МОСКОВСКАЯ Духовная Семинария
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

МОСКОВСКАЯ Духовная Семинария

КОНСПЕКТ

ПО ГОМИЛЕТИКЕ

Загорск, Лавра-Семинария, 1970

I. ВВЕДЕНИЕ

Проповедь - проповедничество имеет в жизни Церкви огромное значение.

Проповедание Слова Божия есть исполнение заповеди Христа Спасителя "научить все народы", проповедовать Евангелие всей твари" (Мф. 28, 19; Мк. 16, 15).

Путем проповеди истина о Спасении через Господа Иисуса Христа возвещается по всему миру и достигает каждого отдельного человека. По слову св. ап. Павла, невозможно уверовать в Того, о Ком не слыхали, а слышать невозможно без проповедующего (ср. Рим. 10, 14).

Заповедь проповедовать, данная Господом Иисусом Христом Апостолам, относится и к их преемникам - пастырям Церкви. И проповедь о Господе Иисусе Христе никогда не прекратится. Проповедничество всегда будет составлять важнейшую обязанность православного пастыря.

Поэтому каждый, готовящийся стать пастырем, должен научиться проповедовать. Иногда говорят, что апостолы были простые люди (рыбаки) и никогда не учились. Но те, кто так говорит, не понимают того, о чем св. Димитрий Ростовский сказал: "Господь не книжных собра, но книжных посла". Он Сам отверз им ум разуметь Писание.

А мы для того, чтобы уразуметь Писание и удостоиться благодатной помощи Божией, должны приложить свой усердный труд для изучения всего нужного и полезного в пастырском служении.

ГОМИЛЕТИКА (от греч. слова - беседа, наука о проповеди (русское и славянское слово "проповедь" происходит от славянского слова "ведение", обозначающее знание важных (священных) предметов, от корня "вед", от этого же корня происходят слова: "заповедь", "совесть", имеющие отношение к внутренней жизни человека) или о проповедничестве.

Но что такое сама проповедь? - Проповедь есть возвещение истины о Господе Иисусе Христе и призыв к спасению через Слово".

В этом определении выражено самое важное и главное в проповеди - ее содержание, - призыв к спасению через Слово. И формы этого слова, формы проповеди были неодинаковы в истории Церкви.

В настоящее время исторически сложившейся формой проповеди следует считать речь к народу (не к одному человеку, но ко многим). Там мы обычно и называем проповедь: проповедь - это речь к народу, произносимая проповедником в храме.

В этой форме - речи к народу - ораторской речи, и изучается проповедь в Гомилетике.

Поэтому необходимо (очень кратко) определить, что же такое ораторская речь, какие ее отличия от речи обыкновенной? Если мы ее определим как речь перед многими, то это будет неточно, так как ""пред многими" читается, например, лекция, но лекция отличается от ораторской речи. Нужен еще один признак - ораторская речь не только имеет целью сообщить сведения, но еще и убедить, возбудить слушателей, вызвать в них определенное действие - реакцию.

Это можно видеть и на видах светской ораторской речи.

Политической (в парламенте и на митингах) оратор убеждает слушателей принять определенное решение, склоняет их "на свою сторону".

Судебной - два оратора (стороны в процессе) убеждают судей (присяжных заседателей) обвинить или оправдать подсудимого.

Военной - командир говорит солдатам "несколько слов" пред боем, чтобы поднять их дух" и т.д.

Подобные признаки ораторской речи имеются и в проповеди - проповедник также имеет целью убедить своих слушателей признать какую-либо истину, принять решение (например: покаяться, оставить грех), вызвать в них определенное настроение (благоговения, внимания и др.).

Но сходство ораторской речи с проповедью касается только формы (о формальных особенностях ораторской речи будет сказано ниже), по содержанию же они вполне различны.

О чем бы ни говорил проповедник, его слова всегда в конечном итоге касаются нашего спасения.

"Проповедь, - говорит известный русский гомилет проф. Певницкий, - как частная речь, не обнимает всего Евангелия о спасении и о средствах его приобретения, но всегда какого бы частного предмета она ни касалась, она имеет или должна иметь непосредственную связь с этим главным и средоточным пунктом христианского учения. Утеряв связь с ним, она перестает быть проповедью христианской".

Гомилетика как наука, имеющая своим предметом проповедь или проповедничество, имеет свою определенную задачу и метод.

Задача гомилетики, метод

Задача гомилетики - воспитать проповедника, помочь проповеднику, "образовать в нем, по словам профессора протоиерея Фаворова, способность и вкус к проповеди" (не следует думать, что можно "научиться проповедывать только изучив правила гомилетики, - сделаться проповедником можно только после большой внутренней работы над собой и своим духовным развитием и т.д.).

