Истоки формирования экономической мысли в сфере публичного управления в России в IX-XVI веках
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Развитие экономической мысли в России шло своеобразным путём и медленнее, чем в странах Западной Европы. Ничего удивительного в этом нет, ведь экономическая наука нужна там, где существует рыночная экономика, а в России она развивалась долго и мучительно. В условиях господства крепостного права половина населения (крепостные крестьяне) не могла свободно выбирать себе занятие, т. е. рынок труда в России отсутствовал. Не развивался и рыок капитала – в стране не было коммерческих банков.

К началу IX века у славян сложилось два протогосударственных образования: Киевское —на юге и Новгородское —на севере.

К этому времени славянское племя полян объединило целый ряд приднестровских славянских племен для борьбы с кочевниками, которые грабили славянские поселки, угоняли их людей и продавали в рабство. Столицей этого союза племен южной Руси стал Киев — город на правом берегу Днепра, основанный могущественным вождем полян Кием.

В 1892 году в Бухаре русским ученым А. Г. Туманским была найдена рукопись анонимного персидского географа «Книга границ мира от востока к западу», которая была составлена последним около 982–983 годов. Рукопись содержит рассказ современника о Руси и Киеве, как о местопребывании царя, и о государственных налогах, которые население платило правительству (девятая часть своих доходов и торговой прибыли).

Первой столицей северной Руси, по мнению ряда ученых, был город Старая Ладога, который в 753 году (исполнилось 1250 лет в 2003 году) представлял собою центр торговли и ремесел, связывающих Северную и Южную Русь. И сегодня от этой даты многие ученые начинают отсчет российской государственности. Хотя традиционно считается, что истоки российской государственности лежат в Новгороде. В Старую Ладогу в 862 году прибыл князь Рюрик, «скандинавский викинг» или варяг (с территории современной Швеции), как их называли на Руси, по приглашению враждовавших славянских племен в качестве третьей силы для княжения в северных землях. Рюрик согласно летописи Нестора разделил власть в тогдашней Руси со своими братьями Синеусом и Трувором. Рюрик перешел в Новгород, где «срубил крепость»,Синеус «сел» в Белоозере, а Трувор — в Изборске. После смерти братьев Рюрик остался единовластным правителем и значительно расширил свои владения.

В 879 году князь Рюрик умер, оставив маленького сына князя Игоря. Власть перешла по роду к его родственнику Олегу, который, вероломно убив двух людей Рюрика — князей Аскольда и Гира, ушедших ранее княжить в Киев, в 882 году сам стал княжить в Киеве, объединив под своей княжеской властью Северную Русь с Новгородом и Южную Русь с Киевом. Именно с этого года летописцы начинали свои хронологические отчеты. Поэтому временем образования единого государства Русь считают 882 год. Начинается развитие Киевской Руси, объединенной Вещим Олегом (882–912 годы) для защиты территории от кочевников и обеспечения выгодных условий для Руси в торговле с Византией.

Через 100 лет великокняжеский престол на 25 лет (с 980 по 1015 год) занимает князь Владимир Красное Солнышко (Святой). Именно при нем к Руси были присоединены земли вятичей и земли по обе стороны Карпат. Происходит дальнейшее укрепление государственной великокняжеской власти: княжеские сыновья и дружинники получают в управление крупнейшие города — племенные центры. На границах с Великой степью становились «заставы богатырские», защищавшие Русь от набегов с востока.

В 988 году в качестве государственной религии князь Владимир принял христианство, ориентируясь на Византию с ее высокоразвитой культурой и возможностью ведения службы на родном языке. Процесс обращения в новую веру растянулся на долгие годы и часто сопровождался сопротивлением населения. Одним из первых проповедников христианства был, как рассказывает Нестор, монах Киево-Печерского монастыря инок Кукша. По летописи он пришел в земли вятичей со своим учеником и многих язычников обратил в христианство. Но, как и иные проповедники, Кукша принял мученическую смерть за веру, будучи растерзан идолопоклонниками. Случилось это в начале ХII века в верховьях Оки в конце лета. Поэтому в Белеве ежегодно 27 августа молитвенно поминают мученика Христа ради инока Кукшу и его ученика Никона.

