Формирование публичного управления в России в постперестроечный период
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Проблема обеспечения эффективного управления экономикой является одной из основных для государственной власти любой страны на любом этапе развития. Для России ее актуальность связана также с остротой переходного периода от централизованного управления к развитой рыночной экономике. Начало переходного периода обычно связывают с вводом 2 января 1992 года в действие известного Указа Президента РФ Б. Н. Ельцина «О мерах по либерализации цен». Однако фактически реформирование экономики началось еще в 1987году в рамках принятия союзных законов о предприятиях, собственности, кооперации.

В этот период, кроме государственного сектора, в стране начинают функционировать арендные и кооперативные предприятия, а также появляется индивидуальная трудовая деятельность. При этом государственный и частный сектор экономики оказываются в неравном положении. Государственные предприятия обладают колоссальными финансовыми ресурсами через систему государственных заказов, лимитов, фондов и т. д., но не имеют большой свободы в использовании денежных средств, в том числе по оплате труда. В тоже время негосударственные предприятия, обладая по закону большой свободой действия в маневрировании ресурсами, первоначально не имели доступа к ним, так как не было свободного рынка ресурсов. Поэтому начался процесс «растаскивания» госпредприятий его руководителями, процесс перекачки ресурсов из государственных предприятий в частные: кооперативы, совместные предприятия и т. п., создаваемые при посредничестве руководителей государственных предприятий.

Этот процесс резко ускорился после вступления в действие с 1 января 1991года закона РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности», в соответствии с которым вновь созданные негосударственные предприятия, располагая имуществом на праве полного хозяйственного ведения, фактически становились собственниками государственного имущества без какой-либо ответственности. Открыв шлюзы для развития предпринимательства, государство, однако, не изменило механизмов государственного управления в сфере финансов и ценообразования. Итогом стало резкое падение объемов производства во всех отраслях. В 1991году добыча нефти и угля сократилась на 11 %, химического волокна — на 22 %, продовольственных товаров — на 15 %. В тоже время резко растет денежная масса. За 1991 год прирост наличной денежной массы составил 27,5 % [52]. Правительство принимало колоссальные усилия по контролю за ценами на товары и услуги, но это приводило к еще большему обострению постоянно существовавшего в советской экономике дисбаланса между денежными доходами и расходами населения, который за 1991 год вырос вдвое и составил 24 %. Резко вырос внешний долг страны, что в конечном счете привело к остановке деятельности Внешэкономбанка.

Реальность паралича экономики была абсолютно однозначной. Поэтому государство перешло к реформированию экономики. Основными ее направлениями стали:

– либерализация цен;

– приватизация;

– введение новой налоговой системы;

– переход к жесткой финансово-кредитной политике;

– изменения во внешнеэкономической политике.

Второй приоритетной задачей в этот период стало оформление суверенной российской государственности. В 1992–1993 годах в России существовало три ветви власти:

– законодательная (Съезд народных депутатов России и избираемый им Верховный Совет РФ),

– исполнительная (Президент России Б. Н. Ельцин и назначаемое им Правительство РФ) и

– судебная во главе с Конституционным судом РФ.

Тем не менее четкого разделения функций и предела компетенции властей не было. Переходный период российской государственности обусловил противостояние исполнительной и законодательной ветвей власти по стратегии экономических реформ, форм и методов разгосударствления собственности. Верховный Совет РФ настаивал на более плавном и сбалансированном переходе к рынку при доминирующей роли государственного регулирования. Президент России Б.Н.Ельцин был сторонником быстрых реформ. Большинство граждан России по референдуму в апреле 1993года высказали доверие Президенту и его социально-экономической политике. 21 сентября 1993 года Б. Н. Ельцин издает указ о роспуске съезда народных депутатов России и Верховного Совета и проведении в декабре выборов нового органа законодательной власти — Федерального Собрания и референдума по проекту новой конституции.

Противостояние Верховного Совета и большинства членов Конституционного суда этому указу привело к массовым демонстрациям в Москве, захвату оппозицией здания Верховного Совета РФ, его обстрелу войсками, аресту руководителей восстания, гибели и ранениям нескольких сотен человек.

Выборы в Федеральное собрание состоялись 12 декабря 1993 года.Был одобрен на референдуме и проект новой конституции, который провозгласил Россию демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления. В табл. 4.1 отображена эволюция развития российского государства на протяжении IX–XX веков.

Таблица 4.1

Эволюция российской государственности

Века нашей эры Название российского государства Форма государственного правления
До IX Догосударственный период Родовая, позднее территориальная община восточных славян
IX–XII Киевская Русь Раннефеодальная монархия
XII–XV Русь Период феодальной раздробленности
XV–XVIII Московская Русь Монархия
XVIII–XX Российская империя Абсолютная монархия
XX CCCР Советские республики
XX–XXI Российская Федерация (Россия) Президентская республика

 

 

Анализ состояния экономики страны за прошедшие годы реформ позволяет с определенными допущениями говорить о сформировавшейся тенденции необратимых позитивных изменений в экономических отношениях общества. Во-первых, восстановлен и активно функционирует потребительский рынок. Во-вторых, сформирован и также активно функционирует рынок продукции производственно-технического назначения. В-третьих, практически закончился процесс приватизации и акционирования предприятий. В экономике страны все большую роль начинает играть негосударственный сектор: в 1994году в нем было произведено 62 % ВВП, в 1995 — 70 % ВВП, в 2003 — 80 %. К 2003 году практически закончилась приватизация: 76,9 % предприятий стали частными, в 2004 году — 78 %, к 2008 году — уже 82,5 % (табл. 4.2).

