Увещание к терпению и твердости в вере (12, 1 - 13, 17)
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

а) Увещание к подражанию вере свидетелей (12, 1-4)

Приведенные примеры "такого облака свидетелей" (это зачало (Евр. 11, 24-26, 32-40; 12, 1-2) установлено как Апостольское чтение в неделю Православия) веры праведников должны побуждать христиан терпеливо переносить страдания за веру (12, 1). Апостол обращается теперь к высшему образцу веры и терпения, "взирая на Самого начальника и совершителя веры Иисуса" (12, 2). Он есть "начальник веры", потому что приводит к вере, как в древности - праотцев, пророков и самих апостолов, так и теперь всех последовавшие Ему; Он же и "совершитель" веры, ибо Им совершается исполнение ее обетовании.

Христианину как воину Христову естественно разделять и тяготы Его. И если Христос пострадал даже до смерти, и смерти крестной, то не удивительно, что и Его последователь претерпевает скорби. Апостол же укоряет малодушных: "Вы еще не до крови сражались, подвизаясь против греха" (12, 4).

б) Значение наказаний (12, 5-11)

Страдания, претерпеваемые христианами, по ап. Павлу, тоже входят в план Божественной икономии и спасения: это отеческие наказания, знак любви Божией к нам; поэтому они нам не вредны, но полезны. "Ибо Господь, кого любит, того и наказывает: бьет же всякого сына, которого принимает" (Притч. 3, 1-12; Евр. 12, 6). Господь определил всем идти узким путем к праведности и вечной жизни, чтобы на этом пути испытаний, подобно золоту, очищаемому в горниле, очиститься для жизни с Богом. Наказание от Бога "которое всем общее" (12, 8), есть воспитание в добродетели, потому что "от скорби происходит терпение, от терпения - опытность" (Рим. 5, 3-4).

Всякий сын подвергается наказанию (12, 7), но не всякий наказываемый есть сын. Сын наказывается по любви, а если и не по любви, то чтобы быть приведенным к сыновству, только "незаконные дети" совсем не наказываются здесь, чтобы в будущей жизни подвергнуться вечному наказанию.

в) Увещание к святости (12, 12-17)

Апостол призывает словами пророка Исаии колеблющихся в вере евреев: "укрепите опустившиеся руки и ослабевшие колена и ходите прямо" (12, 12), т.е. твердо стойте в вере, несмотря на временные невзгоды, стараясь иметь "мир со всеми и святость", без которых "никто не увидит Господа" (12, 14), т.е. не спасется ("мир со всеми и святость" (12, 14) характеризуют отношения христианина как к внешнему миру ("мир со всеми"), так и к внутреннему ("святость"). Оба условия совершенно необходимы для духовно-нравственной жизни, ведущей ко спасению). Мир и святость ведут к чистоте сердца, а "чистые сердцем... Бога узрят" (Мф. 5, 8): узрят при жизни душевными очами, а после смерти "лицем к лицу" (1 Кор. 13, 12).

Апостол заповедует, чтобы каждый заботился не только о собственном спасении, но и о спасении ближних, наблюдая "чтобы кто не лишился благодати Божией" (12, 15), увлекшись грехом. Такие грехи, как нечистоту и блуд, Апостол сравнил с той чечевичной похлебкой, ради которой Исав лишился величайшей чести и блага - первородства и благословения отца.

Исав выразил равнодушие к Божиим обетованиям, связанным с первородством, и легко променял их на жалкую снедь,- так и блудники лишают себя великой чести сынов Божиих (Быт. 25, 29-34; Евр. 12, 16-17).

г) Предостережения от отступничества (12, 18-29)

Чтобы предостеречь евреев от отступничества от веры, ап. Павел напоминает им:

1) какой важный и превосходнейший Завет с Богом они получили. Если дарование Закона на Синае сопровождалось устрашающими символами, соответствующими грубости необрезанных сердец, то теперь они приступают "ко граду Бога живаго, к небесному Иерусалиму", где обитает множество Апостолов и праведников, достигших совершенства; более того, приступают "к Судии всех Богу... и к Ходатаю нового завета Иисусу" (12, 18-24). Такое тесное общение с Богом достигается через "Кровь кропления", т.е. через Крещение и Евхаристию.

2) Апостол указывает на неотвратимость наказания за отвращение от "Глаголющего с небес", как не избегли наказания не послушавшие Бога "глаголавшего на земле", т.е. на Синае (12, 25; Исх. 19, 10-25).

3) Апостол предостерегает, напоминает о предстоящем последнем Суде. Как при даровании закона Господь "поколебал землю", так теперь он дал обетование поколебать "не только землю, но и небо" (12, 26-27; Агг. 2, 6), т.е. ничто не устоит при этом испытании огнем, кроме непоколебимого Царства Христова, царства благодати (12, 28).

д) Призыв к добродетельной жизни (13, 1-7)

Апостол призывает к братолюбию и страннолюбию, указывая на дорогой для евреев пример ветхозаветного гостеприимства Авраама, который, приняв странников, оказал гостеприимство Ангелам (13, 1-2; Быт. 18, 3; 19, 2). Он призывает также оказывать помощь узникам за веру, исходя из христианского сострадания ко всем страждущим (13, 3).

Христианин обязан также свято хранить чистоту брачной жизни. По Апостолу, благословенный брак есть исполнение заповеди Божией, данной прародителям в раю (Быт. 1, 13, 28), поэтому он должен быть "честен и ложе непорочно" (13, 4). Даже помысл невоздержания, похоти, тем более прелюбодеяния, делает брак нецеломудренным, нечистым и ложе оскверненным.

Христианину следует во всем уповать на Господа (13, 6), а не на свое богатство, иметь "нрав несребролюбивый, довольствуясь тем, что есть" (13, 5). Так жил сам ап. Павел, о чем писал Филиппийцам: "умею жить в скудости, умею жить и в изобилии" (4, 12).

Особо заповедует Апостол вспоминать своих наставников, чтобы, имея перед глазами их славный подвиг жизни, подражать их вере: "Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их" (13, 7).

В памяти всех была мученическая кончина апостолов Иакова Заведеева (42 гл.), Иакова брата Господня (62 г.) и многих других. Апостол призывает подражать вере их, т.е. хранить веру в любых обстоятельствах, даже до смерти.

Дата: 2018-12-28, просмотров: 187.