ЧЬИ ПРОПОВЕДИ МОГУТ СЧИТАТЬСЯ ТЕПЕРЬ ОБРАЗЦАМИ ДЛЯ ПРОПОВЕДНИКОВ?
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Образцами для проповедников во всякие времена, а значит и теперь, могут быть проповеди наших известных проповедников ЕПИСКОПОВ и ИЕРЕЕВ, изданные в свое время и до сего времени имеющиеся в особых сборниках, их много, и, можно сказать, что они являются хорошими пособиями для современных проповедников. Надо заметить, что каждый из нас, священнослужителей, по своему складу мышления и направления имеет тяготение к определенному типу проповеди: одним по духу проповедь глубокого богословского характера, и потому им нравятся проповеди таких богословов, как митрополит Филарет Московский, непревзойденный по глубине раскрытия богословских истин проповедник, других более увлекает аскетическое направление проповеди, и они приемлют к сердцу дух проповедей епископа Феофана Затворника и епископа Игнатия Брянчанинова; наконец, есть среди нас лица, которым по духу поэзия проповедей архиепископа Херсонского Иннокентия и отчасти - подробное красноречивое раскрытие истин христианских архиепископов Одесских Никанора и Димитрия и т.д.

Однако для всякого православного пастыря-проповедника прежде всего полезно, и необходимо изучать не поверхностно, как это имело место в наших духовных школах прежнего времени, к сожалению, и в настоящее время, а более углубленно, путем систематического изучения проповеднических - не отрывков, а полных трудов святых отцов Церкви. Это труд не легкий, так как материал этот очень обширен, и приходится в нем находить так называемые перлы творений духовных не сразу, а при внимательном и не поверхностном чтении.

Когда священнослужитель впитает в себя истинный дух христианской проповеди путем изучения творения богодухновенных отцов и учителей Церкви, а за ними и наших отечественных архипастырей и пастырей, тогда у него у самого выработается "глагол благовествующий силою многою", и он не поддастся искушению, увлекающему многих пастырей черпать для своих проповедей мысли и даже выдержки у мирских художников слова, и брать примеры из светских литературных произведений.

МОЖНО ЛИ В ПРОПОВЕДЯХ ССЫЛАТЬСЯ НА СВЕТСКИХ КЛАССИКОВ, ПИСАТЕЛЕЙ, И ЦИТИРОВАТЬ ИХ В ЦЕРКВИ?

Никак нельзя. Это будет свидетельствовать лишь о том, что проповедник не знаком с творениями св. отцов, в которых можно почерпнуть гораздо больше, чем в писаниях светских писателей, на любую духовную тему.

КОГДА ЛУЧШЕ ПРОПОВЕДОВАТЬ?

Проповедовать лучше всего должно к концу Литургии, когда и по церковному обычаю полагается чтение 33 псалма во время раздачи антидора.

Менее всего полезно произносить поучение непосредственно после прочтения Евангелия. Само Евангелие глубоко вкладывается в душу слушающего и непосредственно учит. Объяснение его после того, как оно отпечатлеется в сердцах молящихся - правильное всего отложить на конец Литургии. За всенощным бдением можно говорить поучение перед полиелеем, когда и по церковному обычаю полагается "чтение праздника".

КАКАЯ, ПО ВРЕМЕНИ, ДОЛЖНА БЫТЬ МЕРА ПРОПОВЕДИ В ХРАМЕ?

Не больше четверти часа. Так нас учили в академии, хотя сами же учителя наши держали нас по 3/4 часа и больше за своими проповедями...

Есть "беседа", обычно во внебогослужебное время, например, после вечерни - она может быть продолжительной; есть "речь" - непременно должна быть очень краткой.

7. При проповедях как следует обращаться к верующим: "дорогие", "братие" или "други мои"?

Лучше всего - "БРАТИЕ" - так было раньше в обычае.

Как быть, если настоятель храма сам не проповедует и не разрешает молодому священнику произносить поучения?

Здесь уже должно прибегнуть к административному вмешательству; такое явление не должно иметь место в пастырской жизни.

Дата: 2018-12-28, просмотров: 199.