Значение и выбор начального текста в Слове
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Древнехристианские проповедники имели обыкновение в начале Слова ставить текст из Св. Писания или церковного песнопения как указатель главного предмета поучения и ручательство за христианское направление проповеди.

Следует и в наше время пользоваться начальным текстом как указателем предмета и границ проповеди.

Текст следует выбирать содержательный, чтобы он достаточно выражал вероучительную или нравоучительную истину, предполагаемую к раскрытию в Слове.

Какой вид тематической проповеди следует предпочесть - поучение или Слово?

Выбор в каждой отдельном случае предопределяется теми качествами, которыми располагает проповедник: степенью умственной и духовно-моральной зрелости и опытности, проповеднических навыков и одаренности, связью с паствой и проч.

Поэтому у одного проповедника волей или неволей из приготовляемой им проповеди выходит слово, у другого - поучение. Тема у того и другого одна и та же, а результаты неодинаковые.

VI. ВНЕШНЯЯ СТОРОНА (ИЗЛОЖЕНИЕ) ПРОПОВЕДИ

Помимо содержания и формы (структуры) проповеди большое значение имеет ее изложение.

Основным качеством, которое требуется от изложения проповеди, является ясность и доступность ее восприятию слушателей.

Поэтому проповедник должен обратить внимание на особенности в построении самой речи и на язык проповеди.

Прежде всего, речь проповедника должна быть литературно-правильной. Проповедник не должен употреблять неправильных согласований или ударений, отдельных местных особенностей языка (провинциализмов).

Сама речь должна по построению фраз приближаться к разговорной, а не книжной, так как это более доступно слушателям.

Предложения должны быть более краткими. Не следует употреблять длинных периодов, так как это затрудняет восприятие главной мысли.

Между отдельными предложениями должно сохранять внутреннюю логическую связь - они не должны быть "бессвязными", как говорится о речи, где не наблюдается логическая последовательность.

Для облегчения изложения в проповеди можно ставить отдельные вопросы и сейчас же отвечать на них. Такое расчленение изложения способствует его уяснению.

Возможно в соответствующих местах делать вставки в виде кратких обращений к слушателям и молитвенных обращений к Богу.

В самом языке, в выборе отдельных слов и выражений, должно стремиться к ясности (не следует употреблять иностранных или малоизвестных слов), простоте и выразительности.

Некоторые проповедники, чаще всего начинающие, стремятся наполнять проповедь церковно-славянскими словами, оборотами и выражениями.

Нужно заметить, что в большинстве случаев это является простым подражанием или копированием готовых проповедей, составленных 50-60 и даже 100 лет назад.

Но при этом упускается из вида, что раньше церковно-славянский язык более известен, чем в настоящее время. Раньше он преподавался во всех начальных школах.

В настоящее время большинству слушателей он непонятен. И проповедник должен применять язык своей проповеди не к своему вкусу, а к уровню понимания слушателей.

Поэтому цитировать тексты Священного Писания следует предпочтительно на русском языке.

На церковно-славянском языке следует приводить только те цитаты (например, из молитв и богослужебных песнопений), смысл которых вполне ясен слушателям.

В проповеди вполне допустимы отдельные художественные приемы изложения - они придают красоту слову и также могут способствовать усвоению содержания.

Сравнения и образы. Повторы

Сравнения и образы: "Как огонь согревает замерзающих, как свет просвещает заблудившихся темной ночью, как вода утоляет жаждущих, - так и Слово Божие согревает, просвещает и утоляет жажду души человека, ищущей успокоение в Боге" и т.д.

Повторы, когда одно краткое выражение (часто текст Священного Писания) повторяется несколько раз в начале или конце каждого абзаца.

Но эти и подобные приемы имеют только подчиненное значение. Если их будет очень много и они будут употребляться не для того, чтобы оттенять главную мысль, сделать проповедь более выразительной, но только для украшения речи, то речь превратится в простое "плетение словес" и это повредит достоинству проповеди.

Все средства, как внутренние, так и внешние, должны быть направлены к одной цели - быть полезными слушателям, довести чистые истины христианской веры и жизни до восприятия слушателей.

Проповедник не должен забывать, что всякая православная проповедь, в том числе и современная, есть продолжение благовествования Господа Иисуса Христа и Апостолов о спасении человека. Сознание это может научить проповедника многому.

Дата: 2018-12-28, просмотров: 284.