Этап – представление исследовательской работы
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Для решения отдельных самостоятельных вопросов научно-исследовательских работ могут быть выделены составные части научно-исследовательских работ, выполняемые соисполнителями (сторонними организациями) по контракту с исполнителем научно-исследовательских работ. В этих случаях исполнитель научно-исследовательских работ выполняет функции заказчика по отношению к исполнителям составных частей научно-исследовательских работ, координирует их работу и несет ответственность за качество и научно–технический уровень научно-исследовательских работ в целом.

Для экспериментальной проверки возможности создания образца продукции и определения его технических характеристик, проверки правильности результатов теоретических исследований и выбора оптимального технического и конструкторско-технологического решения и в процессе выполнения научно-исследовательских работ при необходимости создают макеты, модели, экспериментальные образцы (далее – макеты).

Необходимость разработки, изготовления и испытаний макетов устанавливают в техническом задании на научно-исследовательские работы и контракте на их выполнение.

Для обеспечения своевременного выполнения научно-исследовательской работы и ее этапов, осуществления оперативного контроля за выполнением работ и составлением отчета о научно-исследовательской работеисполнитель научно-исследовательской работы при необходимости разрабатывает, согласовывает с заказчикоми утверждает план совместных работ на выполнение научно-исследовательской работы(план-график, сетевой план-график или другой планирующий документ), содержащий последовательность и сроки выполнения этапов научно-исследовательской работы, состав исполнителей, номенклатуру и сроки составления отчета о научно-исследовательской работе по этапам научно-исследовательской работы и научно-исследовательской работе в целом, сроки приемки этапов и научно-исследовательской работы в целом.

Согласованный и утвержденный план совместных работ на выполнение научно-исследовательской работы является обязательным для всех участников научно-исследовательской работы.

В процессе выполнения работ исполнитель научно-исследовательской работы по согласованию с заказчиком может уточнять и корректировать план совместных работ в пределах условий технического задания и контракта на выполнение научно-исследовательской работы.

При выявлении в процессе научно-исследовательской работы нецелесообразности продолжения работ исполнитель научно-исследовательской работы представляет заказчику обоснованное заключение о прекращении работ. Основанием для прекращения научно-исследовательской работы является совместное решение исполнителя научно-исследовательской работы и заказчика либо решение руководства исполнителя научно-исследовательской работы (при отсутствии заказчика).

Прекращение научно-исследовательской работы по инициативе заказчика оформляют также совместным решением исполнителя научно-исследовательской работы и заказчика.

Выполнение требований технического задания, в том числе по обеспечению безопасности для жизни и здоровья людей и охраны окружающей среды, совместимости и взаимозаменяемости при изготовлении и испытаниях макетов и при реализации научно-исследовательской работы осуществляют:

– на этапе выбора направлений исследований – путем проработки вопросов безопасности и экологии, формирования необходимых требований и разработки мероприятий по их выполнению;

– на этапе теоретических и экспериментальных исследований – путем уточнения и экспериментальной проверки этих требований при изготовлении и испытаниях макетов;

– на этапе обобщения и оценки результатов исследований – путем включения уточненных требований в отчет о научно-исследовательской деятельности.

Эффективность и достаточность разработанных требований и принятых мер по их реализации оценивают при приемке этапов научно-исследовательской работы и научно-исследовательской работы в целом и отражают в актах приемки и протоколах испытаний макетов.

Разработку и реализацию требований по стандартизации и унификации создаваемых образцов продукции осуществляют в соответствии с требованиями национальной системы стандартизации и техническим заданием.

Патентные исследования проводят на всех этапах научно-исследовательской работы. Содержание и объем патентных исследований устанавливают в техническом задании и контракте.

После завершения этапа научно-исследовательской работы его результаты и разработанный отчет о научно-исследовательской работе должны быть рассмотрены на научно-техническом (ученом) совете организации-исполнителя НИР или на секции научно-технического (ученого) совета с участием заказчика, головного научно-исследовательского института по виду техники или других заинтересованных организаций по решению исполнителя научно-исследовательской работы и заказчика.

Результаты рассмотрения этапа научно-исследовательской работы оформляют протоколом.