Метод (способ изучения) гомилетики составляет изучение теории и практики проповеди.

Теоретический — заключается в изучении особых правил и условий, способствующих составлению проповеди и ее воздействию.

Практический - заключается в изучении образцов проповеди, составления проповедей, разбор их и т.д.

Имеет больше значение изучение исторического развития проповедничества в Церкви.

Гомилетика относится к богословским наукам и занимает среди них особое место, больше всего приближаясь к области "практического богословия", к богословию пастырскому. Но она имеет отношение и ко всем другим частям богословия.

Через проповедь доводятся до сведения (сознания) большей части Церкви (мирян), не изучающих специально богословие, основные истины всех богословских знаний (основные истины веры из догматики, главные заповеди из области нравственного богословия и т.д.).

III. НЕОБХОДИМЫЕ ВНУТРЕННИЕ УСЛОВИЯ (СРЕДСТВА) В ПОДГОТОВКЕ К ПРОПОВЕДНИЧЕСТВУ

1. Одним из главнейших внутренних условий для успеха в проповедничестве является, как было уже сказано, постоянная молитвенность пастыря. Эта молитвенность возгревает дух пастыря, поддерживает в нем живую веру в Бога, создает любовь к пастве. С молитвы надо начинать подготовку к проповеди, молитвой ее продолжать и завершать.

2. Вторым важнейшим условием является глубокая и постоянная связь пастыря со Словом Божиим. Из каждой строчки и каждого слова Священного Писания действует на нас благодать Божия, просвещающая ум, раскрывающая сердце, укрепляющая волю "творить благое". Следует не только постоянно читать Священное Писание, но и тщательно изучать его, чтобы находить в нем животворное содержание и благодатную силу для своей души и для своей проповеди.

3. Проповедь есть призыв ко спасению. Пастырь не может спасать других, не спасал себя. Спасать же себя - значит активно и постоянно бороться с греховными склонностями своей природы, ее недостатками и болезнями. Здесь пастырю великую помощь окажет Священное Писание. "Покажи, - говорит св. И. Златоуст, - больную душу твою Павлу, призови Матфея, пошли за Иоанном, узнай от них, что делать с твоей болезнью. Они точно скажут и ничего не утаят, ибо живут и всегда говорят". Пастырь должен также постоянно читать творения св. отцов, жития святых. Здесь он найдет великие примеры того, как бороться с грехами, демонами и всеми соблазнами мира, чтобы совершать свое спасешь.

4. Только при заботе о своем собственном спасение пастырь ощутит в своем сердце заботу о спасении своей паствы. Эта забота духовно сблизит его о паствой, заставит почувствовать ее внутренние недуги, узнать духовные запросы. Сердечная любовь к пастве подскажет пастырю содержание проповеди и ее форму.

5. Пастырь-проповедник никогда не должен забывать, что он и его пасомые являются гражданами своей Родины, должны быть ей преданными и участвовать в ее жизни.

Если пастырь забудет об этом или захочет удалить себя от гражданской жизни, то он может потерять согласие со своей паствой, он не поймет всех ее запросов и интересов (в отдельных случаях пастырь может и должен призывать свою паству к самоотвержению и активному служению Родине. Образцом таких призывов могут быть речи и послания патриархов Сергия и Алексия и других архипастырей, призывы их к защите мира и др. Но в этом случае пастырь не должен поступать самостоятельно, но под руководством и по указаниям своего архипастыря).

6. Постоянная забота о спасении паствы располагает пастыря постоянно думать о ней, - растить внутри себя те наставления и назидания, которые он преподаст ей в ближайшее воскресенье или праздник. Так создается у пастыря потребность готовить свою проповедь в течение целой недели. Готовить же проповедь в течение целой недели - значит органически вынашивать ее всеми силами своей души. Полюбить проповедничество можно лишь тогда, когда оно является органическим делом. Таким образом для успеха в подготовке проповеди нужны следующие условия:

1. Молитвенность пастыря и живая вера в Бога;

2. Постоянное чтение и изучение Слова Божия;

3. Забота пастыря о своем спасении, борьба с грехами, т.е. личный подвиг.

4. Забота о спасении своей паствы, т.е. активная любовь к ней.

5. Искренняя преданность интересам своей Родины.

6. Работа над составлением проповеди в течение всей недели, так называемое органическое вынашивание ее.

IV. ПОДГОТОВКА К ПРОПОВЕДНИЧЕСТВУ

Прежде чем приступить к составлению проповеди, необходимо пройти серьезную подготовку - получить ряд теоретических сведений и овладеть определенными практическими навыками.

Необходимым условием для каждого проповедника является овладение правильной литературной устной и письменной речью: абсолютная грамотность и свободное устное изложение своих мыслей.

