Потребность удовлетворена частично
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой


Потребность

Удовлетворена

Полностью


Рис. 1.1. Три степени удовлетворения потребности

наковой степени. Вероятнее всего, в первую очередь будут приобре­таться товары и услуги, более доступные и дешевые, такие, как кос­метические средства, одежда стрижка.

Можно изобразить конкретный товар и конкретную человеческую потребность в виде кругов, а способность товара удовлетворить эту потребность представить в виде степени их совмещения. На рис. 1 показано, что товар А не удовлетворяет потребность X, товар Б удов­летворяет ее частично, а товар В — полностью. В этом случае товар В будет называться "идеальным товаром".

Чем полнее соответствует товар желаниям потребителя, тем большего успеха добьется производитель. Предположим, изготови­тель мороженого спрашивает своего потребителя, какой именно сте­пени жирности и сладости мороженое тому нравится. Предположим также, что ответ представлен на рис. 1.2 точкой с пометкой "Идеал". После этого потребителя просят попробовать три конкурирующих сорта мороженого и дать определение степени их жирности и сладо­сти. Соответствующие места каждого сорта также представлены точ­ками на рис. 1.2. Сорт Б в большей мере, чем другие, сочетает в себе идеальные уровни желаемых свойств. Если производитель предложит мороженое, стоящее к потребительскому идеалу ближе, чем сорт Б, новинка должна пойти на рынке лучше этого сорта при сопоставимо­сти их цен, степени доступности и прочих условий.

Мораль заключается в том, что производители должны отыски­вать потребителей, которым они хотят продавать, выяснять их по­требности, а затем создавать товар, как можно полнее удовлетво­ряющий эти потребности.

Понятие "товар" не ограничивается физическими объектами. То­варом можно назвать все, что способно оказать услугу, т.е. удовле­творить нужду. Помимо изделий и услуг, это могут быть личности, места, организации, виды деятельности и идеи. Потребитель решает, какую именно развлекательную передачу посмотреть по телевидению, куда отправиться на отдых, каким организациям оказать помощь, ка­кие идеи поддержать. И если использование термина "товар" време­нами кажется неестественным, его можно заменить другими — "удовлетворитель потребности", "средство возмещения" или "пред­ ложение". Все эти слова имеют определенное ценностное значение для разных лиц.

24




Сладость

Рис. 1.2. Сравнение сортов мороженого по показателям жирности и сладости

Обмен

Маркетинг имеет место в тех случаях, когда люди решают удов­летворить свои нужды и запросы с помощью обмена.

S Обмен — акт получения от кого-либо желаемого объекта с предложением чего-либо взамен.

Обмен — один из четырех способов, посредством которых отдель­ные лица могут получить желаемый объект. К примеру, проголодав­шийся человек может раздобыть пищу следующими способами: обес­печить себя едой сам с помощью охоты, рыбной ловли или сбора пло­дов (самообеспечение), у кого-то украсть еду (отъем), выпросить ее (попрошайничество) и, наконец, предложить за предоставление ему еды какое-либо средство возмещения, скажем, деньги, другой товар или какую-то услугу (обмен).

Из этих четырех способов удовлетворения нужд наибольшими преимуществами обладает обмен. При нем людям не приходится по­сягать на права других, не приходится зависеть от чьей-то благотво­рительности. Не приходится им и производить самостоятельно любой предмет первой необходимости независимо от того, умеют они это де­лать или нет. Можно сосредоточиться на создании вещей, производ­ство которых они хорошо освоили, а потом поменять их на нужные предметы, сделанные другими. В результате совокупное производство товаров в обществе возрастает.

Обмен — основное понятие маркетинга как научной дисциплины. Для совершения добровольного обмена необходимо соблюдение пяти условий.

1. Сторон должно быть как минимум две.

2. Каждая сторона должна располагать чем-то, что могло бы
представить ценность для другой стороны.

3. Каждая сторона должна быть способна осуществлять комму­
никацию и доставку своего товара.

