а) Характерные черты первосвященства Иисуса Христа (4, 14 - 5, 10)
Важным преимуществом ветхозаветной религии было первосвященническое служение Аарона и его сыновей; поэтому Апостол доказывает, что и в этом отношении Иисус Христос превосходит их всех. В Лице Иисуса Христа мы имеем "Первосвященника великого, прошедшего небеса, Иисуса Сына Божия" (4, 14), жертвенник Которого есть престол благодати в небесной скинии, к которому мы должны приступать "с дерзновением... чтобы получить милость и обрести благодать" (4, 16).
Первосвященство Христа раскрывается сравнением его с обычным священством:
1) "всякий первосвященник, из человеков избираемый" (5, 1), имеет собственные грехи, и посему он должен как за народ, так и за себя приносить жертвы о грехах" (5, 2-3). Христос также принес жертву, но Он был "искушен во всем, кроме греха" (4, 15), был чужд греха, поэтому Его жертва была только за других;
2) Первосвященник должен "снисходить невежествующим и заблуждающимся, потому что и сам обложен немощью" (5, 2). Христос в высшей мере сострадал немощи человеческой, так как и Сам был обложен немощью плоти (5, 7-8), однако по причине не Своих грехов, а воспринятых Им добровольно грехов народа (2, 17-18).
3) первосвященство Аарона и его преемников было поставлено Богом (Исх. 28-30 гл.). Также и Христос "не Сам Себе присвоил славу быть первосвященником" (5, 5), но поставлен Самим Богом (Пс. 2, 7; 109, 4); поэтому Его первосвященство Бог называет "по чину Мелхиседека" (5, 10; Пс. 109, 4), т.е. вечным, непреходящим.
б) Укорение евреев в косности и непонимании ими христианских истин (5, 11 - 6, 20)
Тайна первосвященства Христа постигается человеком только при условии его духовной зрелости (5, 11). Апостол обращается к евреям с упреком за то, что они не достигли её; вместо того, чтобы быть учителями других, оказывается, что им самим требуется учиться "началам слова Божия"; для них "нужно молоко, а не твердая пища" (5, 12). Они, как младенцы в вере, заблуждаются по причине своих национальных предрассудков. Поэтому Апостол призывает их оставить "начатки учения": "учение о крещении, о возложении рук, о воскресении мертвых и о суде вечном" (6, 2), а поспешить "к совершенству", т.е. к совершенной христианской жизни (6, 1). Указанные здесь пункты входили в первоначальный Символ веры апостольского времени.
Отступая от преподанного учения веры, евреи совершали страшный грех вторичного распятия Христа: "Ибо невозможно - однажды просвещенных и вкусивших дара небесного, и соделавшихся причастниками Духа Святого, и вкусивших благого глагола Божия и сил будущего века, и отпадших опять обновлять покаянием, когда они снова распинают в себе Сына Божия и ругаются Ему" (6, 4-6).
Ап. Павел изображает восходящую лестницу совершенств и последующего падения, при котором уже невозможно покаяние. Это состояние души Спаситель называет хулой на Духа Святого, которая не прощается ни в веке сем, ни в будущей жизни (Мф. 12, 31). Конечно, не по причине недостатка милосердия Божия, но по причине крайнего сатанинского ожесточения и упорства во зле против истины покаяние становится невозможным психологически для таких грешников (это отступление можно сравнивать с падением Денницы и прочих духовных чинов,- покаяние для них невозможно по причине их сознательного противления истине). Апостол сравнивает таких людей с землей, обильно поливаемой дождями, но произращающей терние и волчцы вместо полезного злака: она "негодна и близка к проклятию, конец которого - сожжение" (6, 7-8). Так и отступники, познавшие опытно духовные истины, запечатленные дарами Св. Духа, бывшие участниками таинств и поправшие в себе все святое, "отпавшие", лишаются тем самым единственного средства спасения - покаяния, т.е. ставят себя на Голгофе в лагерь хулителей и распинателей Христа.
Апостол призывает евреев терпеливо трудиться для своего спасения, подобно Аврааму, который, долготерпелив, получил обетование, данное ему от Бога с клятвою (6, 9-15). Пример Авраама доказывает верность обетований Божиих о первосвященстве Христа. Поэтому иудеи должны с чистым сердцем принять Его искупительное и вечное священство и иметь в Нем надежду спасения, которая для души есть "как бы якорь безопасный и крепкий", брошенный в глубину моря (6, 9-20).
Дата: 2018-12-28, просмотров: 227.