Масса судна, равная массе воды, вытесняемой судном, называется весовым водоизмещением.
Поскольку водоизмещение судна изменяется в зависимости от степени его загрузки, любому значению осадки (углублению корпуса в воду) соответствует определенное водоизмещение.
Весовое водоизмещение судна Δ (т) характеризуется тремя параметрами посадки: средней осадкой на миделе, креном и дифферентом. Оно может быть рассчитано двумя способами:
– с помощью уравнения плавучести:
Δ = ρ х Δ , (1.1)
где: ρ– плотность воды, в которой находится судно (т/м3 );
Δ – объемное водоизмещение судна (м3 );
– с помощью уравнения нагрузки:
Δ = Δ o + Δ w , (1.2)
где: Δ0 – масса судна порожнем, включающая массы корпуса, механизмов с топливом в системах двигателей и котлов, заполненных водой, штатного материально-технического имущества и
снабжения, включая запчасти и постоянный балласт.
Δw – дедвейт судна, то есть полная грузоподъемность судна, определяемая из разницы массы судна между водоизмещениями с грузом и порожнем.
Дедвейт судна включает следующие нагрузки:
∆w=Pг+Pт+Pм+Pв+Pпр+Pб+Pэ+Pмз, (1.3)
где:
Рг – перевозимый груз;
Pт – запасы топлива;
Pм – запасы масла;
Pв – запасы воды (питьевая, мытьевая, котельная);
Pб – жидкий переменный балласт;
Pэ – масса экипажа и пассажиров с багажом;
Pмз – масса «мертвого» запаса;
Масса так называемого «мертвого запаса» PМЗ официально не признана и в литературе чаще упоминается как «судовая постоянная».
По некоторым данным, ежегодное уменьшение грузоподъемности танкеров из-за накопления в корпусе судна ржавчины, составляет 0,2 % от массы перевозимого груза, причем ремонты и очистки не приводят к полному восстановлению грузоподъемности.
Сюда же входят остатки жидких грузов в опорожненных танках и цистернах, то есть не учитываемые нагрузки по всем статьям уравнения нагрузки, кроме статьи перевозимого груза.
В зависимости от условий и сроков эксплуатации масса «мертвого» запаса на некоторых судах может достигать ста и более тонн. Искомая масса принятого (сданного) на судне груза теоретически определяется при решении системы из двух уравнений:
· уравнения плавучести;
· уравнения нагрузки.
Практически количество переработанного груза с начала грузовых операций Ρг определяется, как разность водоизмещений судна без переменных запасов до начала и по окончании грузовых работ:
(1.4)
где Σр – сумма всех переменных судовых запасов.
Подбуквенные индексы к и н обозначают конец и начало грузовых работ.
Естественно, что точность расчета количества переработанного на судне груза зависит от точности определения всех параметров посадки судна.
При постоянно осуществляемом на судне учете и контроле количества переменных запасов основное внимание должно быть уделено тщательному выполнению следующих операций:
· снятие и расчет осадок по маркам углубления;
· определение параметров посадки судна;
· расчет водоизмещения судна с учетом поправок на дифферент, изгиб корпуса, плотность воды.
На судне должны быть выполнены мероприятия для сюрвейерского осмотра. Балластные танки должны быть легкодоступны для определения количества балласта с применением калибровочных таблиц. Если имеется какое-либо сомнение в количестве балласта в каком-либо танке, этот танк должен быть вскрыт и досмотрен визуально. Используемые под балласт грузовые трюма к началу осмотра по возможности должны быть освобождены от балласта и очищены. Персонал судна должен быть готов к началу осмотра судна сюрвейером. Старший помощник капитана проверяет наличие необходимой документации. На судне не должно производиться никаких перемещений балластных, питьевых и мытьевых вод, запасов топлива и масел, а также грузов пока все измерения и замеры не будут произведены. В это время не должны работать судовые краны и производится швартовные и якорные операции. Измерения и вычисления вносятся в специальную ведомость расчета по осадке. Окончательный и согласованный расчет заносится в акт расчета массы погруженного (выгруженного) груза, который подписывается сюрвейером и капитаном судна
Дата: 2018-12-28, просмотров: 347.