В соответствии с программой эти навыки должен иметь каждый, начинающий заниматься гомилетикой, овладев ими еще в средней общеобразовательной школе.

При прохождении курса гомилетики, их следует только закрепить путем ряда упражнений, которые и являются подготовкой к проповедничеству.

Началом этой подготовки будет устная и письменная передача содержания отдельных евангельских зачал. Помимо своего формального значения (проверка степени владения устной и письменной речью), этим упражнением достигается усвоение евангельского текста и его терминологии, создается навык использования его в устной речи, что необходимо для каждого проповедника.

Для такого пересказа следует первоначально избирать отдельные притчи, описания событий и другие отрывки, в которых заключена известная последовательность или развитие.

Пересказ таких отрывков (а также исторических событий, истории праздников, житий святых) составляет иногда важнейшую часть проповеди. И в процессе упражнения необходимо добиться от учащегося свободной - более пространной или более сжатой передачи текста, но без его искажения.

После освоения устной передачи, следует закрепить достигнутые результаты письменными в виде классных работ и заданий на дом.

Вторым шагом подготовки к проповедничеству является раскрытие содержания отдельного евангельского текста и составление нравственного приложения.

"Нравственным приложением" в гомилетике называется тот практический вывод для читающего или слушающего Слово Божие, который вытекает из рассматриваемого текста.

Далее домашнее чтение Слова Божия только тогда полезно для читающего, если он будет воспринимать прочитанное как относящееся к себе самому, если из каждого текста он будет извлекать для себя какое-то конкретное указание.

Например, Господь сказал: "Блаженни милостивые, ибо они помилованы будут" (Мф. 5, 7). Вывод: "И я должен быть милостивым, особенно в таких-то случаях и т.д."

Каждая проповедь обязательно заключает в себе какое-либо нравственное приложение, и полезно для учащегося найти это приложение из тех текстов, которые предлагались ему для пересказа.

Раскрытию смысла отдельного зачала или текста Евангелия способствует использование дополнительно соответствующих текстов из других мест Священного Писания.

Например, к притче "О мытаре и фарисее" можно отнести: "Бог гордым противится, а смиренным дает благодать: (Исх. 4, 6).

К притче о двух должниках (Мф. 18, 23-35) - Слова из молитвы Господней: "И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим" (Мф. 6, 12),

Раскрытию содержания отдельного текста способствует постановка ряда вопросов и ответы н а них.

Например, евангельский текст: "Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас, иначе не будет вам награды от Отца вашего небесного" (Мф. 6, 1).

1. О чем в этом стихе говорится?

- О милостыне, втайне творимой.

2. Почему нужна тайна в деле милосердия?

- Нужна потому, что без нее нельзя получить награды от Отца Небесного.

3. К чему нас здесь призывает Господь?

- Призывает к тайному милосердию.

Можно ли ограничиться постановкой таких вопросов и только такими краткими ответами? Конечно нет, ибо эти вопросы и ответы слишком упрощены и общи по своему характеру. Они ничего не дают сравнительно с тем, что дано в самом тексте (стихе). Между тем нам нужны вопросы, располагающие к углублению в смысле данного текста, заставляющие нас использовать и другие тексты Священного Писания, близкие по содержанию к нашему тематическому тексту (стиху) и, прежде всего 23-24 стихи этой 6-й главы. Исходя отсюда будем ставить краткие вопросы к нашему тексту и давать на них более развернутые ответы.

1. Что такое милостыня? Милостыня - это христианская добродетель.

Она есть выражение нашего сострадания к близким и проявляется в оказании им помощи духовно-моральной и материальной. Для христианина милостыня так же необходима, как и молитва. Без молитвы он душевно мертв и от Бога далек, без милостыни - далек от людей и душевно одинок.

Любя Бога, мы не можем не любить людей и не милосердствовать им. Милосердие, следовательно, может быть только там, где есть любовь к Богу.

2. Почему мы не должны трубить о делах милосердия? Потому что, оказывая милосердие открыто, впадаем в лицемерие. Делаем не для людей и Бога, а для собственного прославления. "Истинно говорю вам: лицемеры получают уже награду свою" (Мф. 6, 2). Открытое милосердие ведет, таким образом, к преуспеванию не в добродетели, а в гордости, т.е. ведет не к спасению, а r гибели.

3. Как же мы должны творить милостыню? должны творить ее в полной тайне, чтобы левая рука твоя не знала, что делает правая (Мф. 6, 3).

Только в этом случае она будет вытекать из побуждений чистого милосердия и любви к ближним.

