Расчет аналитических коэффициентов
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ФОРМУЛА РАСЧЕТА

Валовая прибыль Объем продаж-нетто Чистая прибыль Объем продаж-нетто Общая сумма издержек Объем продаж-нетто Возмещения и скидки Объем продаж-нетто

Отчет о результатах хозяйственной деятельности содержит дан­ные, необходимые для выведения нескольких ключевых коэффици­ентов. Обычно это так называемые операционные коэффициенты, т.е. процентные отношения отдельных показателей отчета к сумме про-даж-нетто, которые дают предпринимателям возможность сравнивать достижения текущего года с результатами предшествующего (или показатели конкурентов с показателями отрасли за один и тот же год) для определения степени успеха фирмы. Чаще всего рассчиты­вают такие операционные коэффициенты, как доля валовой прибы­ли, доля чистой прибыли, доля эксплуатационных расходов, а также доля возмещений и скидок.

РАСЧЕТ ПО ДАННЫМ ОТЧЕТА 25000 долл. = 42% 60000 долл. 5000 долл.  _ go/o 60000 долл.

КОЭФФИЦИЕНТ Доля валовой прибыли Доля чистой прибыли

20000 долл. 60000 долл.

500 долл. 60000 долл.

= 33%

Доля эксплуатацион­ ных расходов

= 8%

Доля возмещений и скидок

Еще одним полезным с точки зрения аналитической работы ко­эффициентом служит показатель интенсивности оборачиваемости то­варных запасов. Интенсивность оборачиваемости товарных запасов — это число раз полного возобновления или полной распродажи товаров в течение определенного отрезка времени (обычно в течение года). Этот показатель можно рассчитывать на основе суммы себестоимости реализованных товаров, суммы продажной цены товаров или количе­ства проданных товарных единиц. Формула расчета может иметь следующий вид:

интенсивность оборачиваемости товарных запасов = = себестоимость реализованных товаров / / себестоимость усредненного товарного запаса

Или такой вид

интенсивность обрачиваемости товарных запасов =

= сумма продажной цены реализованных товаров / / усредненная продажная цена товарного запаса

Или такой вид

интенсивность оборачиваемости товарных запасов = = количество проданных товарных единиц / / средний размер товарного запаса в штуках

626


Проведем расчет по первой формуле :

35000 долл. / 12000 долл. + 9000 долл. / 2 = = 35000 долл. / 10500 долл. =3,3

Это означает, что товарный запас в магазине Парсонса в течение 1983 г. полностью возобновляется 3,3 раза. Обычно чем выше показа­тель интенсивности оборачиваемости товарных запасов, тем выше эф­фективность руководства фирмой и ее рентабельность.

В качестве критерия оценки эффективности руководства часто поль­зуются показателем нормы прибыли на вложенный капитал, который рассчитывают на основе данных, содержащихся в отчете о результатах хозяйственной деятельности и балансовом отчете фирмы. Чаще всего для расчета этого показателя пользуются следующей формулой:

норма прибыли на вложенный капитал = чистая прибыль / / объем продаж х объем продаж / / сумма капиталовложения

При рассмотрении этой формулы возникают два вопроса. Во-первых, зачем пользоваться двухступенчатой процедурой, если норму прибыли на вложенный капитал можно вывести как простое отно­шение чистой прибыли к вложенному капиталу? И во-вторых, что конкретно имеют в виду под "вложенным капиталом"?

Обоснование для ответа на первый вопрос можно получить, выяс­нив, каким образом сказывается каждый из составляющих элементов формулы на показателе нормы прибыли. Предположим, Парсонс рас­считывал норму прибыли на вложенный капитал следующим образом:

норма прибыли на вложенный капитал = = чистая прибыль(5000 долл.) / / объем продаж-нетто (600000 долл.) х х объем продаж-нетто (60000 долл.) / / объем вложенного капитала (30000 долл.)


