Сегментирование по нескольким демографическим параметрам
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Большинство фирм проводят сегментирование рынка на основе соче­тания двух или более демографических переменных. Например, пан­сионат берет на себя заботу о слепых людях, заботится о поддержа­нии их психологического состояния, обеспечивает профессиональное обучение. Однако в связи с ограниченными возможностями пансио­нат не в состоянии оказать помощь всем слепым людям разного об­щественного положения. На рис. 7.3 показан пример многофакторно­го сегментирования этих лиц по признакам возраста, пола и уровня доходов. Пансионат остановил свой выбор на обслуживании слепых мужчин рабочего возраста с низким уровнем доходов, поскольку его руководство считает, что в состоянии наилучшим образом удовлетво­рить нужды именно этой группы потенциальных клиентов.

208






Лица

Преклонного

Возраста

Лица

Трудоспособного

Возраста


- Уровень доходов




Возраст


Рис. 7.3. Сегментирование слепых по трем демографическим переменным

СЕГМЕНТИРОВАНИЕ ПО ПСИХОГРАФИЧЕСКОМУ ПРИНЦИПУ. При психографическом сегментировании покупателей подразделяют на группы по признакам принадлежности к общественному классу, образа жизни и/или характеристик личности. У представителей одной и той же демографической группы могут быть совершенно разные психогра­фические профили.

Общественный класс. В гл. 5 мы дали описание шести обществен­ных классов США и отметили, что принадлежность к одному из них сильно сказывается на предпочтениях человека в отношении автомо­билей, одежды, хозяйственных принадлежностей, на проведении досу­га, его читательских привычках, выборе розничных торговых точек и т.п. Многие фирмы проектируют свои товары и/или услуги в расчете на представителей конкретного общественного класса, предусматривая включение свойств и характеристик, которые импонируют именно им.

Образ жизни. В той же главе мы уже отмечали, что образ жизни оказывает влияние на заинтересованность людей в тех или иных то­варах. Продавцы марочных и обычных товаров все чаще прибегают к сегментированию рынков по признаку образа жизни потребителей. Например, изготовителю джинсов захотелось создать джинсы для одной из конкретных групп мужчин, таких, как "активные добыт­чики", самоублажающиеся любители удовольствий, "традиционные"

209


домоседы, непоседы из рабочих, "деловые лидеры" или преуспеваю­щие "традиционалисты". Для каждой из этих групп будут нужны джинсы особого покроя, по разной цене, предлагаемые с помощью разных рекламных текстов, через разные торговые предприятия и т. д. И если фирма не объявит, представителям какого образа жиз­ни предназначен товар, ее джинсы могут не вызвать особого интереса ни у одной группы мужчин.

Тип личности. Переменные характеристики личности также ис­пользуются продавцами в качестве основы для сегментирования рынка. Производители придают своим товарам личностные характе­ристики, соответствующие личным характеристикам потребителей. В конце 50-х годов автомобили "Форд" и "Шевроле" рекламировали как машины для разных по типу личности людей. Было принято считать, что покупатели "Фордов" — люди "независимые, импуль­сивные, мужественные, чуткие к переменам и уверенные в себе, а владельцы "Шевроле"— люди консервативные, экономные, заботя­щиеся о престиже, менее мужественные и стремящиеся избегать крайностей". Исследователь Франклин Эванс решил проверить спра­ведливость взглядов, подвергнув владельцев "Фордов" и "Шевроле" обычному тесту по определению типа личности, в ходе которого про­водились замеры потребностей этих лиц в стремлении к успеху, дос­тижению влияния, переменам, их агрессивности и т.п. Не считая не­значительного превосходства по признаку достижения влияния, ре­зультаты оценок владельцев "Фордов" мало чем отличались от результатов оценок владельцев "Шевроле". Эванс пришел к выводу, что совпадение оценочных результатов делает практически невоз­можным разделение аудитории по типам личности. Различия по ти­пам личности иногда все же встречаются в ряде более поздних иссле­дований. Ралф Вестфолл обнаружил свидетельства в пользу различий типов личности владельцев машин с откидным верхом и жесткой крышей. По его данным, первые представляются людьми более ак­тивными, импульсивными и общительными. Шерли Янг, директор службы исследований одного из ведущих рекламных агентств, объя­вила о создании методики успешного сегментирования рынка на ос­нове черт характера аудитории применительно к таким категориям товаров, как женская косметика, сигареты, страхование и спиртные напитки. Р. Экоффу и Дж. Эмсхоффу удалось выявить четыре типа личности потребителей пива (табл. 7.2) и помочь фирме "Анхойзер-Буш" разработать конкретную рекламную кампанию для охвата ка­ждой из этих групп.

