В процессе закупки покупатель товаров промышленного назначения сталкивается с необходимостью принятия целого ряда решений. Количество решений зависит от вида ситуации совершен) закупки.
ОСНОВНЫЕ ВИДЫ СИТУАЦИЙ СОВЕРШЕНИЯ ЗАКУПОК. Существует три основных вида ситуаций совершения закупок. С одной стороны, это повторная закупка без изменений, для совершения которой требуется довольно стандартное обыденное решение, с другой стороны, это закупка для решения новых задач, решение которой может потребовать проведения глубокого исследования. Промежуточное положение между ними занимает повторная закупка с изменениями, решение о которой требует определенной предварительной проработки. Примеры этих ситуаций представлены на рис. 6.2.
Повторная закупка без изменений. Повторная закупка без изменений — это ситуация, при которой покупатель выдает повторный заказ на что-либо, не внося в него никаких изменений. Так зачастую выдают заказы, например, на обычные канцелярские товары. С по-
179
Рис. 6.2. Три типа ситуаций совершения закупок для нужд промышленности
добной ситуацией, как правило, справляется в рабочем порядке отдел материально-технического снабжения. Покупатель выбирает поставщиков по имеющемуся у него списку в зависимости от того, насколько удовлетворили его ранее сделанные закупки. "Избранные" поставщики стараются поддерживать качественный уровень своих товаров и услуг. Нередко они предлагают пользоваться системой автоматических повторных заказов, чтобы агент по закупая не тратил зря время на их оформление. Поставщики, не вошедшие в круг "избранных", стремятся предложить нечто новое или сыграть на неудовлетворенности покупателя. Они стараются, так сказать, просунуть ногу в дверь, выполнив небольшой заказ, и с течением времени добиться увеличения приходящейся на них "доли закупок".
Повторная закупка с изменениями. Повторная закупка с изменениями — это ситуация, при которой покупатель хочет при выдаче горного заказа внести в него изменения, касающиеся технических характеристик товара, цен и прочих условий поставки, или заменить часть поставщиков. Так, нередко выдают повторные заказы на новое оборудование или комплектующие изделия. Повторная закупка с изменениями обычно требует расширения круга лиц принимающих решение о ней. Ранее "избранные" поставщики начинают нервничать и вынуждены стараться изо всех сил, чтобы удержать клиента. Поставщики, не входящие в круг "избранных", рассматривают подобную ситуацию как возможность сделать более выгодное предложение, завязав таким образом новые деловые контакты.
Закупка для решения новых задач. Новые задачи встают перед фирмой, закупающей товар или услугу впервые. В подобной ситуации оказывается фирма, устанавливающая у себя первую компьютерную систему или предпринимающая строительство нового завода. Чем вы-
180
ше издержки и/или степень риска, тем больше число участвующих в принятии решения и тем больший объем информации им необходим. Ситуация с закупками для решения новых задач открывает для деятеля рынка огромные возможности и бросает ему вызов. Он не только пытается вступить в контакт с возможно большим числом лиц, оказывающих основное влияние на принятие решения, но и сам предоставляет информацию и оказывает содействие. Поскольку закупка для решения новых задач связана со сложными коммерческими переговорами, для их ведения многие компании формируют из своих лучших продавцов так называемые целевые торговые бригады.
ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ, УЧИТЫВАЕМЫЕ В ПРОЦЕССЕ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ О ЗАКУПКАХ. Наименьшее число решений приходится на долю покупателя, совершающего повторную закупку без изменений, наибольшее — в ситуациях закупок для решения новых задач. При совершении закупок для решения новых задач покупателю предстоит определить для себя: технические характеристики товара, пределы цен, время и условия поставки, условия технического обслуживания, условия платежа, размер заказа, приемлемых поставщиков и "избранного" поставщика. На каждое решение оказывают влияние разные задействованные в этом процессе лица, а последовательность принятия решений меняется от случая к случаю.
