В прошлом продавцы учились понимать своих потребителей в процессе повседневного торгового общения с ними. Однако рост размеров фирм и рынков лишил многих из них непосредственных контактов со своими клиентами. Управляющим приходится все чаще прибегать к исследованию поведения потребителей. Они тратят больше, чем когда-либо раньше, на изучение потребителей, пытаясь выяснить, кто именно покупает, как именно покупает, когда именно покупает, где именно покупает и почему именно покупает.
Основной вопрос: как именно реагируют потребители на разные побудительные приемы маркетинга, которые фирма может применить? Фирма, по-настоящему разобравшаяся в том, как реагируют потребители на различные характеристики товара, цены, рекламные аргументы и т. п., будет иметь огромное преимущество перед конкурентами. Именно поэтому и фирмы и научные работники тратят так много усилий на исследование зависимостей между побудительными факторами маркетинга и ответной реакцией потребителей. Отправной точкой всех этих усилий является простая модель, представленная на рис. 5.1. На нем показано, что побудительные факторы маркетинга и прочие раздражители проникают в "черный ящик" сознания покупателя и вызывают определенные отклики.
На рис. 5.2 эта же модель представлена в более развернутом виде. В левом прямоугольнике — побудительные факторы двух типов. Побудительные факторы маркетинга включают в себя четыре элемента: товар, цену, методы распространения и продвижения. Прочие раздражители слагаются из основных сил и событий из окружения по-
Побудительные факторы маркетинга | — ► | 11 Черный ящик " сознания покупателя | Ответные реакции покупателя | |||
Рис. 5.1. Простая модель покупательского поведения
141
ПОБУДИТЕЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ МАРКЕТИНГА | ПРОЧИЕ РАЗДРАЖИТЕЛИ |
Товар Цена Методы распространения Продвижение | Экономические Научно-технические Политические Культурные |
"ЧЕРНЫЙ ЯЩИК" СОЗНАНИЯ ПОКУПАТЕЛЯ | ||
Характеристики покупателя | Процесс принятия решения покупателем | |
ОТВЕТНЫЕ |
РЕАКЦИИ |
ПОКУПАТЕЛЯ |
Выбор товара |
Выбор марки |
Выбор дилера |
Выбор времени |
покупки |
Выбор объекта |
покупки |
Рис. 5.2. Развернутая модель покупательского поведения
купателя; экономической, научно-технической, политической и культурной среды. Пройдя через "черный ящик" сознания покупателя, все эти раздражители вызывают ряд поддающихся наблюдению покупательских реакций, представленных в правом прямоугольнике: выбор товара, выбор марки, выбор дилера, выбор времени покупки, выбор объема покупки.
Задача деятеля рынка — понять, что происходит в "черном ящике" сознания потребителя между поступлением раздражителей и проявлением откликов на них. Сам "черный ящик" состоит из двух частей. Первая — характеристики покупателя, оказывающие основное влияние на то, как человек воспринимает раздражители и реагирует на них. Вторая часть — процесс принятия покупательского решения, от которого зависит результат. В этой главе мы рассмотрим обе эти части, чтобы разобраться в покупательском поведении.
Характеристики покупателя
Потребители принимают свои решения не в вакууме. На совершаемые ими покупки большое влияние оказывают факторы культурного, социального, личного и психологического порядка (рис. 5.3). В большинстве своем это факторы, не поддающиеся контролю со стороны деятелей рынка. Но их обязательно следует принимать в расчет. Давайте разберемся, какое влияние оказывает каждый из них на поведение покупателя, на примере гипотетической покупательницы Бетти Смит.
Бетти Смит — выпускница колледжа , замужем , заведует производством марочного товара в одной из ведущих фирм , изготовляющих фасованные товары широкого по требления . В данный момент она занята поисками нового занятия в свободное время , заня тия , которое контрастировало бы с привычной рабочей атмосферой . Эта нужда на толкнула Бетти на мысль купить камеру , чтобы заняться фотографией . Как она будет ис кать камеру и как будет выбирать конкретную марку фотоаппарата , зависит от множества факторов .