И только за это Отец, видя тайное, воздаст тебе явно (Мф. 6, 6). Тайные милостивцы в слове Божием называются "блаженными и помилованными" (Мф. 5, 7). Святой Николай Чудотворец ночью, таяся, помогал бедным.

Тремя нашими вопросами и ответами на них мы углубились в раскрытие смысла 1-го стиха 6-й главы (на основе использования трех последующих (2, 3, 4). Что нам следует еще сделать? Следует применить в нашей жизни учение Спасителя о милостыне, т.е. следует спросить:

4. А как мы относимся к милосердию?

Ответ на этот вопрос составит нравственное приложение, т.е. 2-ю нравоучительную часть проповеди.

Мы мало любим Господа и людей, а потому если и творим милостыню, то по долгу необходимости, по самопринуждению.

В отношении к людям у нас проявляется безучастие и равнодушие - в одних случаях, зложелательство, мстительность а вражда - в других случаях.

Мы далеки не только по жизни, но даже и по мысля от христианского милосердия.

5. Как нам стяжать эту добродетель? Многими путями мы можем идти к своему ближнему, к оказанию ему помощи, участию, любви.

Среди этих путей главным является любовь к Богу, нашему Спасителю.

По мере приближения к Богу человек все более сближается с человеком (в любви).

6. Так будем же любить Бога, чтобы через эту любовь полюбить друг друга! Помоги нам в этом, Господи! Аминь.

Все эти шесть вопросов составляют план проповеди, а ответы на них представляют из себя проповедь. Три первые вопроса составляют ее главную часть, 4 и 5 вопросы - нравственное приложение, 6-е - заключение с молитвенным обращением.

В главной части (1 и 3 вопросы) должна раскрываться тема проповеди (милосердия) на основе учения Слова Божия и св. отцов.

В нравственном приложении эта тема рассматривается в применений к нашей жизни, т.е. практически.

В заключении - призыв к милосердию и молитва.

Таким образом, устанавливаются две главные части в проповеди: изложение, или раскрытие темы, и нравственное приложение. Эти части нетрудно найти, например, в проповеди Самого Спасителя: "Притча о сеятеле" (Мф. 13, ст. 1-8 и 18-28). Первая группа стихов (1-8) - изложение, вторая (18-28) - нравственное приложение и т.д.

Но обычно проповеди имеют еще одну, по порядку первую часть: обращение или вступление. Иногда она бывает только обращением, иногда в ней ставится вопрос или тезис, раскрытие которого составляет вторую (главную) часть, а нравственное приложение - третью заключительную.

Из этих 3-х частей строится простейшая проповедь. Эти части легко найти, например, в речи ап. Павла в Афинах (Деян. 17, 22-31). Стихи 22-23 составляют первую часть. Здесь, помимо обращения, заключается постановка вопроса. Далее стихи 24-28 - изложение учения о Боге и стихи 29-31 - нравственное приложение: приглашение покаяться.

По такому плану составлены прекрасные поучения прот. Р. Путятина.

Следует рассмотреть несколько поучений, в которых это построение проявляется особенно отчетливо.

На них следует учиться составлению плана проповеди.

Например, поучение прот. Р. Путятина "В день Рождества Христова" (Изд. 25, стр. 12-13).

1. Вступление. Поучение о предметах божественных не может наскучить. Проповедник намеревается рассказать об обстоятельствах Рождества Христова.

2. Нравственное приложение. Призыв к благодарности за благодеяние - оставить грех и сделать доброе дело - есть благодарность Богу, самая приятная.

Поучение 156 о терпении (там же, стр. 289-90).

1. Эпиграф (Иак. 5, 10): "Образ примите братие, долготерпения" - в нем определяется тема и эта же тема закрепляется в кратких словах первой части.

2. Изложение состоит в пересказе известного рассказа из пролога на 5-е февраля о монахе, решившем все терпеть "для Иисуса Христа".

3. Нравственное приложение.

Из примера и мы можем научиться все терпеть. Имя Иисуса Христа сильно, при призывании Его утихает и наша досада, наше горе.

Учащийся должен определить отдельные части проповеди в кратких поучениях того же Путятина и др., прочитываемых в классе.

Составление плана простейшей проповеди

Навык составления плана, а потом и конспекта, проповеди - один из самых важных в начале проповедничества.

Проповедь, составляемая без плана, подобна зданию, построенному без проекта - в ней не будет логического развития мысли, соразмерности частей и ясности выражения.

В качестве упражнения следует использовать те же евангельские зачала, которые сперва пересказывались и к которым затем находились нравственные приложения.

Например, притча "О мытаре и фарисее", "О милосердном самарянине", евангельский рассказ "О жене - грешнице"' (Ин. 8) и т.д.

