Объемные характеристики судна
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

К объемным характеристикам судна относятся грузовместимость и регистровая вместимость.

Грузовместимостью судна Wc называется объемное количество грузов в кубических метрах, которое может быть погружено в грузовые помещения судна до полного использования их вместимости.

Различают грузовместимость насыпью Wн и киповую Wк.

При эксплуатации судна определяют так называемую удельную грузовместимость – количество кубических метров грузовых помещений, приходящихся на 1 т чистой грузоподъемности:

или                                         (10), (11)

где – удельная грузовместимость судна, определяемая отдельно для насыпных и генеральных грузов.

Удельный погрузочный объем груза показывает, сколько м3 занимает 1 т данного груза в грузовом помещении судна и определяется отношением объема, занимаемого грузом к весу: ̅u= 3/т).

В случае если ˃ , полностью используется грузовместимость судна, но недоиспользуется грузоподъемность. Количество груза, которое судно может взять в рейс рассчитывается: Q=  .

Если ˂ , используется грузоподъемность; при = полностью используется и грузоподъемность, и грузовместимость судна. В этих случаях загрузка судна равняется Dч судна.

Регистровая вместимость является условным показателем вместимости судна. За единицу измерения регистровой вместимости принята регистровая тонна, которая равна 2,83 м3или 100 куб. футам. Различают два вида регистровой вместимости: полную или валовую (Gross-tonnage), и чистую (Net-tonnage). Gross-tonnage выражает объем помещений судна как сооружения в целом. Net-tonnage выражает условный объем грузовых помещений судна. Регистровая вместимость используется для установления тождественности судов, статистики тоннажа, сравнения величины судов, взыскания с судов всевозможных сборов. Величину регистровой вместимости устанавливают на основании обмера судов в соответствии с правилами обмера и удостоверения тождественности морских судов, изданных Регистром России.

Вопросы для самопроверки

  1. Что такое зоны и сезонные районы плавания и чем они регламентируются?
  2. Что такое грузовая шкала и для чего она применяется?
  3. Как изменяется осадка судна при переходе из пресной воды в соленую и наоборот?
  4. Что такое валовая и чистая регистровая вместимость?

 

Вернуться в содержание.


тема 5. Грузовой план. Расчет грузоподъемности и грузовместимости.

Грузовой план , карго-план, схема размещения грузов, перевозимых в грузовых помещениях и на верхней палубе судна. Грузовой план служит руководством при погрузке и разгрузке и преследует цель обеспечить полное использование грузовместимости и грузоподъёмности судна, сохранность грузов при перевозке, удобную и быструю их погрузку и выгрузку, а также достаточную остойчивость судна, его допустимую осадку, общую и местную прочность корпуса. На грузовом плане указывается наименование грузов, число мест отдельных партий, их объём, положение центра тяжести и порт назначения. Для обеспечения максимального использования грузовых помещений судна (трюмов и палубы) как в объемном, так и весовом отношении и соблюдения норм безопасности мореплавания применяется документ, именуемый Грузовой план (cargoplan, каргоплан). Грузовой план это чертеж в виде продольно-поперечного разреза судна, который составляется перед началом загрузки. На схеме показывается предполагаемое размещение на судне всех партий груза с учетом порта назначения и безопасности перевозки, а также и с учетом безопасности для судна. При составлении каргоплана должны учитываться физико-химические и транспортные свойства грузов, возможность их совместной перевозки.

От качества составления каргоплана в значительной степени зависит организация грузовых операций в портах погрузки и выгрузки судна, а следовательно, и продолжительность стояночного времени. Каргоплан составляется грузовым помощником капитана (иногда агентом в порту) совместно с представителями администрации порта и утверждается капитаном судна. Очень часто понятие «грузовой план» употребляется как синоним плана размещения груза, поскольку последний имеет тот же формат, но показывает детальное размещение всех партий грузов, уже погруженных на судно.

Сегодня при осуществлении линейных перевозок каргоплан обычно разрабатывается с помощью программного обеспечения, на персональных компьютерах. При контейнерных перевозках под каргопланом иногда понимают перечень контейнеров, подлежащих выгрузке в конкретном порту.

Контейнеры для одного порта выгрузки стараются грузить единым слотом (от англ. Slot — щель, прорезь) по принципу «чем ниже, тем тяжелее», при этом тяжелые контейнеры размещаются в трюме максимально глубоко и, по возможности, равномерно слоями.

Составляется с учетом всех требований к размещению груза на судне, По форме грузовые планы бывают: одно, двух и трехплоскостными. По времени загрузки различат грузовые планы: предварительные, исполнительные, окончательные.

Предварительный грузовой план составляется на судне грузовым помощником (старшим или 2-м помощником капитана) на основании документов на заявленный к погрузке груз (Спецификация на груз, BookingList), либо в грузовом отделе данного порта. Предварительный грузовой план проверяется, уточняется и подписывается капитаном судна, после чего становится основным документом разрешающим производить погрузку судна. В линейных перевозках этот грузовой план часто подписывается агентом агентирующей фирмы, после согласования с капитаном судна.

