Мы охарактеризовали управление маркетингом как выполнение ряда задач для достижения желаемых уровней сбыта на разных рынках. Но тут возникают вопросы. Какая концепция должна направлять эти маркетинговые усилия? Каково сравнительное значение интересов организации, клиентов и общества? Ведь зачастую эти интересы вступают в противоречие друг с другом. Совершенно очевидно, что вся деятельность в сфере маркетинга должна осуществляться в рамках какой-то единой концепции.
30
Врезка 1.2. Состояния спроса и задачи маркетинга , соответствующие этим состояниям
1. Отрицательный спрос . Рынок находится в состоянии отрицательного спро
са, если большая его часть недолюбливает товар и согласна даже на опреде
ленные издержки, лишь бы избежать его. У людей негативный спрос на привив
ки, стоматологические процедуры, операции по удалению семявыводящих
протоков и операции на желчном пузыре. У работодателей ощущается отри
цательный спрос на наем бывших заключенных и алкоголиков. Задача марке
тинга — проанализировать, почему рынок испытывает неприязнь к товару и
может ли программа маркетинга изменить негативные отношения рынка по
средством переделки товара, снижения цен и более активного стимулирования.
2. Отсутствие спроса . Целевые потребители могут быть не заинтересованными
в товаре или безразличными к нему. Так, фермеры могут не заинтересоваться
новым агротехническим приемом, а студенты колледжа — изучением иностран
ного языка. Задача маркетинга — отыскать способы увязки присущих товару вы
год с естественными потребностями и интересами человека.
3. Скрытый спрос . Многие потребители могут испытывать сильное желание, ко
торое невозможно удовлетворить с помощью имеющихся на рынке товаров или
услуг. Существует большой скрытый спрос на безвредные сигареты, безопас
ные жилые микрорайоны и более экономичные автомобили. Задача маркетин
га — оценить величину потенциального рынка и создать эффективные товары и
услуги, способные удовлетворить спрос.
4. Падающий спрос . Рано или поздно любая организация столкнется с падени
ем спроса на один или несколько своих товаров. Снижается посещаемость
церквей, падает число желающих поступать в частные колледжи. Деятель рын
ка должен проанализировать причины падения конъюнктуры и определить, мож
но ли снова стимулировать сбыт путем отыскания новых целевых рынков, изме
нения характеристик товара или установления более эффективной коммуника
ции. Задача маркетинга — обратить вспять тенденцию падения спроса
благодаря творческому переосмыслению подхода к предложению товара.
5. Нерегулярный спрос . У многих организаций сбыт колеблется на сезонной,
ежедневной и даже почасовой основе, что вызывает проблемы недогрузки и пе
регрузки. Большая часть общественного транспорта не загружена во время
дневного затишья и не справляется с перевозками в часы пик. По будням в му
зеях мало посетителей, зато в выходные дни залы переполнены. В начале недели
на операции в больницах — очередь, а к концу недели заявок меньше, чем
нужно. Задача маркетинга — изыскать способы сгладить колебания в распре
делении спроса по времени с помощью гибких цен, мер стимулирования и про
чих приемов побуждения.
6. Полноценный спрос О полноценном спросе говорят, когда организация
удовлетворена своим торговым оборотом. Задача маркетинга — поддерживать
существующий уровень спроса, несмотря на меняющиеся потребительские пред
почтения и усиливающуюся конкуренцию. Организация должна неукоснительно
31
заботиться о качестве товара и обслуживания, постоянно замерять уровень потребительской удовлетворенности, чтобы судить о правильности своих действий.
7. Чрезмерный спрос . У ряда организаций уровень спроса выше, чем они могут
или хотят удовлетворить. Так, интенсивность движения по мосту "Золотые во
рота" выше абсолютно безопасного уровня, а И ел л оу сто некий национальный
парк переполнен в летнее время. Задача маркетинга, именуемого в данном
случае демаркетингом , — изыскать способы временного или постоянного
снижения спроса. При общем демаркетинге стремятся сбить чрезмерный спрос,
прибегая к таким мерам, как повышение цен, ослабление усилий по стимулиро
ванию и сокращение сервиса. При выборочном демаркетинге стремятся сокра
тить уровень спроса на тех участках рынка, которые менее доходны или требуют
меньше сервисных услуг. Цель демаркетинга — не ликвидировать спрос, а все
го лишь снизить его уровень.
8. Нерациональный спрос . Противодействие спросу на товары, вредные для
здоровья, требует целеустремленных усилий. Проводятся кампании против
распространения сигарет, спиртных напитков, наркотических средств, вызываю
щих привыкание, огнестрельного оружия, порнографических фильмов, против
создания больших семей. Задача маркетинга — убедить любителей чего-то от
казаться от своих привычек, распространяя устрашающие сведения, резко под
нимая цены и ограничивая доступность товара.
Существует пять основных подходов, на основе которых коммерческие организации ведут свою маркетинговую деятельность: концепция совершенствования производства, концепция совершенствования товара, концепция интенсификации коммерческих усилий, концепция маркетинга и концепция социально-этичного маркетинга. Эти концепции олицетворяют собой различные периоды в истории американской экономики и основные социальные, экономические и политические перемены за последние 50 лет XX столетия. Общая тенденция развития — перенос акцента с производства и товара на коммерческие усилия, на потребителя и все большая ориентация на проблемы потребителя и социальной этичности.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 254.