25


4. Каждая сторона должна быть совершенно свободной в приня­
тии или отклонении предложения другой стороны.

5. Каждая сторона должна быть уверена в целесообразности или
желательности иметь дело с другой стороной.

Эти пять условий создают всего лишь потенциальную возмож­ность обмена. А вот состоится ли он, зависит от соглашения между сторонами о его условиях. Если соглашение достигнуто, можно сде­лать вывод, что в результате обмена все его участники получают вы­году (или по крайней мере не несут ущерба), поскольку каждый из них был волен либо отклонить, либо принять предложение.






Сделка

Если обмен — основное понятие маркетинга как научной дисцип­лины, то основной единицей измерения в сфере маркетинга является сделка.

S Сделка — коммерческий обмен ценностями между двумя сто­ронами.

Для этого нужно, чтобы сторона А передала стороне Б объект X и получила от нее взамен объект У. Скажем, Джонс дает Смиту 400 долл. и получает телевизор. Это классическая денежная сделка, хотя присутствие денег в качестве коммерчески обмениваемых цен­ностей совсем не обязательно. При бартерной сделке в обмен на теле­визор Джонс даст Смиту холодильник. Вместо товаров в ходе бартер­ной сделки могут обмениваться услуги, например когда юрист Джонс составляет завещание врачу Смиту в обмен на медицинское обследо­вание (врезка 1.1).

Сделка предполагает наличие нескольких условий: по меньшей мере двух ценностно значимых объектов, согласованных условий ее осуществления, согласованного времени совершения, согласованного места проведения. Как правило, условия сделки поддерживаются и охраняются законодательством.

Сделку следует отличать от простой передачи. При передаче сто­рона А дает стороне Б объект X, ничего не получая при этом взамен. Передачи касаются подарков, субсидий, благотворительных акций, а также являются одной из форм обмена. Ведь передающий подарок рассчитывает на ту или иную выгоду, такую, как доброе расположе­ние к себе, избавление от чувства вины или желание поставить дру­гую сторону в положение обязанной. Профессиональные сборщики пожертвований в разного рода фонды остро ощущают мотивы "вза­имности", лежащие в основе поведения жертвователей, и стремятся обеспечить выгоды, которые те для себя ищут. Если о жертвователях попросту забывают или не выказывают им признательности, то фонд вскоре лишится их поддержки. В результате профессиональные дея­тели рынка в последнее время стали расширительно толковать кон­цепцию маркетинга, включая в ее сферу не только исследование по­ведения в ходе сделок, но и изучение поведения в процессе передач.

26


Врезка 1.1. Назад к бартеру

Из - за высоких цен сегодня тысячи людей в Соединенных Штатах Америки воз­ вращаются к примитивно простой практике бартера . Многие обнаруживают , что можно совершить коммерческий обмен своих товаров или услуг на нужные им то­вары или услуги других . Юристы , врачи и бухгалтеры обмениваются услугами , а некоторые ловкие приверженцы меновой торговли умудряются стричься , сдавать вещи в химчистку , лечить зубы и пользоваться другими услугами , не расплачиваясь наличными . Ряды членов постоянно растущего числа клубов натурального обмена пополняются множеством будущих практиков товарообменных сделок .

Ряд крупных фирм также прибегает к бартерной торговле . Несколько лет назад фирма " Ксерокс " предложила обменять 200 своих настольных копировальных аппаратов стоимостью около 800 тыс . долл . на нужные ей товары , такие , как ви­лочные автопогрузчики и авиабилеты для своих служащих , командируемых по служебным делам . И нет ничего удивительного в том , что уже появились специали­ зированные бартерные компании , помогающие отдельным лицам и фирмам со­ вершать товарообменные операции . Одна из таких компаний " Бартер системе , инк /' из Оклахома - сити — располагает 62 товарообменными центрами в разных частях Соединенных Штатов . В одном из писем , разосланных специально ото­бранной группе из 25- тысячного контингента клиентов компании , было и такое обращение : " Требуется : партия сухого молока или кукурузных хлопьев общей стоимостью 300 тыс . долл . в обмен на самолет равнозначной стоимости ". Для по­иска клиентов , желающих совершить товарообменную сделку , такие бартерные организации используют ЭВМ , а под будущие сделки , как и при денежных опера­ циях , предоставляют кредиты . Зарплату своим служащим они обычно платят день­гами , однако при согласии работников предпочитают расплачиваться с ними това­рами длительного пользования и услугами .

