компонент и постепен­но исчезает двигательный).

2. Мимика как отражение эмоционально­го состояния: а) живая; б) бедная; в) парамимии; г) вычурная.

3. Общая характеристика эмоций. 1) Кон­троль отрицательных эмоций (4,5 мес).

2) Становление сложных эмоций — обида, гнев, удивление (8-9 мес).

3) Полярность эмоциональных реак­ций: а) преобладание положительного полюса; б) преобладание отрица­тельного полюса; в) биполярность эмо­ций; г) общая «несформированность» внешнего проявления эмоций. 4) Труд­ность вызывания эмоциональных реак­ций. 5) Трудность переключения эмоций. 6) Эмоциональная лабильность (для детей — норма). 7) «Истощаемость» (эмоциональная реакция воз­никает, но тут же исчезает). 8) Синтонность (способность к сопережива­нию). 9) Адекватность. 10) Парадок­сальность. 11) Диссоциированность.

4. Суточный ритм настроения: а) ровный; б) повышенное беспокойство: ут­ром — в вечернее время — при про­буждении и засыпании («эндогенный» суточный ритм для детей раннего воз­раста — беспокойство особенно выра­жено после дневного сна) — ночью.

5. Улыбка. 1) Сроки формирования: а) на комплексное воздействие: лицо взрос­лого плюс тактильное воздействие (1-1,5 мес); б) на «говорящее лицо» (1,5-2,5 мес); в) на «неговорящее лицо» (3-3,5 мес); г) на игрушку (3,5-4 мес). 2) Характеристика: а) норма; б) отсут­ствие улыбки; в) несформированность улыбки; г) редкость появления.

6. Психопатологические    феномены. 1) Дистимии (перемежающиеся состо­яния капризности, недовольства, пла­ча, «нытья», часто с отталкиванием и избеганием взрослых). 2) Дисфории (неожиданно возникающие состояния плохого настроения, сопровождающиеся агрессивными тенденциями в виде агрессии, направленной на окружающих или аутоагрессии, чаще всего со стремлением укусить, ущипнуть, оцарапать, плюнуть или больно удариться). 3) Гипомании (нехарактерное для ребенка в обычное время появление положительного эмоционального полюса с повышенной отвлекаемостью, переключаемостью, часто усилением речевой активности; у детей старше 2 лет – с дурашливостью, клоунадой, навязчивостью и отсутствием чувства дистанции в общении со взрослым) 4) Депрессия (более или менее устойчивая двигательная заторможенность, неулыбчивость, плач, иногда тревога, ажитация). 5) Тревога (иногда сопровождается акатизией, неспособностью сколько-нибудь продолжительное время находиться в неизменном положении, у маленьких детей часто сопровождается желанием собирать всех близких около себя). 6. Страхи (описать особенности). 7) Другие эмоциональные состояния. Динамика эмоционального состояния на протяжении жизни.

VI . Сфера общения

1. Сроки формирования. 1) Фиксация взора на взрослом (1-2 мес). 2) Предпочтение фиксации на человеческим лице (2 мес). 3) Откликаемость (со 2-месяца). 4) Прислушивание к речи (с 3-го месяца). 5) Поворачивает голову на человеческий голос (3-4 мес.) 6) Требует внимания (1-3 мес). 7) Отрицательная реакция на маску, динамика «формального» общения (3-6 мес). 8) Контроль отрицательных эмоий (4,5 мес). 9) Появление страха перед посторонними (к 9-12 мес).

2. Характеристика общения. 1) Избегание человеческого взгляда. 2) Феномены «псевдоглухоты» и «псевдослепоты». 3) Протодиакризис (отношение к людям как к неодушевленным предметам). 4) Отношение к матери: а) узнает и выделяет мать среди других людей (к 5 мес.) б) симбиотическая привязанность; в) отвергает мать; г) относится индифферентно. Динамика функции. 5) Отношение к другим членам семьи (описать особенности). 6) Дифференциация окружающих. 7) Отношение к пребыванию в одиночестве: а) предпочитает; б) не переносит; в) острый страх; г) реакция отсутствует; д) как может находиться один. 8) Отношение к посторонним детям. 9) Отношение к посторонним взрослым. 10)»Уходы в себя». 11) Отсутствие дистанции в отношениях со взрослыми. 12) Сверхобщительность. 13) Плохо переносит коррекцию извне.

3. Динамика общения. Описать все особенности, периоды регресса.

VII . Речь

1. Сроки появления. 1) Появление первых звуков (2 мес). 2) Ответные звуки (до 3,5 мес). 3) Гуление (3 мес). 4) Разнообразные звуки (6-8 мес). 5) «Период молчания» (5-6 мес, может не быть). 6) Первые слоги (8 мес). 7) Вокализация при манипуляциях (7-8 мес). 8) Первые слова (до 1 года). 9) Фразовая речь (к 2 годам).

2. Характеристика речи. 1) Наличие импрессивной речи (понимания обращенной к ребенку речи). 2) Наличие экспрессивной речи (пользование речью с коммуникативной функцией включая вокализации). 3) Словотворчество: слова- метки или сокращения; неологизмы; в) рифмование. 4) Модулированная речь. 5) Немодулированная речь. 6) Вычурные интонации. 7) Тахилалия. 8) Брадилалия. 9) Шепотная речь. 10) Излишне громкая речь. 11) Эхолалия. 12) Заикание и запинки (описать особенности). 13) «Взрослая» речь с употреблением фраз-штампов. 14) Мутизм: а) элективный; б) тотальный. Динамика развития: а) соответствующая возрастным нормам; б) асин­хронная; в)регрессивная.

Дата: 2018-12-28, просмотров: 282.