Причем следует обратить внимание на предварительное составление плана, но нельзя ограничиваться таким формальным планом: 1) Обращение, 2) Изложение текста, 3) Нравственное приложение - как это склонны делать учащиеся.

Следует предложить озаглавить отдельные части проповеди по их содержанию.

Например, план к простейшему поучению "о фарисее":

1) Обращение к слушателям с указанием, что прочитанная притча имеет и для нас особое значение.

2) Изложение притчи "О мытаре и фарисее" - осуждение гордости и помилование смиренного мытаря.

3) Призыв к сознанию своих грехов и смиренной молитве.

Более подробное изложение мыслей каждого раздела проповеди будет ее конспектом.

На основе изложенного следует перейти к составлению простейших поучений на Евангельские темы, где основной частью (2-й) будет изложение евангельского текста.

Помимо указанного приема углубления содержания путем введения дополнительных однозначных по смыслу текстов, нужно усвоить еще два приема, часто употребляемых и облегчающих усвоение основной мысли проповеди.

Прием противопоставления

Этот прием заключается в том, что, как понятно из самого наименования, в изложении одни понятия противопоставляются другим: пороку- добродетель (гордости - смирение), гордый фарисей - смиренному мытарю, неправильной молитве фарисея — смиренная молитва мытаря и т.д.

Такое противопоставление будет оттенять основную мысль, основанную истину, которую предлагает проповедник.

Беседа

Проповедь в виде беседы чаще всего употребляется при последовательном изъяснении текста какой-либо главы Священного Писания, церковного песнопения, чинопоследования богослужения, таинства или обряда.

Весьма часто отдельный стих той или иной главы текста Священного Писания имеет свой предмет, как и каждая мысль церковного песнопения или действия богослужения.

При этом они (стих, мысль, действие) не столько нуждаются в доказательствах, сколько в простом изъяснении и раскрытии их содержания путем установления не отвлеченно-логических, а внутренне-органических связей между мыслями, относящимся к данному предмету.

Отсюда вытекает определение беседы как такой проповеди, которой свойственна некоторая многопредметность содержания, раскрытие, а не доказательство мыслей в изложении, и внутреннне-органическая, а не отвлеченно-логическая и механическая, связь мыслей в раскрытии предмета.

Эта многопредметность внутри беседы дает формальное основание считать ее сложным, мозаичным видом проповеди, состоящим как бы из нескольких отдельных проповедей - миниатюр.

Составные части беседы

Изъяснение и нравственное приложение составляют неотъемлемую принадлежность всякой беседы, но, помимо их, может быть в беседе, краткий приступ и заключение.

Изъяснение в беседе состоит в последовательном анализе или раскрытии одного предмета за другим, входящих в состав беседы.

Нравственное приложение, вытекающее из анализа предмета, может непосредственно следовать за разъяснением каждого предмета в отдельности (в этом случае эта часть проповеди будет как бы отдельной маленькой проповедью), но может быть отнесено ко всем последуемым предметам вместе, тогда оно ставится в конце беседы.

Нравственное приложение в беседе должно соответствовать самой сущности раскрываемого предмета и степени духовно-морального состояния верующих.

Образец беседы: Беседа святого Иоанна Златоуста на послание апостола Павла к римлянам (15, 127) в очень большом сокращений.

1. стих: "Мы сильнее должны".

Слово, "должны" показывает, что это дело обязанности, а не милости. Что мы должны делать? "Немощи бессильных носить". Этими словами Апостол призывает нас к милосердию...

Так должно поступать не только в сем случае, но и с немощными другого рода. Гневлив ли кто, или причиняет тебе зло, или имеет другой какой недостаток, - ты перенеси, ибо призван другим, а не себе, угождать.

2 стих: "Каждый из нас должен угождать ближнему, во благо к назиданию".

...Не просто сказал Апостол "угождай", но присовокупил: "во благо" и не просто влечь к добру, а к "созиданию". Апостол этого требует от всех, не говорит, что тот или другой, "но каждый из нас".

3 стих: "Ибо Христос не Себе угождал".

Христос не захотел Себе угодить, а наблюдая нашу пользу, пренебрег то, что Ему принадлежало... Но как написано: "Злословие злословящих Тебя пали на меня" (Пс. 68, 10) - те самые, которые в Ветхом Завете поносили Бога, восстали с неистовством и против Сына Его. Писано же это, дабы мы подражали Сыну Божию, почему и Апостол поощряет к терпению в искушениях.

Ст. 4, 5, 6, 7-й изъясняются у св. Златоуста так же, как и 2-й и 3-й. Очень подробно изъясняется с большим нравственным приложением 7-й стих, вырастая в целую отдельную проповедь о любви к ближним.

Поучение

Поучение является второй основной формой проповеди, существовавшей в Церкви с первых веков христианства.

