Естественная убыль груза. Нормы убыли
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

При перевозке масса многих грузов может уменьшаться: разносится ветром, высушивается, остается в судне в виде мусора, испарятся, просачиваться сквозь щели.

Иногда эти факторы действуют одновременно, что приводит к значительной убыли груза. Поэтому установлено, что перевозчик не несет ответственности за уменьшение массы груза, если оно является следствием естественной убыли и не превышает установленных норм. С учетом свойств груза, характера упаковки и условий приема груза к перевозке установлены нормы естественной убыли грузов для каждого вида транспорта. При перегрузке из судна в судно эта норма увеличивается на 20%. Нормы естественной убыли груза не применяется в случае упаковки груза в герметичную упаковку, расфасованного в стандартные пачки, упакованного в жесткую тару, поступающего в продажу без взвешивания, на грузы, легко поглощающего влагу.

Масса груза так же зависит от изменения влажности в процессе перевозки.

 

Gн= Gф

 

Где, Gн и Gф масса груза при нормированной влажности и фактическая.

Wни Wф- влажность нормированная и фактическая в процентах.

Влажность зерновых грузов определяется по таблице Дюваля. (ПП ч.1 стр. 183)

Для нефти и нефтепродуктов кроме потерь при перевозке, установлены потери при хранении, отпуске и приеме и зависят от сорта груза, типа резервуаров, транспортных средств, климатической зоны и времени года.

Нормы естественной убыли грузов зависят от расстояния перевозки:

До 500 км – 0,1%

От 501- 1500 км. 0,15%

Свыше 1501 км. – 0,2%

Для некоторых грузов норма естественной убыли грузов зависят от времени нахождения на транспорте.

При каботажных перевозках недостача фиксируется в приемо-сдаточной ведомости как разница между количеством груза, указанным в графах «числится по документам» и «оказалось при выгрузке»: В этой же ведомости при необходимости представители порта делают отметку о порче или повреждении части грузовых мест. Если характер несохранной перевозки требует детального описания, то составляется акт общей формы, на который делается ссылка в приемо-сдаточной ведомости. При сдаче груза судном непосредственно получателю, при передаче на другой вид транспорта, портам и судам, несохранная перевозка оформляется коммерческим актом, в котором фиксируют результаты проверки количества груза по разделам: значится по документам, в действительности оказалось, в том числе поврежденных мест. В специальных графах указывают, была ли нарушена тара и внутренняя упаковка, имеются ли следы хищения, подробный перечень недостающих или испорченных предметов, их точное наименование и количество. Коммерческий акт является документом строгой отчетности, составляется по единой форме для всех организаций и служит основанием для предъявления претензий перевозчику со стороны грузовладельца. От имени судна коммерческий акт подписывает капитан. В заграничном плавании в случае несохранной перевозки оформляют акты-извещения, в которых указывают недостачу или излишек груза (число мест, массу), а так же подробно фиксируют порчу, поломку или повреждение груза и его тары. Акт-извещение составляют раздельно по каждому коносаменту и заполняют в пяти экземплярах. Акты-извещения, составленные в процессе выгрузки, перечисляются в генеральном акте выгрузки отдельно по каждому коносаменту.

Как в каботажном, так и в заграничном плавании акты не составляют, если изменение количества груза является результатом естественной убыли и не превышает установленных для этого норм.

При выгрузке экспортных грузов в иностранных портах несохранную перевозку оформляют различно. Если груз принимает непосредственно представитель грузовладельца, расписываясь в подтверждении этого на коносаменте, то в случае необходимости эта расписка может содержать оговорку относительно недостачи или порчи груза, поломки тары и т. д. Расписка на коносаменте с подобной оговоркой будет одновременно рекламацией получателя по качеству доставки товара. Если, как это происходит в большинстве портов, факт выгрузки оформляется вручением судну outturn report или подобного документа, то в них указывают фактически принятое с судна количество груза (массу, число мест), а также делают оговорки об обнаруженных повреждениях, порче, что и является доказательством несохранной перевозки. По каждому случаю несохранной перевозки или коммерческого брака на судне под руководством капитана проводят ведомственное расследование, порядок и сроки которого определены специальной инструкцией. Цель ведомственного расследования — получить четкие и обоснованные ответы на следующие вопросы: причина несохранной перевозки, процент и, если возможно, степень порчи груза, прямые и косвенные виновники не сохранности груза и коммерческого брака. Капитан судна составляет заключение о результатах расследования, которое должно содержать конкретные выводы и рекомендации. Материалы ведомственного расследования с заключением капитана и приложением всех необходимых документов направляют вместе с грузовым отчетом по рейсу в коммерческую службу пароходства. В ряде случаев ущерб грузу в процессе перевозки является следствием действия непреодолимой силы, резкого перепада температур в период рейса, случайностей и опасностей и тому подобных факторов, действие которых не могло быть предотвращено мерами экипажа по обеспечению сохранности груза. В этих случаях капитан с приходом в первый порт захода оформляет морской протест. Морской протест прилагается к грузовому отчету капитана и используется перевозчиком для защиты своих интересов.