РОЛЬ КОМПЛЕКТНЫХ ЗАКУПОК И КОМПЛЕКТНЫХ ПРОДАЖ. Многие покупатели предпочитают решать свою проблему комплексно и разом, не принимая множества отдельных решений. Такой подход называется комплектной закупкой. Впервые им воспользовалось правительство при закупках основных видов вооружений и систем связи. Вместо того чтобы закупать составляющие по отдельности, а затем сводить их воедино, оно стало запрашивать предложения на контракты от генеральных подрядчиков, которые должны были сами, составить необходимый комплект или необходимую систему. Генеральный подрядчик, получивший контракт, несет ответственность за запрос предложений на поставку отдельных составляющих и комплектацию их в единое целое.
Продавцы все больше осознают стремление покупателей именно к таким закупкам и со своей стороны освоили в качестве одного из орудий маркетинга практику комплектных продаж. Комплектная продажа имеет две формы. Первая —когда поставщик продает группу взаимосвязанных товаров. Например, продается не только клей, но и приспособления для его нанесения и сушки. Вторая — когда поставщик продает систему производства, управления запасами, систему распределения и прочие службы для удовлетворения нужды покупателя в обеспечении бесперебойного функционирования его дела. Комплектная продажа — основной элемент стратегии промышленного маркетинга, рассчитанной на привлечение и удержание клиентуры. Об успешном использовании одной из таких систем рассказывается во врезке 6.1.
181
Врезка 6.1 • Успех фирмы " Стандард реджистер " в сбыте бланков документации
Фирма " Стандард реджистер " не является лидером среди изготовителей бланков деловой документации по заказам других компаний , она находится где - то между вторым и третьим местами . Однако высокие показатели сбыта фирмы настолько стабильны , что многие считают ее лидером во многих сферах маркетинга бланков деловой документации .
Клиентура компании состоит из 26 тыс . фирм все возможных типов и размеров . Самые мелкие заказчики покупают только один бланк , причем в скромных количе ствах , а сто крупнейших— ежегодно тратят на покупку предлагаемых фирмой " Стандард реджистер " бланков больше 100 млн долл . Фирма продает этим клиентам бланк практически любых имеющих отношение к товарам документов : складские свидетельства о принятии товара н хранение , бланки свидетельств о по купке и счетов - фактур , шаблоны документов для компьютеров , пишущих машинок и фактурных машин одинарные бланки и бланки с несколькими копиями ( копиро вальной бумагой и без нее ), самоклеящиеся этикеток . Залогом успеха фирмы служит ее способность приспосабливать свои товары и услуги к нуждам клиентов .
Один из приемов деятельности фирмы " Стандард реджистер ", привлекательных для клиентов , — метод бригадного обслуживания , когда делами крупного заказчика занимаются два торговых агента — старший и младший . Бригадное обслуживание гарантирует , что в случае , если один торговый агент заболел или ушел с работы , всегда есть другой , столь же досконально знающий дела клиента . Еще одно преимущество - возможность более частых контактов между торговыми агентами фирмы и заказчиком . Фирму " Стандард реджистер " установила , а что при бри гадного обслуживании объем продаж , как правило , увеличивается , потребитель получает дополнительные услуги . По сообщению одного из клиентов , организации " Америкэн хэритид лайф ", коммивояжер фирмы бывает у него два раза неделю . Другой клиент сообщает , что его посещают не менее трех раз в неделю . И оба считают , что уделяемое им внимание — одна из сильных привлекательных черт фирм ! " Стандард реджистер ".
Среди обслуживаемых ею организаций фирма " Стандард реджистер " известна и своей эффективной системой приспособления бланков для индивидуальных нужд заказчиков . Система эта нацелена на экономию средств заказчика , обеспечение его всеми необхо димыми бланками и гарантирует наличие нужных бланков в любой момент . Для сокра щения расходов фирма " Стандард реджистер " во всех случаях , когда это возможно , старается не разрабатывать совершенно новью бланки , а приспосабливать уже сущест вующие . Кроме того , фирма ведет постоянный текущий учет всех бланков , как уже имеющихся на складе , так и вновь заказанных и находящихся в работе , в разбивке по каждому отдельному клиенту . Для удовлетворения запросов заказчиков " Стандард реджистер " разрабатывает применительно к специфике деятельности каждого из них наиболее эффективные и экономичные индивидуализированные системы выдачи заказов . Стремясь охватить представителей возможно большего числа отраслей деятельно сти , фирма " Стандард реджистер " недавно поместила рекламу своей системы приспособления бланков для индивидуальных нужд заказчиков не в отраслевом издании , а в популярном общенациональном журнале " Бизнес уик ".
