Программа педагогического изучения ребенка с отклонениями в развитии
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Автор: Забрамная С. Д.

Содержание Методы
1. Общие сведения о ребенке  Фамилия, имя, дата рождения. Дата поступ­ления в специальное образовательное учреж­дение. Посещал ли до этого специальные (коррекционные) учреждения, детский сад обще­го типа, массовую школу (в каких классах и сколько лет обучался) Изучение документа­ции
2. История развития Состояние здоровья родителей. Как протека­ла беременность у матери, вовремя ли родил­ся, как протекали роды. Особенности ранне­го развития ребенка. Какие заболевания или травмы перенес в первые годы жизни Беседа с родителями. Изучение медицин­ской документации
3. Семья Состав, взаимоотношения между членами семьи. Материальные условия жизни, заня­тия родителей. Отношение членов семьи к ребенку Посещение семьи. Беседы с родителями
1. Физическое состояние  Отклонения в физическом развитии. Особен­ности физического развития (данные о рос­те, массе тела, упитанности, особенностях осанки и др.); нарушения движений; нали­чие параличей, парезов; стереотипные и на­вязчивые движения, жесты, мимика. Утомля­емость при физических нагрузках. Выдержи­вает ли нагрузки, предусмотренные режимом данного детского учреждения Наблюдение во время занятий, игр и т.д. Врачебное обследова­ние
5. Особенности познавательной деятельности 1. Состояние органов чувств (слуха, зрения, обоняния, вкуса, осязания). Не бывает ли об­манов чувственного восприятия (иллюзий, галлюцинаций) 2. Особенности речи. Владеет ли связной ре­чью или изъясняется отдельными словами. Дефекты произношения и их характер. По­нимание устной речи (указаний, инструк­ций, объяснений). Запас слов. Сформированность грамматического строя речи. Умеет ли давать полные ответы на вопросы и связно рассказывать. Нет ли многоречия, нецеленаправленности речи, понимание письменной речи (написанных слов, текстов книг, таблиц и т.д.) 3.  Особенности внимания. Легко ли привлекается внимание; устойчивость внимания. Способность распределять внимание. Переключаемость с одного вида деятельности на другой 4. Особенности восприятия и осмысливания воспринимаемого. Понимает ли окружающую обстановку, не бывает ли случаев помрачения сознания. Знает ли названия и назначения простых предметов. Соотносит ли реальные предметы и их изображения на картинках. Понимает ли содержание картин. Улавливает ли главное в воспринимаемом. Умеет ли сравнивать предметы и определять сходства и различия. Умеет ли классифицировать предметы и делать простые обобщения. Способен ли самостоятельно понять содержание прослушанного текста. Устанавливает ли причинно – следственные связи. 5. Особенности памяти. Как запоминает; преобладающий вид памяти (зрительная, моторная, слуховая, «смешанная»). Быстрота запоминания. Надолго ли запоминает (прочность запоминания). Что лучше запоминает: цифры, факты, описания. Особенности процесса припоминания. 6. Особенности усвоения учебного материала. Отношение к отдельным учебным предметам. Имеет ли понятие о пространственных характеристиках предметов: длине, высоте, форме. Знает ли буквы, цифры (умеет ли читать, писать, считать). Знает ли стихи. Умеет ли пересказывать прослушанное (прочитанное). Развитие навыков ручного труда, рисования, самообслуживания. Трудности в овладении новым материалом. Результаты работы, проведенной педагогом по преодолению этих затруднений. 7. Интересы (отсутствуют, слабо выражены, неравномерны); чем интересуется (трудом, пением, рисованием, танцами и т.д.)   Изучение медицин­ской документации. Специальные исследо­вания. Наблюдение за речью ребенка. Беседы с ре­бенком. Логопедиче­ское обследование. Изучение письменных работ   Наблюдение за ребенком на занятиях и в свободное от занятий время Наблюдение за ребенком на занятиях и в свободное от занятий время Беседы с ребенком     Наблюдение за ребенком на занятиях и в играх. Индивидуальные беседы с ребенком. Наблюдение за ребенком на занятиях, изучение работ, выполненных на занятиях.        Наблюдение за ребен­ком на занятиях и вне их, на экскурсиях. Изучение практиче­ских работ детей
Эмоционально-волевая сфера Преобладающее настроение ребенка (весе­лое, грустное). Отмечаются: возбудимость, тормозимость, неуравновешенность, спо­койствие. Реакция на происходящее вокруг. Свойственны ли ребенку чувства страха, удивления, восторга, сострадания, Способ­ность к волевому усилию в занятиях, в по­ведении. Умеет ли сдерживать себя от недо­зволенных действий   Наблюдение за ребен­ком на различных за­нятиях, вне их, на эк­скурсиях, в играх и т.д.
Особенности личности Соблюдение правил поведения. Как прояв­ляет себя в учебной, трудовой и игровой де­ятельности. Нравственные качества: отноше­ние к родным, близким, товарищам. Взаи­моотношения со взрослыми, с другими деть­ми. Проявления чувства привязанности, любви, доброго отношения к окружающим; склонность вредить, обижать других, лжи­вость и др. «Разрушительные» наклонности, склонность к бродяжничеству, агрессии, в том числе аутоагрессии и т.п. Наблюдение за ребен­ком в различных ви­дах деятельности


Дата: 2018-12-28, просмотров: 363.