Грузовая книга — документ, который ведется на судне по произвольной форме. Он предназначен для того, чтобы систематизировать опыт эксплуатации судна в части размещения груза на судне и организации обработки судна в порту. По каждому рейсу в грузовой книге записывается род и количество груза, вариант загрузки, принятые меры по обеспечению сохранности груза, особенности приема и сдачи груза в портах, результаты перевозки и т. д. Особое внимание уделяется мореходным качествам судна при принятом варианте загрузки: периоду качки, всхожести судна на волну, управляемости судна. В грузовой книге приводятся расчеты остойчивости и непотопляемости на каждый рейс.

Для обеспечения сохранности груза в трюме судна необходимо: предотвратить конденсацию влаги на объекте или стенах грузового и трюмного помещения, предотвратить концентрацию влаги в отдельных местах товара, создать оптимальные температурно влажностные условия для объектов. Конденсация влаги на товаре или конструкциях корпуса не наблюдается, если точка росы воздуха, соприкасающегося с ними, меньше температуры объекта или ограждений трюма.

Если нет наблюденных данных, то температура товара в течение рейса считается равной наименьшей температуре воздуха в порту.

При каботажных перевозках недостача фиксируется в приемо-сдаточной ведомости как разница между количеством груза, указанным в графах «числится по документам» и «оказалось при выгрузке».

В этой же ведомости при необходимости представители порта делают отметку о порче или повреждении части грузовых мест. Если характер несохранной перевозки требует детального описания, то составляется акт общей формы, на который делается ссылка в приемо-сдаточной ведомости. При сдаче груза судном непосредственно получателю, или передаче на другой вид транспорта, несохранная перевозка оформляется коммерческим актом, в котором фиксируют результаты проверки количества груза по разделам: значится по документам, в действительности оказалось, в том числе повреж­денных мест. В специальных графах указывают, была ли нарушена тара и внутренняя упаковка, имеются ли следы хищения, подробный перечень недостающих или испор­ченных предметов, их точное наименование и количество. Коммерческий акт является документом строгой отчетности и служит основанием для предъявления претензий пе­ревозчику со стороны грузовладельца. От имени судна коммерческий акт подписывает капитан. Формы указанных выше актов и порядок их составления приведены в Тарифном руководстве 4-М.

В заграничном плавании при выгрузке импортных грузов в российских портах в случае несохранной перевозки оформляют акты-извещения, в которых указывают не­достачу или излишек груза (число мест, массу), а также подробно фиксируют порчу, поломку или повреждение груза и его тары. Акт-извещение составляют раздельно по каждому коносаменту и вручаются капитану судна, представителям грузополучателя и таможни. Акты-извещения, составленные в процессе выгрузки, перечисляются в гене­ральном акте выгрузки отдельно по каждому коносаменту.

Как в каботажном, так и в заграничном плавании акты не составляют, если измене­ние количества груза является результатом естественной убыли и не превышает уста­новленных для этого норм.

При выгрузке экспортных грузов в иностранных портах несохранную перевозку оформляют различно. Если груз принимает непосредственно представитель грузовла­дельца, расписываясь в подтверждении этого на коносаменте, то в случае необходимо­сти эта расписка может содержать оговорку относительно недостачи или порчи груза, поломки тары и т. д. Расписка на коносаменте с подобной оговоркой будет одновре­менно рекламацией получателя по качеству доставки товара.
Если, как это происходит в большинстве портов, факт выгрузки оформляется вруче­нием судну outturn report или подобного документа, то в них указывают фактически принятое с судна количество груза (массу, число мест), а также делают оговорки об обнару­женных повреждениях, порче, что и является доказательством несохранной перевозки.

В некоторых портах для фиксации несохранной перевозки используется «Damage cargo report» (отчет о повреждении груза).Брюссельская конвенция 1924 г. допускает любую письменную форму уведомления о повреждении или недостаче груза.