Введение христианства в Киеве и других городах в значительной степени способствовало развитию русского государства. Русь уравнивалась с другими христианскими государствами в дипломатических отношениях, так как все они поклонялись одному Богу. Укреплялась государственная власть внутри страны, ибо всякое противодействие ей было противлением божественному установлению. Христианство также способствовало распространению общечеловеческой морали, так как на смену языческим богам с их кровавыми жертвоприношениями пришла проповедь жертвенной любви Бога к людям и друг другу. Христианство способствовало введению на Руси славянской письменности, созданной греческими монахами Кириллом и Мефодием еще в IX веке на основе греческой азбуки и названной кириллицей (взамен глаголицы по заказу моравского князя Ростислава к византийскому императору Михаилу III).

После смерти Владимира великокняжеский престол с 1019 по 1054 год занимал его сын Ярослав Мудрый, который при жизни отца правил в Новгороде. В исторической науке считается, что именно при нем единство и могущество древнерусского государства достигло наивысшего расцвета. В эпоху княжения Ярослава Мудрого был создан первый писаный свод законов «Русская правда» на основе узаконенных государственных судебных местных обычаев и судебной практики русских князей.

Схема управления в Киевской Руси была организована следующим образом. Высшим лицом государства был Великий Князь. Высшие должностные посты занимали представители дружинной знати. При князе был совет —Боярская Дума, состоявшая из бояр, располагавших огромными вотчинами. Военным отрядом руководили воеводы. Чиновники занимались сбором подати, судебные чиновники вершили судопроизводство.

К X веку административно-территориальное деление страны было представлено волостями под управлением князей-наместников Великого князя. Волости сформировались из земель племенных союзов. В городах были поставлены посадники из числа бояр, входивших в состав большой дружины Великого князя.

Раздоры князей, частые половецкие набеги, волнения горожан в 1068, 1113 годах заставили киевскую знать в начале XII века призвать на княжение внука Ярослава Мудрого властного и авторитарного Владимира Мономаха. Ему за годы правления в Киеве (с 1113 по 1125 годы) удалось сохранить единство страны, укрепить южные рубежи, введя твердые нормы ссудного процента и передать сильное государство своему сыну Мстиславу.

К началу XII века Киевская Русь стала одним из важнейших государств Европы, сплотив все племена восточных славян в древнерусскую народность. Но огромное государство плохо управлялось из далекого Киева. И постепенно местные бояре и веча крупных городов Новгорода, Смоленска, Полоцка, Суздаля, Ростова и других, стремясь превратить свои земли в независимые от Киева княжества, стали приглашать для управления отдельных князей, не являвшихся наместниками Великого князя. Со смертью в 1132 году последнего могущественного Киевского князя Мстислава начинается период раздробленности Руси, который продлился до конца XV века.

Это был закономерный процесс распада раннефеодального государства, характерный для стран Западной Европы. Когда-то единое государство раздробилось к середине XII века на 15 княжеств, а в XIV веке — уже на 250.

Самыми крупными княжескими землями были Галицко-Волынское на юго-западе, Владимиро-Суздальское на северо-востоке и Новгородское на северо-западе. Киевское княжество оставалось церковным центром русской земли, но в XIV веке Киев отошел к литовскому княжеству.

Следует отметить, что в Киевской Руси наряду с княжеским существовало и вечевое начало, сохранившееся еще с догосударственного периода. Соотношение между ними в разные периоды менялось. В спокойное время преобладала княжеская, т. е. государственная власть, в кризисные времена — вечевое начало.

Поэтому в XII веке активизируется вечевое начало, победив княжеское в Новгороде, так как здесь ключевую роль в колонизации края играли бояре. Во Владимиро-Суздальском сохранилась княжеская власть, так как князь, являясь собственником княжества, давал земли переселенцам из Приднестровья. В Галицко-Волынском соотношение указанных начал было равным, и это привело к потери княжеством самостоятельности и вхождению его в состав Великого княжества Литовского.

Новгородская земля занимала самый большой по территории район: от Балтики до Уральского хребта и от Белого моря до междуречья Оки и Волги. В XII веке переживала экономический подъем, которому способствовали наличие богатейших промысловых угодий для охоты и рыболовства, высокорентабельное производство соли и железа, выгодное положение торговли Западной Европы с Востоком и удаленность от кочевников. Новгородская земля подразделялась на «пятины», а территория Новгорода — на пять «концов». Согласно этому делению располагались участники высшего органа власти Новгородской феодальной боярской республики — веча, выражавшие свое мнение криками. Вече решало вопросы внешней и внутренней политики, приглашало князя и заключало с ним договор, решало спорные торговые дела. Вече было в основном боярским, представляя 30–40 крупнейших боярских дворов — господ (рис. 4.2), а также сословия ремесленников и купцов. В Великом Новгороде формируется одна из первых купеческих гильдий в Европе.