Или

8,3% х 2 = 16,6%

Если бы Парсонс считал, что увеличение принадлежащей ему до­ли рынка одежды даст ему определенные маркетинговые преимуще­ства, он, возможно, добился бы той же самой нормы прибыли на вложенный капитал, удвоив объем продаж при неизменных уровнях прибыли и капиталовложений (за счет снижения коэффициента при­были при одновременном росте товарооборота и доли рынка):

норма прибыли на вложенный капитал = = чистая прибыль (5000 долл.) / / объем продаж-нетто (120000 долл.) х х объем продаж-нетто (120000 долл.) / / объем вложенного капитала (30000 долл.)

627


4,16% х 4 = 16,6%

Увеличения нормы прибыли на вложенный капитал Парсонс мог бы добиться за счет роста чистой прибыли, осуществляя более совер­шенное планирование маркетинга, его претворение в жизнь и более эффективный контроль:

норма прибыли на вложенный капитал = = чистая прибыль (10000 долл.) / / объем продаж-нетто (60000 долл.) х х объем продаж-нетто (60000 долл.) / / объем вложенного капитала (30000 долл.)

или

16,6% х 2 = 33,2%

Еще один способ увеличения нормы прибыли на вложенный ка­питал — изыскать пути сокращения капиталовложений (возможно, за счет сокращения Парсонсом среднего объема своих товарных запа­сов) при сохранении прежних уровней объема продаж и прибыли:

норма прибыли на вложенный капитал = = чистая прибыль (5000 долл.) / / объем продаж-нетто (60000 долл.) х х объем продаж-нетто (60000 долл.) / / объем вложенного капитала (15000 долл.)

или

8,3% - 4 = 33,2%

А что же имеют в виду под "вложенным капиталом" в формуле расчета нормы прибыли на вложенный капитал? Нередко думают, что "вложенный капитал" — это вся сумма активов фирмы. Однако сего­дня многие исследователи при оценке эффективности системы управ­ления фирмой берут для расчета нормы прибыли другие исходные данные. Одни ведут расчеты нормы прибыли на вложенный капитал в виде нетто-активов фирмы, другие — в виде акционерного капитала, третьи — в виде оборотного капитала. Поскольку объем капиталовло­жений замеряется в определенный момент времени, норму прибыли на вложенный капитал рассчитывают на основе средней суммы капитало­вложений между двумя моментами времени (например, между 1 янва­ря и 31 декабря одного и того же года). Норму прибыли на вложенный капитал можно также рассчитывать в виде "внутренней нормы" на ос­нове анализа будущих поступлений наличными, приведенными в оценке настоящего времени (подробно об этом методе см. в любом учебнике по проблемам финансирования). Цель всех этих замеров со-

628


стоит в выяснении, сколь эффективно использует фирма свои ресурсы. По мере роста инфляции, конкурентного давления и стоимости капи­тала подобные замеры служат важным барометром маркетинга и эф­фективности системы управления фирмой.



Наценки и скидки с цены

Оптовым и розничным торговцам чрезвычайно важно разобраться в существе наценок и скидок. Чтобы не обанкротиться, предприятие должно приносить прибыль, а в этом смысле очень важным страте­гическим соображением является установление процента наценки. В процентах определяют размеры как наценок, так и скидок.

Существует два метода расчета наценок, исходя из себестоимости или из продажной цены:

процент наценки на себе стоимость =

= сумма наценки в денежном выражении / / себестоимость,

процент наценки на продажную цену =

= сумма наценки в денежном выражении / / продажная цена

Во избежание путаницы и недоразумений Дейл Парсонс должен решить, какой именно формулой он будет пользоваться. Скажем, Пар­сонс купил рубашки по 8 долл. за штуку и захотел сделать на них на­ценку в 4 долл. В этом случае процент его наценки на себестоимость составит 4 долл. / 8 долл. = 50%. А если наценки рассчитаны на осно­ве продажной цены, ее процент будет равен 4 долл./ 12 долл. = 33,5%. При расчете процента наценки большинство розничных торговцев ис­ходит не из себестоимости, а из продажной цены.

