Определение доминантности функционирования парных органов чувств. Выявление ведущей руки, ноги, глаза, уха
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Эта информация имеет важной значение для предотвращения нарушений чте­ния, письма и счета в начальной школе. Определяются ведущие рука, нога, ухо, глаз по имеющимся в арсенале специалиста методам; при этом оценивается соответствие или различие между рукой, которой ребенок рисует, ест, пишет и т.п., и выявлен­ной ведущей рукой, глазом, ухом.

Особенности внимания

Исследуются возможности сосредоточения, переключения и распределения вни­мания по ряду признаков в заданиях игрового характера, связь устойчивости внимания с объемом восприятия (например, значительные трудности сосредоточения при увеличении объема стимульного материала) и временем работы ребенка, а также временем суток и разного рода посторонних шумов и помех, характер изменения его на фоне утомления, возбуждения или негати­визма ребенка.

Особенности мнестической деятельности

Выявляются объем непосредственной слухоречевой памяти, скорость запомина­ния, полнота отсроченного воспроизведения, наличие привнесенных или видоизме­ненных стимулов как в непосредственном, так и в отсроченном воспроизведении.

Выявляется возможность опосредованного запоминания с помощью доступных для ребенка методов, сопоставляется объем материала, запоминаемого опосредован­но и непосредственно. Определяется способность к удержанию последовательности ряда стимулов (в частности, ряд слухоречевых стимулов должен состоять не более чем из четырех— шести слов для старших дошкольников). При необходимости строится кривая запо­минания, определяются особенности зрительной, тактильной, двигательной, других видов памяти.

Замечание. Непосредственно перед началом исследования высших психических функций целесообразно выявление объема слухоречевой памяти, а также способно­сти к удержанию ряда слухоречевых стимулов. Это необходимо сделать для тактики подачи инструкций психологом в условиях выраженного сужения объема слухоречевого запоминания.

Гнозис

Исследование слухового, зрительного, тактильного восприятия производится на соответствующем стимульном материале. Определяется возможность целостности восприятия объектов, в том числе сюжетных картин, графических стимулов, специальных зашумленных или недорисованных предметов. Основной упор необходимо сделать на сформированность зрительного гнозиса, особенностях восприятия целостной картины или отдельных ее деталей.

Сформированность представления о пространственных и временных отношениях                              

Выявляются знания ребенка о взаиморасположении объектов в пространстве, правильный показ по инструкции взрослого с употреблением предлогов и слов, обо­значающих пространственные отношения (в, над, под, за, перед — спереди, сза­дипозади, сверху, снизу, сбоку, слева, справа, внутри, снаружи, между и т.п.) на конкретных предметах. Называние ребенком наиболее частотных (употребляемых) предлогов, сформированность представлений ребенка о некоторых временных соот­ношениях (Что короче.: день или месяц? Что дольше: дневной или ночной сон? и т.п.). Выявляется возможность вербальной актуализации последовательного автоматизированного ряда (времена года, прямой и обратный порядковый счет от 1 до 5-10, от 5 до I),

Конструктивная деятельность (пространственный анализ и синтез)

Определяется сформированность представлений об относительном размере фигу­ры, ее форме, пространственных соотношениях частей объекта (плоскостных и объем­ных). Оценивается возможность анализа пространственных отношений и их верба­лизация, возможность пассивной ориентации в пространственных отношениях ("По­кажи где ... над, под..." на предметном уровне). Оценивается возможности конструирования аналогичных образцу объектов (на любом материале), сформированность системы анализы частей сложных фигур, восприятие целостности объекта. Анализируется характер творческих работ ребенка, выполненных на занятиях в груп­пе, в том числе на занятиях по рисованию, аппликации, лепке и т.п., их соотнесен­ность со средними возрастными нормативами.

Интеллектуальное развитие

При условии сформированности зрительного гнозиса, наличии достаточного объема слухоречевой памяти и отсутствии интерферирующих влияний выявление уровня актуального интеллектуального развития и анализ результатов работы с методиками производится стандартным способом, в соответствии с методическим обеспечением психолога и возрастной соотнесенностью каждой конкретной методи­ки. Определяется уровень сформированности наглядно-действенного, наглядно-образ­ного, логического мышления, понимание рассказов со "скрытым" смыслом, осозна­ние причинно-следственных отношений, умение обобщать, прогнозировать и т.п. Отмечаются такие характеристики мышления, как самостоятельность, активность,  абстрактность или оригинальность.

Учитываются особенности и характерные черты мыслительной деятельности ребенка, критичность мышления, возможность опосредования, изменение динамики мыслительной деятельности (скачки, инертность, ригидность процесса мышления и т.п.)

В случае суженного объема слухоречевой памяти, наличия интерферирующих влияний, специфики зрительного восприятия (отсутствия целостности) делаются соответствующие поправки использовании стимульных материалов и подаче инструкций. Последние даются в дробном виде, упрощаются, выносятся на предметный уровень

уровень. Это позволяет дифференцировать реальные нарушения интеллектуальной деятельности от влияния вышеуказанных особенностей. Помимо этого, основной упор делается на оценку выполнения заданий невербального характера.

Характеристика речи

При оценке речевых параметров психолог должен отметить (не присваивая себе прав на логопедическое обследование) речевую активность (слабая, адекватная, чрез­мерная), качество звукопроизношения, объем активного и пассивного словаря и разницу между этими объемами. Анализируется степень развернутости речевого высказывания, наличие аграмматизмов, наличие в речи так называемых "детских" слов ("бибика" и т.п.). Необходимо особое внимание обратить на сформированность диалогической речи в режиме "вопрос — ответ", степень развернутости ответов, а так­же трудности инициации речевого высказывания, латентность (отсроченность) отве­тов.

Следует обратить внимание на эмоциональность высказываний, их адекватность, соотнесенность с содержанием высказывания. Все характеристики оцениваются с учетом микросоциальной речевой среды, в которой растет ребенок (двуязычие, нарушения речи и/или слуха у родителей, особенности речи родителей, людей, про­живающих с ребенком).

Развитие графической деятельности, рисунок

Рисунок оценивается только с позиций сформированности графической деятель­ности в соответствии с возрастными этапами развития рисунка, степени овладения основными формами. Отмечается, на какой стадии находится рисунок ребенка (ри­суночная, дорисуночная и т.п.), возраст возникновения содержательного рисунка. Особая оценка рисунка как проекции личностных особенностей может анализиро­ваться в плане цветовой гаммы, относительной величины фигур и их взаимораспо­ложения, а также наличия зачеркиваний, зарисовываний и стираний. Более глубо­кий проективный анализ в данном случае не предусматривается.

Дата: 2018-12-28, просмотров: 307.