К началу XIX века введенная Петром I коллегиальная система управления находилась в состоянии полного развала. Поэтому при императоре Александре I началась административная реформа системы высшего государственного управления, разработчиком которой в 1809году стал М. М. Сперанский.
Однако еще ранее, в 1802 году,коллегии были заменены на министерства, которые руководили деятельностью крупных отраслей управления. Высшим административным органом страны стал Кабинет министров, реально представлявший собой место совещания императора с наиболее доверенными высшими чиновниками. Император был при этом главой исполнительной, законодательной и судебной власти в стране. Первого января 1810 года был создан Государственный Совет, постоянный законосовещательный орган при государе, куда вошли 35 назначенных им сановников из знати. Задачей Государственного Совета было обсуждение всех законопроектов перед утверждением их императором. Просуществовал он до 1906 года, когда указом Николая II был реорганизован в высшую палату парламента.
Сперанским в систему чинопроизводства был введен критерий образования. Так, согласно царскому указу от 6 августа 1809 года для производства в чины коллежского асессора (8-й класс) и статского советника (5-й класс) необходимо было иметь помимо соответствующей выслуги лет свидетельство об окончании курса в одном из российских университетов или сдать экзамен по прилагавшейся к указу программе [32] . Программа требовала от кандидата хорошего знания русского и одного иностранного языка, основательные познания в области естественного, римского, уголовного и гражданского права, отечественной истории, экономики и статистики и других предметов.
Важную роль в истории отечественной экономической мысли сыграл Андрей (Генрих) Карлович Шторх (1766–1835) – последователь английской классической школы, ставший первым членом Санкт-Петербургской академии наук по разряду политической экономии. Шеститомный курс политической экономии Шторха был издан в 1815 г. на французском языке только потому, что царская цензура не пропустила бы содержащуюся в нём критику крепостного права. Зато труд учёного получил широкую европейскую известность.
Во второй половине XIX в. остро встал вопрос о судьбе русской сельской общины, в которой существовало уравнительное перераспределение земли: каждый год участки крестьянской запашки распределялись заново, по количеству едоков. Споры шли о том, распадается ли община под натиском капитализма (как считали русские марксисты во главе с В. И. Лениным, а также либералы, в том числе известный экономист И. В. Вернадский) или, наоборот, сохраняется и определяет особый исторический путьразвития страны (этой точки зрения придерживались народники).
3.4. Государственные преобразования в России в первой половине XX века
В 1890–1900 гг. в России стали готовить профессиональных экономистов. Некоторые из них по праву вошли во всемирную историю экономической науки. Например, Михаил Иванович Туган-Барановский (1865–1919) занимался широким кругом проблем, но мировую известность получил как автор одной из теорий экономических циклов и кризисов, в основе которой лежало соотношение между инвестициями и сбережениями. Профессору Киевского коммерческого института, экономисту, математику и статистику Евгению Евгеньевичу Слуцкому (1880–1948) впервые в мире удалось теоретически разграничить в изменениях индивидуального спроса на какой-либо товар влияние колебаний цен этого товара относительно других (эффект замещения) и влияние изменения в доходах потребителя (эффект дохода). Фамилию Слуцкого сейчас знает каждый экономист.
В 20-х гг. XX в. многие российские экономисты продолжали плодотворно работать и при Советской власти. В рамках новой экономической политики (нэп), в Советской России было разрешено ограниченное существование рыночной экономики, в то же время создавалась система народно-хозяйственного планирования. Всё это стимулировало экономические исследования.
История Советского государства — Советского Союза — сложна, противоречива и поучительна. Одновременно с установлением советской власти в октябре 1917 года и сломом в центре и на местах дореволюционных управленческих структур менее чем за полгода большевиками создается новый государственный аппарат. В его основе лежала система городских и сельских советов, которые объединяли городской и сельский пролетариат страны. Высшим законодательным органом страны стал Всероссийский съезд Советов, в перерывах между съездами законодательную власть осуществлял Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет (ВЦИК), а исполнительную — Совет Народных Комиссаров. Народные комиссариаты (наркоматы) заменили дореволюционные министерства. Новая организация власти закрепляется в Конституции РСФСР, принятой на V съезде Советов в июле 1918 года (рис. 4.5). По мере строительства советского государственного аппарата утверждались принципы, которые лишали городскую и сельскую буржуазию, помещиков, служителей православной церкви, бывших чиновников и старых политических деятелей права влиять на политическую жизнь в стране. Постепенно складывалась однопартийная система.
До революции будущая социалистическая экономика представлялась большевикам как директивная система, в которой не было места частной собственности, а все хозяйственные отношения субъектов экономики строились не на товарно-денежных отношениях, а на административном продуктораспределении из единого центра. Поэтому в стране начинается национализация.