При осуществлении передачи деятель рынка стремится вызвать ответную реакцию на то или иное предложение. Эта реакция не рав­нозначна "покупке" или "коммерческому обмену". Политический кандидат желает получить голоса избирателей, церковь хочет добить­ся роста численности прихожан, группа общественных действий — того, что называется "восприятием идеи". Маркетинг слагается из действий, предпринимаемых с целью добиться в любой форме же­лаемой ответной реакции целевой аудитории в отношении какого-либо объекта, услуги или идеи.


Рынок

Понятие "сделка" непосредственно подводит нас к понятию "рынок".

S Рынок — совокупность существующих и потенциальных поку­пателей товара.

Чтобы разобраться в природе рынка, представим себе примитив­ное экономическое сообщество из четырех человек: рыбака, охотни-

27


ка, гончара и фермера. На рис. 1.3 представлены три разных способа удовлетворения этими людьми своих нужд. Первый способ — само­обеспечение, когда каждый из них может самостоятельно добыть для себя все необходимое. Так, рыбак, проводя большую часть времени за ловлей рыбы, в остальное время и охотится, и гончарит, и занимает­ся сельским хозяйством, чтобы обеспечить себя всем, что ему нужно. При том эффективность его занятий рыбной ловлей снижается так же, как и эффективность занятий своим основным делом у других. Второй способ — децентрализованный обмен, когда каждый рас­сматривает трех других в качестве своих потенциальных "покупате­лей", составляющих его рынок. Рыбак может посещать охотника, гончара и фермера (каждого в отдельности), чтобы обменять свою рыбу на их товары. Третий способ — централизованный обмен, при котором на сцене появляется новое лицо, именуемое купцом и нахо­дящееся где-то в центре между ними, в месте под условным названи­ем "рыночная площадь". Каждый из четырех везет свои конкретные товары купцу и там обменивает их на все, что ему необходимо. Та­ким образом, для приобретения товаров, предлагаемых другими, ры­бак имеет дело с одним "рынком", а не с тремя отдельными лицами. Появление купца резко снижает общее число сделок, необходимых для осуществления обмена в каких-то заданных объемах. Другими словами, купец и центральный рынок повышают торгово- операционную эффективность экономики. (Более подробно о торгово-операционной эффективности рассказывается в гл. 12.)

По мере увеличения числа лиц и сделок растет и число купцов и рынков. В развитом обществе рынок — это не обязательно какое-то фи­зическое место, где встречаются и осуществляют сделки покупатели и продавцы. При наличии современных средств связи и транспорта купец может вечером дать рекламу товара по телевидению, собрать сотни зака­зов от клиентов по телефону и уже на следующий день разослать товары почтой, не вступая в физический контакт с покупателями.




Децентрализованный обмен

Самообеспечение Рис. 1.3. Становление централизованного обмена 28



Централизованный обмен


Может сформироваться рынок на какой-то товар, услугу или иной объект, имеющий ценностную значимость. Например, рынок труда со­стоит из людей, желающих предложить свою рабочую силу в обмен на заработную плату или товары. Для облегчения функционирования рынка труда вокруг него возникают и множатся различные учрежде­ния типа контор и консультационных фирм по трудоустройству. Де­нежный рынок — еще один важный рынок, удовлетворяющий людские нужды, который дает возможность занимать, ссужать, копить деньги и гарантировать их сохранность. Формируется и рынок пожертвователей, призванный удовлетворять финансовые нужды некоммерческих органи­заций, дабы они могли продолжать свою деятельность.