СЕГМЕНТИРОВАНИЕ ПО ПОВЕДЕНЧЕСКОМУ ПРИНЦИПУ. При сегментировании на основе поведенческих особенностей покупа­телей делят на группы в зависимости от их знаний, отношений, ха­рактера использования товара и реакции на этот товар. Многие дея­тели рынка считают поведенческие переменные наиболее подходящей основой для формирования сегментов рынка.

210





Таблица 7.2. Сегментирование потребителей пива по типу личности


Тип потребителя Тип личности




Потребительские привычки


 


Пьющий в             Движим собственными

компании             потребностями и особенно

потребностями в достижении успеха и стремлением манипулировать другими для получения чего-либо желаемого. Движим желанием вырваться вперед. Обычно молодой человек

Пьющий для          Чувствителен и отзывчив к

восстановления  нуждам других. Подлаживается
тонуса                 под нужды других, жертвуя ради

этого своими собственными устремлениями. Обычно человек средних лет

Пьющий много  Чувствителен к нуждам других. Часто неудачник, винящий в этом самого себя

Пьющий               Как правило, не испытывает

бесконтрольно  сочувствия к другим, возлагая вину за свои неудачи на недостаток сочувствия к себе со стороны окружающих


Умеющий контролировать себя человек, который иногда может все же сильно захмелеть и напиться допьяна, но скорее всего не алкоголик. Пьет в основном по выходным, праздникам и во время отпуска, обычно в обществе друзей. Употребление пива считает одним из способов добиться общественного признания

Умеющий контролировать себя человек, который довольно редко сильно хмелеет или напивается допьяна. Пьет в основном после рабочего дня, обычно с несколькими близкими друзьями. Употребление пива считает своего рода вознаграждением за жертвы, приносимые ради других

Пьет много, особенно в моменты обост­рения желания преуспеть. Временами теряет контроль над собой и может сильно захме­леть или напиться допьяна. Может даже стать алкоголиком. Употребление пива для него - форма бегства от действительности

Как и представитель предыдущего разряда, пьет много, часто сильно хмелеет, напивается допьяна, нередко становится алкоголиком. Употребление пива для него - форма бегства от действительности


Поводы для совершения покупки. Покупателей можно различать между собой по поводам возникновения идеи, совершения покупки или использования товара. Например, поводом для воздушного путе­шествия может послужить что-то связанное с предпринимательской деятельностью, отпуском, семьей. Авиакомпания может специализиро­ваться на обслуживании людей, у которых преобладает какой-то один из этих поводов. Так, чартерные авиакомпании обслуживают тех, у ко­го отпуск включает в себя воздушный перелет куда-либо.

Сегментирование на основе поводов может помочь фирмам под­нять степень использования товара. Например, апельсиновый сок чаще всего пьют на первый завтрак. Фирма-производитель может по­пытаться дать его рекламу как напитка, подходящего и для второго завтрака, и для обеда. Некоторые праздники, например День матери и День отца, начали пропагандировать в свое время отчасти с целью увеличения сбыта конфет и цветов. Кондитерская фирма "Кэртис кэнди" ввела в обиход обычай "веселого угощения" в День всех свя­тых, когда в каждой семье готовят сладости в подарок маленьким сорванцам, постучавшимся в дверь.

211


Искомые выгоды. Одна из действенных форм сегментирования — классификация покупателей на основе тех выгод, которых они ищут в товаре. Д. Янкелович применил сегментирование на основе иско­ мых выгод к покупке часов. Он обнаружил, что "примерно 23% по­купателей приобретали часы по самым низким ценам, еще 46 — ру­ководствовались при покупке факторами долговечности и общего ка­ чества товара, а 31% покупали часы в качестве символического напоминания о каком-то важном поводе". В те годы наиболее извест­ ные часовые компании почти полностью сосредоточили свое внима­ ние на третьем сегменте, выпуская дорогие часы, подчеркивающие престиж, и продавая их через ювелирные магазины. Фирма "Ю. С. тайм" решила сосредоточить свои усилия на двух первых сегментах, создала часы марки "Таймекс" и стала продавать их через магазины активного сбыта. Принятая фирмой стратегия сегментирования спо­ собствовала превращению ее в крупнейшую часовую компанию мира.