182
Значительные маркетинговые усилия сосредоточила фирма также на больничной сфере , поскольку больницы тратят особенно много средств на приобретение бланков . Для привлечения организаций здравоохранения в число своих клиентов " Стан дарт реджистер " дает рекламу в изданиях больничного профиля . В объявлениях подчерки вается , что фирма может содействовать повышению экономической эффективности больницы за счет сокращения бумажной канцелярской работы . Специально подготов ленные бригады коммивояжеров изучают медицинскую терминологию , структуру управ ления больничным хозяйством и способы сокращения бумагооборота . По утверждению " Стандард реджистер ", она уже охватила своими услугами от 15% до 20% рынка здравоохранения , в то время как на рынке бланков деловой документации в целом ее доля составляет всего 7%.
Кто участвует в принятии решений о закупках товаров промышленного назначения ?
Кто же осуществляет закупки на рынке товаров и услуг промышленного назначения на суммы в сотни миллиардов долларов? Этим делом может заниматься либо единственный снабженец, либо несколько агентов по закупкам, либо крупный отдел материально-технического снабжения, возглавляемый вице-президентом по закупкам. В ряде случаев специалисты по материально-техническому снабжению сами принимают решение относительно технических характеристик товара и выбора поставщиков. Иногда им поручается только выбор поставщика, а иногда— только оформление заказа. Как правило, они принимают самостоятельные решения по незначительным вопросам, а по крупным проблемам — лишь выполняют пожелания других.
Вебстер и Уинд называют распорядительное подразделение закупочной организации "закупочным центром", определяя его как "совокупность участвующих в процессе принятия решений о закупках лиц или групп лиц, имеющих ряд общих целей и совместно разделяющих риск в связи с принятыми ими решениями".
В состав закупочного центра входят все члены организации играющие какую-либо роль в процессе принятия решений о закупках. Среди них действительные пользователи товара, все те кто оказывает влияние на принятие решения о его закупке, снабженцы, распорядители, принимающие решение, и лица, контролирующие информацию о закупке.
В любой организации состав и размеры закупочного центра будут варьироваться в зависимости от класса закупаемых товаров в принятии решения о закупке компьютера будет задействовано больше участников, чем в принятии решения о закупке канцелярских скрепок. Продавец товаров промышленного назначения дол жен обязательно выяснить: из кого состоит основная группа принимающих решения; на принятие каких решений оказывают влияние эти лица; какова степень их относительного влияния; какими критериями оценки пользуется каждый из участвующих в принятии решения. Рассмотрим следующий пример.
183
Фирма " Америкэн хоспитал сэпплай корпорейшн " продает больницам нетканые хи рургические халаты разового пользования . Она пытается выявить всех сотрудников больниц , участвующих в принятии решений о закупке этих халатов . Оказывается , что в принятии решений участвуют : вице - президент по закупкам , заведующий опе рационным отделением и хирурги . Каждый участник играет этом процессе свою спе цифическую роль . Вице - президент по закупкам проводит анализ , какие халаты сле дует закупать — разового ил многократного пользования . Если результаты анализа склоняются в пользу халатов разового пользования , заведующий операционным от делением проводит сравнение различных конкурирующих изделий и их цен и делает вы бор . Он учитывает гигроскопичность халатов , их антисептические качества , покрой и цену и , как правило , закупает марку , удовлетворяющую функциональным требованиям с минимальными издержками . И наконец , на решение задним числом оказыва ют влияние и сами хирурги , сообщая о своей удовлетворенности или неудовлетворен ности халатами конкретной марки .
Дата: 2018-12-28, просмотров: 300.