Определение и значение веры (11, 1-3, 6)
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Желая расположить евреев к принятию христианских истин верой, ап. Павел дает вначале теоретическое определение веры: "Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом" (Евр. 11, 1) (то же определение веры дает и катехизис: "Вера есть осуществление ожидаемого, как настоящего, и уверенность в невидимом как видимом").

Апостол здесь указал два свойства веры:

а) "осуществление ожидаемого" достигнуто верой в то, что обетование древних о пришествии в мир Мессии осуществилось теперь в Лице вочеловечившегося Сына Божия (11, 2).

б) Верей достигается "уверенность в невидимом" как видимом и действительном, того, что для неверующих остается невидимым и непознаваемым. Так, "верою познаем, что веки устроены словом Божиим, так что из невидимого произошло видимое" (11, 3). Сила веры заключается в том, что она вводит верующего в Богообщение и он уже в Боге и силой благодати Божией познает все.

На вере основано не только познание обетований Божиих, но и истинное Богопочитание: "А без веры угодить Богу невозможно, ибо надобно, чтобы приходящий к Богу воровал, что Он есть и ищущим Его воздает" (11, 6). Вера открывает свойства Бога как Творца, Вседержителя, Промыслителя и Мздовоздаятеля, а из этого уже следует и то, как Ему служить. Поэтому богопочитание теснейшим образом связано с верой в Бога. Ищущий Бога может убедиться в Его бытии не иначе как на пути веры, а не извне, как испытующий сторонний зритель.

Примеры веры (11, 4-40)

(Евр. 11, 9-10, 17-23, 32-40 читаются в неделю Святых Отец)

а) Примеры веры древних, до потопа (11, 4-7)

Раскрыв вкратце сущность и значение веры, ап. Павел приводит длинный ряд славных предков евреев, достигших праведности именно верой. Апостол начинает не с Адама и Евы, а с их сыновей, потому что сами прародители жили не верой, а непосредственным видением сверхчувственных предметов, которого уже не имели их потомки.

"Верою Авель принес Богу жертву лучшую, нежели Каин" (11, 4); Авель уверовал в исполнение тех обетований, которые Бог объявил прародителям, заповедав им приносить жертвы, т.е. веровал в Искупителя мира, страдания Которого изображались заколанием агнца и пылающей жертвой. Сам Бог засвидетельствовал превосходство Авелевой жертвы, воспламенив ее небесным огнем (Быт. 15, 7) (принципиально иной была жертва Каина. Принесенная от плодов рук своих, она была прообразом идеи самоспасения, крайним выражением "правды от закона", граничащей с заклинательством и шаманством). Верою "он и по смерти говорит еще"(11, 4) - говорит своим подвигом веры, за которую и стал первым мучеником и прообразом Христа, Агнца непорочного, закланного за грехи мира.

"Верою Енох переселен был так, что не видел смерти; и не стало его, потому что Бог переселил его" (11, 5). Енох так угодил Богу своей верой в обетования Его, так был крепок в вере, что и среди всеобщего развращения остался верен Богу, за что и взят живым на небо. Также и пророк Илия взят живым на небо (4 Цар. 2, 5). Енох и Илия были взяты на небо, потому что достигли предопределенной меры благодатного возраста и чистоты внутренней, так что смертное поглощено было жизнью (2 Кор, 5, 4). Свт. И. Златоуст говорит: "Такое событие, разумею переселение Еноха (и Илии), произошло для того, чтобы человечество питало надежду на прекращение смерти... Авелем устрашил, а Енохом внушил ровность о благоугождении Богу" (еп. Никанор, Толк. Апостол, ч. III, стр. 317).

Также и для Ноя вера была главным стимулом в его решимости строить ковчег. Она давала ему силу противостоять всеобщим насмешкам и строить ковчег в надежде на обетование о cпасении в предстоящее грозное посещение Божиt. Своей верой Ной "осудил весь мир", ибо доказал, что мир действительно заслужил наказания, потому что мог бы тоже спастись, подобно праведному Ною.

