II. Нравственные истины как предмет проповеди
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Догматические истины непосредственно связаны с нравственными истинами, правилами христианской жизни. Догматы, определяя веру и религиозные убеждения христианина, переходят в нормы поведения, когда христианин живет по своей вере и по своим убеждениям. Одно (вера), таким образом, переходит в другое, и это другое (поведение) усиливает и укрепляет первое (веру).

Для живой души христианина не только должны быть близки и понятны нормы поведения и основы веры, но и ясна и понятна эта связь и важнейшая обусловленность их в каждом отдельном случае. Так, например, болезни, лишения, невзгоды предносятся нравственному сознанию человека как очищение или испытания ради того, чтобы приблизиться к Богу и Царству Небесному. Путеводителем здесь является вера во Христа, понесшего за нас крестную смерть и давшего в Своем Лице образ страдания.

Добродетель свое основание имеет в вере в Бога и, усиливаясь через эту веру, приобретает реальную жизненную силу. У христианина нет и не может быть ни одного поступка, который стоял бы вне оценки его и с точки зрения нормы христианского поведения. Вот почему и церковная проповедь, ставящая своей общей задачей спасение верующих, всегда содержала и будет содержать в себе и элементы нравственные и элементы вероучительные. Не может быть проповеди, в которой не было бы нравственного назидания (всякий догмат, уча, назидает), нравственного вывода или приложения.

В нравоучительной проповеди сегодняшнего дня особенно необходимо вскрывать самое существо и дух христианского образа жизни, устанавливать христианскую точку зрения на все поступки и события из жизни паствы, которые затронуты в данной проповеди.

Христианская точка зрения имеет свои МАКСИМУМЫ и МИНИМУМЫ в зависимости от того, с кем она имеет дело: "с младенцами" или со "взрослыми" по вере.

Первые - "младенцы" - преобладают в наших храмах, следовательно, и учить их надо минимальному, элементарному: не столько говорить о борьбе с помыслами, сколько о борьбе с грубым чревоугодием и т.д.

Такая неразрывность и единство в учении сообщит неразрывность и единство и в воспитании психики верующих этих истин, сообщит ей тот единый христианский дух, в котором вера созидает любовь, а оба вместе - надежду и преданность воле Божией.

По какому методу излагать христианское учение о добродетели? Основным методом здесь может быть метод наглядности психологической и, если можно так выразиться, образной.

Нравственные истины хорошо впечатлеваются, когда о них не столько говорят, сколько их показывают, живописуют, создавая у слушателей духовные ощущения, внутренние переживания (психологическая наглядность).

Эти переживания надо закрепить, связывая их с каким-либо образом из истории Церкви, из житий святых, из среды благочестивых и чтимых людей, с примером того, как воплощаются в жизнь нравственные добродетели - образная наглядность.

Эти образы, приковывая к себе внимание слушателя, облегчают усвоение связанной с ними нравственной идеи или одухотворяющей их мысли.

Мало указать в проповеди на нравственные недостатки слушателей, недостаточно нарисовать для них образ добродетельного человека, надо ободрить и вдохновить их дополнительным указанием конкретных средств и путей к стяжанию добродетели. При раскрытии, например, мысли о необходимости молитвы, нужно указать и то, как должно молиться. Все это требует от проповедника большой опытности в духовной жизни и хорошего знания своей паствы.

Образец нравоучительной проповеди Беседа св. Василия Великого "О зависти" (в большом сокращении)

1. Вступление. Бог благ и подает благо достойным; диавол лукав и способствует в грехах всякого рода. И как за Благим следует беззавистность, так и за диаволом всюду ходит зависть...

2. Изложение. Другой страсти более пагубной, чем зависть, и не зарождается в душах человеческих... Как ржавчина изъедает железо, так и зависть - душу... Она пожирает душу, которая ею мучится. Зависть есть скорбь о благополучии ближнего.. Мужествен ли кто, или хорошо сложен телом - это поражает завистливого. Красив другой лицом - это новый удар завистнику...

Зависть есть самый непреодолимый род вражды... Завистливого еще более раздражает сделанное ему добро. Чем больше видит он благодеяний, тем сильнее негодует или оскорбляется силою благодетеля.

Что сделало рабом благородного Иосифа? Не зависть ли братьев? Что предало на суд Судию мира? Не зависть ли иудеев на Спасителя. Завистливых можно узнать по сухим, тусклым глазам, впалым щекам, повисшим бровям. Душа их возмущена страстью и неверного суждения о предметах...

Как коршун, пролетая мимо луга..., стремится к чему-либо зловонному..., так и завистливые не смотрят на светлость жизни и наличие заслуг, нападают на одно гнилое.

Нравственное приложение

Что же? Как можем избежать этой болезни?

Во-первых, можем, если из человеческого не будет ничего почитать великим и чрезвычайным, ни богатство, ни сан, ни самую мудрость. Ибо все это оружие добродетели для тех, кто пользуется ими хорошо, но в самом себе не заключает блаженства. Потому жалок тот, кто пользуется сим худо... Но если непременно желаешь славы..., то честолюбие твое направь к приобретению добродетели... Таким образом спасешь себя и при больших благах приобретешь большую знаменитость, потому что добродетель от нас зависит и может быть приобретаема трудолюбием...

Не видишь ли, какое зло лицемерие? И оно - плод зависти, побуждающей скрывать в глубине ненависть при показной наружной любви...

Заключение

Поэтому, если из зависти проистекает для нас смерть..., то послушаем апостола: "Не бываем тщеславии, друг друга раздражающе, друг другу завидяще" (Гал. 5, 26), но будем паче благи, милосердны, прощающие друг другу, якоже и Бог простил есть нам во Христе Иисусе, Господе нашем" (Еф. 4, 12). Аминь".

Дата: 2018-12-28, просмотров: 200.