Сегментирование на основе выгод требует выявления основных вы­ год, которых люди ожидают от товаров конкретного класса, разновидно­ стей потребителей, ищущих каждую их этих основных выгод, и основ­ных марок, которым в той или иной мере присущи эти выгоды. Об од­ ном из наиболее успешных примеров сегментирования на основе выгод рассказал Р. Хейли, изучавший рынок зубной пасты (табл. 7.3). В ре­ зультате своих исследований Хейли выявил четыре сегмента по разно­ видностям выгод: экономия, лечебное действие, косметическое действие, вкусовые качества. Аудитория каждого сегмента обладала присущими только ей демографическими, поведенческими и психографическими ха­ рактеристиками. Например, потребители, заинтересованные в предот­ вращении загнивания зубов, оказались людьми с большими семьями, активными потребителями зубной пасты, консерваторами по натуре. Кроме того, у представителей каждого сегмента были свои любимые марки пасты. Фирма, выпускающая зубную пасту, может воспользовать­ся этими результатами для выяснения, какому именно сегменту по раз­ новидностям выгод нравится ее товар, для определения основных харак­теристик представителей этого сегмента и выявления основных конку­ рирующих марок. Фирма может также заняться поисками какой-то новой выгоды и выпустить на рынок марочную пасту, обеспечивающую эту выгоду.

Статус пользователя. Многие рынки можно разбить на сегменты не пользующихся товаром, бывших пользователей, потенциальных пользователей, пользователей-новичков и регулярных пользователей. Крупные фирмы, стремящиеся заполучить большую долю рынка, особенно заинтересованы в привлечении к себе потенциальных поль­зователей, а более мелкие компании стремятся завоевать своей марке регулярных пользователей. Потенциальные пользователи и регуляр­ные пользователи требуют различных маркетинговых подходов.

Особо пристальное внимание уделяют статусу пользователей орга­ низации общественного маркетинга. Наркологические диспансеры разрабатывают программы восстановления трудоспособности с целью помочь тем, кто регулярно пользуется наркотиками, отказаться от

212









Таблица 7.3. Сегментирование рынка зубной пасты на основе ожидаемых выгод

Сегменты по Демогрфические Поведенческие Психографические Предпочитае -
разновидностям характеристики характеристики характеристики мые марки
выгод                                                                                                    зубной пасты



Активные потребители

Мужчины

Экономия (низкая цена)

Лечебное          Люди с большими Активные

действие           семьями              потребители

(предотвращение порчи)

Косметическое   Подростки,          Курильщики

действие           совершеннолетние

(блестящие зубы) молодые люди


Высокая степень не- Марка, имеющая-зависимости, ориен- ся в продаже тация на ценностные показатели

Ипохондрики,    "Крест" консерваторы

Чрезвычайно общи- "Маклинз", тельны и активны "Ультра-брайт"


 


Вкусовые качества Дети (хороший вкус)


Любители мятной Обостренное стрем- "Колгейт", "Эйм"
жевательной  ление участвовать во
резинки            всем самим, жизне-

любы


этой привычки. В частности, организуются беседы бывших наркома­нов, рассчитанные на отвращение молодых людей (не пользующихся) от попыток попробовать наркотики.

Интенсивность потребления. Рынки можно также разбивать по группам слабых, умеренных и активных потребителей товара. Ак­тивные пользователи часто составляют небольшую часть рынка, од­нако на их долю приходится большой процент общего объема по­требления товара. Ряд данных об интенсивности потребления попу­лярных товаров ширпотреба приводится на рис. 7.4. На примере потребления пива видно, что 68% опрошенных его не пьют. Остав­шиеся 32% разбились на две группы по 16% в каждой. Одну соста­вили слабые потребители, на долю которых приходится 12% общего объема потребления пива, другую — активные, потребляющие 88% пива, т.е. в семь раз больше слабых. Естественно, что пивовар пред­почтет скорее привлечь для своей марки одного активного потребите­ля, чем нескольких слабых. Большинство пиво варенных фирм ори­ентируют свои усилия именно на активных потребителей с помощью доводов типа того, которым пользуется фирма "Шефер": "Одно пиво, которое нужно выпить, когда предлагают больше одного".

