БАЗОВЫЙ ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ НАБОР
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ДЛЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬ­НОГО ВОЗРАСТА НА ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ

КОНСИЛИ­УМЕ (КОНСУЛЬТАЦИИ)

1.Стандартные прогрессивные матрицы Дж. Равена. Цветные прогрес­сивные матрицы Дж. Равена

       Тест предназначен для оценки уровня развития невербальной составляющей интеллекта. Принцип прогрессивности, реализованный в данном тесте, позволяет определить возможность анализа навыков обучения. В работе с тестом выявляется сформированность таких психических процессов, как внимание, перцепция и мыш­ление в их наглядно-образной составляющей. Для детей младшего школьного воз­раста в зависимости от гипотезы о состоянии уровня сформированности наглядно-образного мышления могут быть использованы как стандартные прогрессивные матрицы (5 серий), так и цветные прогрессивные матрицы (серии А, Ав, В). Дан­ные теста используются в разделах "Работоспособность", "Конструктивная дея­тельность", "Интеллектуальное развитие".

2. Методика "Классификация предметов" (детский вариант)

       Методика позволяет исследовать характеристики обобщения и абстрагирования, сформированность основных понятий, цветовых и абстрактных аспектов объекта, их возрастную соотнесенность. С помощью этой методики можно также выявлять возможности логики последовательности умозаключений, критичности и обдуман­ности действий, особенностей объема и устойчивости активного внимания, объема поля зрения, специфики цветоразличения и зрительного восприятия в целом, а также особенностей специфических личностных реакций и характеристик работоспособно­сти. Данные, получаемые с помощью методики, описываются в разделах "Работос­пособность", "Интеллектуальное развитие", "Особенности внимания", "Гнозис", "Исследование эмоционально-личностных особенностей".

3. Методика "Классификация предметов" (стандартный вариант)

       Методика позволяет исследовать процессы обобщения и абстрагирования, сфор­мированность последовательности суждений. На материале данной методики мож­но также изучать возможность анализа последовательности умозаключений, критич­ности и обдуманности действий, особенностей памяти, объема и устойчивости вни­мания, эмоциональных личностных реакций. В процессе выполнения заданий можно оценить уровень выполнения в действенном плане или с использованием отвлечен­ных категорий. Данные, получаемые при выполнении методики, анализируются и отмечаются в разделах "Интеллектуальное развитие", а также "Характеристика речи". Стандартный вариант методики используется для детей, начиная с 8-9-лет­него возраста.

4. Методика "Классификация объектов по двум признакам" (лото В.М. Когана)

       Методика направлена на исследование возможности распределения и переклю­чения внимания в сенсибилизированных условиях, а также сужения объема актив­ного внимания. При этом возможны варианты использования с учетом времени выполнения и качественный анализ выполнения. Методика позволяет оценить характеристики работоспособности, утомляемость, пресыщаемость, а также отметить инертность деятельности. Данные, получаемые в ходе исследования, дают возмож­ность провести оценку качества процессов классификации объектов на основе выч­ленения наглядно представленных признаков. Для детей младшего школьного воз­раста используется вариант методики как с таблицей 5x5, так и 7x7. Результаты вы­полнения методики отражаются в разделах "Особенности внимания", "Работо­способность", "Интеллектуальное развитие".

5. Методика опосредованного запоминания по А.Н.Леонтьеву

       Способность к опосредованному запоминанию, отражая определенный уровень развития высших форм памяти, является в то же время существенной характерис­тикой интеллектуальной деятельности в целом и может служить одним из критериев готовности ребенка к успешному освоению школьной программы. Методика изуче­ния динамики становления мнестической деятельности в онтогенезе (предложенная А.Н.Леонтьевым и использовавшаяся им), дает возможность многостороннего ана­лиза умственной деятельности. Предусмотренный структурой данного эксперимен­та обязательный поиск опосредующего звена для запоминания предполагает актив­ный выбор значимых символов, в известной мере — особенности мышления. С по­мощью методики можно оценить различные характеристики мышления, в частности критичность, осознание причинно-следственных отношений, умение обобщать и опосредовать, абстрактность, оригинальность или выхолощенность мыслительных процессов. Результаты выполнения методики описываются в разделах "Особеннос­ти мнестической деятельности", "Особенности внимания", "Интеллектуальное развитие".

6. Пиктограмма

       Методика предназначена для исследования особенностей опосредованного запо­минания и его продуктивности, а также характера мыслительной деятельности, уровня сформированности понятийного мышления. С помощью этой методики воз­можно изучение самостоятельной продукции ребенка. Здесь наглядно проявляется несформированность понятийного мышления, определяемая малой предопределенно­стью, меньшим регламентом процессов мышления, условиями исследования. По ре­зультатам выполнения усложняющихся от слова к слову заданий можно судить о раз­личных сторонах обобщения и отвлечения, уровне развития символического и кон­кретного мышления и всеми связанными с ними характеристиками. Существенную роль играет эмоциональная насыщенность пиктограмм. В определенной степени она отражает эмоциональное состояние ребенка. Методика может быть использована только в условиях достаточной сформированности графической деятельности. Резуль­таты описываются в разделах "Интеллектуальное развитие", "Эмоционально-лич­ностное развитие".

7. Понимание переносного смысла метафор, поговорок, коротких расска­зов со скрытым смыслом

       Методика применяется для исследования особенностей мышления — его уров­ня, целенаправленности и критичности. Буквальность истолкования, непонимание скрытого смысла свидетельствуют о недостаточности уровня обобщения. Возможен анализ "соскальзывания " на приблизительный смысл. В определенном смысле ис­пользование этой методики может оценивать выявлению ассоциаций по "слабому" признаку. Результаты, получаемые по данной методике, должны учитываться в разделах "Интеллектуальное развитие", "Особенности эмоционально-личностно­го развития".