б) Примеры веры Авраама и Сарры (11, 8-19)

О вере Авраама и Сарры Апостол говорит особенно пространно, так как Авраам есть отец всех по вере, а евреев и по происхождению от него (Быт 12-22 гл.). В чём же высота веры Авраама? В том, что он, поверив и повинуясь призвавшему его Богу, оставил дом и последовал в совершенно неведомую страну. Да и пришедши в обетованную землю, он жил как пришелец, в палатках, как на чужбине; "ибо он ожидал города... которого художник и строитель Бог" (11, 10). Авраам ожидал не настоящего жилища, а будущего, нерукотворенного, имеющего вечное основание на небеси.

Авраам и Сарра показали себя достойными высших благ -и получили их, низшие же приложились сами собой: они стали обладать и всей землей Ханаанской, стали отцами потомства столь великого; "как много звезд на небе, и как бесчислен песок на берегу морском" (11, 12). Но исполнение обетований они получили не при жизни, а "только издали видели оные и радовались" (11, 13). Сам Иисус Христос сказал, что Авраам видел Его пришествие и, видя, возрадовался (Ин. 8, 56).

"Верой Авраам, будучи искушаем, принес в жертву Исаака... почему и получил его в предзнаменование" (11, 17—19), - в предзнаменование того, что в конце времен Сын Божий принесен будет Отцом Своим в жертву за грехи людей; умрет на кресте и в третий день воскреснет.

в) Примеры веры Исаака, Иакова и Иосифа (11, 20-22)

Эти праотцы в своих отцовских благословениях и завещаниях выразили веру в то, что Бог даст им обетованную землю, т.е. поверили в Божии обетовании. Исаак, благословляя, поставляет первым Иакова за его добродетель, выражая этим веру в будущее торжество Правды Божией (Быт. 25, 27-30), Иаков, умирая, благословил каждого сына Иосифа, Ефрема и Манассию, предсказав тем самым, что они войдут в число 12 колен Израилевых (вместо Левия и Иосифа): "и поклонился на конец жезла своего", т.е. выразил веру в обетования Божии праотцам, а через них поклонился и Самому Мессии (Быт. 47, 31). Так и Иосиф дал повеление о перенесении костей своих в землю ханаанскую, потому что верил в обетования Божии (11, 22; Быт. 50, 24-25).

г) Пример веры Моисея (11, 23-29)

Так же подробно, как веру Авраама, изображает Апостол веру Моисея - столь же уважаемого вождя народа израильского (Исх. 2-14 гл.). Верою Моисей чудесно спасся в детстве, ибо родители его не убоялись повеления фараона, но, видя красоту отрока, не отдали умертвить его. Здесь действовала не одна любовь родительская, но верой они чувствовали, что столь прекрасное дитя предназначено Богом к чему-то необычайному. И сам Моисей верою перенес многие скорби и изгнания, ибо он, как и Христос, не за себя страдал, а для освобождения и славы угнетенного народа Божия, веруя в его особую миссию. Скорби Моисея Апостол назвал "поношением Христовым", которое Моисей почитал "большим для себя богатством, нежели Египетские сокровища, ибо он взирал на воздаяние" (11, 26).

"Верою совершил он Пасху и пролитие крови, дабы истребитель первенцев не коснулся их" (11, 28). Вера Моисея была в том, что он уповал на будущее спасительное пролитие Крови Мессией, ибо откуда бы он знал, что кровь овчая остановит смерть? Апостол этим как бы хочет сказать: если тогда кровь овчая сохранила сынов Израилевых невредимыми, то не тем более ли может спасти нас Кровь Христова, Которой помазуем не косяки дверей, но души наши, ибо и сейчас губитель ходит для погубления душ.

"Верою перешли они (т.е. евреи) Чермное море, как по суше, на что покусившись, Египтяне потонули" (11, 29). Такова сила веры. Она спасает нас и тогда, когда мы приходим в положение по-человечески безвыходное. В таком положении оказались евреи: египтяне - сзади, море - впереди них. Казалось, никакого выхода: или погибнуть, или утонуть. Но тут-то и спасла вера: вода расступилась перед ними, как суша, а неверных потопила.