142
Рис. 5.3. Факторы, оказывающие влияние на покупательское поведение
Факторы культурного уровня
Самое большое и глубокое влияние на поведение потребителя оказывают факторы культурного уровня. Рассмотрим, какую роль играют культура, субкультура и социальное положение покупателя.
КУЛЬТУРА. Культура — основная первопричина, определяющая потребности и поведение человека. Человеческое поведение — вещь в основном благоприобретенная. Ребенок усваивает базовый набор ценностей, восприятий, предпочтений, манер и поступков, характерный для его семьи и основных институтов общества. Так, ребенок, растущий в Америке, знакомится или сталкивается со следующими ценностными представлениями: свершение и успех, активность, работоспособность и практичность, движение вперед, материальный комфорт, индивидуализм, свобода, внешний комфорт, филантропство, моложавость.
Интерес Бетти Смит к фотокамерам — это результат ее воспитания в современном обществе, с его достижениями в области фототехники и сопутствующими этому навыками потребителей и набором соответствующих ценностей. Бетти знает, что такое фотокамеры. Она знает, как разобраться в инструкции по их эксплуатации, а ее общественное окружение уже восприняло идею женщин-фотографов. В рамках иного культурного уклада, скажем в племени, затерявшемся в глуши центральной части Австралии, фотокамера может совсем ничего не значить, а быть просто "любопытной штукой".
СУБКУЛЬТУРА. Любая культура включает в себя более мелкие составляющие, или субкультуры, которые предоставляют своим членам возможность более конкретного отождествления и общения с се-
143
бе подобными. В крупных сообществах встречаются группы лиц одной национальности, скажем ирландцев, поляков, итальянцев или пуэрториканцев, проявляющих четкие этнические вкусовые пристрастия и интересы. Отдельные субкультуры со своими специфическими предпочтениями и запретами представляют собой религиозные группы, такие, как группы католиков, мормонов, пресвитериан, иудеев. Четко выделяющимися культурными склонностями и отношениями характеризуются расовые группы, скажем негров и уроженцев Востока. Свои отличные от прочих субкультуры со своим специфическим образом жизни в каждом отдельном случае имеют и географические районы, такие, как штаты крайнего Юга, Калифорния, штаты Новой Англии. Во врезке 5.1 приводится несколько примеров влияния географического местоположения на характер выбора товаров.
На интересе Бетти Смит к разным товарам, безусловно, скажутся ее национальная и расовая принадлежность, вероисповедание и географическое окружение. Эти факторы будут влиять на ее выбор продуктов питания, одежды, отдыха и развлечений, целей карьеры. Субкультура, к которой она принадлежит, скажется и на ее интересе к фотокамерам. В разных субкультурах придается разное значение занятиям фотографией, и это тоже может оказать влияние на интерес Бетти.
СОЦИАЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ. Почти в каждом обществе существуют различные общественные классы, которые мы определяем следующим образом.
S Общественные классы — сравнительно стабильные группы в рамках общества, располагающиеся в иерархическом порядке и характеризующиеся наличием у их членов схожих ценностных представлений, интересов и поведения.
Социологи выделяют в Соединенных Штатах шесть общественных классов, представленных в табл. 5.1.
Общественным классам присуще несколько характеристик: лица, принадлежащие к одному и тому же классу, склонны вести себя почти одинаково; в зависимости от принадлежности к тому или иному классу люди занимают более высокое или более низкое положение в обществе; общественный класс определяется не на основе какой-то одной переменной, а на основе занятий, доходов, богатства, образования, ценностной ориентации и тому подобных характеристик принадлежащих к нему лиц; индивиды могут переходить в более высокий класс или опускаться в один из нижних классов.
Для общественных классов характерны явные предпочтения товаров и марок в одежде, хозяйственных принадлежностях, проведении досуга, автомобилях. Поэтому некоторые маркетологи фокусируют свои усилия на каком-то одном общественном классе. Целевой общественный класс предполагает определенный тип магазина, в котором должен продаваться товар, выбор определенных средств распространения информации для его рекламы и определенного типа рекламных обращений.