Маркетинг

Понятие "рынок" приводит нас, наконец, к завершающему поня­тию цикла — "маркетингу". Маркетинг — это человеческая деятель­ность, так или иначе имеющая отношение к рынку. Маркетинг — это работа с рынком ради осуществления обменов, цель которых — удов­летворение человеческих нужд и потребностей. Таким образом, мы возвращаемся к нашему определению маркетинга как вида человече­ской деятельности, направленной на удовлетворение нужд и потребно­стей посредством обмена.

Процесс обмена требует работы. Тому, кто хочет продавать, необ­ходимо искать покупателей, выявлять их нужды, проектировать со­ответствующие товары, продвигать их на рынок, складировать, пере­возить, договариваться о ценах и т.д. Основу деятельности маркетин­га составляют такие занятия, как разработка товара, исследования, налаживание коммуникации, организация распределения, установ­ление цен, развертывание службы сервиса.

Хотя обычно считается, что маркетинг— удел продавцов, зани­маются им и покупатели. Домохозяйки осуществляют собственный "маркетинг", когда занимаются поисками нужных им товаров по це­нам, которые они готовы заплатить. В поисках дефицитного товара снабженцу фирмы приходится выискивать продавцов и предлагать им заманчивые условия сделки. Рынок продавца — это такой рынок, на котором продавцы имеют больше власти и где наиболее активны­ми "деятелями рынка" приходится быть покупателям. Рынок покупателя — это такой рынок, на котором больше власти имеют по­купатели и где наиболее активными "деятелями рынка" приходится быть продавцам.

В начале 1950-х годов предложение товаров стало обгонять рост спроса на них, и маркетинг стали ассоциировать с продавцами, пы­тающимися отыскать покупателей. Автор книги придерживается именно этой точки зрения и разбирает проблемы маркетинга, возни­кающие перед продавцами в условиях рынка покупателя.

29



Управление маркетингом

С течением времени все, кто занят в процессе обмена, учатся его совершенствовать. В частности, продавцы обретают больший профес­сионализм в управлении своим маркетингом. Мы определяем управ­ление маркетингом следующим образом.

S Управление маркетингом— это анализ, планирование, претво­рение в жизнь и контроль за проведением мероприятий, рассчи­танных на установление, укрепление и поддержание выгодных обменов с целевыми покупателями ради достижения определен­ных задач организации, таких, как получение прибыли, рост объема сбыта, увеличение доли рынка и т.п. В своем наиболее популярном образе управляющий по маркетингу предстает как специалист, изыскивающий столько клиентов, сколько нужно для реализации всего объема продукции, производимой фирмой в данный момент. Однако это — слишком узкое представление о круге его задач. Управляющий по маркетингу занимается не только созданием и расширением спроса, но и проблемами его изменения, а иногда и сокращения. Задача управления марке­ тингом заключается в воздействии на уровень, время и харак­тер спроса таким образом, чтобы это помогало организации в достижении стоящих перед ней целей. Попросту говоря, управ­ление маркетингом — это управление спросом.

Организация вырабатывает представления о желательном уровне спроса на свои товары. В любой отдельно взятый момент времени уровень реального спроса может быть ниже желаемого, соответство­вать ему или превышать его. Со всеми этими состояниями и прихо­дится иметь дело управлению маркетингом (см. врезку 1.2).

Управляющие по маркетингу — это должностные лица фирмы, за­нимающиеся анализом маркетинговой ситуации, претворением в жизнь намеченных планов и/или осуществляющие контрольные функции. Сюда относятся управляющие по сбыту и сотрудники службы сбыта, руководящие работники службы рекламы, специали­сты по стимулированию сбыта, исследователи маркетинга, управ­ляющие по товарам и специалисты по проблемам ценообразования. (Подробнее обо всех этих должностях службы маркетинга будет рас­сказано в гл. 2 и Приложении Б.)

Дата: 2018-12-28, просмотров: 279.