Главой самоуправления Новгородской республики был посадник, избиравшийся с 1126 года из узкого круга богатейших купцов и ремесленников. Торговыми делами и ополчением командовал тысяцкий, выбиравшийся из среды бояр. Казной, судом и внешнеполитическими делами распоряжался архиепископ (владыка), избираемый из монашеской среды. Князь приглашался со стороны для исполнения военных и представительских функций. Если он вмешивался во внутренние дела республики, его изгоняли. Так, за 200 лет в Новгороде побывало 58 князей.

 

 


Рис.4.2. Управление в Великом Новгороде

Должностными лицами городского самоуправления были сотские— руководители городских организаций ремесленников, мелких торговцев и земледельцев, и старосты— руководители купеческих организаций. Так складывалось сословное самоуправление.

Новгородская республика просуществовала с XII по XV век, когда при Великом князе Иване III в 1478году Новгородская земля потеряла свою независимость.

Одновременно продолжало развиваться и крестьянское самоуправление. Система последнего включала сход, на котором решались основные вопросы жизни населения крестьянской общины и избирался староста. Староста обладал довольно широкими полномочиями. Определял размеры податей и повинностей для крестьянских домов, раздавал крестьянам пустые земельные участки, помогал в получении льгот, решал спорные вопросы и конфликты.

Территориальные общины Киевской Руси назывались вервями, Новгородской республики —погостами, Московского государства —селами.

 

 

4.3. Московская Русь

В середине XII столетия ранее единая Русь раскололась на множество княжеств. Сильнейшие князья, сидевшие на престолах в старых городах (в разное время ими были Киев, Владимир, Тверь, Москва и другие), претендовали на роль объединителей Руси. Задача объединения осложнялась тем, что все юго-западные земли Руси в XIII–XV веках попали под власть крупнейшей державы Восточной Европы — Великого княжества Литовского, а Северо-Восточная Русь в этот период подчинялась монголо-татарскому государству — Золотой Орде.

Большинство ученых считает, что русские земли сбросили Ордынское иго в 1480 году после единоборства русской рати во главе с московским князем Иваном III (1462–1505) и татарской рати во главе с ханом Ахматом на реке Угре. Окончательное освобождение от польско-литовского нашествия было длительным. Крупный отпор захватчики получили от народного ополчения под руководством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского при освобождении Москвы в 1612 году от польской интервенции. В 1686 году (после воссоединения Украины с Россией в 1654 году) при царевне Софье был заключен Вечный мир с Речью Посполитой. Но окончательно русские земли вернулись в состав России при Екатерине II.

И все же уже в XIV веке начинается становление нового государства —Московской Руси. Это —Предроссия. Маленькая лесная страна от Дмитрова до Коломны, приняв на себя роль военного лидера за освобождение от власти Золотой Орды и став религиозным центром Руси, стала тем зерном, из которого выросла наша многонациональная держава. Московская Русь сформировалась за счет объединения вокруг Московского княжества после Куликовской битвы в 1380 году земель Владимира, Можайска, Переславля-Залесского, Ярославля, а позднее и присоединения Новгорода Великого в 1478 году войсками Ивана III — одного из самых выдающихся правителей России. Должность посадника была упразднена, а вечевой колокол вывезен в Москву. Тульские земли были присоединены к Великому Московскому княжеству в 1503году.

При Иване III (1462–1505) в Московское государство вошли восточные земли — Вяземская, Пермь Великая, Коми край, а также земли хантов и манси за Уралом. Позднее его сын Василий III (1505–1533) присоединил земли Пскова и Рязанское княжество. В результате при Иване III и Василии III сложилась территория русского государства.

Завершилось огромное дело объединения огромной державы. Летописцы XV–XVII веков по-разному именуют ее: Московское государство, Российское государство, Русское царство и т. д. Иностранцы называли Московией — по столице. Впервые новое имя Русского централизованного государства —Россия— появилось в летописях, составленных при Иване III, и долго существовало параллельно с прежним именем страны — Русь.

В XIV–XV веках власть Великого князя в Московском государстве усиливается, что было связано с отсутствием противовесов в лице политически самостоятельных сословий, как это имело место в Западной Европе. Высшими государственными органами при Иване IIIбыли:

а) Боярская Дума, сосредоточившая в себе функции совещательно-законодательного и судебного учреждения и состоявшая из 10–15 человек по выбору князя;

б) Государев Дворец— управлявший во главе с дворецким княжескими землями, а также вновь присоединенными Новгородской и другими землями;

в) Государева Казна— хранилище ценностей великокняжеского архива и печати, игравшая роль государственной канцелярии и руководившая внешнеполитическими делами.