Отчет о научно-исследовательской работе на этапе научно-исследовательской работы перед рассмотрением на научно-техническом (ученом) совете может быть направлен на рецензию. Необходимость рецензирования и организация-рецензент устанавливаются в техническом задании и контракте на выполнение научно-исследовательской работы.

Откорректированный по результатам рассмотрения на научно-техническом (ученом) совете (секции научно-технического (ученого) совета) отчет о научно-исследовательской деятельности утверждает руководство исполнителя научно-исследовательской работы.

Приемка этапа научно-исследовательской работы заключается в рассмотрении и оценке результатов выполненных работ, качества предъявленного отчета о научно-исследовательской деятельности и других материалов по этапу в соответствии с требованиями технического задания и контракта, а также в подтверждении результатов исследований проведением испытаний макетов, если это указано в техническом задании или контракте.

Этап научно-исследовательской работы принимает комиссия, необходимость создания которой, ее состав и сроки работы устанавливает руководство исполнителя научно-исследовательской работы по согласованию с заказчиком.

Результаты приемки оформляют актом приемки этапа научно-исследовательской работы, утверждаемым руководством исполнителя научно-исследовательской работы. Утвержденный акт является основанием для того, чтобы считать этап научно-исследовательской работы завершенным.

После приемки этапов научно-исследовательской работы исполнитель научно-исследовательской работы оформляет отчет о научно-исследовательской работе и другие материалы по научно-исследовательской работе в целом, которые должны быть рассмотрены на научно-техническом (ученом) совете (секции научно-технического (ученого) совета).

Приемку научно-исследовательской работы осуществляют постоянно действующей или специально создаваемой комиссией.

Основанием для приемки научно-исследовательской работы является приказ (распоряжение) руководства исполнителя научно-исследовательской работы и (или) заказчика о приемке научно-исследовательской работы.

В приказе указывают наименование научно-исследовательской работы, состав комиссии, цели и задачи комиссии, место и сроки проведения работ по приемке научно-исследовательской работы.

При необходимости исполнителем научно-исследовательской работы может быть разработана программа приемки научно-исследовательской работы, утверждаемая руководством исполнителя научно-исследовательской работы. В программе указывают наименование работы, конкретный перечень предъявляемых к приемке технических материалов и документов, объем, содержание и последовательность работ при проведении приемки научно-исследовательской работы.

На приемку научно-исследовательской работы исполнитель научно-исследовательской работы предъявляет:

– утвержденное техническое задание;

– утвержденные акты приемки завершенных этапов научно-исследовательской работы;

– утвержденный научно–технический отчет по научно-исследовательской работе и другие отчеты по научно-исследовательской работе, предусмотренные техническим заданием и контрактом;

– макеты, программы и методики испытаний макетов, если это предусмотрено техническим заданием и контрактом;

– рекомендации и предложения по реализации и использованию результатов научно-исследовательской работы;

– другие материалы по предложениям инстанций, утвердивших техническое задание или программу приемки научно-исследовательской работы.

Приемка научно-исследовательской работы заключается в рассмотрении и проверке результатов выполненных работ на соответствие техническому заданию, анализе качества принятых технических решений, а при необходимости и в подтверждении результатов исследований проведением испытаний макетов.

При приемке научно-исследовательской работы оценивают научно-технический уровень исследований, обоснованность предлагаемых решений и рекомендаций по реализации и использованию результатов научно-исследовательской работы для создания конкурентоспособной продукции и услуг.

По результатам приемки научно-исследовательской работы комиссия оформляет акт приемки научно-исследовательской работы, подписанный председателем и всеми членами комиссии и утверждаемый руководством исполнителя научно-исследовательской работы или заказчиком.

Датой окончания научно-исследовательской работы считают дату утверждения акта приемки научно-исследовательской работы.

Результаты законченной научно-исследовательской работы реализуют в соответствии с рекомендациями, изложенными в акте приемки научно-исследовательской работы.

