Услуга — любое мероприятие или выгода, которые одна сторона может предложить другой и которые в основном неосязаемы и не приводят к завладению чем-либо.
595
Глава 21 Маркетинг и общество
Цели
Ознакомившись с данной главой, вы должны уметь:
1. Перечислить 10 критических замечаний общественности в
адрес маркетинга и ответить на них.
2. Пояснить, какое влияние на стратегию маркетинга оказыва
ет деятельность борцов за права потребителей (консъюме-
ризм) и охрану окружающей среды (энвайронментализм).
3. Подробно рассказать о пяти принципах, которых придержи
ваются маркетологи, исполненные чувства ответственно
сти перед обществом.
4. Рассказать о роли моральных принципов в маркетинге.
Кампания за сохранение водных ресурсов в Пало - Альто , штат Калифорния
В 1977 г . в северной Калифорнии разразилась жестокая засуха . Нехватка воды грозила исчезновением большей части фруктов и овощей , которыми штат обеспечивал страну , дефицитом электроэнергии , ростом пожароопасное™ , гибелью лужаек , сокращением возможностей для рыбной ловли и катания на лодках . Надежного долго временного решения , которое помогло бы быстро ликвидировать кризисную ситуацию , такого , как программа искусственного воздействия на погоду , опреснения воды или пуска эффективной оросительной системы , еще не разработано . Поэтому каждой общине пришлось принимать жесткие меры для сокращения потребления воды основ ными сегментами ее пользователей — жителями , промышленностью , сельским хозяйством и государственными организациями . Например , община городка Пало - Альто поначалу поставила перед собой задачу сократить потребление воды на своей территории на 10%. Для этого были приняты многочисленные меры .
1. Установление норм водопотребления домохозяйством и и другими пользова
телями . Так , домохозяйством было предписано сократить потребление воды
на определенный процент по сравнению с уровнем предшествующего года .
2. Повышение цен на воду , что само по себе , однако , не должно было стать
крупным фактором сдерживания .
3. Распространение среди жителей ограничительных насадок на краны для регу
лирования тока воды .
596
4. Широкое освещение проблем кризисного положения с водой средствах мас
совой информации — по радио , по телевидению и в газетах . Рассылка всем
владельцам домохозяйств специальных брошюр .
5. Обращение к жителям с просьбой еще раз задуматься о необходимости каж
дого отдельного случая использования воды и сократить ее потребление .
А это означало сокращение пользования душем и смывным бачком в туалете ,
сокращение числа стирок и мытья посуды , сокращение полива газонов , мытья
машин и т . д .
Многочисленные кампании оказались настолько успешными в деле распространения среди жителей осведомленности , стимулирования у них интереса , желания и дейст вия , что потребление воды в Папо - Альто сократилось на целых 17%. Случилось так , что жители Папо - Альто начали соревноваться в демонстративном обхождении без воды , стремясь перещеголять друг друга рассказами о том , как они находят способы экономить воду . Некоторые , например , с чувством гражданской гордости похваля лись , что целый месяц не принимали ванну . В других секторах потребителей , включая коммерческие фирмы и государственные организации , также изыскали пути значи тельного сокращения водопотребления .
Маркетологи, исполненные чувства ответственности, интерпретируют нужды покупателей и отвечают на них предложением соответствующих товаров по ценам, которые обеспечивали выгодность приобретения этих товаров для покупателей и получение прибылей для продавцов. Концепция маркетинга — это научная система оказания услуг и получения взаимной выгоды. Ее использование будто невидимой рукой направляет экономику на удовлетворение множества постоянно меняющихся нужд многих миллионов потребителей.
Однако не вся маркетинговая практика следует этим теоретическим установкам. Ряд отдельных лиц и некоторые фирмы прибегают к использованию сомнительных маркетинговых приемов. Некоторые частные маркетинговые сделки — казалось бы, совершенно невинные — сопряжены с глубокими последствиями для довольно широкого круга лиц. Возьмем для примера торговлю сигаретами. Принято считать, что фирмы вольны продавать сигареты, а курильщики — беспрепятственно покупать их. И тем не менее интерес к этим частным сделкам проявляется со стороны общества в целом. Во-первых, курильщик сокращает свою собственную жизнь. Во-вторых, приобретение сигарет — это дополнительное бремя для семьи курильщика и общества в целом. В-третьих, в присутствии курильщика окружающим приходится вдыхать дым и, возможно, испытывать неудобства и наносить вред своему здоровью. Это вовсе не означает, что сигареты необходимо запрещать. Пример приведен скорее для того, чтобы показать, как частные сделки могут затрагивать проблемы общественной жизни. В этой главе рассматриваются проблемы социальных последствий частной маркетинговой деятельности и ставятся следующие вопросы. Какие критические замечания чаще всего выдвигаются общественностью в адрес маркетинга? Какие шаги предпри-
597
нимают отдельные граждане для ограничения вредных последствий маркетинга? Какие шаги предпринимают законодатели и государственные учреждения для ограничения вредных последствий маркетинга? Какие шаги предпринимают прогрессивные фирмы для проведения маркетинга в духе социальной ответственности?
Дата: 2018-12-28, просмотров: 279.