Как проповедь воздействует на слушателя
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Проповедь тем успешнее достигает своей цели, чем больше затрагивает духовно-моральное состояние человека, чем более опирается на религиозный опыт самого слушателя. Однако душа каждого слушателя по разному духовно оживает и по разному воспринимает проповедь и ее отдельные места.

Люди с настроением мечтательно-поэтическим больше всего отзовутся на места возвышенно-описательные и трогательные. Слушатели, омраченные сознанием своей греховности и житейской скорби, больше отзовутся на места нравоучительные. Души созерцательные и рассудочные привлекутся местами вероучительными, просветительными, хорошо обоснованными ссылками на Св. Писание. Людям практическим, деловым, утилитарным больше всего придутся по сердцу примеры из жизни святых подвижников, примеры и сопоставления из окружающей жизни (исходя из этой разнородности восприятия слушателей, следует при составлении проповеди вводить в нее и моменты художественности и описательные (например, при описании внешней обстановки чудес Спасителя, при передаче Его притч и т.д.), моменты из жизни подвижников, моменты психологического анализа греховности человеческой, моменты теоретико-просветительные (вероучительные) и пр. В системе своих проповедей проповедник так должен располагать эти моменты, чтобы в этом случае преобладали одни, а в другом - другие моменты. Сама же тема в содержании проповеди будет показывать, когда и какие моменты следует вводить полнее в проповедь. Сообразно индивидуальным склонностям самого проповедника в его проповедничестве всегда будет преобладать однако, один из видов проповеди: психологическая, публицистическая, аскетическая, художественно-описательная и т.д. Соответствие душевных склонностей у проповедника и слушателя рождает сильную привязанность и любовь последнего к первому. Каждый проповедник должен в своем проповедническом деле и опыте отражать время от времени все виды проповедей и все разнообразие указанных моментов).

В чем выражается воздействие проповеди на слушателя? В чем суть психологического преломления ее в душе слушателя? Оно выражается в том, что проповедь, коснувшись души слушателя, начинает совершать там свое благовестие. Оно дает двойной эффект: ближайший - в виде приподнятого состояния (настроения) и более отделенной и существенный - в виде произрастания в душе семени от прослушанного Слова Божия и выявления плодов его в последующее время. Точнее говоря, ближайший эффект благовестия выражается в том, что в душе возникает процесс беседы с собой же самой: голосом совести душа упрекает себя в греховных делах и вожделениях, вскрытых в проповеди, и голосом веры и надежды на милосердие Божие бодрит себя. Она тем более упрекает себя, чем сильнее проповедник вскрыл ее греховность. Тем сильнее уповает на милосердие Божие, чем полнее проповедник вскрыл неизреченную любовь и близость Господа к падшему грешнику.

Душа слушателя, следовательно, резонирует и сама благовествует в том же направлении и духе, в каком благовестие проповедника.

Чем благочестивее и ближе к пастве проповедник, тем сильнее его слова и благотворнее влияние его на паству.

Тайна влияния проповеди в том, что она предлагает слушателю самое дорогое, интимно-близкое, насущно необходимое: она предлагает ему его же самого, его спасение.

Все внешнее в жизни человека проходит и уходит, но остается с ним всегда его внутренний мир, его совесть, его дух с тревожными вопросами о смысле жизни, о Боге, о вечности, о спасении. Эти вопросы в жизни верующего человека то поднимаются на поверхность сознания, то опускаются вниз, в сферу сокровенных помыслов и воздыханий, то толкутся около "порога сознания", ожидая случая к выходу наружу, в область мысли и сердечных переживаний.

Проповедническое слово открывает им дверь в сферу сознания и мысли, чувства и воли. Вот почему слушатель, слушая проповеди, в сущности слушает самого себя, вдруг заговорившего устами проповедника о том, что "залежалось" на сердце, о чем тоскует душа, чего требует совесть и дух человека.

"Да-да, верно-верно, и я всегда так думал", - отвечает внутренний голос слушателя на один мысли проповедника. "Вот откуда зло то идет"..., "всякий грех начинается с этого", - отвечает она на другие мысли проповедника.

"Грешен, грешен, сам вижу, что грешен!" - бросает он реплику на третьи мысли.

"Помилуй и пощади, Господи, по Своей неизреченной милости и человеколюбию!" - отвечает он молитвенным вздохом на заключительные слова проповеди.

Дело спасения человека - это дело его духа, по преимуществу (о различии души и духа в человеке вполне доступно изложено в книге еп. Феофана "Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться?"). Трепещет перед Богом, содрогается от греха, замирает от упреков совести, нисходит во ад нравственных страданий, восходит на высоты духовного умиления и любви к Богу и ближним именно дух человека.

Этот дух обладает необычайной чуткостью, отзывчивостью в духовно и жизни своего ближнего. Здесь он понимает с полуслова, с одного намека, взгляда.

Духовное духовным воспринимается. Люди одного духа чувствуют друг друга и незримо влияют один на другого.

Это обстоятельство имеет особое значение в воздействии на душу слушателя.

Основная тайна проповеди в тайне общения одного духа человеческого с другим. Если проповедник благочестивый, смиренно-молитвенный человек, и проповедь его задушевна, проста, благодатна, то она будет воздействовать на слушателей не только содержанием его слов, но и движением его духа в теплоте и сердечности слов выраженного.

Этим именно движением своего духа и проповедник пробуждает слух слушателя, заставляя его беседовать с самим собой, как об этом было сказано выше. "Сеющий от духа пожнет жизнь вечную" (Гал. 6, 8), т.е. вызовет для стяжяния вечной жизни тех, кто слушает проповедь и сам пожнет эту вечную жизнь.

Здесь мы вплотную подошли к тому, что, по слову апостола, называется "явлением духа и силы" (Кор. 1, 5).

Дар слова проповеднического, проникнутого силой благодати и покоряющего души человеческие, называется духовным помазанием на основании слов Евангелиста: "и вы помазание имеет от Святого и знаете все" (Ин. 2, 20).

Дата: 2018-12-28, просмотров: 234.