д) Примеры веры после Моисея (11, 30-40)

"Верою пали стены Иерихонские по семидневном обхождении" (11, 30; Нав. 6, 19). Вера израильтян была в том, что они положились не на свое оружие, а на чудесную помощь Божию, ибо, кроме того, что за мощными стенами города укрылись хорошо вооруженные люди, евреи еще больше изнурили себя семикратным обхождением вокруг города. Но вера их оправдалась: при звуках священных труб стены Иерихонские пали сами собой. "Трубные звуки никак не могут разрушить стены, хотя бы кто трубил и 1000 лет; а вера может делать это", - замечает свт. И. Златоуст.

Апостол приводит в пример также веру Раав блудницы, которая уверовала и послужила славе Израиля (11, 31; Нав. 2, 1; 6, 24). "Обновление томной души ее не менее удивительно, чем падение стен Иерихона",- замечает один из русских экзегетов (А. Иванов, Цит. соч., стр. 467). По мысли свт. И. Златоуста, верой этой женщины Апостол хотел особо усилить назидание евреям, ибо оказаться ниже веры знаменитых мужей не так прискорбно, как оказаться ниже лиц совсем неизвестных и незначительных (еп. Никанор, Толк. Апостол, ч. III, стр. 329).

Апостол далее приводит целый ряд веры судей: Гедеона, низложившего Мадианитян, Самсона - филистимлян, Варака - Сисару (Суд. 4, 6, 11, 14); Давида - аммонитян, амаликитян и других (1 Цар. 7, 9-11); Самуила - филистимлян (2 Цар.). Другие выражения силы веры: (11, 34-35): "заграждали уста львов" - как Даниил (Дан. 6, 16-23); "угашали силу огня" - Анания, Азария, Мисаил (Дан. 3, 23-24); "избегали острия меча" - побеждали в войнах (1 Мак. 5, 1-7); "жены получали умерших своих воскресшими" - это чуда великого Илии и Елисея, из которых один воскресил сына сарептской вдовицы, а другой - сына соманитянки (3 Цар. 17, 23; 4 Цар. 4, 34). Но не победа и слава есть торжество веры, а терпение и мужество в испытаниях за веру. Примеры такого мужества в вере и приводит Апостол: "иные же замучены были, не приняв освобождения, дабы получить лучшее воскресение" - как например, Елеазар, семь Маккавеев и их мать. Их терпение Апостол понимает как проявление их веры, ибо только в надежде на будущее воздаяние и воскресение они мужественно терпели все страдания (2 Макк. 6, 18 - 7, 42);

"были побиваемы камнями", как священник Захария, как архидиакон Стефан (2 Пар. 24, 20, 21; Деян. 7 гл.);

"перепиливаемы" - как пророк Исаия (по преданию).

Трогательно само это перечисление злостраданий и подвигов великих мужей древности, сильных верою и духом, "которых весь мир не был достоин" (12, 38),- столько страдали они от мира за веру и правду Божию.

Все они не получили при жизни обещанного, и до сих пор им еще не воздал Бог окончательно Своей полной награды (11, 39). Этим Апостол хочет укрепить евреев, которые тоже многое переносили за веру, а венцов за терпение здесь не получали, отчего некоторые даже приходили в отчаяние. Древние верой получили оправдание, но не получили плодов оправдания, потому что получат их в полноте с исполнением новозаветных времен: "Бог предусмотрел о нас нечто лучшее, дабы они не без нас достигли совершенства" (11, 40), "дабы получить лучшее воскресение" (11, 35), т.е. лучшую участь по воскресении.

"Они предварили нас в подвигах, но не предварят в получении венцов. Это не несправедливость к ним, но честь нам, ибо и они ожидают своих братьев... Бог же определил увенчать всех в одно время" (свт. И. Златоуст).

Дата: 2018-12-28, просмотров: 175.