Исполнительный грузовой план- отражает фактическую загрузку судна со всеми её изменениями с согласия капитана судна в процессе погрузки. Окончательный грузовой план- фактический план полной загрузки судна на конец загрузки всего заявленного груза. Одноплоскостной грузовой план-расположение груза по грузовым помещениям в разрезе судна по ДП (диаметральной плоскости судна).На нем наносится кратко наименование груза, количество мест, вес, получатель/отправитель по каждой партии + общий вес по каждому грузовому помещению, общий вес по каждому трюму (грузовому танку- на танкерах и судах с грузовыми танками для жидких грузов) и общее количество груза на судне + отдельно для каждого получателя груза, порт отхода, порт прихода, осадка носом, кормой, средняя.

Двухплоскостной грузовой план- в случае перевозки палубного груза- дается расположение груза в разрезе по ДП и вид сверху на главную палубу + все остальные данные, указанные выше.

Трехплоскостной грузовой план в двухплоскостном грузовом плане дается дополнительно информация по размещению груза на палубе или отдельном грузовом помещении, которая не уместилась на двухплоскостном грузовом плане + вся остальная информация, указанная выше.

В случае перевозки опасных грузов, предварительный грузовой план должен быть согласован с пожарно-технической службой ВОХР или с соответствующей службой в иностранных портах.

Копии исполнительного грузового плана находятся: у агента судна, заведующего складом (причалом), в диспетчерской участка (перегрузочного комплекса) и в транспортно- экспедиционной конторе порта.

При выполнении перевозок между иностранными портами, все предложения к предварительному грузовому плану готовит агент компании, обслуживающей судно.

Агентирующую компанию, как правило назначает фрахтователь судна или груза.

К предварительному и окончательному грузовому плану прилагается полный расчет остойчивости судна с учетом его прочности, выполненный на судне и через агента направляются копии всем заинтересованным лицам, включая Портнадзор и службу капитана порта. На судне ведется подшивка всех расчетов остойчивости и прочности судна по рейсам (с подписью капитана и судовой печатью), которые предъявляются при проверках судна –представителям PSC, инспекторам страхового общества и представителям Судовладельца (Оператора компании).

Запрещается совместная перевозка в одном грузовом помещении грузов:

· пачкающих, пылящих, боящихся загрязнений;

· выделяющих влагу ( в процессе испарений), боящихся подмочки или сырости;

· издающих запахи и воспринимающие их;

· выделяющие ядовитые газы и пищевых продуктов;

· носителей карантинных объектов и подверженных их воздействию;

· требующих в процессе перевозки различных тепло- и влаговентиляционных режимов;

· жидких грузов в таре и грузов с повышенной влажностью, поверх сухих;

· грузов со снегом или льдом;

Общие требования к грузовому плану

Грузовым планом называется графическое изображение на чертеже судна располо­жения каждой партии груза в судовых грузовых помещениях на данный рейс. Грузовой план морского судна составляют на основе общих требований к оптимальному разме­щению грузов с учетом условий предстоящего рейса. Для выполнения этих требований нужно обеспечить:

· сохранение необходимой остойчивости, прочности и дифферента судна;

· наиболее выгодное использование грузовместимости и грузоподъемности судна;

· возможность обеспечения погрузки и выгрузки груза в минимальные сроки;

· безопасное плавание судна;

· сохранную и своевременную доставку груза;

· соблюдение очередности погрузки груза с расчетом выгрузки судна в промежу­точных портах без дополнительных перевалок;

· соблюдение норм техники безопасности и охраны труда экипажа судна и работ­ников порта.

Помимо технических и организационных требований, при составлении грузового плана учитывают необходимость достижения наиболее высокой экономической эф­фективности работы судна.

Для составления грузового плана надо знать подробные данные о судне, грузе и ус­ловиях плавания. Грузовой план только тогда может быть принят к исполнению, когда он обеспечивает безопасность плавания, т. е. судно имеет достаточную остойчивость, продольную прочность, допустимый крен и дифферент. Это обеспечивается нормаль­ным распределением весовых нагрузок по длине, ширине и высоте судна.

Следующий наиболее важный этап составления грузового плана заключается в рас­пределении грузов между различными грузовыми помещениями судна, для чего изу­чают и учитывают все физико-механические, химические и прочие свойства грузов; Правильное распределение грузов по трюмам влияет не только на их сохранность, но и на безопасность плавания судна. Размещение на судне грузов, которые выделяют влагу, запахи или представляют пожароопасность и взрывоопасность, должно происхо­дить с особой осторожностью. Жидкие грузы в таре, тяжеловесы и грузы в непрочной таре требуют также принятия особых мер при их погрузке. Совместная перевозка не­совместимых грузов в одном помещении может привести к их порче вследствие вредного воздействия друг на друга.