У активных потребителей товара общие демографические и пси­хографические характеристики, а также общие приверженности к средствам рекламы. В случае с активными потребителями пива из­вестно, что среди них больше рабочих, чем среди слабых потребите­лей, и что их возраст — от 25 до 50 лет, а не до 25 и свыше 50 лет,

213


Рис. 7.4. Сегментирование рынков ряда категорий товаров по степени интенсивности их потребления

как это наблюдается среди слабых потребителей. Они обычно смот­рят телевизор в течение более трех с половиной часов в день (а не бо­лее двух часов, как слабые потребители) и при этом предпочитают спортивные программы. Подобные данные помогают деятелю рынка в установлении цен, разработке рекламных обращений и стратегии использования средств рекламы.

Организации общественного маркетинга часто сталкиваются в своей работе с дилеммой активного потребителя. Агентства по планированию семьи обычно нацеливают свои усилия на многодетные семьи, хотя именно в таких семьях наиболее упорно противятся восприятию обра­щений с призывами к ограничению рождаемости. Национальный совет по проблемам безопасности нацеливает свои усилия на водителей-нарушителей, хотя именно эти водители наименее восприимчивы к призывам о безопасной езде. Этим организациям приходится решать, следует ли фокусировать усилия на небольшом количестве наименее восприимчивых закоренелых нарушителей или на многочисленной группе более восприимчивых мелких нарушителей.

Степень приверженности. Сегментирование рынка можно осуще­ствлять и по степени приверженности потребителей к товару. По­требители могут быть приверженцами товарных марок (пиво "Шлиц"), магазинов (магазины "Сире") и прочих самостоятельных объектов. В данной главе мы остановимся лишь на приверженности к товарным маркам. Представим себе пять марочных товаров: А, Б, Б, Г и Д. По степени приверженности к ним покупателей можно разделить на четыре группы.

214


Безоговорочные приверженцы. Это потребители, которые все вре­мя покупают товар одной и той же марки. Таким образом, схема по­купательского поведения типа А, А, А, А, А, А представляет потреби­теля с безраздельной приверженностью к марке А.

Терпимые приверженцы. Это потребители, которые привержены к двум-трем товарным маркам. Схема покупательского поведения ти­ па А, А, Б, Б, А, Б представляет потребителя с приверженностью, по­деленной между марочными товарами А и Б.

Непостоянные приверженцы. Это потребители, переносящие свои предпочтения с одной товарной марки на другую. Схема покупатель­ского поведения типа А, А, А, Б, Б, Б наводит на мысль, что потреби­тель сместил свои предпочтения с марки А в пользу марки Б.

"Странники". Это потребители, не проявляющие приверженности ни к одному из марочных товаров. Схема покупательского поведения типа А, В, Д, Б, Г, Б наводит на мысль, что перед нами не имеющий приверженности потребитель, который либо покупает любую марку из доступных в данный момент, либо хочет приобрести нечто отлич­ное от существующего ассортимента.

Любой рынок состоит из разных численных сочетаний покупате­лей этих четырех типов. Рынок марочной приверженности — это рынок, на котором большой процент покупателей демонстрирует бе­зоговорочную приверженность к одной из имеющихся на нем марок. В этом смысле рынками довольно высокой марочной приверженности можно, пожалуй, назвать рынки зубной пасты и пива. Фирмам, тор­гующим на рынке марочной приверженности, будет очень трудно увеличить размеры своей доли на нем, а фирмам, стремящимся вый­ти на него, очень трудно это сделать.

Фирма может многое узнать, проведя анализ распределения при-верженностей на своем рынке. Ей следует обязательно изучить ха­рактеристики безоговорочных приверженцев собственного марочного товара. Фирма "Колгейт" установила, что ее безоговорочные привер­женцы — это по большей мере представители среднего класса с большими семьями и повышенной озабоченностью собственным здо­ровьем. Эти характеристики четко определяют границы целевого рынка зубной пасты фирмы.

