Загорск, Лавра-Семинария, 1970
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

I. ВВЕДЕНИЕ

Проповедь - проповедничество имеет в жизни Церкви огромное значение.

Проповедание Слова Божия есть исполнение заповеди Христа Спасителя "научить все народы", проповедовать Евангелие всей твари" (Мф. 28, 19; Мк. 16, 15).

Путем проповеди истина о Спасении через Господа Иисуса Христа возвещается по всему миру и достигает каждого отдельного человека. По слову св. ап. Павла, невозможно уверовать в Того, о Ком не слыхали, а слышать невозможно без проповедующего (ср. Рим. 10, 14).

Заповедь проповедовать, данная Господом Иисусом Христом Апостолам, относится и к их преемникам - пастырям Церкви. И проповедь о Господе Иисусе Христе никогда не прекратится. Проповедничество всегда будет составлять важнейшую обязанность православного пастыря.

Поэтому каждый, готовящийся стать пастырем, должен научиться проповедовать. Иногда говорят, что апостолы были простые люди (рыбаки) и никогда не учились. Но те, кто так говорит, не понимают того, о чем св. Димитрий Ростовский сказал: "Господь не книжных собра, но книжных посла". Он Сам отверз им ум разуметь Писание.

А мы для того, чтобы уразуметь Писание и удостоиться благодатной помощи Божией, должны приложить свой усердный труд для изучения всего нужного и полезного в пастырском служении.

ГОМИЛЕТИКА (от греч. слова - беседа, наука о проповеди (русское и славянское слово "проповедь" происходит от славянского слова "ведение", обозначающее знание важных (священных) предметов, от корня "вед", от этого же корня происходят слова: "заповедь", "совесть", имеющие отношение к внутренней жизни человека) или о проповедничестве.

Но что такое сама проповедь? - Проповедь есть возвещение истины о Господе Иисусе Христе и призыв к спасению через Слово".

В этом определении выражено самое важное и главное в проповеди - ее содержание, - призыв к спасению через Слово. И формы этого слова, формы проповеди были неодинаковы в истории Церкви.

В настоящее время исторически сложившейся формой проповеди следует считать речь к народу (не к одному человеку, но ко многим). Там мы обычно и называем проповедь: проповедь - это речь к народу, произносимая проповедником в храме.

В этой форме - речи к народу - ораторской речи, и изучается проповедь в Гомилетике.

Поэтому необходимо (очень кратко) определить, что же такое ораторская речь, какие ее отличия от речи обыкновенной? Если мы ее определим как речь перед многими, то это будет неточно, так как ""пред многими" читается, например, лекция, но лекция отличается от ораторской речи. Нужен еще один признак - ораторская речь не только имеет целью сообщить сведения, но еще и убедить, возбудить слушателей, вызвать в них определенное действие - реакцию.

Это можно видеть и на видах светской ораторской речи.

Политической (в парламенте и на митингах) оратор убеждает слушателей принять определенное решение, склоняет их "на свою сторону".

Судебной - два оратора (стороны в процессе) убеждают судей (присяжных заседателей) обвинить или оправдать подсудимого.

Военной - командир говорит солдатам "несколько слов" пред боем, чтобы поднять их дух" и т.д.

Подобные признаки ораторской речи имеются и в проповеди - проповедник также имеет целью убедить своих слушателей признать какую-либо истину, принять решение (например: покаяться, оставить грех), вызвать в них определенное настроение (благоговения, внимания и др.).

Но сходство ораторской речи с проповедью касается только формы (о формальных особенностях ораторской речи будет сказано ниже), по содержанию же они вполне различны.

О чем бы ни говорил проповедник, его слова всегда в конечном итоге касаются нашего спасения.

"Проповедь, - говорит известный русский гомилет проф. Певницкий, - как частная речь, не обнимает всего Евангелия о спасении и о средствах его приобретения, но всегда какого бы частного предмета она ни касалась, она имеет или должна иметь непосредственную связь с этим главным и средоточным пунктом христианского учения. Утеряв связь с ним, она перестает быть проповедью христианской".

Гомилетика как наука, имеющая своим предметом проповедь или проповедничество, имеет свою определенную задачу и метод.

Задача гомилетики, метод

Задача гомилетики - воспитать проповедника, помочь проповеднику, "образовать в нем, по словам профессора протоиерея Фаворова, способность и вкус к проповеди" (не следует думать, что можно "научиться проповедывать только изучив правила гомилетики, - сделаться проповедником можно только после большой внутренней работы над собой и своим духовным развитием и т.д.).

Метод (способ изучения) гомилетики составляет изучение теории и практики проповеди.

Теоретический — заключается в изучении особых правил и условий, способствующих составлению проповеди и ее воздействию.

Практический - заключается в изучении образцов проповеди, составления проповедей, разбор их и т.д.

Имеет больше значение изучение исторического развития проповедничества в Церкви.

Гомилетика относится к богословским наукам и занимает среди них особое место, больше всего приближаясь к области "практического богословия", к богословию пастырскому. Но она имеет отношение и ко всем другим частям богословия.

Через проповедь доводятся до сведения (сознания) большей части Церкви (мирян), не изучающих специально богословие, основные истины всех богословских знаний (основные истины веры из догматики, главные заповеди из области нравственного богословия и т.д.).

Дата: 2018-12-28, просмотров: 227.