Социально-этичный маркетинг — явление самого последнего времени.
S Концепция социально-этичного маркетинга утверждает, что задачей организации является установление нужд, потребностей и интересов целевых рынков и обеспечение желаемой удовлетворенности более эффективными и более продуктивными (чем у конкурентов) способами с одновременным сохранением или укреплением благополучия потребителя и общества в целом.
36
Врезка 1.3. Использование концепции маркетинга корпорацией " Макдональдс "
Корпорация " Макдональдс " ( сеть предприятий общественного питания быстрого обслуживания , предлагающих в качестве основного блюда рубленые бифштексы ) — искушенный маркетолог . За 28 лет своего не столь уж долгого существования корпорация сумела продать в США и за рубежом свыше 40 млрд порций бифштексов ! Имея более 5500 торговых точек (1100 — границей ), она прочно удерживает 18% рынка общепита быстрого обслуживания , намного опередив своих ближайших со перников — фирмы " Бергер кинг " (5,7%), " Кентукки фрайд чикн " (5,5) и " Вэнди " (4,1%). Завоевано это лидерство благодаря тщательно продуманной и неукоснительно выполняемой маркетинговой программе . " Макдональдс " знает , как обслу жить людей , как приспособиться к меняющимся нуждам потребителей .
До появления закусочных " Макдональдс " американец мог получить рубленый бифштекс в ресторане или дешевой закусочной . Во многих местах бифштексы бы ли невысокого качества , клиент сталкивался с медленным обслуживанием , непривлекательным оформлением помещений , неприветливым обслуживающим персо налом , антисанитарией и шумным окружением . В 1955 г . некий Рэй Крок , 52- летний продавец миксеров для приготовления молочных коктейлей , заинтересо вался сетью из семи ресторанчиков , принадлежавших Ричарду и Морису Макдо - нальдам . К року понравилась их идея предприятий быстрого обслуживания , и он договорился о покупке всей сети вместе с ее прежним названием за 2,7 млн долл .
Крок решил расширить сеть за счет продажи права на использование названия " Макдональдс " предприятиями других владельцев . За 150 тыс . долл . соискателю торговой привилегии выдается лицензия сроком на 20 лет .
Покупатель лицензии проходит 10- дневный курс обучения в " Бифштексовом уни верситете " фирмы " Макдональдс " в городке Элк - Гроув - Вилидж в штате Илли нойс . Основная специальность выпускников этого " университета " — " бифштексове - дение ", дополнительная — " приготовление обжаренного в масле картофеля ".
Применяемая Кроком стратегия маркетинга выражается в трех словах : качество , сервис , чистота . Посетители входят в безукоризненно чистое помещение , подхо дят к приветливой распорядительнице , заказывают и не позднее чем через пять минут получают вкусный бифштекс , который съедают тут же или уносят с собой . Чтобы закусочная не превратилась в место сборищ подростков , в ней нет ни музыкальных автоматов , ни телефонов . Нет в ней также автоматов по продаже сигарет и газетных стоек . Закусочные " Макдональдс " стали местами семейного питания , причем их особенно любят дети .
С течением времени закусочные " Макдональдс " претерпели некоторые измене ния . В них увеличилось число сидячих мест , стало более привлекательным оформ ление залов , появился выбор блюд для завтрака и просто новые блюда . Открылись новые заведения в особо многолюдных местах .
Корпорация " Макдональдс " мастерски освоила искусство маркетинга услуг на осно ве предоставления торговых привилегий . Она тщательно выбирает места для разме щения новых предприятий , отбирает кандидатов на получение своих лицензий из числа наиболее квалифицированных предпринимателей , дает фундаментальную
37
подготовку руководителям заведений в своем " Бифштексовом университете ", под держивает держателей лицензий высококачественной общенациональной рекламой и программами стимулирования сбыта , с помощью постоянно проводимых опросов посетителей следит за качеством блюд и сервиса и направляет большие усилия на со вершенствование технологии приготовления бифштексов , имея в виду упрощение производственного процесса , сокращение затрат и времени обслуживания .
Концепция социально-этичного маркетинга порождена сомнениями относительно соответствия концепции чистого маркетинга нашему времени с его ухудшением качества окружающей среды, нехваткой природных ресурсов, стремительным приростом населения, всемирной инфляцией и запущенным состоянием сферы социальных услуг. Всегда ли фирма, чувствующая, обслуживающая и удовлетворяющая потребности покупателей, действует с учетом долговременного блага потребителей и общества? Концепция чистого маркетинга обходит стороной проблемы возможных конфликтов между потребностями покупателя и его долговременным благополучием.
Возьмем для примера фирму "Кока-кола". Ее считают высокоответственной корпорацией, которая производит прекрасные безалкогольные напитки, удовлетворяющие вкусам потребителей. Однако группы защиты интересов потребителей и защитников окружающей среды предъявляют ей следующие обвинения.
1. Напиток кока-кола дает потребителям малую питательную
ценность.
2. Содержащиеся в кока-коле сахар и фосфорная кислота наносят
вред зубам.
3. Особое растительное масло, применяемое в напитках типа ко
ла, исключено из списка продуктов, признаваемых Управлени
ем по контролю за качеством пищевых продуктов, медикамен
тов и косметических средств "в целом безвредными".
4. В ряде случаев отмечалось, что содержащийся в напитках кола
кофеин вызывает судороги, бессонницу, желудочно-кишечные
расстройства, а также возможные повреждения на клеточном
уровне.
5. Применение сахарина, входящего в состав диетического безал
когольного напитка "Таб" фирмы "Кока-кола", запрещено
Управлением по контролю за качеством пищевых продуктов,
медикаментов и косметических средств.