Допустим, зная себестоимость мужского галстука (10 долл.) и размер нужной ему наценки (25%), Парсонс захочет рассчитать про­дажную цену по формуле от продажной цены:

продажная цена = себестоимость 4 -

- (процент наценки х продажная цена),

продажная цена = 10 долл. + 2 5% от продажной цены, 75% от продажной цены = 10 долл., продажная цена = 13,33 долл.

По мере движения товара по каналу распределения каждый член канала (перед тем, как перепродать товар следующему звену) произ­водит на него собственную наценку. Эту "цепочку наценок" иллюст­рирует пример с мужским костюмом, за который покупатель платит в магазине Парсонса 200 долл.:

629


Сумма, % от


Оптовик

Розничный торговец


 

  долл. продажной
    цены
Себестоимость 108 90
Наценка 12 10
Продажная цена 120 100
Себестоимость 120 80
Наценка 30 20
Продажная цена 150 100
Себестоимость 150 75
Наценка 50 25

Наценка

Наценка

Наценка


 


Продажная цена 200









100


Прибыль розничного торговца, устанавливающего наценку в раз­мере 25%, необязательно оказывается выше прибыли изготовителя, производящего всего 10%-ную наценку. Ведь прибыль определяется еще и количеством штук товара, проданных с определенной нацен­кой (интенсивность оборачиваемости товарных запасов), и эффектив­ностью деятельности фирмы (величина издержек и т.п.).

В ряде случаев розничному торговцу хотелось бы иметь возмож­ность пересчитывать показатели наценок на основе продажной цены в показатель наценок на основе себестоимости и наоборот. Вот соот­ветствующая формула:

процент наценки на продажную цену =

= процент наценки на себестоимость /

/ 100% + процент наценки на себестоимость

процент наценки на себестоимость =

= процент наценки на продажную цену /

/ 100% - процент наценки на продажную цену

Допустим, Парсонс обнаружил, что конкурент устанавливает 30%-ную наценку на себестоимость, и захотел узнать, как это будет выглядеть в пересчете на процентную наценку на продажную цену. Расчет будет выглядеть так:

30% / 100% + 30% = 30% / 130% = 23%

Поскольку сам Парсонс производит 25%-ную наценку на продаж­ную цену костюма, он приходит к выводу, что его наценка сопоста­вима с наценкой конкурента.

В конце лета Парсонс обнаружил, что у него скопился определенный запас летних брюк. Ясно, что необходимо провести уценку, т.е. сделать определенную скидку с первоначальной продажной цены. В свое время он купил 20 пар брюк по 10 долл. за штуку, а продал 10 пар по 20 долл. за штуку. Теперь он уценил непроданные брюки до 15 долл. за пару и продал по этой цене 5 пар. Процент произведенной им скидки с цены (уценки) рассчитывается следующим образом:

630


Процент скидки = денежная сумма скидки / / общий объем продаж-нетто

Уценка в денежном выражении составила 25 долл. (5 пар х 5 долл.), а общий объем продаж-нетто — 275 долл., т.е. (10 пар х 20 долл.) + (5 пар х 15 долл.). Исходя из этого, процент скидки будет равен 25 долл. / 275 долл. = 9%.

63


Приложение Б Карьера в сфере маркетинга

Вы закончили изучение начального курса маркетинга и распола­гаете определенными знаниями о том, чем занимаются в этой сфере деятельности. Возможно, вы уже решили, что в маркетинге есть все, что интересует вас в карьере — постоянный вызов, будоражащие сознание проблемы, работа с людьми и практически безграничные возможности для роста. Маркетинг — очень широкая сфера деятель­ности с самыми разнообразными видами занятий, включая анализ, планирование, претворение в жизнь и контроль за осуществлением маркетинговых программ. Должности специалистов по маркетингу существуют в организациях любого типа и любого масштаба. В этом приложении вы познакомитесь с начальными и более высокими сту­пенями возможностей карьеры в сфере маркетинга и теми шагами, которые, возможно, следует предпринять, если вы остановили свой выбор на маркетинге.




Дата: 2018-12-28, просмотров: 235.