144
Врезка 5.1 • Покупательские привычки зависят от места жительства
Если вы живете в Нью - Йорке , то вам наверняка гораздо больше нравится вермут , чем жителям Сент - Луиса . К такому выводу пришла фирма маркетинговых исследований " Медиамарк " по результатам обширного опроса по выявлению региональных различий в покупательских привычках жителей 10 крупных американских городов — Нью - Йорка , Лос - Анджелеса , Чикаго , Филадельфии , Сан - Франциско , Бостона , Детройта , Вашингтона , Кливленда и Сент - Луиса .
Целью исследования был сбор информации о региональных особенностях поведения потребителей для вещательных сетей , живущих за счет поступлений от рекламы . В этих 10 городах , выбранных объектами исследования , проживает одна треть населения страны , а крупные вещательные сети имеют в них собственные телецентры . Ис следование фирмы " Медиамарк " выявило наличие региональных предпочтений потреби телей даже в отношении товаров , расчетная интенсивность покупки которых едино образна в масштабах всей страны . Одним из неожиданных результатов исследования было установление региональных предпочтений в потреблении различных спиртных напитков , другим — установление факта , что жители разных городов предпочитают разные формы капиталовложений .
Удивительным открытием явилось и то обстоятельство , что в разных частях страны люди предпочитают разные лекарства , отпускаемые без рецептов . Если принять уровень потребления снотворных таблеток в общенациональном масштабе за 100, оказывается , что в Вашингтоне этот показатель равен 122, а в Кливленде — 64. Потребление слабительных средств в Сент - Луисе несколько выше среднего уровня и равно 112, а в Бостоне этот показатель едва достигает 60. В категории спиртных напитков жители Лос - Анджелеса предпочитают мексиканскую текилу , о чем говорит ин декс 274, в то время как покупательские привычки жителей Нью - Йорка свидетельствуют о гораздо меньшей любви к этому напитку , индекс которого равен всего 49.
Еще одна сфера неожиданных региональных различий — частные инвестиции , причем особо специфический подход наблюдается у жителей Вашингтона . В то время как , по данным исследования , жители Лос - Анджелеса в подавляющем большинст ве своем предпочитают вкладывать деньги в налоговые сертификаты Казначейства ( индекс 338), жители Вашингтона не настроены на это ( индекс 13). В то время как жители Детройта предпочитают вкладывать деньги в обычные акции ( индекс 204), вашингтонцы к этому не расположены ( индекс 50). Жители Вашингтона , кажется , гораздо чаще склонны вкладывать свои деньги в золото , драгоценные металлы или камни ( индекс 280), чем жители Чикаго или Сент - Луиса , прибегающие к подобной форме инвестиций гораздо реже ( индекс 40).
Исследование , проведенное фирмой " Медиамарк ", свидетельствует о том , что на потребительском поведении нередко сказывается региональная специфика . Ино гда причины географических различий ясны : не следует , скажем , ожидать , что жите ли Детройта , которые скорее всего так или иначе лично связаны с американской автомобильной промышленностью , будут покупать большое количество японских автомашин " Датцун ". Кстати , так оно и есть : индекс приобретения машин " Дат - цун " в Детройте , как и следовало ожидать , низок — всего 25. Ряд других региональных различий объяснить не так просто .
145
Таблица 5.1. Характеристики шести основных общественных классов США Общественный класс Характеристики класса
Высший высший класс ( менее 1% населения )
Низший высший класс ( около 2%)
Высший средний класс (12%)
Низший средний класс (30%)
Высший низший класс (35%)
Низший низший класс (20%)
Элита общества , происходящая из именитых семей и живущая на наследуемое богатство . Жертвуют деньги на благотворительные цели , владеют более чем одним домом , посылают детей в частные школы , не привыкли выставлять свое богатство напоказ . Служат референтной группой для ос тальных классов . Рынок драгоценностей , антиквариата , домов , услуг по ор ганизации отдыха и путешествий
Дата: 2018-12-28, просмотров: 263.