В ряде случаев ущерб грузу в процессе морской перевозки является следствием действия непреодолимой силы, резкого перепада температур в период рейса, случайностей и опасностей на море и тому подобных факторов, действие которых не могло быть предотвращено мерами экипажа по обеспечению сохранности груза. В этих случаях капитан с приходом в первый порт захода делает консулу или нотариусу (в зависимости от обычаев порта) заявление о морском протесте. Оформленный консулом (нотариусом) морской протест прилагается к грузовому отчету капитана и используется перевозчиком для защиты своих интересов.

Согласно Брюссельской конвенции 1924 г. и КТМ РФ (исключаются каботажные перевозки (внутри России)), перевозчик освобождается от ответственности за недостачу и повреждение груза, произошедшие в результате ошибок капитана, лоцмана или других членов эки­пажа в судовождении или управлении судном (т. и. «навигационные ошибки»).

Особый случай коммерческой правовой практики представляет общая авария. Под этим понимаются убытки, понесенные вследствие необходимых преднамеренных и ра­зумных действий или пожертвований в целях спасения судна, фрахта и груза от общей для них опасности. Общая авария распределяется между судном, фрахтом и грузом пропорционально их стоимости.

По каждому случаю несохранной перевозки или коммерческого брака на судне под руководством капитана проводят ведомственное расследование, порядок и сроки кото­рого определены специальной инструкцией. Цель ведомственного расследования — получить четкие и обоснованные ответы на следующие вопросы: причина несохранной перевозки, процент и, если возможно, степень порчи груза, прямые и косвенные ви­новники несохранности груза и коммерческого брака. Капитан судна составляет за­ключение о результатах расследования, которое должно содержать конкретные выво­ды и рекомендации. Материалы ведомственного расследования с заключением капита­на, с приложением всех необходимых документов направляют вместе с грузовым отче­том по рейсу в коммерческую службу судоходной компании.

Грузовая книга— документ, который ведется на судне по произвольной форме. Он предназначен для того, чтобы систематизировать опыт эксплуатации судна в части раз­мещения груза на судне и организации обработки судна в порту. По каждому рейсу в гру­зовой книге записывается род и количество груза, вариант загрузки, принятые меры по обеспечению сохранности груза, особенности приема и сдачи груза в портах, результаты перевозки и т. д. Особое внимание уделяется мореходным качествам судна при принятом варианте загрузки: периоду качки, всхожести судна на волну, управляемости судна. В грузовой книге приводятся расчеты остойчивости и непотопляемости на каждый рейс. Грузовой (рейсовый) отчет капитана составляют в установленной форме по окон­чании каждого рейса и направляют в коммерческую службу судоходной компании. В отчете капитан докладывает о результатах перевозки груза в данном рейсе. К отчету прилагают судовые копии всех грузовых документов, а также таймшит и др. Если про­изошли утрата или повреждение груза, то в грузовой отчет включают материалы расследования и выводы по нему.


Вопросы для самопроверки

1. Ответственность за утрату или повреждение принятого для перевозки груза.

2. Виды несохранной перевозки навалочных грузов.

3. Как называется документ, который служит основанием для предъявления претензий пе­ревозчику со стороны грузовладельца в каботажных перевозках.

4. В каких случаях перевозчик освобождается от ответственности.

Вернуться в содержание.


тема 9. Определение количества груза

В практике грузовых операций часто возникает необходимость в определении количества груза на борту судна. Такая операция производится при погрузке угля, руды, зерна и других навалочных, насыпных и наливных грузов. Данная методика применяется в морской практике перевозки грузов, когда они размещаются на судне без взвешивания. Возможно также применение данного способа с целью контроля погруженного или выгруженного груза с известным весом. В грузовых документах при перевозке навалочных (насыпных) грузов указывается, что масса груза принята по заявлению отправителя. Во избежание разногласий как с отправителем, так и с получателем груза, перевозчик обязан контролировать количество груза по изменениям посадки и водоизмещения судна до и после погрузки (выгрузки) также точно, как это производят профессиональные инспекторы грузоотправителя и грузополучателя. В мировой практике принято считать расчет достаточно убедительным для заинтересованных сторон в том случае, если количество погруженного (выгруженного) груза достигает точности порядка 0,5 % от массы всего груза. Большие просчеты возможны из-за погрешностей в проведении замеров на судне (осадки, уровней жидкости в танках), а в дальнейшем как следствие, и сам расчет может явиться причиной значительных расхождений.


Дата: 2018-12-28, просмотров: 308.