Из нее впоследствии, как было сказано выше, выработалась более сложная форма проповеди, называемая СЛОВОМ.

В последние два века (ХVIII и XIX) в русской проповеди СЛОВО явно преобладало над поучением в городской проповеди, рассчитанной на образованного слушателя.

Поучение лучше, чем Слово, сохранило черты первоначальной христианской проповеди, его легче всего понять, сравнивая и сопоставляя со Словом.

Как и СЛОВО, поучение есть синтетико-тематическая проповедь с единством основной темы и мысли.

Часто оно и более кратко по объему, с преобладанием в этом случае нравственного приложения над главной частью.

Отличается от Слова простотой построения (плана). Безыскусственностью изложения (языка), живостью, сердечностью содержания духа и тона.

Строго обдуманные, логически обоснованные и выдержанные части Слова заменяются в поучении изложенном, подчиненным естественному и непринужденному движению чувства, настроенности и убежденности.

Итак, поучение - это тематическая проповедь, раскрывающая единую тему и мысль в целях поучения и нравственного воздействия, говорящая языком внутренней убежденности и силы, а потому лишенная искусственных приемов и богословской отвлеченности.

Образец Поучения: Поучение о. Родиона Путятина "О молитве"

"Много может молитва праведного споспешествовать" (Иак. 5. 16).

Итак, только усердная молитва праведника много может. Но мы - грешники и молимся к тому же без усердия, а потому что же стоят наши молитвы. И мы, молясь, не утратим ли напрасно время?

Нет, мы не напрасно время тратим, когда молимся, и творим наши молитвы для нас.

Если мы не имеем усердия к молитве, то это усердие может возбудиться в нас, когда мы будем молиться постоянно.

Усердная и пламенная молитва не вдруг приобретается. Много нужно принуждения и усилия во время молитвы, чтобы родился в душе молитвенный жар.

"Молясь с принуждением..., - говорит св. Макарий,- мы пролагаем путь к тому, чтобы молиться в покое и с радостью.

Молитва с принуждением состоит в нашей воле, а молитва в покое - есть дар благодати".

Итак, ни в коем случае не надобно оставлять молитвы, надобно, сколько возможно, принуждать себя к молитве. И потому, когда звон колоколов созывает христиан на молитву, иди и ты, хотя бы тебе не хотелось идти молиться. Когда приходит время сна или наступит утро, непременно читай свои молитвы, как бы не казалось тебе это тяжелым.

Грехи, конечно, служат препятствием успеху наших молитв; наши грехи, как облака, закрывают лучи Божественной благодати; волны страстей, как шум моря, не попускают нашим прошениям доходить до слуха Божия. Но неужели посему грешных и не должен молиться?

Нет, он-то и должен молиться, ему-то и необходима молитва. Ибо и ум наш просвещается светом истины, когда мы молимся Богу, Который есть вечная Истина, и сердце наше воспламеняется огнем любви, когда мы молимся Богу, Который есть беспредельная Любовь, и воля наша направляется к добру, когда мы молимся Богу, Который есть верховное Добро.

Оттого и бывает, братие, что иной начинает молитву грешником, а оканчивает праведником, приступает к молитве оскверненным и нечистым, а отходит убеленным благодатию паче снега.

Таким образом, грешник своей молитвой исходатайствовать может себе у Бога прощение грехов, а по прощении грехов будет исполнено и прошение его. Пройдут и греховные облака, утихнут вопли преступных страстей, и Бог, как солнце после мрачной бури, явится к нему со Своею милостью, а молитва его, как фимиам благовонный, будет принята для Бога.

Итак, братие, не смущайтесь ничем, когда приступаете к молитве. Молитесь, когда и чувствуете за собой много грехов, молитесь неослабно, и ваша молитва много будет значить перед Богом. Аминь".

Слово

При раскрытии понятия о поучении уже много было сказано и о Слове. Поэтому достаточно свести все ранее сообщенные сведения о нем к краткому определению его сущности и перейти к дополнительным сведениям, определяющим Слово с других еще не раскрытых сторон.

Слово - тематическая проповедь, в которой один какой-либо предмет (тема) раскрывается с достаточной обоснованностью, преимущественно в форме логического рассуждения. Единству предмета и стройности изложения соответствует и язык слова: то богословско-отвлеченный, то художественный.

Состав слова. Основными частями слова является: 1) изъяснение и 2 нравственное приложение.

На основании Священного Писания, святоотеческого учения, теоретических соображений раскрывается главная мысль в изъяснении, в строго логическом соответствии выводится нравственное приложение.

Основная мысль Слова ясно намечается в начальном тематическом тексте Слова; где этого нет, необходимо указывать ее в предложении.