В области социальной политики одним из первых решений советской власти стало установление 8-часового рабочего дня, предусматривалась обязательная выплата пособий по безработице и болезни. Декретом от 10 ноября 1917 года было ликвидировано сословное деление общества, и каждому россиянину было установлено наименование — гражданин Российской Республики. Были приняты решения об уравнении в правах мужчин и женщин в области семейного права, в политическом отношении. В феврале 1918 года страна перешла на общеевропейский григорианский календарь: следующий после 31 января день стал считаться 14 февраля. А 20 января 1918 года был издан декрет об отделении школы от церкви, а церкви от государства. Началось повсеместное закрытие православных церквей, католических костелов, мусульманских мечетей, иудаистских синагог. Если в 1928 году Русская православная церковь имела свыше 30 тыс. церковных приходов, то к 1939 году по всей стране осталось около 100 действующих храмов. Тем не менее перепись 1937 года показала, что две трети населения страны продолжали считать себя верующими.
Рис. 4.5. Государственное устройство РСФСР по Конституции 1918 года [34]
В начале строительства новой государственно-политической системы предполагалось создать переходное к коммунизму государство по типу Парижской коммуны без специального аппарата и чиновничества, армии и разделения властей. Однако военный коммунизм с примитивной уравниловкой, прямым продуктообменом, трудовой армией и военным принуждением показал необходимость перехода к НЭПу.
Многоукладная экономика вызвала к жизни предприимчивость, трудолюбие, повышение жизненного уровня населения. В промышленности внедрился хозяйственный расчет, формировалась оптовая торговля, в сельском хозяйстве — кооперация, обмен товарами с городами, в обществе — гласность, дискуссии, правовые начала. В 1922 году на добровольной основе образуется СССР, в 1924 году принята Конституция СССР. Новое государство было образовано на федеративной основе как союз суверенных и равноправных республик из бывших административно-территориальных единиц царской России. Исключение составили Финляндия и Польша, государственная независимость которых была признана Советским правительством ранее: в декабре 1917 года — Финляндии и в августе 1918 года — Польши.
В соответствии с Конституцией СССР 1924 года высшим органом власти в стране стал Всесоюзный съезд Советов, а между съездами советов — Центральный исполнительный Комитет (ЦИК), состоявший из двух равноправных палат: Союзного Совета и Совета Национальностей. Первый избирался съездом из представителей союзных республик пропорционально численности их населения, во второй входили по пять представителей от каждой союзной и автономной республики и по одному от автономных областей. Высшим исполнительным органом провозглашался Совет народных комиссаров СССР. Он ведал иностранными делами, внешней торговлей, путями сообщения, финансами и другими вопросами. В ведении республик находились внутренние дела, земледелие, просвещение, юстиция, социальное обеспечение и здравоохранение.
Внешнеэкономическим курсом страны становится поддержка, в том числе финансирование мировой революции, которая должна была по оценке большевиков произойти в Германии в 1918–1923 годах, в Польше и Болгарии в 1923 году. Победа мировой революции должна была привести к созданию мировой социалистической системы, в которой каждая страна получала свой сегмент общественного разделения труда. В частности, Россия должна была укреплять свою аграрную сущность, так как промышленная база будущей социалистической системы уже была сосредоточена в Германии. Отсюда возникла идея Н. И. Бухарина и И. В. Сталина о быстрой и решительной коллективизации сельского хозяйства. Однако после провала революции в Китае (Кантонского восстания) в 1927 году и в странах центральной Европы, прихода к власти в Италии, а затем и в Германии фашистов высшим руководством страны разрабатывается курс на индустриализацию. В то время хлеб в России убирали косами, которые ввозили из Германии, рельсы для строящейся Транссибирской магистрали также везли из Германии и т. д.
Поэтому упор в годы первых пятилеток 1928–1937 годов был сделан на новое строительство преимущественно объектов группы «А» — производство средств производства, на что выделялось свыше 80 % всех капитальных вложений в промышленность. За короткий отрезок времени страна совершила решительный скачок в росте промышленного производства: в 1937 году СССР вышел с пятого (в 1913 году) на второе место в мире после США по объему промышленного производства. Основным экономическим ресурсом этого подъема, по мнению отечественных и зарубежных аналитиков, стал трудовой энтузиазм народа. Мощным жизненным стимулом для многих советских людей была мысль о том, что за короткий срок ценой изнурительно тяжелых усилий можно создать лучшее — социалистическое — общество.
В декабре 1936 года была принята новая Конституция СССР, получившая название «Конституция победившего социализма». Политической основой государства провозглашались Советы депутатов трудящихся, экономической — социалистическая собственность на средства производства. Некоторые изменения были внесены в систему государственной власти. Ее высшим органом стал Верховный Совет, состоявший из двух палат: Совета Союза и Совета национальностей, а в период между его сессиями — Президиум Верховного Совета.
В процессе внутрипартийной борьбы между Сталиным и Бухариным, который не поддержал идею индустриализации, и другими руководителями страны на роль лидера выходит Сталин. Сущность политической системы в СССР определял режим личной власти И. В. Сталина, заменившей коллективную диктатуру старой большевистской гвардии ленинского периода. Режим личной диктатуры за фасадом чисто декоративной официальной власти (Советов всех уровней — от Верховного Совета до районного и сельского) включал две системы: партийные органы и органы государственной безопасности. Начинается период тоталитарного (всеобъемлющего) государства.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 600.