Законченную научно-исследовательской работы считают реализованной, если в соответствии с целями, поставленными в научно-исследовательской работе, ее результаты использованы при разработке:

– основных направлений или федеральных (региональных, межгосударственных) целевых программ развития техники;

– новых (модернизации существующих) образцов продукции или их составных частей;

– технических заданий, по которым разрабатывают новые (модернизируют существующие) образцы продукции;

– решения о коренном изменении направлений отдельных научно-исследовательских, опытно-конструкторских или опытно-технологических работ;

– технических заданий на другие научно-исследовательской работы;

– нормативных, технических и организационно-методических документов (стандартов, положений, методик, инструкций, руководств), используемых при разработке, производстве, эксплуатации и ремонте продукции;

– программ и методик испытаний новых (модернизированных) образцов продукции.

Права владения, распоряжения и использования объектов промышленной и интеллектуальной собственности, созданных в научно-исследовательской работе, определяются действующим законодательством и контрактом.

Основные понятия, связанные с организацией научно-исследовательской деятельности

Научное исследование– это познавательная деятельность ученого, в процессе которой вырабатывается объективное знание об изучаемом явлении или процессе, т.е. знание, соответствующее реальной действительности.

В процессе исследований вырабатываются соответствующие познавательные механизмы, посредством которых осуществляется познание изучаемых явлений и процессов:

1) соответствующий категориальный аппарат, т.е. система основных понятий, в рамках которых осмысливаются изучаемые явления;

2) научные идеи, гипотезы и теории, которые могут объяснить те или иные стороны изучаемого предмета;

3) методы исследования. На основе данных методов складываются так называемые эмпирические и теоретические виды исследований, которые можно представить как определенные уровни познания изучаемых предметов – соответственно низший и высший. Эти виды исследований могут проводиться с помощью так называемых общенаучных и прикладных методов исследования.

Прикладные методы исследования - совокупность способов, принципов познания, исследовательских приемов и процедур, применяемых в той или иной науке. Это методы механики, физики, химии, биологии и социально-гуманитарных наук.

К общенаучным относятся универсальные методы исследования, которые в той или иной мере использует каждая наука и каждая научная теория. Наиболее распространенными из них являются метод восхождения от абстрактного к конкретному, анализ, синтез, индукция, дедукция, а в общественных науках - метод единства логического и исторического.

Важнейшим методом исследования действительности, свойственным любой науке, научному мышлению вообще, является метод восхождения от абстрактного к конкретному. Чтобы правильно понять его сущность, надо иметь правильное представление о категориях конкретного и абстрактного.

Конкретное с научной точки зрения есть, во-первых, реальный объект, действительность во всем богатстве ее содержания. Во-вторых, оно есть отражение этой действительности, конкретное научное знание о ней, являющееся результатом чувственного восприятия и мышления. Во втором значении конкретное существует в виде системы теоретических понятий и категорий. "Конкретное потому конкретно, что оно есть синтез многих определений, следовательно, единство многообразного. В мышлении оно поэтому выступает как процесс синтеза, как результат, а не как исходный пункт, хотя оно представляет собой действительный исходный пункт и, вследствие этого, также исходный пункт созерцания и представления".

Абстрактное, или абстракция, есть результат абстрагирования - процесса мышления, суть которого заключается в мысленном отвлечении от ряда несущественных свойств реального объекта и тем самым в выделении его основных свойств, общих с другими объектами. Абстракции суть "сокращения, в которых мы охватываем, сообразно их общим свойствам, множество различных чувственно воспринимаемых вещей". В качестве примеров абстракций можно назвать такие понятия, как "человек" или "дом". В первом случае мышление отвлекается от таких особенностей человека, как раса, национальность, пол, возраст, во втором - от разнообразия видов домов. Такой же абстракцией является категория "экономика", так как в ней отсутствуют признаки, характеризующие множество экономических отношений, свойственных любой реальной экономике.

Основываясь на таком, научном, понимании конкретного и абстрактного, можно утверждать, что объекты и явления реальной действительности всегда конкретны, а их обыденные или научные определения всегда абстрактны. Объясняется это тем, что органы чувственного восприятия человека способны охватить только отдельные стороны, свойства и отношения реальных объектов. Представить себе объект во всей его конкретности, со всеми его элементами, их внутренними и внешними связями человек может только посредством мышления, шаг за шагом продвигаясь от поверхностного восприятия к пониманию его глубинных, существенных связей. Вот почему этот процесс мышления называется восхождением от абстрактного к конкретному.