Заключение как обобщающий вывод или завершающее молитвенное обращение к Богу не всегда имеет место в Слове.

Таким образом, кроме двух основных частей, в Слове иногда бывает введение и заключение.

Примером Слова может быть слово м. Филарета "На освящение храма в честь Гефсиманского моления Господа нашего Иисуса Христа".

Сравнения и образы. Повторы

Сравнения и образы: "Как огонь согревает замерзающих, как свет просвещает заблудившихся темной ночью, как вода утоляет жаждущих, - так и Слово Божие согревает, просвещает и утоляет жажду души человека, ищущей успокоение в Боге" и т.д.

Повторы, когда одно краткое выражение (часто текст Священного Писания) повторяется несколько раз в начале или конце каждого абзаца.

Но эти и подобные приемы имеют только подчиненное значение. Если их будет очень много и они будут употребляться не для того, чтобы оттенять главную мысль, сделать проповедь более выразительной, но только для украшения речи, то речь превратится в простое "плетение словес" и это повредит достоинству проповеди.

Все средства, как внутренние, так и внешние, должны быть направлены к одной цели - быть полезными слушателям, довести чистые истины христианской веры и жизни до восприятия слушателей.

Проповедник не должен забывать, что всякая православная проповедь, в том числе и современная, есть продолжение благовествования Господа Иисуса Христа и Апостолов о спасении человека. Сознание это может научить проповедника многому.

Второй этап

Вторым этапом в устном произнесении проповеди является такая подготовка к ее произнесение, когда из написанной проповеди хорошо усваивается план ее и основные мысли, связывающие вопросы этого плана, т.е. усваивается конспект проповеди. Этот конспект и держит проповедник перед глазами на аналое, заглядывая в него лишь в случае крайней необходимости.

Особенность этого второго этапа заключается в том, что проповедник, произнося устно всю проповедь, может вольно или невольно допустить отступления от ранее составленной проповеди в отдельных, дополнительных мыслях, сохраняя верность основным, ведущим пунктам (вопросам) плана.

Эти дополнительные мысли могут или опускаться, или видоизменяться в своей фразировке, или заменяться с другими, аналогичными мыслями.

Весь этот процесс является выражением некоторой творческой свободы проповедника уже в момент самого произнесения. На этом этапе следует как можно дольше задерживаться всякому проповеднику.

Он ценен тем, что соединяет творческую свободу и инициативу проповедника дома и в храме с явным, однако, предпочтением и преобладанием творчества домашнего.

Преобладание работы дома является необходимым условием для творческой инициативы в храме, чем больше продумано и прочувствовано дома, тем скорее и вернее все это отзовется и в храме при произнесении.

Третий этап

Третий этап в произнесении проповеди наступает тогда, когда проповедник выступает с импровизированной проповедью.

Импровизация - проповедь продуманная, прочувствованная и подготовленная лишь в общих чертах, главных мыслях.

Обычно записывается - и то не всегда - лишь план, реже краткий конспект, т.е. основной костяк ее. Существенное отличие импровизации от обычной проповеди заключается в том, что она, готовясь дома лишь в исходных, опорных пунктах, не связывает творческой мысли проповедника при произнесении ее в храме, предоставляя ей возможность выражать себя в форме живого, непосредственного, из сердца выходящего поучения. Переход к импровизации связал с переходом на так называемый разговорный тип мышления. Нередко бывает, что при произнесении импровизированного поучения меняются и вопросы плана, и аргументация в развитии мысли, и самые мысли заменяются одни другими. В этом случае задуманная как импровизация, проповедь переходит в ЭКСПРОМТ.

Экспромт

ЭКСПРОМТ - это мгновенно возникающая проповедь, вызванная к жизни или необходимостью, или желанием поделиться со слушателями первыми, пришедшими в голову, мыслям и настроениями.

Нередко бывает, что опытный, привыкший владеть собою и сразу же мобилизовать все свои внутренние ресурсы проповедник встает перед внутренней потребностью выступить со словом без какой-либо предварительной подготовки.

Так, слушая литургийное Евангельское чтение, проповедник вдруг ощущает в себе благодатное состояние и наплыв мыслей, порождаемых читаемым Евангелием, и он сразу же, по прочтении Евангелия, выступает перед молящимися с проповедью-экспромтом.

Отчаяние родственников при отпевании умершего может дать внутренний толчок пастырю открыть уста у гроба со словами утешения.

Это будет менее ответственный, чем за Литургией, экспромт, но все же это будет экспромт в его подлинном и чистом виде.

ПРИЛОЖЕНИЕ

КОГДА ЛУЧШЕ ПРОПОВЕДОВАТЬ?

