Катехизическая беседа и ее особенности
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Догматические истины удобнее всего излагать в форме беседы, как наиболее доступной слушателям, но беседы особого рода.

Простое изложение догматических истин в беспрерывной связной речи самого поучающего обыкновенно оставляет в слушателях недостаточное представление об изложенном предмете, является нужда в повторениях, дополнительных разъяснениях, поправках и пр.

Для этого проповедник сообщает беседе вопросо-ответную форму. Предусматривая все недоумения и трудности, он сам же ставит вопросы и отвечает на них, по возможности, в доступных и простых выражениях.

Через такую форму изложения проповедник может поддерживать интерес и внимание в слушателях и содействовать лучшему уяснению догматической истины.

Нравственное приложение в катехизической беседе может чередоваться с вопросами или быть отнесенным на конец беседы. Образцом такой беседы может быть беседа "О мире духовном" м. Макария Московского.

Эта беседа построена по следующему вопроснику-плану:

1. В каких мирах мы живем?

2. Что такое мир духовный?

3. Какое устройство мура духовного?

4. Где находится духовный мир?

5. Какое отношение мира духовного к вещественному и к нам?

6. Какое, наконец, должно быть отношение наше к миру духовному?

Ответы на эти вопросы даны убедительные, живые, на Слове Божием основанные. И проповедь своей раздельностью, четкостью, живостью и убедительностью производит сильное воздействие на верующих.

Поучение

Поучение является второй основной формой проповеди, существовавшей в Церкви с первых веков христианства.

Из нее впоследствии, как было сказано выше, выработалась более сложная форма проповеди, называемая СЛОВОМ.

В последние два века (ХVIII и XIX) в русской проповеди СЛОВО явно преобладало над поучением в городской проповеди, рассчитанной на образованного слушателя.

Поучение лучше, чем Слово, сохранило черты первоначальной христианской проповеди, его легче всего понять, сравнивая и сопоставляя со Словом.

Как и СЛОВО, поучение есть синтетико-тематическая проповедь с единством основной темы и мысли.

Часто оно и более кратко по объему, с преобладанием в этом случае нравственного приложения над главной частью.

Отличается от Слова простотой построения (плана). Безыскусственностью изложения (языка), живостью, сердечностью содержания духа и тона.

Строго обдуманные, логически обоснованные и выдержанные части Слова заменяются в поучении изложенном, подчиненным естественному и непринужденному движению чувства, настроенности и убежденности.

Итак, поучение - это тематическая проповедь, раскрывающая единую тему и мысль в целях поучения и нравственного воздействия, говорящая языком внутренней убежденности и силы, а потому лишенная искусственных приемов и богословской отвлеченности.

Образец Поучения: Поучение о. Родиона Путятина "О молитве"

"Много может молитва праведного споспешествовать" (Иак. 5. 16).

Итак, только усердная молитва праведника много может. Но мы - грешники и молимся к тому же без усердия, а потому что же стоят наши молитвы. И мы, молясь, не утратим ли напрасно время?

Нет, мы не напрасно время тратим, когда молимся, и творим наши молитвы для нас.

Если мы не имеем усердия к молитве, то это усердие может возбудиться в нас, когда мы будем молиться постоянно.

Усердная и пламенная молитва не вдруг приобретается. Много нужно принуждения и усилия во время молитвы, чтобы родился в душе молитвенный жар.

"Молясь с принуждением..., - говорит св. Макарий,- мы пролагаем путь к тому, чтобы молиться в покое и с радостью.

Молитва с принуждением состоит в нашей воле, а молитва в покое - есть дар благодати".

Итак, ни в коем случае не надобно оставлять молитвы, надобно, сколько возможно, принуждать себя к молитве. И потому, когда звон колоколов созывает христиан на молитву, иди и ты, хотя бы тебе не хотелось идти молиться. Когда приходит время сна или наступит утро, непременно читай свои молитвы, как бы не казалось тебе это тяжелым.

Грехи, конечно, служат препятствием успеху наших молитв; наши грехи, как облака, закрывают лучи Божественной благодати; волны страстей, как шум моря, не попускают нашим прошениям доходить до слуха Божия. Но неужели посему грешных и не должен молиться?

Нет, он-то и должен молиться, ему-то и необходима молитва. Ибо и ум наш просвещается светом истины, когда мы молимся Богу, Который есть вечная Истина, и сердце наше воспламеняется огнем любви, когда мы молимся Богу, Который есть беспредельная Любовь, и воля наша направляется к добру, когда мы молимся Богу, Который есть верховное Добро.

Оттого и бывает, братие, что иной начинает молитву грешником, а оканчивает праведником, приступает к молитве оскверненным и нечистым, а отходит убеленным благодатию паче снега.

Таким образом, грешник своей молитвой исходатайствовать может себе у Бога прощение грехов, а по прощении грехов будет исполнено и прошение его. Пройдут и греховные облака, утихнут вопли преступных страстей, и Бог, как солнце после мрачной бури, явится к нему со Своею милостью, а молитва его, как фимиам благовонный, будет принята для Бога.

Итак, братие, не смущайтесь ничем, когда приступаете к молитве. Молитесь, когда и чувствуете за собой много грехов, молитесь неослабно, и ваша молитва много будет значить перед Богом. Аминь".

Слово

При раскрытии понятия о поучении уже много было сказано и о Слове. Поэтому достаточно свести все ранее сообщенные сведения о нем к краткому определению его сущности и перейти к дополнительным сведениям, определяющим Слово с других еще не раскрытых сторон.

Слово - тематическая проповедь, в которой один какой-либо предмет (тема) раскрывается с достаточной обоснованностью, преимущественно в форме логического рассуждения. Единству предмета и стройности изложения соответствует и язык слова: то богословско-отвлеченный, то художественный.

Состав слова. Основными частями слова является: 1) изъяснение и 2 нравственное приложение.

На основании Священного Писания, святоотеческого учения, теоретических соображений раскрывается главная мысль в изъяснении, в строго логическом соответствии выводится нравственное приложение.

Основная мысль Слова ясно намечается в начальном тематическом тексте Слова; где этого нет, необходимо указывать ее в предложении.

Заключение как обобщающий вывод или завершающее молитвенное обращение к Богу не всегда имеет место в Слове.

Таким образом, кроме двух основных частей, в Слове иногда бывает введение и заключение.

Примером Слова может быть слово м. Филарета "На освящение храма в честь Гефсиманского моления Господа нашего Иисуса Христа".

Дата: 2018-12-28, просмотров: 260.