Изучая терпимых приверженцев, фирма может выявить марки, наиболее остро конкурирующие с ее собственной. Если многие поку­патели пасты "Колгейт" покупают и пасту "Крест", фирма может по­пытаться улучшить позиционирование своей марки по отношению к пасте "Крест", возможно, дав в этих целях рекламу, построенную на прямом сравнении.

Изучение потребителей, отказывающихся от ее марки в пользу других, поможет фирме узнать о своих маркетинговых слабостях. Что же касается потребителей, не имеющих приверженностей, фирма сможет привлечь их к себе, предложив свою марку.

215


При этом фирма должна помнить, что характер покупательского поведения, объясняющийся, казалось бы, приверженностью к марке, на самом деле может являться проявлением привычки или безразли­чия, ответом на низкую цену или отсутствие в продаже товаров дру­гих марок. Понятие "приверженность к марке" не всегда толкуется однозначно, и поэтому обращаться с ним следует осмотрительно.

Степень готовности покупателя к восприятию товара. В любой данный момент времени люди находятся в разной степени готовности к совершению покупки товара. Некоторые из них вообще не осве­домлены о товаре, другие — осведомлены, третьи — информированы о нем, четвертые — заинтересованы в нем, пятые — желают его, шестые — намереваются купить. Численное соотношение потребите­лей различных групп в огромной мере сказывается на характере раз­рабатываемой маркетинговой программы. Предположим, какая-то организация здравоохранения хочет побудить женщин ежегодно про­ходить обследование на выявление заболевания раком шейки матки, так называемый "тест Папа". На начальном периоде большинство женщин могут просто быть неосведомленными о существовании "тес­та Папа", и маркетинговые усилия следует направить на создание высокого уровня осведомленности с помощью рекламы с простым, доходчивым обращением. В случае успеха в последующей рекламе следует эффективно преподнести выгоды "теста Папа" и заострить внимание на том, какими опасностями для здоровья может обернуть­ся уклонение от него, чтобы подвести возможно большее число жен­щин к осознанию желательности обследования. При этом следует за­ранее подготовить материальную базу, способную справиться с на­плывом женщин, у которых реклама, возможно, создала соответствующую мотивацию. В целом же маркетинговую программу следует строить так, чтобы она отражала перераспределения в чис­ленном составе групп лиц, находящихся в разной степени готовности к совершению покупки.

Отношение к товару. Рыночная аудитория может относиться к то­вару восторженно, положительно, безразлично, отрицательно или враждебно. Агитаторы политических партий, совершающие предвы­борные поквартирные обходы, руководствуются отношением избира­теля, решая, сколько времени следует затратить на работу с ним. Они благодарят восторженно воспринимающих партию избирателей и напоминают им о необходимости обязательно проголосовать; не тратят времени на попытки изменить отношения со стороны отрица­тельно или враждебно настроенных избирателей; зато стремятся ук­репить в своем мнении положительно настроенных и склонить на свою сторону безразличных. Чем яснее можно выявить связь отно­шений с переменными демографического порядка, тем эффективнее может оказаться работа организации по охвату наиболее перспектив­ных потенциальных клиентов.

О профиле одного из сегментов потребительского рынка рассказы­вается во врезке 7.1.

216


Врезка 7.1. Профиль сегмента рынка — студенты колледжей

В ходе недавнего исследования изучались характер расходов и прочие характе­ ристики конкретного сегмента рынка — студентов колледжей .

Среди прочих видов расходов в ходе исследования были изучены затраты на при­обретение пищевых продуктов и напитков . Потребление напитков этой аудитори­ ей является особенно высоким . Среди предпочитаемых безалкогольных напит­ ков — апельсиновый сок , молоко и разные прохладительные напитки . В другой группе напитков наиболее популярными оказались пиво и вино , а любители более крепких спиртных напитков предпочитали ром . Помимо основных пищевых това­ ров , студенты чаще всего покупают легкие закуски . В среднем студент колледжа совершает семь походов за покупками ежемесячно , причем 76% студентов обсле­дованной группы совершали покупки в универсамах .

В рамках этого сегмента большой популярностью пользуются туалетные принад­лежности . Так , 81 % студенток покупают средства по уходу за волосами и 80% — косметику . Популярны также кремы для бритья и туалетное мыло для лица .