Проповедовать лучше всего должно к концу Литургии, когда и по церковному обычаю полагается чтение 33 псалма во время раздачи антидора.

Менее всего полезно произносить поучение непосредственно после прочтения Евангелия. Само Евангелие глубоко вкладывается в душу слушающего и непосредственно учит. Объяснение его после того, как оно отпечатлеется в сердцах молящихся - правильное всего отложить на конец Литургии. За всенощным бдением можно говорить поучение перед полиелеем, когда и по церковному обычаю полагается "чтение праздника".

Отдел I.

Источники.

1. Библия.

2. Евангелие (на русском и славянском языке).

3. Симфония на книги Ветхого и Нового Заветов.

4. Блаженный Феофилакт. Толкования на Новый Завет. Каз., 1906.

5. Толкование Евангелия епископа Михаила. М., 1874, 3 т.

6. Толковый Апостол епископа Михаила. Киев, 1890.

7. Толкование Евангелия В.И. Гладкова. СПб. 1913.

8. Толковый Апостол епископа Никонора. 3 часть, Спб, 1905.

9. М. Барсов. Сборник статей по истолковательному чтению Четвероевангелия. 2 т., Симбирск, 1890.

10. Прот. П. Матвеевский. Евангельская история о Боге-Слове Сыне Божием и Господе нашем Иисусе Христе. М., 1912.

11. С. Снессорова. Земная жизнь Пресвятой Богородицы. Спб, 1909.

12. Жития Святых арх. Филарета (Гумилевского). Спб, 1885. 12 кн. (Краткая редакция).

13. Жития Святых св. Димитрия Ростовского. М., 1904, 14 книг.

14. И.Бухарев. Жития святых и сказания о всех праздниках. М., 1892.

15. Жизнеописание отечественных подвижников благочестия. М., 1906, 14 книг.

16. Старческие советы некоторых отечественных подвижников 18 и 19 веков. М., 1913.

17. Ф.В. Фаррар. Жизнь и труды свв. отцов и учителей Церкви. Спб, 1891.

18. Годичный круг богослужебных книг. 19. Праздники. Синодальное изд. М., 1902-1907, 16 кн.

20. Христианские праздники под редакцией М. Скабаллановича. Киев, 1915.

21. П.Г. Дебольский. Сочинения. 5 т. СПб., 1866.

22. Булгаков. Настольная книга для священно-церковнослужителей. Киев, 1913.

23. Пролог. Москва, 1843.

24. Древний Патерик. М., 1874.

25. Алфавитный Патерик.

26. Синайский Патерик.

27. Афонский Патерик. Спб., 1876.

28. Киево-Печерский Патерик. Киев, 1911.

29. Троицкий Патерик. Т.С. Лавра, 1896.

30. Волынский Патерик. М., 1889.

31. Лавсаик епископа Палладия. Спб., 1850.

32. Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных отцов. М., 1845.

33. Маргарит.

34. Материкон (наставления аввы Исаии). М., 1908.

35. Цветник духовный. 2 части. М., 1880.

36. Луг Духовный. Иоанна Мосха. Т.С. Лавра, 1696.

37. Жизнь пустынных отцов. Пресвитера Руфина. Т.С.Л., 1898.

38. Училище добродетельной жизни. М., 1903.

39. Отечник епископа Игнатия (Брянчанинова). СПб., 1903.

40. Сочинения епископа Феофана Затворника.

41. Сочинения епископа Игнатия (Брянчанинова). 5 т. 1905.

42. Письма епископа Игнатия (Брянчанинова) Т.С.Л., 2 выпуска. Сергиев Посад. 1913.

43. Невидимая брань Никодима Святогорца. М., 1892.

44. Собрание писем Оптинского старца схимонаха Макария. 6 т. М., 1862.

45. Поучения преподобного Аввы Дорофея. Т.С. Лавра, 1904.

46. Лествица преподоб. Иоанна. Т.С. Лавра. 1901.

47. Преподоб. Аввы Исаии. Духовно-нравственные слова М.1860.

48. Творения св. Тихона Задонского. 5 т.

49. Творения св. Иоанна Златоуста. 12 т.

50. Творения св. Василия Великого. 3 т. (7 т.).

51. Творения св. Григория Богослова 6 т. М., 1848.

52. Творения св. Ефрема Сирина. 8 ч. М., 1853.

53. Творения св. Исаака Сирина. Слова подвижнические. Сергиев посад. 1898.

54. Преподобного Варсонуфия Великого и Иоанна. "Руководство к духовной жизни". М., 1855.

55. Добротолюбие 5 т. М., 1900.

МОСКОВСКАЯ Духовная Семинария

КОНСПЕКТ

ПО ГОМИЛЕТИКЕ

Дата: 2018-12-28, просмотров: 206.