Прием психологической и образной наглядности
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Этот прием служит той же цели и состоит в употреблении сравнений и образов, например, в притчах (подобно Царство Небесное неводу, зерну, соровищу и т.д.).

Пользование этим приемом допускает введение в проповедь различных примеров (образов) из окружающей жизни, из жизни святых и т.д.

Усвоение всех изложенных указаний позволяет перейти к составлению кратких проповедей - в классе и дома.

V. О ВИДАХ ИЛИ ФОРМАХ ПРОПОВЕДИ

Основным предметом проповеди является раскрытие учения Священного Писания о нашем спасении; истины вероучительные и нравоучительные.

В первые века христианства проповедь была простой безыскусственной сердечной беседой, напоминающей беседу любящего отца со своими детьми.

Многое в этих проповедях-беседах давалось воздействием даров Святого Духа, которыми были богаты первые века христианства.

Эти беседы по своему содержанию и способу изложения были двух видов:

1) Беседа на текст Священного Писания в виде анализа его содержания (главы, зачала и пр.);

2) Поучения на определенную тему и раскрытие ее на основе Слова Божия.

Рядом с этими безыскусственными формами проповеди стала складываться и третья более сложная форма со своими особенностями.

Причиной ее возникновения явилось то обстоятельство, что, начиная с III, IV веков среди христиан несколько ослабели вера и любовь, поэтому уменьшались и действия благодати, что создало потребность для проповеди черпать дополнительные силы в труде, усилиях ума и в светском ораторском искусстве.

Под воздействием всего этого и выработалась новая ораторская форма проповеди - СЛОВО и установился взгляд на церковную проповедь как на одни из видов ораторского искусства. Этот взгляд сохранился до самого последнего времени, найдя свое выражение и в самом наименования гомилетики как науки о церковном красноречии.

Этому взгляду противостоит другой взгляд, по которому проповедь не искусство, а живая, идущая из горячего сердца, безыскусственная речь.

Этот взгляд опирается, главным образом, на тот простой и общедоступный характер проповеди, который существовал в Церкви в первые века христианства.

Из двух вышеуказанных первоначальных видов выработалось две ее формы.

1. Экзегетико-аналитическая беседа, последовательно изъясняющая Слово Божие: стих за стихом, главы, зачала и проч.

2. Синтетико-тематическое поучение, в котором подбирается и систематически излагается учение Слова Божия на какую-либо определенную тему.

3. Слово.

Анализ и синтез - это два основных метода, способа изложения мыслей. Анализ - разложение путем расчленения на составные части (например главы на стихи) и объяснение каждой в отдельности. Синтез - изложение путем собирания, объединения в одно целое отдельных мыслей на определенную тему (так пишутся сочинения и тематические проповеди).

Третий вид проповеди - Слово - сложился и развился из второго (из тематического поучения), превосходя его совершенством формы. Слову свойственна строгая и полная систематизация содержания, логическая последовательность изложения и богословско-отвлеченное раскрытие и освещение предмета.

Беседа

Проповедь в виде беседы чаще всего употребляется при последовательном изъяснении текста какой-либо главы Священного Писания, церковного песнопения, чинопоследования богослужения, таинства или обряда.

Весьма часто отдельный стих той или иной главы текста Священного Писания имеет свой предмет, как и каждая мысль церковного песнопения или действия богослужения.

При этом они (стих, мысль, действие) не столько нуждаются в доказательствах, сколько в простом изъяснении и раскрытии их содержания путем установления не отвлеченно-логических, а внутренне-органических связей между мыслями, относящимся к данному предмету.

Отсюда вытекает определение беседы как такой проповеди, которой свойственна некоторая многопредметность содержания, раскрытие, а не доказательство мыслей в изложении, и внутреннне-органическая, а не отвлеченно-логическая и механическая, связь мыслей в раскрытии предмета.

Эта многопредметность внутри беседы дает формальное основание считать ее сложным, мозаичным видом проповеди, состоящим как бы из нескольких отдельных проповедей - миниатюр.

Составные части беседы

Изъяснение и нравственное приложение составляют неотъемлемую принадлежность всякой беседы, но, помимо их, может быть в беседе, краткий приступ и заключение.

Изъяснение в беседе состоит в последовательном анализе или раскрытии одного предмета за другим, входящих в состав беседы.

Нравственное приложение, вытекающее из анализа предмета, может непосредственно следовать за разъяснением каждого предмета в отдельности (в этом случае эта часть проповеди будет как бы отдельной маленькой проповедью), но может быть отнесено ко всем последуемым предметам вместе, тогда оно ставится в конце беседы.

Нравственное приложение в беседе должно соответствовать самой сущности раскрываемого предмета и степени духовно-морального состояния верующих.

Образец беседы: Беседа святого Иоанна Златоуста на послание апостола Павла к римлянам (15, 127) в очень большом сокращений.

1. стих: "Мы сильнее должны".

Слово, "должны" показывает, что это дело обязанности, а не милости. Что мы должны делать? "Немощи бессильных носить". Этими словами Апостол призывает нас к милосердию...

Так должно поступать не только в сем случае, но и с немощными другого рода. Гневлив ли кто, или причиняет тебе зло, или имеет другой какой недостаток, - ты перенеси, ибо призван другим, а не себе, угождать.

2 стих: "Каждый из нас должен угождать ближнему, во благо к назиданию".

...Не просто сказал Апостол "угождай", но присовокупил: "во благо" и не просто влечь к добру, а к "созиданию". Апостол этого требует от всех, не говорит, что тот или другой, "но каждый из нас".

3 стих: "Ибо Христос не Себе угождал".

Христос не захотел Себе угодить, а наблюдая нашу пользу, пренебрег то, что Ему принадлежало... Но как написано: "Злословие злословящих Тебя пали на меня" (Пс. 68, 10) - те самые, которые в Ветхом Завете поносили Бога, восстали с неистовством и против Сына Его. Писано же это, дабы мы подражали Сыну Божию, почему и Апостол поощряет к терпению в искушениях.

Ст. 4, 5, 6, 7-й изъясняются у св. Златоуста так же, как и 2-й и 3-й. Очень подробно изъясняется с большим нравственным приложением 7-й стих, вырастая в целую отдельную проповедь о любви к ближним.

Дата: 2018-12-28, просмотров: 218.