При составлении грузового плана следует решить вопрос максимального использо­вания грузовместимости и грузоподъемности. Это достигается методом подбора соот­ветствующей комбинации легких тяжелых грузов. Количество груза, которое может принять судно к перевозке, определяют его удельным погрузочным объемом. Часто случается так, что на судах линейного плавания наличие строгой регламентации грузов делает невозможным выбор оптимального варианта загрузки по грузовместимости и грузоподъемности при линейном плавании чаще всего подбор грузов определяется временем стоянки судна в порту, трудоемкостью грузовых работ и установленными сроками доставки грузов. В каботажном плавании имеются более широкие возможности изменения состава и количества груза. В этом случае можно добиться такого соотношения легких и тя­желых грузов, когда будет полностью использована грузоподъемность и грузовме­стимость судна.

После этого следует переходить к решению задачи распределения грузов по отдельным трюмам для расчета трудоемкости обработки отдельных пар­тий груза. Это необходимо для того, чтобы грузовые операции в отдельных трюмах закончились одновременно, для чего грузы, наиболее трудоемкие, помещают в трю­мы меньших размеров. При этом надо помнить, что иногда грузовое помещение ма­лых размеров требует больших трудозатрат при его загрузке, поскольку из-за не­удобств конструкции помещения там невозможно развернуть необходимый фронт работ или применить механизацию.

Распределение грузов по помещениям значительно усложняется, если судно при­нимает груз на несколько портов выгрузки. Основное требование в этом случае заклю­чается в том, чтобы груз, подлежащий выгрузке в первом порту, находился сверху и был распределен по нескольким трюмам. Это дает возможность выгрузить груз в порту без перевалки и без задержек. Однако и в этом случае надо учесть, что в загранпортах количество груза в каждом трюме должно быть рассчитано на производительность бригады в смену, поскольку оплата бригады, как правило, идет не менее как за пол­смены, независимо от того, сколько часов они отработали.

При составлении грузового плана на несколько портов выгрузки надо предусмот­реть возможность не только выгрузки, но и погрузки в промежуточных портах. Необ­ходимость погрузки грузов в промежуточных портах осложняет нахождение рацио­нальной загрузки судна. В некоторых случаях очередность захода в промежуточные порты устанавливают в зависимости от возможности рациональной загрузки-выгрузки судна в промежуточном порту.

Перечисленные условия разработки грузового плана показывают, что эта сложная задача, которая определяется множеством разноречивых факторов. Правильность ее решения обеспечивает безопасность плавания судна, сохранность перевозимых грузов и эффективность использования транспортных средств. Опыт морской перевозки гру­зов и научные исследования позволили выработать ряд общих принципов, выполнение которых позволяет соблюсти основные требования оптимальной загрузки судна.

По установившейся практике грузовой план составляет порт за несколько суток до прихода судна в порт под погрузку. Такой план называется предварительным. Составле­ние предварительного грузового плана позволяет заблаговременно подготовить груз и выработать наиболее рациональную технологическую схему погрузки судна, что являет­ся важным условием проведения грузовых операций в минимальные сроки. Это важно и в том случае, когда идет погрузка по прямому варианту вагон-судно, поскольку железно­дорожники будут знать очередность подачи вагонов, если вагоны уже прибыли в порт.

В процессе погрузки по различным причинам могут возникнуть изменения в подаче груза. Это вызывает необходимость корректировки предварительного грузового плана и перекомпоновки грузов, как по количеству, так и по наименованиям. В результате этих изменений к концу погрузки формируется окончательный или исполнительный грузовой план, в котором отражено фактическое размещение грузов на судне.

Построение предварительного и исполнительного грузовых планов не имеет суще­ственных отличий, особенно если грузят массовый однородный груз. Значительные изменения могут произойти при погрузке разнородного генерального груза. Составле­ние грузовых планов для массовых однородных грузов не представляет затруднений, поскольку нет необходимости решать вопросы совместимости, выполнять несколько вариантов расчетов по использованию грузоподъемности и грузовместимости и т. д.

При выполнении перевозок, а также при перевозке импортных грузов предвари­тельный грузовой план составляет агент, обслуживающий судно в порту. Для этого агент должен иметь исчерпывающую информацию о судне. Предварительный грузовой план проверяет штурман, отвечающий за погрузку судна, и подписывает капитан. Все измене­ния в грузовой план после его подписания вносят только с разрешения капитана.

Для составления грузового плана необходимо решить ряд задач по наилучшему размещению грузов на судне. Решение этих задач можно производить в такой после­довательности:

· определить количество грузов, которое может быть принято к перевозке на дан­ный рейс;

· подобрать грузы исходя из необходимости обеспечения полного использования грузоподъемности и грузовместимости судна или достижения максимальной фрахтовой выручки;

· рассчитать распределение весовых нагрузок по грузовым отсекам судна;

· распределить груз по отдельным грузовым помещениям;

· определить дифферент на момент отхода и исправить его в случае необходимости;

· проверить остойчивость на момент отхода судна из порта и на приход его в порт назначения.


Дата: 2018-12-28, просмотров: 393.