В целом процесс научного познания действительности осуществляется двумя взаимосвязанными и взаимообусловленными путями: посредством движения мысли от конкретных объектов познания, данных в их чувственном восприятии, к абстракциям (его называют движением от восприятия конкретного к абстрактному или от частного к общему) и путем восхождения от абстрактного к конкретному, суть которого заключается в получении представления о реальной действительности посредством осмысления полученных абстракций.

Анализ и синтез. Как в природе, так и в обществе, изучаемый предмет обладает совокупностью признаков, свойств, черт. Чтобы правильно понять суть данного предмета, необходимо расчленить его на простейшие составные элементы, подвергнуть каждый из элементов детальному изучению, выявить роль и значение каждого элемента внутри единого целого. Процесс разложения предмета на отдельные элементы и исследование каждого из этих элементов как необходимой части целого называется анализом.

Однако процесс исследования не ограничивается только анализом. После того как познана природа каждого из составных элементов, выяснена их роль и значение внутри данного целого, нужно снова соединить эти элементы в соответствии с их ролью и назначением в единое целое. Объединение расчлененных и подвергнутых анализу элементов в единое внутренне связанное целое называется синтезом.

Физик или химик экспериментальным путем может изолировать изучаемую сторону явления от всех остальных и исследовать ее в чистом виде. В экономической теории такой способ невозможен. При исследовании предмета экономической теории анализ и синтез могут быть осуществлены только в голове исследователя, при помощи мысленного расчленения изучаемого предмета. Здесь первостепенное значение в качестве инструмента познания действительности приобретает применение научных абстракций.

Индукция и дедукция. Индукция (в буквальном переводе с латинского - наведение) представляет собой способ логического рассуждения, применяя который, от знания об отдельных конкретных фактов, или от менее общего, единичного знания переходят к знанию, носящему более общий характер. Индукция является древним (берущим начало в древнеиндийской, древнекитайской и древнегреческой логике) способом логического рассуждения, процессом познания действительности путем движения от конкретного к абстрактному.

Индукция обычно непосредственно опирается на наблюдение и эксперимент. Исходным материалом для нее служат факты, полученные в процессе эмпирического изучения действительности. Результатом индуктивного мышления являются обобщения, научные гипотезы, догадки о неизвестных ранее закономерностях и законах.

Конечной основой и критерием правильности обобщающих индуктивных выводов является практика. Знания, полученные чисто индуктивным способом, обычно оказываются неполными. По этой причине выводы индуктивных умозаключений в процессе познания тесно переплетаются с дедукцией.

Дедукция (выведение) - заключение умозрительных следствий из посылок в соответствии с законами логики. Вопросы дедукции начали интенсивно разрабатываться в конце XIX в. в связи с бурным развитием математической логики.

Строгость логических и математических построений может создать иллюзию безупречности выводов, основанных на дедуктивном методе. В связи с этим необходимо помнить, что сами законы логики и математики есть лишь результаты наблюдения некоторых законов окружающего нас мира, главным образом в области естествознания. Поэтому применение дедуктивного метода требует знания внутренних законов связи изучаемых явлений, без чего никакая логика не может привести к правильным выводам. Дедуктивный метод - это инструмент познания реальной действительности, а не ее создания. Образно говоря, дедуктивный метод - это поваренная книга, позволяющая испечь из сырых продуктов хороший пирог, но не дающая возможности сделать такой пирог из имитированного или условного сырья. Поэтому, когда теоретик закладывает в основу своей теории условное предположение, он не может рассчитывать на то, что получит выводы, отражающие реальную действительность.

