Как произносить проповедь? (первый этап)
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Читать ли по тетради, или на память (наизусть) говорить заранее приготовленную проповедь?

Решение этого вопроса во многом зависит от личных качеств проповедника: от степени его самообладания, памяти, навыка к публичным выступлениям и проч.

Первый этап. Для начинающего проповедника первые выступления лучше связывать с чтением проповеди по тетради. Это поможет преодолеть психологические затруднения, неизбежные в начале проповеднической деятельности: боязнь растеряться, ошибиться, забыть главные мысли, их последовательность. Бывает, что при выходе на амвон мысли сразу исчезают из сознания, или наоборот, как бы беспорядочной толпой устремляются, ошеломляют, дезорганизуют дух проповедника, создавая растерянность и боязнь.

Пугает проповедника, вышедшею на амвон, раскрывшееся перед ним пространство храма и эти сотни, а иногда и тысячи, устремленных на него глаз. Придет время, когда эти глаза и лица будут вдохновлять пастыря и помогать ему находить и дополнительные мысли и нужные слова. Но на первые робкие шаги храм с молящимися может оказать подавляющее, тормозящее воздействие.

Полезно применить к состоянию оробевшего проповедника слова псалмопевца: "Страх и трепет прииде на мя"..., "ноги сострясошася" и "прильпе язык мой к гортани моей". Этими словами обычно сами же проповедники характеризуют свои первые переживания на церковной кафедре.

Этого неприятного и вредного для проповеднического дела состояния можно избежать, если начать произносить первые проповеди, опираясь на тетрадь, т.е. читая по ней всю проповедь.

Но тетрадь, однако, временный спутник и помощник проповедника.

Как бы выразительно не читал по ней проповедник хорошо составленную проповедь, последняя много теряет в своем воздействии на пасту, а пастырь - в авторитете проповедника.

Уткнувшийся в тетрадь проповедник, зависящий от нее в каждой мысли и слове, производит впечатление неполноценного, не владеющего своим делом проповедника.

Слушатель хочет слушать Слово Божие от проповедника, хорошо знающего Священное Писание, убежденного в истинах провозглашаемой им веры, легко и свободно, живо, сердечно, излагающего их в своей проповеди.

Слушатель хочет видеть не заступления пастыря, его победу над ними, не его слабости, а его силу и власть над словами и его собственной душой. Проповедь - это движение души проповедника, пропитанной Словом Божиим и его благодатными веяниями, к душе слушателя. Эту-то душу (точнее -дух) и хочет слушать слушатель, но не только из содержания проповеди, но одновременно и от самого проповедника. Он хочет видеть проповедника, его лицо, его глаза, всю его фигуру, обращенную к нему, чтобы со своей стороны устремиться своим взором, всем своим внутренним существом навстречу к нему, к его благовестию.

Всему этому мешает скованность проповедника тетрадью, невозможность оторвать от нее взора. Зависимость проповедника от тетради рисуется в воображении народа гораздо большей, чем есть на самом деле. Представляется, что читающий по тетради читает ее не только для народа, но и для себя, учит и убеждает не сам от себя, не от прочувствованного и пережитого им самим, а от написанного, т.е. откуда-то взятого чужого, описанного и лишь по долгу прочитанного в храме.

Такова внутренняя невольная, во вместе с тем и неискоренимая предубежденность слушателя против проповедника-чтеца. Поэтому не следует долго задерживаться на пользовании тетрадью.

Устное произнесение проповеди надо начинать с того, что хорошо усвоенную заученную проповедь произносить, держа на аналое текст ее, но обращаясь к нему только в случае остановки (провала памяти).

Этот прием предохранит проповедника от могущей возникнуть опасности что-либо забыть, потерять нить рассуждений. Если это случится, то текст, лежащий перед глазами проповеди, крупно и четко написанный, поможет проповеднику выйти из затруднения.

Второй этап

Вторым этапом в устном произнесении проповеди является такая подготовка к ее произнесение, когда из написанной проповеди хорошо усваивается план ее и основные мысли, связывающие вопросы этого плана, т.е. усваивается конспект проповеди. Этот конспект и держит проповедник перед глазами на аналое, заглядывая в него лишь в случае крайней необходимости.

Особенность этого второго этапа заключается в том, что проповедник, произнося устно всю проповедь, может вольно или невольно допустить отступления от ранее составленной проповеди в отдельных, дополнительных мыслях, сохраняя верность основным, ведущим пунктам (вопросам) плана.

Эти дополнительные мысли могут или опускаться, или видоизменяться в своей фразировке, или заменяться с другими, аналогичными мыслями.

Весь этот процесс является выражением некоторой творческой свободы проповедника уже в момент самого произнесения. На этом этапе следует как можно дольше задерживаться всякому проповеднику.

Он ценен тем, что соединяет творческую свободу и инициативу проповедника дома и в храме с явным, однако, предпочтением и преобладанием творчества домашнего.

Преобладание работы дома является необходимым условием для творческой инициативы в храме, чем больше продумано и прочувствовано дома, тем скорее и вернее все это отзовется и в храме при произнесении.

Третий этап

Третий этап в произнесении проповеди наступает тогда, когда проповедник выступает с импровизированной проповедью.

Импровизация - проповедь продуманная, прочувствованная и подготовленная лишь в общих чертах, главных мыслях.

Обычно записывается - и то не всегда - лишь план, реже краткий конспект, т.е. основной костяк ее. Существенное отличие импровизации от обычной проповеди заключается в том, что она, готовясь дома лишь в исходных, опорных пунктах, не связывает творческой мысли проповедника при произнесении ее в храме, предоставляя ей возможность выражать себя в форме живого, непосредственного, из сердца выходящего поучения. Переход к импровизации связал с переходом на так называемый разговорный тип мышления. Нередко бывает, что при произнесении импровизированного поучения меняются и вопросы плана, и аргументация в развитии мысли, и самые мысли заменяются одни другими. В этом случае задуманная как импровизация, проповедь переходит в ЭКСПРОМТ.

Экспромт

ЭКСПРОМТ - это мгновенно возникающая проповедь, вызванная к жизни или необходимостью, или желанием поделиться со слушателями первыми, пришедшими в голову, мыслям и настроениями.

Нередко бывает, что опытный, привыкший владеть собою и сразу же мобилизовать все свои внутренние ресурсы проповедник встает перед внутренней потребностью выступить со словом без какой-либо предварительной подготовки.

Так, слушая литургийное Евангельское чтение, проповедник вдруг ощущает в себе благодатное состояние и наплыв мыслей, порождаемых читаемым Евангелием, и он сразу же, по прочтении Евангелия, выступает перед молящимися с проповедью-экспромтом.

Отчаяние родственников при отпевании умершего может дать внутренний толчок пастырю открыть уста у гроба со словами утешения.

Это будет менее ответственный, чем за Литургией, экспромт, но все же это будет экспромт в его подлинном и чистом виде.

Дата: 2018-12-28, просмотров: 208.