а) Превосходство Христа перед пророками (1, 1-3)
Сравнивая оба Завета: Ветхий: и Новый, ап. Павел вначале признает их Божественное происхождение: в обоих говорил и возвещал Свою волю Бог (1, 1-2). Но между ними существует и глубокое различие. Во-первых, из того, что "издревле" Бог открывал Свою волю "многократно и многообразно", следует, что откровения были неполны и несовершенны. Во-вторых, сами личности пророков, как бы они ни были славны пред Богом, несравненно ниже Сына Божия, в Котором Бог говорил "в последние дни" (esi escatwn tvn hmervn), т.е. в недавние дни жизни Спасителя. В кратких, но сильных выражениях Апостол излагает учение о Божественной и человеческой природе Христа: как человека, Его Бог "поставил наследником всего", чрез Него "и веки сотворил" (1, 2) ("веки" ( touz aiwnaz ) дано во множественном числе в согласии с иудейским делением времени на два века: "век сей" и "век грядущий", т.е. век Мессии. Такими образом, Христос есть творец самого времени и всей истории мира в ее различных периодах). "Наследование" или "всего" есть результат искупления Им грехов наших: "совершил Собою очищение грехов наших" (1, 3); Им же совершено и прославление человечества, приобщение его к славе Божества: "воссел одесную величия на высоте" (1, 3). Христос есть "наследник" по человечеству того, что по Божеству принадлежит Ему как Творцу. Как Сын Божий, Он единосущен Отцу: Он есть "сияние славы и образ ипостаси Его" (1, 3) (Бог Отец есть вечный Свет (Ин. 1, 5); от Него рождается также вечный Свет, Который есть Сын Божий, сияние славы Отца. "Ипостась" здесь есть синоним "сущности" ( ausia ). Значительно позже стали отличать ипостась (личность) от усии (сущности)). Как сияние тождественно источнику света по сущности, так и Бог Сын имеет одну сущность с Богом Отцом. В Символе веры сказано об этой тождественности: "Света от Света, Бога Истинного от Бога Истинного". Тот же смысл заключен и в словах: "образ Ипостаси Его" (1, 3), где под ипостасью понимается сущность. Сын Божий есть Творец и Промыслитель мира, Который держит все "словом силы Своей" (1, 3). "Слово" здесь означает образ действования.
б) Превосходство Иисуса Христа перед Ангелами (1, 4 - 2, 18)
Евреи гордились своим законом, потому что он был возвещен при посредстве Ангелов. Апостол доказывает, что Христос превосходнее их, ибо "воссел одесную величия на высоте" (1, 3), т.е. одесную Бога, в то время как Ангелы "суть служебные духи" (1, 14). Прославление Христа выражается в наследовании Им славнейшего имени, чем у Ангелов. Эти имена Апостол приводит из ветхозаветных пророчеств. К Божеству Христа относится имя "Сына Божия" (Пс. 2, 7 и 2 Цар. 7, 14), "Первородного" (1, 6), Христос прямо именуется "Богом", престол, Которого "в век века", т.е. вечен (Пс. 44, 7-8) и "Господом", сотворившим небо и землю, во власти Которого как одежду свернуть их, между тем как лета Его не кончатся (1, 10 - 12, Пс. 101, 26).
Из всех указанных имен, прилагаемых к Иисусу Христу, открывается Его Богоравное достоинство, в то время как об Ангелах сказано: "Ты творишь Ангелами Своими духов и служителями Своими пламенеющий огонь" (1, 7; Пс. 103, 4) (в еврейском подлиннике это место читается так: "Ты творишь ветры Своими вестниками и пламень огня Своими слугами", и оно заключает ту мысль, что у Бога даже стихийные явления могут служить вестником, послом и слугой. Поэтому Ангелы суть не более как тварные, служебные силы у Бога), т.е. все они суть только "служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение" (1, 14).
Иисус Христос превосходит Ангелов не тем только, что Он Сын Божий и Бог, но и тем, что будучи Богом, Он стал совершенным человеком, которому "Бог покорил будущую вселенную" (2, 5), Который добровольно, искупления нашего ради подвергся уничижению и смерти, за что и Бог "славою и честию увенчал Его... все покорил под ноги Его" (2, 7-8; Пс. 8, 7) (слова: "не много Ты унизил его пред Ангелами" (2, 7), сказанные прор. Давидом (Пс. 8, 7), пророчески указывали на Мессию, Который во время крестных страданий был унижен не только по сравнению с Ангелами, но и со всеми людьми (Ис. 53, 3; Пс. 21, 7)).
Как Богочеловек, Он стал "вождем спасения", приводя в первоначальную славу и достоинство род человеческий (2, 3-10).
В ст. 2, 10-18 Апостол излагает причину, почему Сыну Божию нужно было избрать путь уничижения для спасения людей, путь, который связан с величайшим кенозисом Бога. Причина эта в том, что Бог, даровав людям бытие и Свой образ, был единственным, кто мог бы их спасти. А так как люди стали "причастны плоти и крови, то и Он также воспринял оные" (2, 14), чтобы взять на Себя всю ответственность за падение человечества. Но ответственностью их должна была быть смерть, поэтому и Он как человек умирает. Но так как Он был одновременно и Богом, то Своей смертью Он лишил силы "имеющего державу смерти, то есть диавола" (2, 14). Чтобы стать "верным первосвященником пред Богом для умилостивления за грехи народа" (2, 17), Сын Божий и воспринял "семя Авраамово", т.е. воплотился. Благовещение Деве Марии и есть событие этого восприятия, поэтому текст 2, 11-18 читается в этот праздник как Апостольское зачало.
в) Превосходство Иисуса Христа перед Моисеем (3, 1 - 4, 13)
Далее ап. Павел показывает превосходство Христа перед Моисеем, которого иудеи считали великим законодателем Израиля, поставленным Самим Богом. Апостол называет Христа Посланником и Первосвященником (3, 1), т.е. Он одновременно совмещал достоинство и Моисея - посланника, и Аарона - первосвященника. Но Моисей в доме Божием, т.е. в скинии, был только "служитель" (3, 5), Христос же есть "Сын в доме Его" (3, 6), владеющий всем Его достоянием. Под "домом" Божиим Апостол подразумевает Церковь, членами которой являются все верующие (3, 6).
С целью нравственного увещания Апостол воспоминает события из истории евреев времен Моисея, сорокалетнего странствования их по пустыне (3, 7-10; Исх. 17 гл.). Как тогда вследствие отступления от веры многие не вошли в покой обетованной земли, так Израиль в своей религиозной жизни не достиг покоя Божия (3, 11), т.е. праведности. Это был второй покой после лишения первого - райского блаженства. Но поскольку человечество не достигло и этого второго покоя, то явилась новая правда Божия с обетованием нового покоя, достигаемого теперь уже не усилием человека, а через веру, восприятием благодати. Этот покой есть начало вечного, совершенного покоя, вечной субботы, в которую уже вошел первенцем Господь по воскресении ("суббота" по-еврейски значит "покой". Празднование субботы у евреев означало приобщение к вечному "покою" - Царству Божию, открывшемуся с пришествием Христа Спасителя). О том, что это непременно сбудется и что безответны все невнимающие призыву Божию, Апостол удостоверяет свидетельством, что "слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого" (4, 12).
Дата: 2018-12-28, просмотров: 257.