Единство логического и исторического. В общественных науках опорой логических научных построений является действительная история, в связи с чем чисто умозрительные теоретические модели допустимы лишь в очень ограниченных пределах. Хорошее знание фактов истории и использование их для проверки результатов логических умозаключений является важным методологическим принципом экономической науки, который называется принципом единства исторического и логического. С чего начинается история рассматриваемой общественной системы, с того же должен начинаться ее теоретический анализ. При этом теоретическое отражение исторического процесса не является его точной копией. Совокупность процессов и отношений, составляющих конкретную общественную систему, неизмеримо больше, чем отдельные ее стороны, являющиеся предметом той или иной общественной науки. Поэтому ученый должен абстрагироваться от ряда отношений, несущественных с точки зрения предмета его исследования. История описывает и фиксирует факты и события так, как они происходили в действительности в той или иной стране, в тот или иной отрезок времени. Экономическая теория отбирает и рассматривает из фактов истории лишь те, которые указывают на типичные отношения и закономерные, необходимые связи. При логическом отражении история как бы очищается от всего случайного, несущественного и воспроизводится лишь в ее основных, решающих, объективно необходимых звеньях. История отражается в логике как поступательное, закономерное движение общества от простого к сложному, от низшего к высшему. Все исторически случайные зигзаги в процессе этого движения при логическом исследовании не воспроизводятся.

В процессе научного познания используются многочисленные и разнообразные методы, включая и частные приемы, обычно именуемые методикой. Прежде всего следует назвать метод сравнения - познавательную логическую операцию, посредством которой на основе некоторого фиксированного признака (основания сравнения) устанавливается тождество (равенство) или различие сравниваемых объектов.

Распространенными методами исследования текущей действительности являются эмпирические методы, которые включают в себя наблюдение и эксперимент. В современном научном познании широкое распространение получили методы аналогии, моделирования, формализации, теории вероятности, статистические методы.

Каждая наука, имея свой особый предмет изучения и свои теоретические принципы, применяет особые методы, вытекающие из того или иного понимания сущности ее объекта. Так, методы, применяемые при исследовании общественных явлений, определяются спецификой социальной формы движения материи, ее закономерностями, ее сущностью. Точно так же биологические методы должны сообразовываться с сущностью биологических форм движения материи. Статистические закономерности, которые объективно существуют в массе случайных явлений и характеризуются специфическими взаимоотношениями между случайным и необходимым, единичным и общим, целым и его частями, составляют объективную основу статистических методов познания.

Научно-исследовательская деятельность – это индивидуальное и коллективное взаимодействие ученых по обогащению и развитию культуры и цивилизации с помощью точного, объективного и системного знания о мире, человеке и его деятельности.

В рамках научно-исследовательской деятельности осуществляется комплекс научно-исследовательских работ – работ научного характера, связанных с проведением исследований, экспериментов в целях расширения имеющихся и получения новых знаний, проверки научных гипотез, установления закономерностей, проявляющихся в природе и в обществе, научных обобщений, научного обоснования проектов.

Термин «научно-исследовательская» работа вошел в употребление в советское время, однако продолжает широко использоваться и сейчас.

Проведение научно-исследовательских работ регламентируется ГОСТ 15.101-98 (порядок выполнения) и ГОСТ 7.32-2001 (оформление отчета) и регулируются Гражданским Кодексом Российской Федерации. Основным результатом научно-исследовательской работы является отчет о выполнении научных исследований, но также допускается создание опытных образцов, в отличие от опытно-конструкторской работы, результатом которой могут быть образец изделия, конструкторская документация или новая технология.

Различают фундаментальные научно-исследовательские работы, прикладные научно-исследовательские работы.

Фундаментальная научно-исследовательская работаили научное исследование– это творческая деятельность, направленная на получение новых знаний о природных, техногенных и социальных объектах, не подразумевающая прямого коммерческого использования этих знаний, т.е. не подразумевающая формирования активов, основанных на этих знаниях.

Фундаментальные научно-исследовательские работы выполняются, как правило, в ходе государственных и межгосударственных программ, финансирующихся из государственных бюджетов, в ходе программ технической помощи, грантовой поддержки и благотворительности, а также в инициативном порядке.

Как правило, заказчик и исполнитель фундаментальной научно-исследовательской работы несут обязательства осуществить открытую публикацию результатов.

Отчет и открытые публикации по фундаментальной научно-исследовательской работе не должны содержать новых результатов научного труда, получение которых не было предусмотрено техническим заданием на работу (исходным техническим документом для проведения научно исследовательских работ, устанавливающим требования к содержанию, объемам и срокам выполнения этих работ).