Таблица 4.2

Распределение предприятий и организаций по формам собственности [87]

 

Вид собственности

Число предприятий и организаций, тыс.

 

Структура на01.01.2004, %

 

Структура на 01.01.2008,%

На 01.01.2004 На 01.01.2008
1. Государственная 2. Муниципальная 3. Частная 4. Собственность общественных и религиозных организаций (объединений) 5. Прочие формы собственности, включая смешанную российскую, иностранную, совместную российскую и иностранную 161,3 246,1 3 237,7 251,5     253,1 141,7 262,7 3 855,4 212,3     202,9 3,9 5,9 78,0 6,1     6,1   3,0 5,6 82,5 4,6     4,3
Итого 4 149,7 4 675,0 100 100

 

Из общего числа предприятий 20,54 % (979,3 тыс.) в 2006 году составляли малые предприятия.

В-четвертых, после дефолта 1998года начался постепенный рост ВВП. В 1999году он составил 105,4 %, в 2000 году— 110,0 %, в 2001 году— 105,1 %, в 2002году— 104,7 %, в 2003 году— 107,3 %, в 2004году—107,2 %, в 2005году—106,4 %, в 2006 году — 106,7 %, в 2007 году — 107,8 % к предыдущему году.

В-пятых,7 ноября 2002года Европейский союз предоставил российской экономике рыночный статус. Это означает возможность экспорта российских товаров и услуг в страны Евросоюза практически без ограничений, что позволяет российским предприятиям-экспортерам строить долгосрочные планы развития.

В-шестых, в конце 2003 года одно из крупнейших мировых агентств Moody’s присвоило инвестиционный рейтинг Baa3 России (деньги вкладывать не страшно). Но, для того чтобы в Россию пошел крупный иностранный капитал, необходимо, чтобы еще два крупнейших инвестиционных агентства поставили «отлично». Это сделали в конце 2004 года второе агентство Fitch, а в начале 2005 года и третье —Standard&Poors. Положительный инвестиционный рейтинг дает возможность прийти в страну главным держателям денег — пенсионным и инвестиционным фондам, которые распоряжаются сотнями миллиардов долларов и вкладывают серьезно и надолго.

В-седьмых, за прошедший с 12 июня 1990года период времени, когда Председатель Верховного Совета РСФСР Б. Н. Ельцин подписал Декларацию «О государственном суверенитете РСФСР», наше государство, став самостоятельным, завоевало хорошие позиции на постсоветском пространстве (табл. 4.3).

Таблица 4.3

Сравнение макроэкономических показателей суверенных государств
на постсоветском пространстве по состоянию на июнь 2008года [47]

 

 

Государства

Макроэкономические показатели

Численность населения, млн чел.

ВВП на душу населения,$

Рост экономики, % в год

Средняя заработная плата, $

Рейтинг доброжелательности к России, %

1989 год 2008год
СССР 286,731   10 000 в 1990году   349  
Российская Федерация 147,400 142,200 9872 8,1 700,9  
Азербайджан 7,038 8,436 2362 30 273.57 35
Армения 3,288 3,300 2128 13,7 270,8 85
Белоруссия 10,200 9,750 3792 8,6 376,6 80
Грузия 5,443 4,700 1746 11,4 130 49
Казахстан 16,536 15,582 5043 8,5 434 84
Киргизия 4,290 5,166 536 7,3 120,9 84
Латвия 2,680 2,295 781 10,5 897 50
Литва 3,690 3,366 7505 8 930 43
Молдавия 4,338 4,100 876 4 226 52
Таджикистан 5,109 7,163 424 7,3 60 90
Туркменистан 3,534 6,786 1327 Ок.10 140 42
Узбекистан 19,905 26,851 598 9,5 210 85
Эстония 1,573 1,324 12007 6,4 1233 51

 

Вместе с тем кризисное состояние экономики не преодолено. Отмеченные выше качественные изменения в характере экономических отношений не сформировали условий для достижения макроэкономического равновесия. Острыми остаются вопросы инвестирования в связи с высоким уровнем изношенности основных средств (до 80 % в промышленности), содержания бюджетных учреждений, социальной защищенности населения, реформирования армии и другие.

Таким образом, процесс реформирования экономики сопровождается большими экономическими и социальными издержками, следствием которых является крайне низкая эффективность функционирования финансовых, материальных, трудовых, интеллектуальных и иных ресурсов общества. Анализ причин негативного состояния экономики страны показывает, что, несмотря на тесное взаимодействие, их можно разделить на две группы:

а) внешние причины, являющиеся порождением разрыва хозяйственных связей в результате разрушения единого экономического пространства из-за распада СССР;

б) внутренние причины, возникновение которых связано со специфическими закономерностями исторического развития индустриального потенциала страны и болезнями роста формирующегося механизма государственного регулирования экономики.

Исследуя внутренние причины стагнации народного хозяйства, можно констатировать, что трудность проводимых реформ во многом объясняется тем, что внутренняя среда экономики России соответствует условиям массового производства, а внешняя, в которую страна пытается интегрировать, давно живет по законам постиндустриальной эпохи. Отсюда — сырьевой характер экспорта, потеря многими отечественными производителями внутреннего рынка, необходимость структурной и технической перестройки производства и многие другие проблемы, наложившиеся на новую для россиян многоукладность хозяйствования.

Что касается причин стагнации экономики, связанных с проблемами роста формирующегося механизма государственного управления, то, на наш взгляд, они заключаются в переоценке возможностей самонастройки экономики и ослаблении рычагов государственного воздействия и регулирования на всех ее структурных уровнях.

 


Дата: 2018-12-28, просмотров: 303.