Наилучшее средство общения с данной группой покупателей — институтские газе­ты , которые регулярно читают , по их словам , 87% опрошенных . Радио и телевиде­ние в этом смысле менее эффективны . Многие студенты охотно пользуются купо­нами , предложениями скидок с цены приобретаемых товаров или бесплатно рас­пространяемыми образцами .

В настоящее время уровень затрат студентов колледжей самый высокий за всю ис­ торию обследований этой группы потребителей . Не считая платы за жилье , пита­ ние и обучение , средний студент дополнительно тратит 224 долл . в месяц . В ос­новном , студенты зарабатывают эти деньги собственным трудом . Большая часть заработанного уходит на оплату развлечений , продуктов питания , напитков и туа­ летных принадлежностей . Кроме того , 59% студентов колледжей имеют собствен­ные автомобили , а 91 % остальных студентов рассчитывают обзавестись машиной в ближайшем будущем .

И наконец , 89% студентов колледжей имеют текущие счета в банке (64% — сроч­ные счета ), а 19% — кредитные карточки " Виза ".

Основные принципы сегментирования рынков товаров промышленного назначения

В качестве основы для сегментирования рынков товаров промыш­ленного назначения можно использовать большую часть тех же пере­менных, что используются при сегментировании потребительских рынков. Покупателей товаров промышленного назначения можно сегментировать по географическому принципу и по ряду поведенче­ских переменных, на основе искомых ими выгод, статуса пользова­теля, интенсивности потребления, степени приверженности, готовно­сти к восприятию товара и отношения к нему.















217


Чаще всего сегментирование рынков товаров промышленного на­значения проводят по разновидностям конечных потребителей товара. Разные конечные потребители часто ищут в товаре и разные выгоды. А значит, по отношению к ним можно пользоваться разными комплек­сами маркетинга. Рассмотрим для примера рынок транзисторов.

Рынок транзисторов состоит из трех субрынков : военного , промышленного и ком­мерческого .

Военные закупщики уделяют огромное внимание качеству товара и его доступности . Фирмы , продающие транзисторы на военном рынке , должны вкладывать крупные сред­ ства в НИОКР , использовать торговых агентов , хорошо знакомых с процедурами воен­ных закупок , и иметь довольно узкую товарную специализацию производства . Покупатели товаров промышленного назначения , такие , как производители персо­ нальных компьютеров , заинтересованы в высоком качестве товара и хорошо нала­женной системе технического обслуживания . Цена , если она не становится чрезмер­ ной , не имеет для них решающего значения . При работе на этом рынке производи­тель транзисторов делает скромные вложения в НИОКР , использует коммивояжеров , обладающих техническими знаниями , и предлагает широкий товарный ассортимент . Коммерческих покупателей , таких , как производители карманных радиоприемни­ ков , при закупках комплектующих изделий в основном интересуют цена и оператив­ ность поставки . При работе на этом рыке производитель транзисторов почти или со­ всем ничего не тратит на НИОКР , пользуется услугами агрессивных коммивояжеров , не имеющих технической подготовки , и предлагает самый обычный ассортимент то­ варов , которые могут производиться в массовом масштабе .

Еще одной переменной, которую можно использовать для сегмен­тирования рынка товаров промышленного назначения, является ве­сомость заказчика. Многие фирмы учреждают у себя раздельные сис­темы по обслуживанию крупных и мелких клиентов. Например, фирма "Стилкейс", один из крупных производителей конторской ме­бели, делит своих клиентов на две группы.

Крупные заказчики. Такие клиенты, как корпорации "ИБМ", "Пру-деншиал" и "Стандард ойл", обслуживаются каждая отдельным под­разделением во главе с общенациональным управляющим, который руководит работой управляющих сбытовыми районами на местах.

Заказчики, обслуживаемые через дилеров. Заказчиков помельче обслуживает торговый персонал фирмы непосредственно в сбытовых районах, работающий в тесном контакте с дилерами — держателями привилегий на торговлю товарами "Стилкейс".

Промышленные фирмы обычно оценивают возможности своих це­левых рынков, применяя для их сегментирования несколько пере­менных одновременно.


Дата: 2018-12-28, просмотров: 242.