8. Методика Кооса

       Методика Кооса направлена на исследование конструктивного праксиса, про­странственного анализа и синтеза. Оцениваются сформированность представлений ребенка о пространственных соотношениях частей объекта, возможности конструи­рования аналогичных образцу объектов, сформированность системы анализа частей сложных объектов, характер восприятия целостности объекта. Кроме того оценива­ется возможность вербализации пространственных соотношений. Учитываются гно­стические возможности ребенка. Данные, получаемые при исследовании этой мето­дикой, приводятся в разделах "Гнозис", "Конструктивная деятельность". Кроме того методика Косса может быть использована для исследования уровня притязаний. Данные этого варианта использования методики анализируются в разделе "Харак­теристика мотивационно - волевой сферы".

9. Методика "Установление последовательности событий"

       Методика предназначена для исследования, сопоставления, сравнительной оцен­ки нескольких данных. С помощью методики можно исследовать особенности мыш­ления и способность установления причинно-следственных и пространственно-времен­ных связей, используя различные по сложности сюжетных картинок. Результаты выполнения методики описываются в разделах: "Работоспособность", "Интеллек­туальное развитие", "Особенности внимания", "Гнозис", "Исследование эмоциональ­но-личностных особенностей".

10. Методика «Исключение предметов»

       Методика предназначена для исследования аналитико-синтетической деятельно­сти, умения делать обобщения и давать логическое обоснование правильности обоб­щений.

Данные, получаемые при исследовании с помощью данной методики, позволя­ют судить об уровне процессов обобщения и отвлечения, о способности (или, соот­ветственно, неспособности) ребенка выделить существенные признаки предметов или явлений. По своей направленности она похожа на методику «Классификация пред­метов», и в некоторых методических пособиях эту методику даже называют упро­щенным вариантом классификации предметов. Результаты выполнения методики описываются в разделах "Работоспособность", "Интеллектуальное развитие", "Осо­бенности внимания", "Гнозис".

11. Методики "Кубики Кооса"

       Целью исследования является определения уровня сформированности простран­ственного (конструктивного ) мышления, возможностей пространственного анали­за и синтеза, конструктивного праксиса и особенностей внимания. Результаты ис­следования анализируются в соответствующих разделах "Заключения".

12. Методика для исследования субъективных межличностных отноше­ний ребенка (СОМОР)

       Методика направлена на исследование субъективного представления ребенка о его взаимоотношениях с окружающими взрослыми и детьми, о самом себе и своем месте в системе наиболее значимых для ребенка социальных взаимодействий. Ре­зультаты исследования отмечаются в разделах "Гнозис", "Исследование эмоциональ­но-личностных особенностей", "Межличностные отношения".

13. Методика "Цветовой тест отношений"

       Цветовой тест отношений (ЦТО) является диагностическим методом, предназна­ченным для изучения эмоциональных компонентов отношений человека к значимым для него людям и отражающим как сознательный, так и неосознаваемый уровень этих отношений.

       Методической основой ЦТО являлся цветоассоциативный эксперимент, проце­дуры которого были специально разработаны в рамках создания этого теста. Он основывается на предположении о том, что характеристики невербальных компонен­тов отношений к значимым другим и себе самому отражаются в цветовых ассоциа­циях к ним. Для детей используется только данная модификация теста Люшера. Результаты исследования отмечаются в разделе "Исследование эмоционально-лично­стных особенностей".

14. Диагностический альбом

       Специально подобранный материалов, включающий более 30-ти наиболее исполь­зуемых в патопсихологической и нейропсихологической практике методик. Альбом скомплектован для последовательного проведения обследования в наиболее техноло­гичном режиме. Результаты исследования с помощью диагностического альбома используются во всех разделах психологического анализа.

 



Приложение 3

 

Методика «ГНОМ»

(«График нервно-психического обследова­ ния младенца и малыша»)

Г.В. Козловская

К наиболее типичным стандартизован­ным тестам для диагностики психического развития, применимым уже с первых меся­цев жизни, относится методика ГНОМ.

Существенным ее преимуществом является то, что она дает возможность одновременно каче­ственной оценки психического состояния ребенка на момент обследования и количе­ственной оценки уровня психического раз­вития.

Методика ГНОМ для младенческого возраста состоит из 12 тестов — по тесту на каждый месяц жизни ребенка, для детей старше года тесты составлены с интерва­лом в З мес. жизни, а для детей 2-3 лет — с интервалом в полгода. Помесячные тесты состоят из 20 вопросов/заданий, оценива­ющих состояние и развитие пяти основных сенсорных, моторных, эмоционально-воле­вых, познавательных и поведенческих фун­кций с балльной оценкой каждого задания. Стандартизованный тест ГНОМ дает воз­можность вычислить психомоторный воз­раст ребенка, соответствующий уровню его индивидуального развития.

Кроме того, ГНОМ позволяет распределить обследуемых детей по 3 группам нервно-психиче­ского здоровья:

1) группа здоровых — пока­затель психического развития в пределах 110-90 баллов;

2) группа риска возникнове­ния психической патологии — показа­тель психического развития в пределах 89-80 (все случаи со сверхопережающим развитием — коэффициент психического развития выше 111 баллов — также отно­сятся к группе риска);

3) случаи с коэффици­ентом психического развития ниже 80 бал­лов относятся к группе патологии и требу­ют консультации специалистов — детс­ких психиатра и невропатолога.

Дата: 2018-12-28, просмотров: 282.