Отчет и открытые публикации по фундаментальной научно-исследовательской работе не должны содержать предложений по коммерческому использованию полученных результатов.

Прикладная научно-исследовательская работа или научная разработка– творческая деятельность, направленная на получение новых знаний о природных, техногенных и социальных объектах с целью решения актуальной общественной или коммерческой задачи.

Прикладные научно-исследовательские работы выполняются, как правило, по заказам и на средства участников рынка – юридических и физических лиц, а также министерств и ведомств, выступающих в роли заказчика от имени государства.

В противоположность фундаментальной научно-исследовательской работе – научному исследованию, цель прикладной научно-исследовательской работы – научной разработки, заключается в формировании актива в виде интеллектуальной собственности.

Интеллектуальная собственность– права, относящиеся к различным результатам интеллектуальной деятельности, в частности, полученным на основе результатов научно-технической деятельности.

Объекты интеллектуальной собственности– литературные, научные и художественные произведения, охраняемые авторским правом, объекты смежных прав, а также изобретения, полезные модели, промышленные образцы, товарные знаки и знаки обслуживания, наименования мест происхождения товаров, охраняемые правом промышленной собственности, а также секреты производства (ноу-хау), подлежащие защите в форме коммерческой тайны, фирменные наименования, дающие право на защиту от недобросовестной конкуренции и пр.

Вследствие этого порядок выполнения прикладной научно-исследовательской работы должен обеспечивать:

─ идентификацию владельца интеллектуальной собственности,

─ юридические условия присвоения интеллектуальной собственности,

─ соблюдение личных имущественных и неимущественных прав коллектива исполнителей научно-исследовательской работы,

─ минимизацию рисков заказчика и исполнителя от нарушения упомянутых выше прав.

Порядок выполнения прикладных научно-исследовательских работ применяется и к договорам с участием иностранных граждан и юридических лиц. При этом учитывается, что если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены гражданским законодательством, применяются правила международного договора.

Научно исследовательскую деятельность осуществляют научно-исследовательские институты (НИИ)– учреждения, занимающиеся научными исследованиями и разработками в области науки и техники. Обычно институты имеют закреплённую за ними аббревиатуру. НИИ могут специализироваться как на фундаментальных исследованиях, так и на прикладных. НИИ могут выступать в тесной кооперации с учебными институтами, производственными предприятиями, испытательными базами и так далее, либо образовывать вместе с ними единую структуру.

Первыми в истории исследовательскими институтами считают астрономические обсерватории, организованные в средние века в мусульманских странах. Они строились с целью размещения больших астрономических инструментов и для научных исследований, связанных с астрономическими наблюдениями и расчётами астрономических событий. Первым таким учреждением была Багдадская обсерватория IX века, построенная в период правления халифа Аль-Мамуна. Наибольшую известность получили Марагинская обсерватория XIII века, обсерватория Улугбека XV века и Стамбульская обсерватория Таки аль-Дина XVI века.

Первым в Европе исследовательским институтом считается комплекс «Ураниборг», построенный Тихо Браге на датском острове Вен в XVI веке. Важными вехами в истории научно-исследовательских учреждений явились основание Лондонского королевского общества в 1660 году и Французской академии наук в 1666 году.

В России указом Петра I от 28 января 1724 года была учреждена Петербургская академия наук, которая открылась 27 декабря 1725 года уже после его смерти. Проект Петра I включал образовательные отделения для обучения наукам, а также академию, в которой выпускники могли продолжать научные исследования. Это было первое в Европе учреждение, в котором университетская структура дополнялась научными исследованиями.

В Америке исследовательские институты появились в XIX веке (BellLabs и другие).

На рубеже XIX–XX веков научно-исследовательские учреждения стали приобретать тот облик, который характерен для современных НИИ. К середине XX века НИИ стали основной формой организации коллективной научной деятельности в большинстве стран. Необходимость решения сложных междисциплинарных научных задач привела к созданию комплексов НИИ и научных центров, международных НИИ и так далее.

Дата: 2018-12-28, просмотров: 201.