Люди заметно отличаются друг от друга своей готовностью к опробованию новых товаров. Восприимчивость к новому — это "степень сравнительного опережения индивидом остальных членов своей общественной системы в восприятии новых идей". В каждой товарной сфере будут и свои первопроходцы, и их ранние последователи. Некоторые женщины первыми приемлют новую моду в одежде или новые бытовые приборы, такие, как микроволновые печи. Некоторые врачи первыми начинают прописывать новые лекарства, некоторые фермеры первыми воспринимают новые агротехнические приемы.
Другие люди воспринимают новинки гораздо позже. Все это позволило классифицировать людей по степени их восприимчивости (рис. 5.9). После замедленного начала новинку начинает воспринимать все больше людей. Со временем их число достигает пикового значения, а затем процент начинает уменьшаться по мере уменьшения числа еще не воспринявших товар. Новаторами считают первые 2,5% покупателей, к ранним последователям относят следующие 13,5% и т. д.
168
Врезка 5.3. Что обеспечивает успех ресторану ?
Открывая ресторан , вы наверняка захотите привлечь в него как можно больше по сетителей . Наряду с разработкой меню вашими главными заботами неизбежно станут проблемы месторасположения заведения и уровня цен . Можно предполо жить , что наилучшим местом будет максимально приближенное к потенциальным клиентам , а наиболее низкие цены привлекут наибольшее число посетителей . Один из психологов недавно провел исследование , имевшее целью выяснить , как люди выбирают рестораны .
Вопреки возможным ожиданиям люди , обедающие вне дома , склонны останавливаться на ресторанах , до которых надо все - таки добираться . Так , жители северозападной части Нью - Йорка уверены , что лучшие рестораны находятся в центральной части города , в Гринвич - вилидж . Многие жители Гринвич - вилидж считают , что лучшую еду подают в ресторанах северо - восточной части города . А жители севе ро - восточной части нередко предпочитают обедать в ресторанах северо - западной части города . Жители городов в разных частях страны , таких , как Майями , Даллас и Лос - Анджелес , единодушно заявляют , что лучшие рестораны не в их городах , а где - то в других местах .
Месторасположение оказывается важным и с другой точки зрения . Как только ресторан становится популярным , люди начинают верить , что и прочие заведения по соседству с ним тоже должны быть хорошими . Так что расположенные поблизости друг от друга рестораны извлекают выгоды из успехов своих соседей .
Исследование затронуло и вопрос о том , как выбирают рестораны люди , направ ляющиеся куда - то по совсем иным делам . В частности , особое внимание было со средоточено на посетителях театров , нередко обедающих вне дома перед спек таклем . В подобных ситуациях наиболее важным фактором , определяющим выбор ресторана , оказалась цена . Вопреки общепринятым взглядам , самыми привлека тельными для театралов оказались рестораны не с высокими или низкими , а с уме ренными ценами среднего уровня . Эта категория посетителей предпочитает избе гать ресторанов с высокими ценами из - за опасений , что застолье будет слишком сложным или обед будет слишком обильным , а в результате они могут опоздать в театр или заснуть в ходе представления . Ресторан с низкими ценами , по мнению театралов , может испортить им настроение на весь вечер . И вот для того , чтобы быть экономными после покупки дорогих билетов , хорошо поесть , не переев при этом , и остаться в приподнятом настроении , они отправляются в ресторан с умеренными ценами . Важно для театралов и месторасположение ресторана . Поскольку они все время волнуются , как бы не опоздать к началу представления , близость к театру делает ресторан более предпочтительным при выборе .
Влияние месторасположения ресторана и уровня его цен не всегда сказывается впрямую . Некоторая отдаленность может даже сыграть на руку ресторану в тех случаях , когда обед должен быть основным событием вечера или , наоборот , сыграть против ресторана , когда еда просто предваряет какое - то иное занятие . Низ кие . цены могут оказаться негативным фактором и в том случае , когда они как бы принижают радостную приподнятость события . В зависимости от обстоятельств люди руководствуются различными соображениями , решая , стать или не стать постоянными посетителями того или иного ресторана .
169
Роджерс усматривает различия между лицами, составляющими эти пять групп. Новаторы склонны к риску. Они опробуют новинки, немного рискуя. Ранние последователи-лидеры мнений в своей среде и воспринимают новые идеи довольно рано, хотя и с осторожностью. Раннее большинство — люди осмотрительные. Они воспринимают новшества раньше среднего жителя, но лидерами бывают редко. Запоздалое большинство настроено скептически. Эти люди воспринимают новинку только после того, как ее уже опробовало большинство. И наконец, отстающие — это люди, связанные традициями. Они с подозрением относятся к переменам, общаются с другими приверженцами традиций и воспринимают новинку только потому, что она уже успела в какой-то мере стать традицией.
Роль личного влияния
Большую роль в процессе восприятия новинок играет личное влияние. Под личным влиянием имеют в виду эффект, который производят заявления о товаре, сделанные одним человеком, на отношения другого человека или на вероятность совершения им покупки. Кац и Лазарфельд пишут:
Около половины женщин в нашей выборке сообщили , что недавно частично пере ключились с привычного для них обычного или марочного товара на использование чего - то нового . Тот факт , что одна треть этих перемен была связана с оказанием личного влияния , свидетельствует о том , что маркетинговые советы — дело довольно распространенное . Женщины интересуются мнением друг друга о новых товарах , о качестве разных марок , об экономии при совершении покупок и т . д .
Хотя личное влияние — фактор важный вообще, оно приобретает особую значимость в некоторых ситуациях и для некоторых людей. В отношении новинки личное влияние оказывается наиболее значимым на этапе оценки. На поздних последователей оно производит большее впечатление, чем на ранних. В ситуациях, связанных с риском, оно оказывается более действенным, чем в ситуациях безопасных.
Рис. 5.9. Категории потребителей по времени восприятия ими новинок 170
Дата: 2018-12-28, просмотров: 267.