Решением конкретных административных задач занимались дьяки и подъячие— чиновники из дворян.

Усиление роли центральной власти в государственном устройстве и судопроизводстве страны отразил принятый при Иване III в 1497 году новый общерусский свод законов Судебник. Это был весьма прогрессивный этап становления русской государственности. Судебник фиксировал структуру общества, определял виды преступлений, устанавливал единые формы судопроизводства и виды наказаний. В то же время, защищая интересы феодалов, Судебник установил единый срок перехода крестьян от одного помещика к другому — за неделю до Юрьева дня осеннего 26 ноября и неделю после него. Крестьянин должен был заплатить старому хозяину «пожилое» за жизнь на земле феодала — полновесный серебряный рубль (размер годового оброка с одного двора). На эти деньги в то время можно было купить хорошую лошадь, сто пудов ржи или 7 пудов меда (В. Ключевский). Тем самым законодательно оформилось начало позорной для России эпохи крепостного права.

Укреплению великокняжеской власти способствовал и учрежденный Иваном III после женитьбы в 1472 году на Софье Палеолог, племяннице последнего византийского императора, российский герб в виде поздне-римского двуглавого орла.

При Иване III складывается система кормления, т. е. вознаграждения феодалов за административную службу. Так, глава основных административно-территориальных единиц — наместник уезда (территория ранее независимого княжества) и волостель — глава более мелкой единицы — волости — наделялись правом присвоения части натуральных и денежных налогов, судебных пошлин, собираемых с контролируемых территорий. Размер кормления зависел от аппетитов его получателя, что вело к злоупотреблениям.

В 1574 году Великий князь Иван IV (1530–1584) был торжественно венчан на царство всея Руси. У царского титула (от лат. «цезарь» — титул римских императоров) более высокий статус, чем у великокняжеского, а формулировка «всея Руси» отражала претензии Москвы на наследование всех русских земель.

Народные выступления 1546–1547 года в Новгороде, Пскове, Устюге показали необходимость реформ. Началом их стал созыв первого Земского собора (1549 год) — совещательного органа при царе, в состав которого входили представители дворянства, духовенства, купцов и посадских людей численностью 340 человек. Это было крупнейшее в истории России собрание представителей сословий, которое современники назвали «Собором примирения». На нем обсуждались вопросы внешней политики, финансов, выслушивались жалобы и была сформулирована программа реформ. Собор принял решение о создании на смену устаревшему Судебнику 1497года нового и сформулировал программу реформ. В 1550году был подготовлен новый Судебник, который был утвержден в 1551году на духовно-светском Стоглавом соборе, названном так по числу глав постановления.

Одной из программы реформ стала реформа центральных органов государственного управления. Была создана новая система этих органов —приказы— на основе поручений, которые царь давал боярам. К середине XVI века в России действовало более 20 приказов — Посольский, Челобитный, Большой (ведавший финансами), Разбойный и другие. Каждый приказ возглавлялся знатным боярином, которому подчинялись дьяки и подьячие (рис. 4.3).

 

 

Рис. 4.3. Схема государственного управления Россией в XVI веке[34]

В 1556 году была произведена реформа системы местного управления с отменой системы кормления. Служилые люди стали получать вознаграждение в виде помочи, которую выделял централизованный фонд. Был введен уголовно-полицейский округ —губа. Поэтому реформа вошла в историю как губная.

По губной реформе властные и судебные функции возлагались на губных старост. Их избирали из дворян или боярских детей на выборах в уездах, которые носили всесословный характер. Губные учреждения образовывались для преследования разбойников и суда над ними, заведовали тюрьмами, регистрацией приезжих и проезжающих.

Система кормления со сбором наместниками податей отменяется. И в черносошных (государственных в отличие, например, от монастырских) волостях вводятся земские учреждения во главе с земскими старостами, избираемыми чернотягловыми крестьянами и горожанами для взимания налогов. Государственная власть установила общую для всей страны систему налогов. Единицей обложения стали считать соху — поземельную меру, в которую в зависимости от плодородия почвы и социального положения владельца включали определенное количество пашни (от 400 до 600 га земли). Полномочия земских властей (старост, дьяков и целовальников, именуемых земскими судьями), распространялись на все ветви управления — полицейское, финансовое и экономическое. К середине XVI века органы губного и земского самоуправления функционировали более чем в 160 городах России, обеспечивая приток денег в казну и укрепляя положение дворянства в местном управлении.

 


Дата: 2018-12-28, просмотров: 330.