6. Индустрия безалкогольных напитков все шире использует не
оборотные, не подлежащие возврату бутылки. Необоротные бу
тылки — это огромные непроизводительные затраты ресурсов.
Ведь требуется 17 необоротных бутылок, тогда как многообо
ротная бутылка могла бы совершить 17 циклов "продавец-
покупатель-продавец" до того, как придет в негодность. Мно
гие из необоротных бутылок сделаны из материалов, не под
дающихся биохимическому разложению, и зачастую загряз
няют окружающую среду.
38
Эти и подобные обстоятельства и вызвали появление концепции социально-этичного маркетинга. Концепция эта требует от деятелей рынка увязки в рамках политики маркетинга трех факторов (рис. 1.5). Первоначально фирмы основывали свои рыночные решения главным образом на соображениях извлечения прибыли. Затем они стали осознавать стратегическую значимость удовлетворения покупательских потребностей, в результате чего и появилась концепция маркетинга. Ныне при принятии решений они начинают думать и об интересах общества. Концепция социально-этичного маркетинга требует сбалансирования всех трех факторов: прибылей фирмы, покупательских потребностей и интересов общества. Благодаря принятию данной концепции некоторые компании уже добились значительного роста продаж и доходов.
Цели системы маркетинга
Мы знаем, что маркетинг так или иначе затрагивает интересы каждого, будь то покупатель, продавец или рядовой гражданин. А ведь у этих людей могут быть цели, противоречащие друг другу. Рассмотрим следующий пример.
ПОКУПАТЕЛЬ. Студент колледжа Джон Смит хочет приобрести стереоаппаратуру. В большом радиомагазине он видит разные блоки для стереокомплекта. Сразу возникают несколько вопросов:
• Достаточно ли широк выбор марок?
• Обладает ли какая-нибудь из этих марок нужными мне харак
теристиками?
ОБЩЕСТВО ( Благосостояние людей )
ПОКУПАТЕЛИ ФИРМА
( Удовлетворение потребностей ) ( Прибыль )
Рис. 1.5. Три фактора, лежащих в основе концепции социально-этичного маркетинга
39
• Приемлема ли цена?
• Выглядит ли продавец старающимся помочь, располагающим
к себе и честным?
• Есть ли гарантия и существует ли хорошо налаженная система
послегарантийного обслуживания?
Джон Смит хочет, чтобы рынок предложил ему высококачественные товары по умеренным ценам и в удобных для совершения покупки местах. Система маркетинга может многое сделать для удовлетворения человека, выступающего в качестве покупателя.
ПРОДАВЕЦ. Билл Томпсон — управляющий по маркетингу фирмы, выпускающей стереоаппаратуру. Чтобы успешно работать, ему нужно разрешить несколько проблем.
• Каких характеристик ждут потребители от стереоаппаратуры?
• Какие группы потребителей и какие именно нужды фирме
следует стремиться удовлетворить?
• Какими должны быть дизайн и цена товара?
• Какую гарантию и какой сервис следует предложить?
• Услугами каких оптовых и розничных торговцев следует вос
пользоваться?
• Какие меры в области рекламы, личной продажи, стимулиро
вания сбыта и пропаганды могли бы способствовать продаже
товара?
При подготовке к выходу на рынок со своим предложением продавцу предстоит принять ряд сложных решений. Рынок очень требователен, и для разработки предложения, привлекающего и удовлетворяющего клиентов, нужно мыслить категориями современного маркетинга.
ГРАЖДАНИН. Джейн Адаме, сенатор одного из штатов, конкретно интересуется деятельностью предпринимателей в сфере маркетинга. Как законодателя, представляющего интересы граждан, ее волнуют следующие проблемы.
• Безопасны ли и надежны ли предлагаемые производителями
товары?
• Точно ли описывают производители свои товары в рекламных
объявлениях и на упаковке?
• Существует ли в пределах рынка конкуренция, благодаря ко
торой имеется достаточный выбор товаров по уровню качества
и ценам?
• Справедливо ли обходятся с потребителями розничные торгов
цы и работники сервиса?
• Не наносит ли деятельность, связанная с производством и упа
ковкой товаров, вреда окружающей среде?
40
Джейн Адаме играет роль стража интересов потребителей и выступает за их просвещение, предоставление им информации и защиты. Система маркетинга оказывает большое влияние на качество жизни, и законодателям хочется, чтобы она работала как можно лучше.
Маркетинг затрагивает такое множество людей такими разнообразными способами, что неизбежно порождает противоречия. Некоторые активно недолюбливают деятельность по современному маркетингу, обвиняя его в разрушении окружающей среды, бомбардировке публики глупой рекламой, создании ненужных потребностей, заражении молодежи чувством алчности и целом ряде других прегрешений. Подумайте над следующими высказываниями.
■ Маркетинг всегда считался сферой охотников за легкими деньгами , мошенников , ма - % хинаторов и продавцов никчемных товаров . Большинство из нас " поддавались " на - I храпистым уговорам , и всех нас неоднократно толкали на приобретение всякого ро - J да " штучек ", которые нам , по сути , не нужны и которые , как потом выяснялось , мы и вообще - то иметь не хотели . Что человеку нужно , действительно нужно ? Несколько s фунтов еды каждый день , тепло , кров , шесть футов , где прилечь , и какое - нибудь рабочее занятие , которое дает чувство свершения . И это все — с материальной стороны . , И мы знаем это . Но наша экономическая система непрерывно промывает нам мозги
* до тех пор , пока мы не оказываемся погребенными под могильным холмом из напо
минаний о сроках оплаты , закладных , нелепых безделушек , игрушек , отвлекающих
наше внимание от осознания полнейшего идиотизма решаемой всю жизнь шарады .
Другие яростно защищают маркетинг. Подумайте над следующими высказываниями.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 293.